RSS     Владивосток 21.10.2019 17:41       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

В 2019 году исполнится 140 лет со дня рождения И.В. Сталина. Готовы ли Вы поддержать установку в городах и районах Приморья памятников и мемориальных плит генералиссимусу?


Кто закрыл небо?

Синайская катастрофа в информационном тумане

Спустя почти две недели после крушения российского аэробуса А321 на Синае ясности о причинах самой страшной катастрофы в истории отечественной авиации не прибавилось. Скорее, наоборот. На сплошные «информационные вбросы» и «утки» вокруг трагедии жалуется даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.  

Действительно, не только СМИ (и российские, и зарубежные), но и официальные органы делают громкие заявления, которые потом сами же фактически опровергают. 

«Однозначно ответ на вопрос, была ли на борту бомба, будет получен при экспертной оценке обломков. Это мы, очевидно, не контролируем», – заявляет, в частности, министр иностранных дел Великобритании Филипп Хэммонд. И одновременно он же рассуждает о политических последствиях «возможного теракта» против российского лайнера. 

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, не дожидаясь результатов расследования, сделал собственные выводы. Он назвал авиакатастрофу «преступлением против человечности и нападением на всех». Будто ему уже точно известно, что было именно нападение.

Между тем, ссылаясь на необходимость выяснить все досконально, российские власти не информируют граждан о ходе расследования. По тем же слухам, свидетельствам анонимных источников известно лишь, что взрывчатых веществ на обломках лайнера вроде бы не обнаружено. Окончательные выводы обещают представить через неделю. Напомним, что после подрывов двух российских самолетов чеченскими террористами в августе 2004 года хватило двух дней для установления причин крушения. 

Как утверждают на страницах «Коммерсанта» эксперты (опять-таки анонимные), причастные к расследованию, до сих пор нет никаких улик, однозначно свидетельствующих о внешнем вмешательстве. А потому нет и формальных оснований для переквалификации дела о крушении на статью о терроризме.

Имеющиеся же технические подробности крушения позволяют трактовать их по-разному. Так, странный шум на последних секундах полета, который был зафиксирован расшифрованным черным ящиком, может свидетельствовать о теракте, а может быть признаком взрывной разгерметизации.

Взрывная разгерметизация необязательно последствие взрыва, куда чаще это последствие технической неисправности. Более того, даже на крейсерских высотах она не всегда приводит к гибели самолета. Так, в апреле 1988 года боинг 737-200, совершавший рейс между двумя гавайскими островами, на высоте 7300 метров при скорости 500 км/ч потерял обшивку фюзеляжа, несколько передних рядов кресел оказались под открытым небом. Несмотря на температуру минус 45 градусов, воздействие ветра, в несколько раз превышавшее ураганное, и кислородное голодание, самолет удалось посадить, из 95 пассажиров и членов экипажа погиб один. 

Однако, как утверждают специалисты, в иных случаях разгерметизации крушения не избежать. Как уже понятно, у российского аэробуса на фоне нормального полета и безотказно работавшей техники отломилась хвостовая часть. Не исключено, что произошло это в результате взрыва. Но вполне вероятно, что и без внешнего вмешательства.

Да, и такое бывало в истории авиации. 25 мая 2002 году через 20 минут полета уже набравший высоту 10 600 м боинг 747, принадлежавший китайской авиакомпании, рассыпался над Тайваньским проливом. Катастрофа произошла мгновенно – и, казалось, беспричинно. Однако  экспертам удалось выяснить: самолет развалился в воздухе из-за трещины в  хвосте, который в 1980 году был поврежден во время посадки и некачественно отремонтирован.

Очень похоже на нынешнюю трагедию. Тем более рухнувший на Синае российский лайнер также серьезно повредил хвост при посадке еще в 2001 году. Ну а компания «Когалымавиа», похоже, не является образцом в рачительной эксплуатации воздушных судов. 

Некий пользователь scartman на сайте «КОНТ» дает весьма развернутое описание именно такой – технической – версии с отрывом некачественно отремонтированного хвоста. В частности, он объясняет, что по желанию клиентов (то есть эксплуатирующих лайнеры авиакомпаний) производитель аэробусов уже давно проводит «удешевленный ремонт». Потому что полный соответствует по цене покупке ненового самолета. 

«Не сомневаюсь в том, что если комиссия докопается до истины и мои выводы подтвердятся, авиаконцерн Airbus выйдет сухим из воды. Там наверняка подстраховались на случай подобных ЧП, и вполне может случиться, предъявят официальный документ, что гарантийный срок ремонта давно вышел… Особо хочется акцентировать ваше внимание на словах заместителя гендиректора «Когалымавиа» Андрея Аверьянова, который сказал, что последняя проверка на развитие усталостных трещин была в марте 2014 года… Почему сотрудники «Когалымавиа», зная, что А321 имел в биографии подобное ЧП, не придавали значения регулярной проверке на предмет усталостных трещин?» – пишет автор «разбора полета».

Вопрос представляется риторическим. Понятно, что «эффективные менеджеры» экономили на безопасности ради прибыли. Понятно, и почему «Когалым-авиа» так выгодно подтверждение версии о «внешнем воздействии». Тогда компания ни в чем не виновата – и может дальше возить пассажиров на импортном металлоломе. 

***

И удивительное дело! Обычно после авиационных происшествий меньшего масштаба надзорные органы накладывают запрет на использование самолетов того же типа до выяснения причин. В данном же случае ничего подобного не произошло. «Когалым-авиа» продолжает авиаперевозки на точно таких же аэробусах, потому что других у нее нет. 

«Как, их разве не закрыли?» – выразил  недоумение Бари Алибасов, продюсер поп-группы «На-На». Он оказался на борту самолета этой компании, который загорелся 1 января 2011 года перед взлетом в Сургуте. Тогда погибло «всего» 3 человека. Но и после того, как жертвами стали 224 человека, «Когалымавиа» летает.

Невольно начинаешь предполагать, что у захолустного авиаперевозчика есть высокие покровители. Одни говорят, что к ее созданию имел отношение бывший глава Когалыма, а ныне мэр Москвы Сергей Собянин. А потому и после крутого карьерного скачка продолжал интересоваться ее успехами. Другие утверждают, что дело не в Собянине. У компании и без того «крутые» владельцы.

«Когалымавиа» принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», которую учредил турецкий бизнесмен Хамит Джанкут Багана, а также группа предпринимателей – выходцев с Северного Кавказа. «Источники» же утверждают, что еще в 1990-е годы чеченские «беженцы-нефтяники» обосновались в ХМАО. Тогда и начался их бизнес, в том числе, авиационный, но главной всегда оставалась нефть. Так что похоже, «Когалымавиа» не в одиночку отстаивает версию «внешнего воздействия».  

К тому же у нее в союзниках сам Airbus. Катастрофа произошла не из-за самолета, уже заявил вице-президент Airbus Стефан Шаффрат. Еще бы! Кому хочется лишаться репутации производителей самых безопасных лайнеров. 

По своим причинам буквально проталкивают версию о теракте и «наши западные партнеры». Для дискредитации российской операции против ИГИЛ это очень удобный информационный повод. Смотрите-де россияне, какую непомерную цену приходится вам платить за участие в «чужой войне». Глядишь, Москва и свернет военную помощь президенту Асаду. 

Что касается Египта, власти этой страны, безусловно, заинтересованы доказать, что полностью обеспечивают безопасность, а потому настаивают на «технической версии». Впрочем, будучи зависимыми от внешних сил, уже не так и настаивают. И даже одобрили участие ФБР и других экспертов из США в расследовании, о чем заявил египетский министр иностранных дел Самех Шукри. При этом совершенно непонятно, какое американская сторона имеет отношение к крушению. 

***

До определенного момента казалось, что российские власти хотят установить истину о причинах гибели рейса KGL 9268. Но 6 ноября произошло беспрецедентное событие, внятных объяснений которому до сих пор не дали. Россия полностью прекратила авиасообщение с Египтом. Случилось это после того, как руководитель ФСБ Александр Бортников предложил прекратить полеты. Указ о приостановке подписан президентом.

Заметим, закрытым оказался весь Египет. При этом и в Шарм-эль-Шейхе спокойно. Хотя нельзя исключать, что серьезные нарушения в аэропорту города привели к проникновению на борт посторонних, закладке взрывного устройства и т.п. К тому же на некоторых территориях Синайского полуострова идут бои. Однако чем провинились, например, Хургада или Каир? 

Еще накануне ничто не предвещало подобных мер. Напротив, российский МИД призывал Великобританию, которая за день до этого решила прекратить полеты в Шарм-эль-Шейх и эвакуировать своих туристов, не нагнетать обстановку. 

Лондон ссылался  на якобы имеющиеся у британских спецслужб перехваты телефонных переговоров террористов. Вскоре состоялся телефонный разговор президента Путина и британского премьера Дэвида Кэмерона. Вот после этого египетское небо для россиян и закрыли.

«Что такого мог сказать Кэмерон? Кого – и от каких угроз – спасают?» – обеспокоены российские граждане. Спокойствия не прибавляет и поведение официальных лиц. «Кэмерон не назвал причину крушения российского лайнера в разговоре», – уверяет кремлевская пресс-служба. Премьер Медведев заявляет, что версия о теракте проверяется, но не вышла на первый план.

Но в чем же дело? Тем более пассажиров из Египта вывозят без багажа. Его отдельно, на грузовых самолетах, доставляют в Москву. И только потом собираются развозить по регионам. Вице-премьер Аркадий Дворкович отчитывается будто об эвакуации советской промышленности в годы Великой Отечественной. По последним данным, вывезено 11 000 из 79 000 находившихся в Египте российских туристов и 200 тонн багажа.  

Неудобно, нелепо, затратно. Чего, конечно, не вытерпишь ради безопасности. Вот только в безопасности ли дело? 

«В соответствии с решением Национального антитеррористического комитета, в связи с реальными угрозами совершения актов незаконного вмешательства в деятельность российских авиакомпаний, для снижения рисков до особого указания… приостановлено выполнение всех регулярных, транзитных и чартерных рейсов с пассажирами на борту в населенные пункты на территории Арабской Республики Египет» – такое сообщение оперативного штаба размещено на сайтах Росавиации и Ростуризма.  

Но почему же, как обычно бывает в таких случаях, нет официальных решений об опасности пребывания в Египте МИДа, Рос­туризма и Министерства культуры? А ведь на основании именно таких решений туристам, скажем, возвращают деньги за путевки. 

Сейчас же им вместо компенсаций предлагают лететь… в Турцию. Напомним, Турция – главный конкурент Египта за россиян-туристов. При этом данная страна ну никак не безопаснее Египта. Особенно последние полгода, когда в Турции постоянно происходят кровавые теракты, организаторами которых называют игиловцев.  

С точки зрения сохранения жизни и здоровья россиян такое перенаправление выглядит абсурдно. А вот с точки зрения геополитики – вовсе нет. Дружественные России и поддерживающие нашу операцию в Сирии власти Египта оказываются в очень тяжелом положении, так как доходы от туризма значительно уменьшатся. Турция же, член НАТО, почти открыто помогающая ИГИЛ, становится выгодополучателем. А значит, и те, кто стоит за спиной режима Эрдогана, разжигая его руками пламя на Ближнем Востоке.

***

Ну а кто же, кроме Египта, несет потери? «Мы в шоке. Долгожданный отпуск, копили весь год. Хороший подарок от правительства! А что Турция? Там зимой холодно. Вы думаете, у всех отпуск летом? Знаете, каково в Мурманске жить, где полярная ночь полтора месяца!» – подобных откликов сейчас в социальных сетях множество. 

Не оценили россияне забот правительства. Недаром одними из самых популярных в интернете стали запросы: как добраться до Египта «на поезде», «по морю», «через Турцию», «через Минск». И если с поездом и морем может быть затруднительно, то последние варианты вполне реальны. «Белавиа», возможно, скоро запустит в Шарм-эль-Шейх чартеры для россиян – вдобавок к «устрицам из Белоруссии», появившимся в результате продовольственных санкций.

Российские же туристические фирмы потеряют до 60% зимнего дохода. 

«Это не мои заботы, я в Египет не летаю», – наверняка подумает кто-то. И впрямь, в этом году в Египте побывало около 1,7 млн россиян, чуть больше 1% граждан. А вот платить за возникшие проблемы теперь придется всем. В том числе и тем, кто не имеет возможности ездить по курортам.

Только на вывоз туристов из бюджета нынешнего года планируется выделить 1 млрд рублей. На деле, денег наверняка понадобится больше – страшно представить, сколько будет только случаев утраченного багажа. А уж сколько по известной российской традиции из этой суммы пойдет на распилы… 

А что если Кэмерон (или кто-нибудь другой) рассказал Путину вовсе не об угрозах ИГИЛ? И озабочены они не безопасностью наших граждан, а, например, свержением Башара Асада, ослаблением египетского президента Ас-Сиси и помощью Турции? России, предположим, намекнули, что производителю аэробусов могут очень не понравиться результаты следствия, свидетельствующие о вине компании. И останется тогда российский авиапарк (минимум, на 85% импортный) без необходимых запчастей и обслуживания. В условиях импортозамещения по-российски предлог для шантажа найти несложно... 

Когда в расследовании катастроф главным становится большая политика, на установление истины шансов мало. Примером служит и история малайзийского боинга, сбитого над Донбассом. Похоже, в этом смысле российский аэробус может повторить его судьбу. Глава президентской администрации Сергей Иванов уже выразил сомнения, что о причинах крушения объявят в этом году. А будут ли достоверные результаты  вообще?

Екатерина ПОЛЬГУЕВА

Газета "Советская Россия"

13 Ноября 2015

Добавлено пользователем: Андрей Бегун
Поделиться:

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Copyright © 2006-2019, Приморское краевое отделение КПРФ, свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-72318 от 28 февраля 2018 г.

Зарегистрированно Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель: Приморское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Главный редактор: и.о. главного редактора Куликов Г.П.
Адрес редации: komitet@pkokprf.ru Телефон: (423) 2-45-48-02

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design