RSS     Владивосток 19.03.2024 16:42       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


И всё-таки классовая борьба неминуема

Одним из ключевых положений теории научного социализма является то, которое говорит нам, что настоящей движущей силой развития общества, силой, способной изменить жизнь к лучшему, являются люди труда, создающие все материальные и духовные основы жизни. Где же сегодня эта сила? Обладают ли соответствующим потенциалом современные работники? Несомненно, да. Но требуется время, чтобы этот потенциал был ими осознан.

В СЛОЖНЫХ условиях разрушения прежних социалистических отношений и становления новых капиталистических очень непросто было трудящемуся человеку определить своё истинное место и роль в изменившейся системе ценностей. Люди, родившиеся при социализме, никогда не видевшие и не знавшие нерекламной стороны капитализма, сначала должны были на своей шкуре почувствовать всю несправедливость этой системы по отношению к рабочему человеку.

Более четверти века ухудшение жизни наёмных работников идёт по всем направлениям. Уже нет необходимости кому бы то ни было доказывать, что так дальше жить нельзя: это стало очевидным для подавляющего большинства населения. Вопрос в том, что и как менять.

Варианты «спасения страны» предлагаются разные, но каждый из них выражает интересы разных классов и социальных слоёв. А поскольку в стране правит капитал, то рабочему человеку чаще всего подсовывают такие варианты «спасения Отечества», от которых ему становится жить всё тошнее. Следовательно, работникам наёмного труда есть смысл твёрдо уяснить для себя, во-первых, что, кроме их самих, о них никто не позаботится и менять условия жизни им придётся «своею собственной рукой», а во-вторых, что сила трудящихся — в их единстве и солидарности. Хотя эти принципы давно известны, но в реальной жизни промышленные рабочие и наёмные, эксплуатируемые труженики других сфер приходят к таким выводам не сразу. Но приходят неизбежно, так как ситуация в стране вынуждает.

Послушаем, что сами пролетарии сегодня говорят о своей жизни.

Недовольство работников условиями труда и размером своих систематически уменьшающихся доходов начинает постепенно нарастать. Да и как может быть иначе, если с каждым годом и правительство, и собственники предприятий, вежливо именуемые на официальном языке работодателями, всё более беспощадно урезают права и льготы, которые когда-то предоставила работникам Советская власть. Прежде всего это касается различных надбавок: за вредность, тяжёлые условия труда, стаж работы, квалификацию и т.п.

Но приходится с горечью признавать, что против интересов людей наёмного труда «работают» их непомерное законопослушание и недооценка своих возможностей бороться за свои интересы. Поэтому до открытых форм борьбы пока не доходит. В основном работники сегодня пытаются бороться подачей жалоб в различные инстанции. В общении со своими знакомыми, как и в откровениях их товарищей по классу, размещаемых в интернет-пространстве, приходится чаще всего слышать небоевые рассуждения.

«Я работаю в литейке заливщиком свинцово-оловянистых сплавов. Это — первая категория вредности. Я и мой коллега уже пенсионеры. Руководство предприятия исхитрилось убрать все льготы за вредность на нашем производстве. Причём сделано это очень интересно. Мы с напарником по-прежнему получаем все льготы за вредность производства, но тем, кто придёт после нас, будут начислять зарплату как обычным слесарям, без каких-либо льгот за вредное производство.

Впрочем, у нас их тоже попытались отнять. Пришлось нам на эту тему вести разбор новых порядков с администрацией, с представителем профсоюза и специалистом отдела техники безопасности. После него представители интересов капиталиста сразу забегали, поменяли все бумажки в цехе на старые, опять всё наше производство стало по-прежнему считаться вредным. Но, как я понимаю, ровно до нашего с напарником увольнения».

Надо отметить, что это весьма характерный способ сокращения полагающихся дополнительных выплат и льгот у поступающих на работу новых сотрудников. При этом те работники, которые трудятся на предприятии давно, зачастую не спешат выступить против подобной несправедливости: ведь они-то в более привилегированном положении.

Вот ещё одно высказывание на ту же тему:

«Режут оплату за вредность условий труда (а она у нас вполне реальная) прежде всего у вновь устроившихся рабочих. В частности, у них нет дополнительных дней отпуска, предусмотренных законом для тех, кто работает во вредных производственных условиях. Вновь устроившиеся не сильно придают значение этому их ущемлению, не торопятся за свои интересы бороться. Просто никто не хочет тратить время из-за 4 дополнительных дней к отпуску. А если бы и хотели, то всё равно мы слишком не организованны и малочисленны и не знаем, как давить на верхи. Да и, откровенно говоря, боязно высовываться. Ребята все вокруг нормальные, но… у всех забот полон рот. Надо деньги на жизнь зарабатывать, а тут какие-то бучи ради призрачных перспектив… В общем, не готовы мы ещё к классовой борьбе. Не созрели ещё пока. Да и борьбе тоже надо учиться, а никто не учит, ждут, когда всё само собой произойдёт».

Да, у тех, кто назвал себя борцами за дело трудящихся, пока господствует расчёт на стихийность рабочей борьбы. А самим рабочим начинать серьёзно протестовать небольшими группами действительно боязно. Ведь от тех, кто «поактивней», наниматели всеми способами пытаются избавиться. А если потеряешь работу, на что жить? Именно поэтому, давая подобного рода интервью, мои собеседники чаще всего предпочитают не называть ни своего имени, ни места работы.

Но за рабочие места держатся в основном там, где зарплата ещё достаточно высока, а условия приемлемы, так как есть ещё за что бояться, есть что терять. Там, где этих условий нет, картина может быть несколько иной.

«Из наших депо рабочие увольняются. В Вологде в мае — июне уволилось 40 человек. В Абакане народ пачками сваливает. Новая Чара — тоже человек 50 уволилось за май и июнь. Наша организация избегает сокращения, поэтому ждёт естественного оттока кадров. Это выгодно, по сокращению платить не надо».

Это важный момент для понимания психологии и поведения работающих людей. Там, где есть возможность найти другое, более выгодное и удобное место работы, бороться за свои права не спешат. В этом случае естественно стремление перейти без особых осложнений на другое место работы. В первую очередь этой возможностью пользуются наиболее квалифицированные специалисты либо работники востребованных дефицитных специальностей.

Однако всему есть предел. И на сегодняшний день можно с уверенностью сказать: рабочие, хотя пока ещё робко и разрозненно, но начинают искать способы защиты своих интересов. В подтверждение приведём слова одного из сварщиков:

«У нас хотели срезать рабочим дополнительный отпуск. Кузнецам — на 10 дней, сварщикам — на 7, а аккумуляторщикам — на 14 дней уменьшить. После того как мы с коллегами коллективно обратились в надзорные органы, начальство отказалось пока от своих антипролетарских намерений. Сейчас суетятся, бегают, пытаются придираться к каждой мелочи, а представители «карманного» профсоюза с ними заодно. Но мы готовы отстаивать свои права и права товарищей, и руководство нас начинает побаиваться».

Из всего сказанного выше важен тот вывод, что подвижки в сознании рабочих уже начались. Им уже есть с чем сравнивать: как было до и как теперь. А активности их действиям не хватает потому, что это «теперь» хотя и хуже, но ещё «жить можно». Пока ещё можно терпеть, так как в основном урезание начинается с льгот и премий, которые многим кажутся необязательным дополнением. Главное — чтобы основная зарплата была достаточной. А вот когда зарплаты становится «недостаточно», терпение кончается довольно быстро.

Когда придёт осознание необходимости классовой борьбы большинством трудящихся, когда требования работников будут обращены не только к местной и региональной администрации, но и к федеральным органам, когда протестные действия в одном регионе в знак солидарности будут поддержаны выступлениями в других городах и регионах страны, только тогда и начнётся настоящая пролетарская борьба за достойную жизнь людей труда.

Отрадно, что это движение в этом направлении уже началось. Вся последующая практика его развития будет неумолимо свидетельствовать: что нет иного пути достижения справедливой жизни для рабочего человека, кроме того, который указывает научный социализм.

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

23 Августа 2019

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design