RSS     Владивосток 20.04.2024 01:19       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


Космос начинается на земле

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток», пилотируемый советским космонавтом Юрием Гагариным. Длительность первого орбитального полета корабля вокруг Земли составила 108 минут. Это событие имело эпохальное значение, а Юрий Гагарин, первый в истории летчик-космонавт, приобрел всемирную известность. Накануне годовщины знаменательной даты Президиум Верховного Совета СССР учредил новый праздник — День космонавтики, который позднее получил международный статус. Этот праздник в очередной раз мы отмечаем и в эти дни. В подготовке многочисленных стартов принимал участие лауреат Государственной премии СССР в области космической техники, ветеран Байконура, полковник в отставке, член президиума контрольно – ревизионной комиссии Самарского областного отделения КПРФ Михаил Маслянцев. Сегодня он отвечает на вопросы нашего корреспондента.

Вспомним всех поименно

-Михаил Викторович, насколько я знаю, на Байконуре вы участвовали в испытаниях и подготовке к запуску около двухсот различных космических аппаратов, неоднократно встречались с Юрием Гагариным, долгое время работали под непосредственным руководством второго космонавта СССР Германа Титова. Сегодня , накануне праздника , самое время вспомнить о друзьях – товарищах и событиях тех далеких дней.

— Я о них и так часто вспоминаю, ведь это были очень близкие, я бы даже сказал – родные мне люди. А то время считаю лучшим в моей жизни. После окончания Ленинградской военно – артиллерийской академии молодым лейтенантом в составе группы испытателей — комсомольцев я прибыл на станцию Тюра-Там для прохождения службы в «Ташкенте-90», будущем Байконуре. Я тогда, конечно, знать не мог, что останусь здесь надолго. Более трех десятков лет моей жизни связано с космодромом и ракетной техникой, которую спроектировали и создали выдающиеся советские ученые, талантливые конструкторы и производственные коллективы. У истоков советской космонавтики стояла партия коммунистов во главе с Иосифом Висссарионовичем Сталиным, 140-летие со дня рождения которого мы недавно отметили. В эту историю золотыми буквами вписано имя Сергея Павловича Королёва, в конструкторском бюро которого была создана знаменитая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Над подобными ракетами работали и в коллективах, которыми руководили академики М.К.Янгель и В.Н. Челомей. К тому времени уже испытали атомную бомбу, но не было средств доставки ядерного оружия.

«Если бы мы не создали ракеты, которые способны доставить ядерные заряды на территорию США, возможно , они подчинили бы себе весь мир, уничтожив Россию и Китай» — так позднее оценивал ситуацию министр обороны СССР, маршал Дмитрий Язов.

Для ракеты Р-7, созданной Королевым, нужен был новый полигон, с полями падения для отделяемых ступеней и возможностью траекторных измерений. Капустин Яр этим требованиям не соответствовал. Несколько вариантов было предложено на одном из заседаний Политбюро в феврале 1955 года. Докладывал маршал Г.К. Жуков. Он перечислил несколько регионов и предложил Казахстан, разъезд Тюра-Там. Присутствовавший на заседании С.П. Королев ответил сомневавшимся в правильности выбора: «Поверьте моему слову, когда узнают люди — спасибо нам скажут».

В декабре того же года строительством полигона занималось уже около двух тысяч человек. Прокладывались дороги, различные коммуникации, строилось жилье и стартовые площадки.

— Интересно, каким было ваше первое впечатление от Тюра — Там и «Ташкента -90», будущего Байконура?

— Впечатление было ошеломляющим. Перед глазами ещё стоял Ленинград, его проспекты и дворцы. И вдруг небольшая железнодорожная станция, которую называли еще и разъездом, а вокруг нее — бескрайняя степь, где-то за горизонтом Аральское море. Видны были какие-то бараки и мазанки, а вдалеке огромная ракета Р-7, стоявшая под углом к бетонной площадке. Мне тогда показалось, что она уже готова стремительно уйти в космические дали. Но до старта было ещё далеко. Перед каждым из них мы проводили значительный объем монтажно-испытательных работ, проверяли систему управления ракетой. Уроки по монтажу мне давал Лёнька Чижиков — простой парень из авиационного завода г. Куйбышева — так называлась тогда теперешняя Самара. Впоследствии он окончил авиационный институт и стал высококвалифицированным инженером. Горжусь тем, что моим учителем и наставником был капитан Юрий Александрович Микенин, в годы войны — фронтовой техник штурмовиков Ил-2. Навсегда останется в памяти старший инженер – испытатель Первого научно- исследовательского управлении Борис Николаевич Климов — высококлассный специалист самого первого поколения воспитанников Королева. Командиром войсковой части, где я начал службу лейтенантом, был участник Великой Отечественной войны подполковник Андрей Григорьевич Гонтаренко, впоследствии генерал. Это были светлые, доброжелательные люди и вместе с тем требовательные командиры.

Хорошо помню, как готовили к полету корабль, на котором отправился в космос Герман Титов. Чтобы принять личное участие в подготовке к стартам Валерия Быковского и Валентины Терешковой, в Байконур прилетел Юрий Гагарин. Площадь перед штабом полигона едва вместила всех желающих приветствовать первого космонавта планеты. Пламенную речь произнес начальник политотдела, фронтовик, Герой Советского Союза полковник Михаил Иванович Дружинин. Затем выступил Юрий Гагарин. Помню, как он говорил: просто, негромко, слегка глуховатым голосом, но искренно и проникновенно о важности встреч с испытателями, монтажниками и другими специалистами, которые готовят к старту космические корабли: «Жизнь показала, что такие встречи мне и моим товарищам чрезвычайно необходимы. Они укрепляют нашу решимость выполнить любые поставленные партией задачи, какими бы они сложными ни были».

Конечно, нас интересовали подробности первого полета. Ходили разговоры, что не всё было гладко. Но мы прекрасно понимали, что эта информация не для общего пользования. Через много лет, на одном из совещаний, я услышал от академика Чертока, соратника Королёва, что было зафиксировано одиннадцать нештатных ситуаций, которые при поддержке наземных служб успешно преодолел Юрий Гагарин: «Полет был первым, какие-то проблемы испытатели просто не могли предвидеть. Сказалась определенным образом и спешка, ведь мы не могли допустить, чтобы американцы оказались в космосе первыми».

В начале шестидесятых годов началось и до сих пор продолжается соревнование ведущих стран в освоении космоса. К сожалению, в истории Байконура имели место трагические события. При подготовке к пуску на космодроме 24 октября 1960 произошел взрыв межконтинентальной баллистической ракеты . В результате погибло 126 человек, в том числе главный маршал артиллерии М.И. Неделин — главком РВСН. Через три года, тоже 24 октября, в шахте, где была ракета Р-9, произошёл пожар из-за утечки кислорода. Погибли восемь военных испытателей. Вот почему на этот скорбный день за весь период существования космодрома Байконур никакие пусковые работы не планируются и не проводятся.

Космос всегда был и останется опасным для человека, хотя техника постоянно совершенствуется. Одним из самых надежных космических кораблей на протяжение десятилетий был и остается «Союз»- это детище Центрального специализированного конструкторского бюро( ЦСКБ) и завода « Прогресс», которые были созданы в Куйбышеве в послевоенные годы .Сейчас они обьединены в единый ракетно- космический центр « Прогресс». Недавно в Самаре был установлен памятник бывшему руководителю этого славного коллектива, выдающемуся конструктору космических аппаратов Дмитрию Ильичу Козлову, дважды Герою социалистического труда, члену – корреспонденту РАН. Мы с ним состояли на учете в одной партийной организации, естественно, обсуждали проблемы российской космонавтики, делились тревожными мыслями.

— Мне тоже довелось общаться с Дмитрием Ильичом. Он был и остался коммунистом до последних своих дней. И ситуацию в космической отрасли всегда оценивал с партийных позиций.

— Именно так. Он же видел, что у нас творится на предприятиях космической отрасли. С началом приватизации сразу приступили к дележке этого жирного пирога, которая сопровождалась перетягиванием одеял. Вся система управления космической отраслью была разрушена. Упразднили военных испытателей на полигонах. На предприятиях не стало военных представителей- военпредов, которые вместе с отделами технического контроля стояли на страже качества продукции космического назначения. И начались многочисленные аварии. В девяностые годы в частные руки, в том числе и зарубежные, попали элементы секретных космических технологий и уникальных технических решений.

Руководство Самарского РКЦ « Прогресс», сначала Дмитрий Козлов, а потом генеральный директор Александр Кирилин долго сопротивлялись приватизаторам из « Роскосмоса». В итоге «Прогресс» все-таки сделали акционерным обществом . А Кирилина всё-таки выдавили из предприятия с помощью уголовного дела. Обвинение основывалось на завышении цен при покупке оборудования и присвоении какого-то имущества на смешную по нынешним временам сумму. Коммунисты Самары встали на защиту Кирилина. Ведь все цены согласовывались с «Роскосмосом» и делать его единственным виновником финансовых нарушений было по меньшей мере несправедливо.

Исход уголовного дела мне неизвестен, но сейчас обязанности генерального директора исполняет другой человек. В целом же ситуация в госкорпорации « Роскосмос» вызывает и удивление, и тревогу. В советские времена тоже были аварии, но тогда в космосе делались первые шаги. Теперь уже накоплен огромный опыт, совершеннее стали ракеты и другая техника, но вместе с чередой неудач на стартах нас преследуют какие-то нелепые помехи: то трещина в разгонном блоке « Фрегат», то отверстие в обшивке « Союза». Поражают размах коррупции и обычного воровства в космической отрасли. Особенно на космодроме «Восточный». Ущерб от нарушений Генеральная прокуратура оценила в 10 с лишним миллиардов рублей. Возбуждено свыше 140 уголовных дел. За мошенничество и злоупотребления служебным положением осуждено 58 человек. Не брезгуют в структурах «Роскосмоса» и обычными мошенническими приемами, вроде начисления зарплаты «мертвым душам», которые лишь числятся в штатном расписании.

Причем, все эти безобразия продолжаются не один год. Определенные надежды были связаны с назначением генеральным директором «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, но время идет, а реального улучшения в работе космического ведомства что-то не наблюдается. Мечтания у него, конечно, замечательные , то с Луной связаны, то с Марсом, но на грешной нашей земле проблемы только множатся. Не видно пока зримых перспектив у ракет семейства « Ангара», хотя с ними были связаны немалые надежды и вложены деньги тоже немалые. Почти одновременно с « Ангарой» начали строить многофункциональный лабораторный модуль « Наука». Сроки запуска неоднократно переносились. В 2016 году в топливных баках была обнаружена, как сообщали СМИ, металлическая стружка, время пуска снова пришлось отложить. «Наука» , как считают специалисты, должна стать основой национальной космической станции, когда прекратит свою работу действующая пока МКС. Запуск модуля намечен на 2020 год с космодрома Байконур на ракете « Протон». По поводу осуществимости этого мероприятия российская пресса уже на раз высказывала большие сомнения. К тому же на орбите может оказаться неработоспособный модуль. И « Роскосмос» окончательно потеряет репутацию на международной арене. Вот такие невеселые прогнозы, поживем- увидим.

Но уже и сейчас видим, что многие вчерашние партнеры отказываются от сотрудничества с Россией, и причина вовсе не в присоединении Крыма. Мы утратили ведущие позиции, которые были завоеваны советской страной в космической сфере. Созданный для Египта спутник связи перестал работать через год после запуска на орбиту. Космический аппарат , созданный для Анголы, тоже сразу же стал работать с перебоями. Южная Корея начала было сотрудничать с нами по созданию легкого носителя, но второй вариант ракеты разработала уже самостоятельно. С нами просто становится невыгодно сотрудничать.

Наступит время, когда США начнут доставлять астронавтов на МКС собственными пилотируемыми космическими кораблями. После этого «Роскосмос» будет недосчитывать ежегодно полмиллиарда долларов. А сколько миллиардов уже потеряно, никто, похоже, не считал.

— Что, на ваш взгляд, можно и нужно сделать в этой ситуации, пока страна окончательно не утратила былой авторитет великой космической державы.

— Научный и технический потенциал России ещё достаточно высок благодаря советскому наследию. Проблема в том, как его использовать, какие задачи ставятся, как и кем они реализуются. Главным документом является федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы, утвержденная постановлением правительства. Когда читаешь эту программу, складывается впечатление, что речь идёт всего лишь о намерениях гуманитарного характера. В целях этой программы ничего не сказано о решении каких-то оборонных задач. Речь идет об услугах в социально- экономической сфере, об интересах науки, о международном сотрудничестве, а так же защите населения от ЧП природного и техногенного характера. Все это, конечно, хорошо, но невольно возникает вопрос, знают ли составители этой программы и те, кто ее утверждал, об опасности, грозящей нам из космоса. Ведь именно там создана нашими «партнерами» огромная группировка , в разы превосходящая нашу, причём не только для оказания услуг населению.

Программ разбита на два этапа. Первый предусматривает нарастить нашу космическую группировку до минимально необходимого состава. Причём, аппаратами, «созданными в предшествующий период». Новые, видимо, создаваться не будут. Это предположение подтверждает и второй этап программы. В нём говорится, что разработка наиболее приоритетных космических комплексов ожидается после 2025 года. А ведь программа рассчитана до этой даты. Поневоле возникает вопрос: почему разработка приоритетных комплексов не включена в теперешнюю программу? Причем, она составлена так, что в любом случае она будет выполнена — хотя бы в основном, сколько ни воруй и не вкладывай миллиарды в фантастические проекты.

На мой взгляд , этот документ нуждается в доработке. Но еще больше в «доработке» нуждается руководство корпорации. Создавалась она по инициативе тогдашнего вице-премьера Дмитрия Рогозина, по его словам, « с целью обеспечения единства управления ракетно-космической отраслью». В мае 2018 года он и возглавил корпорацию. «Единство» пока хорошо проявляется в нарушениях финансовой дисциплины при строительстве космодрома « Восточный». И в туманности перспектив.

Ситуацию можно поправить, если установить жёсткий контроль за расходованием средств до того, пока их не «распилили». Нужна конкуренция, чтобы денежные потоки распределялись не по симпатиям высокого начальства, а с учетом реальных возможностей коллективов. Давно пора использовать советский опыт по контролю за качеством выпускаемых изделий.

Важнейшей проблемой остается кадровая. Она одним махом не решается. Нужна кропотливая и настойчивая работа по подготовке специалистов. С многими выдающимися ракетчиками советских времен мне довелось общаться, о других могу судить по их замечательным делам. Добрым словом хочется вспомнить лауреата Госпремии СССР генерал – майора А.П. Завалишина, заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации ,генерального директора КБ « Солют» А.К. Недайводу и многих других. В советские времена предприятиями отрасли руководили генеральные конструкторы, которые посвятили этому делу десятилетия своей жизни. Именно тогда кадры решали все. Они были профессионалами высочайшего класса и патриотами своей страны.

Теперешние управленцы – мастера на все руки, должности меняют, как перчатки. Прежде чем возглавить «Роскосмос», предшественник Рогозина Игорь Комаров руководил выпуском машин на ВАЗе, хотя автомобили и ракеты — далеко не одно и то же. Теперь он — полпред президента в Приволжском федеральном округе. Сменивший его Дмитрий Рогозин – доктор сразу двух наук. И морскими делами занимался, и пограничными. В каких только фондах не был наблюдателем и где только не председательствовал. Но все равно — не Королев, не Янгель, не Челомей и не Козлов. В них была сила нашей космической отрасли. А что в теперешних «многостаночниках» — догадаться не трудно.

— Михаил Викторович, спасибо за интересную беседу. С наступающим праздников вас и всех бывших и нынешних работников космической отрасли России!

Сайт ЦК КПРФ.

11 Апреля 2020

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design