Важнейшее для России и всего мира географическое открытие землепроходцев и мореплавателей на Дальнем Востоке, на Тихоокеанском побережье побудили Петра I отправить на Камчатку экспедицию для решения важных географических вопросов необходимых для усиления влияния России в данном районе, расширения торговых, экономических связей с другими странами.
В конце 1724 года издается правительственный Указ о снаряжении «Сибирской экспедиции», в последующем получившей название Первой Камчатской экспедиции (1725-1730гг.), возглавляли которую офицеры русского флота капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Петр1 собственноручно написал руководителю экспедиции Берингу инструкцию, которая называлась «… об открытии соединения Азии с Америкой». (Открытие С.Дежнева о возможности плавания из Северного Ледовитого океана в Тихий океан стало известно позже).
Летом 1728 года Беринг и Чириков отправились из устья реки Камчатки на северо-восток. Пройдя большой путь, они подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, впоследствии названного Беринговым. Экспедиция проделала значительную исследовательскую работу. Весной 1732 года был издан Указ о снаряжении 2-ой Камчатской экспедиции (1733-1741 гг.) с задачей расширения русских владений и увеличения подданных России, которую снова возглавили Беринг и Чириков.
Пакетботы «Св.Петр» и «Св.Павел» в октябре 1740 года вошли в Авачинскую бухту, где было устроено поселение.
В июне 1741 г. пакетботы «Св.Петр» под командованием Беринга и «Св.Павел» под командованием уже капитана А.Чирикова вышли из Петропавловска на поиск путей к побережью Северной Америки. Беринг погиб на обратном пути недалеко от Камчатки, на острове, который носит теперь его имя, Чириков же возвратился тяжело больной. Несмотря на потери и жертвы, в целом экспедиция была успешной. Было открыто западное побережье Северной Америки и установлено расстояние, разделяющее Азию и Америку в пределах 50-60 градуса Северной широты. Они также открыли некоторые из Американских островов. Открытия участников Второй Камчатской экспедиции раскрыли широкие горизонты для дальнейших исследований в северо-восточной части Тихого океана.
Царским Указом от 9 апреля 1812 года Петропавловский острог объявлялся военнымпортом. Впоследствии, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского в Авачинскую губу была переведена из Охотска главная база морских сил на Тихом океане. 16 февраля 1850 года командиром Петропавловского порта и одновременно Камчатским военным губернатором был назначен опытный моряк, участвовавший в 2-х кругосветных плаваниях, капитан 1 ранга Василий Степанович Завойко, произведенный в 1853 году в генерал-майоры.
В ходе русско-турецкой, так называемой Крымской войны, в 1853-1856 годах боевые действия между Россией и Турцией, поддержанной Англией и Францией, велись на всех морских театрах. Для укрепления своего положения на морях Тихого океана, уничтожения российских кораблей, находящихся там и разгрома опорных пунктов флота на Дальнем Востоке, таких как Петропавловский военный порт, на Тихий океан была отправлена объединенная англо-французская эскадра под командованием контр-адмирала Прайса и контр-адмирала Феврие де Пуанта.
В Петропавловске получили свое первое боевое крещение морские силы России на Тихом океане.
В период с 18 по 24 августа 1854 года силам союзников, состоявших из 3 фрегатов, пароходо-фрегата, корвета и брига при 218 орудиях и 2600 человек экипажей и войск десанта противостоял гарнизон города, насчитывающий 920 человек, фрегат «Аврора» и транспорт «Диана» при 67 орудиях. Руководил обороной Камчатский военный губернатор генерал-майор Завойко.
18-19 августа противник произвел бомбардировку береговых укреплений Петропавловска, а 20 августа высадил десант численностью 600 человек с целью захватить город. Однако, отряд русских моряков в количестве 230 человек, поддержанный огнем кораблей и береговых батарей, контратакой сбросил неприятеля в море. Такая же участь постигла и второй десант союзников, высаженный 24 августа. Вражеская эскадра, потеряв около 450 человек убитыми и ранеными, вынуждена была прекратить боевые действия и отступить. «Борт одного только русского фрегата и нескольких батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силою Англии и Франции, и две величайшие морские державы были осилены и разбиты ничтожным русским местечком» - писал в начале 1855 года английский журнал «Юнайтед сервис мэгэзин».
Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке между Россией и Японией резко обострилась в конце 19 – начале 20 веков.
Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-ой Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.
Состав эскадры включал в себя основные силы флота: броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан», «Севастополь», «Петропавловск» и другие (всего 7) броненосные крейсера, канонерские лодки, 25 эскадренных миноносцев, транспорты. В порту Дальний находились учебные крейсера «Джигит» и «Разбойник», в порту Чемульпо (Инчхон ) – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», в портах Китая – канонерские лодки «Манчжур» (Шанхай) и «Сивуч» (Инкоу). Во Владивостоке находился отдельный отряд крейсеров:, «Россия», «Громобой» и «Рюрик», бронепалубный крейсер «Богатырь» и вспомогательный крейсер «Лена».
В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру внезапно атаковали японские миноносцы.
В день разрыва дипломатических отношений с Россией 6 февраля 1904 года японский флот получил приказ о начале военных действий и вышел в море. 1-я и 2-я эскадры направились к Порт-Артуру для атаки русской эскадры. Особый отряд под командованием адмирала Уриу направился к Чемульпо для высадки авангарда 1-й японской армии и уничтожения стоявших там русских кораблей.
Около 23 часов 30 минут 8 японских миноносцев подошли к рейду Порт-Артура и атаковали эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Палладу». Корабли получилди повреждения и на длительный срок вышли из строя. Так началась русско-японская война 1904-1905 гг.
Россия ни в военном, ни в политическом отношении не была готова к войне, но с начала войны правительством России была развернута пропаганда о необходимости решающего сражения с Японией, что вызвало патриотический подъем среди населения.
Говоря о высоком боевом духе русских воинов, об их героизме и бесстрашии, нельзя не отметить медицинских работников, врачей, сестер милосердия, многие изкоторых добровольно ушли на фронт, за мужьями, братьями, просто из чувства любви к своей Родине. На добровольные пожертвования граждан России создавались и оснащались целые санитарные поезда, передвижные медицинские пункты. Женщины императорской семьи активно участвовали в помощи раненым, очень много сделали для улучшения их положения.
Первая атака японцев на русские корабли, базировавшиеся в Порт-Артуре, ослабила русскую эскадру, выведя из строя 3 боевых корабля, два из которых,- «Ретвизан» и «Цесаревич»,- являлись самыми сильными кораблями в эскадре.
Положение осложнялось еще и тем, что в Порт-Артуре не было доков, которые могли вместить такие корабли. Но, несмотря на потери, эскадра, начальником которой был вице-адмирал Старк сохранила свою боеспособность.
Одновременно с попыткой уничтожить русскую эскадру командующий японским флотом адмирал Тогонаправил передовой отряд своих десантных сил в Чемульпо, поставив перед ними задачу занять столицу Кореи город Сеул. Для этой цели был выделен специальный отряд под командованием контр-адмирала Уриу в составе 1 броненосного крейсера, 5 легких крейсеров, 8 миноносцев и 3 транспортов.
7 февраля японский флот прибыл к Чемульпо. Стоявшие там на рейде русские корабли – крейсер I ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» - не имели связи с Порт-Артуром и не знали о положении дел.
В 8 часов утра 9-го февраля командир крейсера «Варяг» капитан I ранга В.Ф.Руднев получил от японского адмирала официальное уведомление о начале военных действий и требование покинуть рейд до полудня с угрозой в противном случае атаковать его на рейде. Командир «Варяга» решил совместно с канонерской лодкой «Кореец», которой командовал капитан II ранга Беляев прорываться с боем. Когда русские корабли выходили в море, они были встречены японцами. Произошел короткий, но очень кровопролитный бой двух русских кораблей с превосходящими в несколько раз силами японской эскадры.
На «Варяге» погибли в бою офицер и 30 матросов, 6 офицеров и 85 матросов получили ранения и контузии.
«Варяг» и «Кореец» после боя вернулись на рейд Чемульпо, где осмотр корабля показал, что исправить повреждения на «Варяге» быстро невозможно. Продолжать сражение корабль не мог. Учтя все это, Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров – взорвать корабли, чтобы они не попали в руки врага.
В 18 часов 10 минут экипаж затопил свой гордый, непобежденный крейсер.
Неблагоприятная обстановка, сложившаяся на морском театре военных действий, первые поражения заставили правительство вспомнить об адмирале С.О. Макарове, который по праву считался наиболее выдающимся в России флагманом, пользовался огромным авторитетом.
Никто иной, как «беспокойный адмирал», понадобился в тяжелые для России дни русско-японской войны. Назначенный 1 февраля 1904 года командующим Тихоокеанским флотом, Макаров как обычно развернул кипучую деятельность. По прибытии в Порт-Артур 24 февраля он сразу же принял решительные меры по укреплению обороны базы и повышению боевой активности кораблей эскадры. С.Макаров поставил перед флотом такие задачи: принять все меры к тому, чтобы не допустить высадки японской армии на Ляодунский полуостров, постепенно расширять зону действий против неприятеля легких сил флота. Намечалось нанесение удара по главным силам японцев на море, а Владивостокскому отряду крейсеров предлагалось активно действовать на морских коммуникациях флота противника от Порт-Артура. Новый командующий предпринял частые выходы эскадры для отработки совместного плавания и боевого маневрирования кораблей. Особое внимание С.О.Макаров обратил на организацию разведки, чтобы четко знать местонахождение японских сил вблизи Порт-Артура, в море почти каждую ночь высылались миноносцы.
Но… приближались события страшного утра 31 марта (старый стиль). При выходе из Порт-Артура для сражения с японским флотом броненосец «Петропавловск», на котором находился штаб эскадры во главе с адмиралом Макаровым взорвался на минах и затонул. Вместе с броненосцем погиб и командующий эскадрой адмирал Макаров, погибли 10 офицеров штаба эскадры, 18 офицеров и 620 матросов с «Петропавловска», ушел на дно моря и известный русский художник-баталист В.В.Верещагин.
Лучшим памятником Макарову будет, если каждый флотский офицер и матрос последует его девизу: «Помни войну».
Ослабление эскадры и гибель ее энергичного руководителя привели к отказу от активных действий на море.
После высадки японцев на Ляодунский полуостров появилась реальная угроза перерыва сообщений с крепостью, и главнокомандующий всеми силами на Дальнем Востоке (адмирал?) Алексеев переехал 4 мая из Порт-Артура в Мукден, оставив вместо себя во главе эскадры контр-адмирала Витгефта. 28 июля 1904 года эскадра под его командованием предприняла попытку прорваться из Порт-Артура во Владивосток и вступила в бой с японской эскадрой в Желтом море. Витгефт погиб на «Цесаревиче», прорыв не удался. Часть кораблей укрылась в нейтральных портах, где они были интернированы, часть вернулась в Порт-Артур, где, в основном, находилась на внутреннем рейде, бездействуя. К концу осады они были потоплены огнем японской артиллерии или взорваны своими командами накануне капитуляции Порт-Артура 20 декабря 1904 года. Тихоокеанская эскадра прекратила свое существование.
Одним из центральных событий русско-японской войны явилась оборона Порт-Артура.
Начальником сухопутной обороны крепости был генерал-лейтенант Р.И.Кондратенко. Он погиб на одном из бастионов 2 декабря 1904 года Порт-Артурской крепости. Вместо него был назначен генерал Фок.
С кораблей порт-артурской эскадры на берег сошли сформированные батальоны моряков. Комендоры свезли на берег и установили на позициях 10 шестидюймовыхорудий и 83 – меньших калибров. Всего за период обороны с кораблей были сняты 284 орудия.
Несмотря на мужество и героизм участников обороны крепости, которая продолжалась одиннадцать месяцев, на тяжелые оборонительные бои Порт-Артур был сдан 20 декабря 1904 года.
В боях у Порт-Артура японцы потеряли 112 тысяч человек и 15 кораблей, 16 кораблей получили серьезные повреждения… Наши потери составили 28 тысяч человек.
С падением Порт-Артура японское командование получило возможность беспрепятственно перевозить войска морем и сосредоточить их против русской армии в Маньчжурии. Потеря Россией военно-морской базы и Тихоокеанской эскадры оказала огромное влияние на исход войны.
По Портсмутскому мирному договору от 23 августа 1905 года арендные права на Порт-Артур были переданы Японии. ( в 1945 году СССР вернул ее себе, а в мае 1955 – освободил базу).
Крепость была сдана, как считается, не исчерпав до конца возможностей ее обороны.
В апреле 1904 года правительством России было принято решение о посылке эскадры с Балтики на Дальний Восток на помощь 1-ой Тихоокеанской эскадре и для совместного затем овладения Японским морем. 2-я Тихоокеанская эскадра вышла в поход из Либавы только 2 октября 1904 года, так как подготовка производилась крайне медленно. Командовать эскадрой был назначен начальник Главного Морского штаба вице-адмирал З.П.Рожественский. В состав 2-ой эскадры Тихого океана вошли: 7 эскадренных броненосцев – «Князь Суворов», «Александр II», «Бородино», «Орел», «Ослябя», «Сысой Великий» и «Наварин»; броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»; 4 крейсера I ранга – «Олег», «Аврора», «Светлана», «Дмитрий Донской»; 3 крейсера II ранга – «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»; 5 вспомогательных крейсеров, 9 эскадренных миноносцев, 2 госпитальных судна, вспомогательные транспорты и другие.
На подходе к Владивостоку ( через Корейский пролив) утром 14 мая ( по старому стилю ) 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры вступили в Корейский пролив. Здесь кораблибыли встречены японской эскадрой. Состоялось Цусимское морское сражение ( у о. Цусима) 30 русских боевых кораблей с японским флотом в составе 120 кораблей. Главной целью русского флота был прорыв во Владивосток, японский флот под командованием Того имел задачу полного разгрома русского флота.
Большая концентрация сил японского флота, его лучшая оснащенность и маневренность привели к военному успеху. Несмотря на мужество и героизм русских офицеров и матросов, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Балтики до Японского моря и вступивших с ходу в бой, потери были катастрофическими: русские потеряли 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, крейсер «Алмаз» и 2 миноносца прорвались во Владивосток. Из 14 тысяч человек личного состава эскадры погибло более 5 тысяч.
15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать.
С поражением флота в Цусимском сражении рушились окончательно всякие надежды на благоприятный конец войны, ибо окончательный исход ее зависел от победы на море. На Маньчжурском театре обстановка складывалась тоже неблагоприятно. Армия после поражения под Мукденом была неспособна к наступлению.
Военный разгром царской России был очевиден и 23 августа 1905 года в Портсмуте (США) между Россией и Японией был подписан мирный договор.
Во Владивостоке после заключения Портсмутского договора 22 августа 1905 г . скопилось большое количество солдат и матросов, призванных из запаса, которые надеялись на скорое возвращение домой. Но военное командование не спешило с их отправкой, стало известно, что это планируется на весну следующего года. Среди мобилизованных было немало участников революционных выступлений в западных областях страны, которые непосредственно общались с матросами, живя в казармах Сибирского флотского экипажа. Шла пропаганда революционной агитации. Условия службы были крайне тяжелыми: не было дней отдыха, плохое питание, частые наказания за любую провинность ограничения в правах.
В революционных выступлениях во Владивостоке участвовали огромные массы матросов и солдат, лишь небольшая часть войск во время этих выступлений оставалась в подчинении властям. Способствовало усилению революционных выступлений активная работа агитаторов-большевиков: распространялись листовки и революционные брошюры, проходили митинги, на которых большевики призывали к активному участию в революционной борьбе.
Чтобы избежать беспорядков, власти отправили в плавание наиболее крупные соединения флота - Владивостокский отряд крейсеров. На борту кораблей отряда находился десант из 1000 наиболее неблагонадежных солдат гарнизона. Одновременно был получен приказ о выходе в море военного транспорта "Шилка", на котором было большое количество революционно настроенных матросов.
30 октября 1905 г . произошло первое революционное выступление, где властям предъявили свои требования более 2 тыс. матросов Сибирского флотского экипажа. Революционное выступление переросло в беспорядки, которые были жестоко подавлены. Часть требований моряков были удовлетворены, но 12 ноября вспыхнуло восстание матросов и присоединившихся к ним солдат крепостной артиллерии. Властям удалось его подавить. Было арестовано и предано суду более 400 его участников. В ответ на это вспыхнуло новое восстание на 1 Речке. Таким образом, то угасая, то вспыхивая с новой силой, митинги и восстания следовали один за другим.
10 января 1906 г ., в годовщину Кровавого воскресенья, восстали матросы Сибирского флотского экипажа. К ним присоединились солдаты гарнизона и жители города. Мирной демонстрацией они направились к дому коменданта, чтобы предъявить свои требования. Не застав его дома, колонна направилась к штабу, где была встречена пулеметным огнем. Матросы с крейсеров "Аскольд" и "Жемчуг", стоявших в бухте Золотой Рог в районе вокзала, открыли огонь по войскам, пытаясь помочь восставшим. Восставшие захватили Тигровую батарею, заставили артиллеристов открыть огонь по казакам. Появились убитые и раненые. В городе начались массовые аресты. На следующий день восстали артиллеристы Иннокентьевской батареи, прогнали офицеров и подняли красный флаг над позициями. К ним присоединились артиллеристы батарей на мысах Голдобин и Чуркин, а также солдаты 32-го артиллерийского полка. Комендант крепости попытался уговорить восставших, но был ранен и покинул батарею, а казакам был предъявлен ультиматум о немедленном выходе из города. Казаки спешно покинули Владивосток. В скоре город оказался в руках восставших. Власти, сконцентрировав силы для подавления восстания, жестоко его подавили с помощью карателей. Сразу же была создана военно-следственная комиссия, заменялись команды кораблей, выводились неблагонадежные части. Из 402-х преданных суду матросов, трое были приговорены к смертной казне, замененной потом 15-ю годами каторги, остальные - к различным срокам тюремного заключения и каторжных работ.
Революционное движение не затихало и в 1907 г . В октябре восстали минеры крепостного минного батальона в бухте Диомид, вслед за этим - матросы миноносцев Сибирской флотилии. Матросы миноносца "Скорый" вывели корабль на рейд и открыли огонь по городу. К ним попытались присоединиться матросы стоявших рядом миноносцев "Сердитый" и "Тревожный", но офицеры этих кораблей разоружили свои команды. "Скорый" остался один и попытался прорваться к выходу из бухты Золотой Рог, но был встречен огнем артиллерии с других кораблей и выбросился на берег. Красный флаг на нем был спущен, вскоре офицеры и солдаты 12-го полка захватили корабль. Почти вся команда миноносца погибла.
Во Владивостоке было введено осадное положение. Смертные приговоры следовали один за другим, исполнение их не задерживалось. 7 декабря в бухте Улисс были расстреляны 16, а через 4 дня в бухте Тихая - еще 19 революционных моряков.
С потерей Порт-Артура растет значение Владивостока как порта и крепости на тихоокеанском побережье.
Для разработки соображений об усилении Владивостокской крепости был создан Главный Крепостной Комитет, которому было указано, "что крепость эта, являясь оплотом нашей власти на побережье Тихого океана, имеет назначением сохранение в наших руках Восточного Босфора и Золотого Рога при самых трудных условиях борьбы". Исходя из этого значения Владивостока, Главный Крепостной Комитет подготовил доклад на Высочайшее Имя, где был изложен план мероприятий по усилению крепости Владивосток. Причем, учитывая сложную международную обстановку на Дальнем Востоке, было рекомендовано приступить к осуществлению этого плана незамедлительно. В 1909 г . утверждается генеральный план строительства крепости, которую предполагалось оснастить 316 береговыми орудиями, 1194 полевыми пушками, 278 пулеметами, 64 мортирами и 102 ракетными станками. Но к началу первой мировой войны строительство крепости не было закончено.
В 1903 г . Военное министерство приняло решение о создании на Амуре постоянной военной флотилии для обороны пограничной линии по реке Амур и обеспечения сообщений по ней. В 1907-1908 гг. в строй вступили 10 канонерских лодок, а в 1909 г . - 8 изготовленных на Балтийском заводе в Петербурге башенных канонерских лодок (мониторов), которые в разобранном виде перевозились по железной дороге и собирались на месте. Экипажи судов комплектовались моряками Балтийского и Черноморского флотов. В конце ноября 1908 г . все военные суда на Амуре были сведены в Амурскую военную флотилию под командованием капитана 1 ранга А.А. Кононова (до этого они составляли отряд Сибирской флотилии). Главная база флотилии находилась в Осиповском затоне, близ Хабаровска. В 19010 г . в составе флотилии находилось 28 кораблей и судов, в том числе 8 мониторов и 10 канонерских лодок.
После русско-японской войны 1904-1905 гг., российское правительство вновь вернулось к необходимости освоения Северного морского пути. С 1910 г . по линии военно-морского ведомства шла интенсивная подготовка гидрографической "экспедиции Восточного океана" под руководством Б.А. Вилькицкого. На питерских верфях по последнему слову науки и техники были построены два ледокольных транспорта - "Таймыр" и "Вайгач". Самое активное участие в их постройке принимал, тогда капитан 2 ранга, А.В Колчак.
К 1914 г . в состав Сибирской флотилии входили крейсера "Аскольд" и "Жемчуг", канонерская лодка "Манджур", 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок.
С началом первой мировой войны российское правительство спешно начало перебрасывать военно-морские силы с Дальнего Востока на Европейский театр военных действий. Первыми в военные действия включились крейсера "Аскольд" и "Жемчуг". Они вошли в состав союзной англо-французской эскадры, действовавшей против германских крейсеров. 15 октября 1914 г . крейсер "Жемчуг" был потоплен в малайском порту Пинанг германским крейсером "Эмден". "Аскольд" некоторое время крейсировал в водах Ост-Индии, затем был направлен в Средиземное море. 8 декабря в Порт-Саиде он вошел в состав отряда английских кораблей. Экипаж "Аскольда" показал отличную выучку в боевых действиях в Средиземном море, а также у Дарданелл, где неоднократно обстреливал турецкие укрепления. Англичане восхищались точностью стрельбы русских моряков.
В феврале 1917 г . произошла вторая русская революция, в результате которой Россия из монархического государства стала республикой, а в октябре 1917 г . залп с крейсера "Аврора" возвестил о начале Октябрьского вооруженного восстания.
В ночь на 5 апреля 1918 г . во Владивостоке высадились японские, а затем американские и английские войска.
Важную роль в истории гражданской
войны и интервенции на Дальнем Востоке сыграли военные моряки, вставшие в силу
различных обстоятельств по разные стороны баррикад братоубийственной
войны.
После Октябрьского вооруженного восстания 1917 г . Сибирская флотилия
находилась в руках Владивостокского совета, где главную роль играли большевики.
После чехословацко-белогвардейского переворота 29 июня 1918 г . Сибирская
флотилия до победы Советов на ДВ находилась в составе Белого движения. В 1921 г
. после Меркуловского переворота командующим флотилией был назначен
контр-адмирал Г.К. Старк. Корабли флотилии принимали активное участие в боевых
операциях белоповстанческой армии и земской рати против партизанских отрядов в
бассейнах рек Амур и Уссури и озера Ханка.
В 1920 г . была создана Дальневосточная Республика (ДВР), в которой была организована Народно-революционная армия, а также морские силы (с сентября 1921 г . - Народно-революционный флот ДВР).
Морские Силы ДВР сыграли существенную роль в исходе вооруженного противоборства на Дальнем Востоке. Кроме того, моряки Сибирской и Амурской флотилий воевали в составе красногвардейских и партизанских отрядов. 246 моряков Сибирской флотилии отважно сражались в рядах 1-го Дальневосточного социалистического отряда, которым командовал рабочий Владивостокского военного порта В.А. Бородавкин, а начальником штаба был военный моряк лейтенант Радыгин В.И.
25 октября 1922 г . части НРА ДВР и партизаны вошли в г. Владивосток.
После окончания гражданской войны и интервенции морские и речные силы на ДВ практически перестали существовать. Амурская флотилия превратилась в небольшой отряд. Оставшиеся корабли и суда Сибирской флотилии, реорганизованные во Владивостокский отряд особого назначения Тихого океана, были ветхи, разрушены или находились в ремонте.
После вхождения ДВР в состав РСФСР НРФ был переименован в Красный флот на ДВ. С 17 ноября 1922 г . он носит название - Морские силы ДВ, начальником которых был назначен И.К. Кожанов. В 1923 г . во Владивосток прибыл отряд первого призыва на флот в 250 человек.
В 1923 г . во Владивостоке были отремонтированы и введены в строй миноносцы "Бравый", "Твердый", "Точный", канонерская лодка "Красный Октябрь", переоборудованная из портового ледокола "Надежный", и несколько вспомогательных судов. В августе 1924 г . на канонерской лодке "Красный Октябрь" состоялась Особая гидрографическая экспедиция на о. Врангеля, которая выдворила оттуда иностранных зверопромышленников, провела ряд исследовательских работ и подняла на острове Государственный флаг СССР (показ: фото участников экспедиции, награды Беломестных). В 1923 г . из нейтрального китайского порта Шанхай во Владивосток прибыло посыльное судно "Адмирал Завойко", которое вошло в состав МС ДВ в качестве сторожевого корабля под новым именем "Красный Вымпел".
В июле 1929 г . враждебно настроенные к Советской России белокитайские войска маршала Чжан Сюэляна захватили КВЖД, находившуюся в совместном советско-китайском пользовании, а затем последовало сосредоточение 132-тысячной группировки китайских войск на советско-китайской границе. Попытки Правительства СССР урегулировать конфликт путем переговоров не дали положительного результата. Советское правительство вынуждено было прибегнуть к силе. 6 августа 1929 г . была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера. Ему была подчинена Дальневосточная флотилия под командованием Я.И. Озолина. С 12 по 31 октября в боях при взятии Лахасусу и Фугдина корабли ДВ флотилии уничтожили Сунгарийскую флотилию противника. 23 апреля 1930 г . за успешные боевые действия Дальневосточная военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Высоких правительственных наград была удостоена большая группа моряков-амурцев (показ фото), а все участники ликвидации конфликта на КВЖД были награждены памятными знакам.
Урок, преподанный Красной Армией, однако, не пошел впрок Японии. И после ликвидации конфликта на КВЖД обстановка на ДВ продолжала оставаться напряженной.
Непосредственная угроза территории советского ДВ со стороны Японии вызвала необходимость в принятии энергичных мер по укреплению дальневосточных рубежей СССР, увеличению численности и мощи морских сил.
К 1932 г . были восстановлены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. С Балтики и Черного моря следовали эшелоны с катерниками и подводниками. В необжитых местах строились аэродромы, возводились батареи береговой артиллерии, строились казармы.
30 марта 1932 г . закончилось формирование штаба МСДВ. Командующим МСДВ был назначен флагман 1 ранга М.В. Викторов, начальником Политуправления - Булышкин А.А. (показ: фото, удостоверение). В первом приказе командующего от 21 апреля 1932 г . объявлялось о формировании МСДВ, перечислялись соединения, части, корабли и учреждения, вошедшие в состав МСДВ. С этого дня началось развитие МСДВ как оперативно-стратегического объединения ВМФ СССР.
На ДВ стали прибывать первые строители флота, пришедшие служить по комсомольским путевкам, был сформирован Владивостокский военный порт и 9-я артиллерийская бригада.
4 мая была сформирована бригада траления и заграждения, куда вошли в качестве минных заградителей переоборудованные суда торгового и промыслового флота "Эривань", "Томск" и "Ставрополь".
В состав МСДВ вошло Управление безопасности кораблевождения - УБЕКО, в распоряжении которого находились гидрографическое судно "Прибой", посыльный катер "Нактоуз", лоцмейстерские катера "Протрактор" и "Полюс" и др.
По железной дороге в разобранном виде на ДВ начали поступать подводные лодки, на Дальзаводе их собирали. В ноябре 1932 г .была сформирована 2-я бригады ПЛ (с 1937 г . она стала 1-й бригадой ПЛ ТОФ). В 1933 г . на ТОФ в строй вошла первая подводная лодка В выписке из приказа от 27.11.1933 г. говорится, что ПЛ "Щ-101" вошла в строй на 20 дней раньше намеченного срока. Первым командиром ПЛ "-101" был опытный подводник, прибывший на ТОФ с Балтики, Г.Н. Холостяков. В среде подводников он известен как создатель особой системы изучения устройства лодки, получившей название "пять программ". Она дала прекрасные результаты и вскоре была принята на всех флотах страны. За вклад в строительство флота на Тихом океане Холостяков был награжден орденом Ленина. На ТОФ он командовал ПЛ, дивизионом ПЛ, бригадой ПЛ, в 50-е годы был командующим 7-м Тихоокеанским флотом.
К началу 1935 г . Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что, по существу, уже представляли собой вполне организационно оформленный военно-морской флот.
Исходя из этого, приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 г . они были переименованы в Тихоокеанский флот.
Развернувшееся в 30-х годах по всей стране стахановское движение, патриотические начинания трудящихся находили самый горячий отклик и на флоте. Военные моряки по примеру новаторов страны стали изучать технику творчески, стремясь улучшить и усовершенствовать ее, получить от нее наивысший эффект. Особенно это было характерно для тихоокеанцев, осваивающих полученные от промышленности корабли и технические средства в условиях нового для них морского театра. Подводные лодки ТОФ впервые в ВМФ стали плавать и отрабатывать задачи боевой подготовки в течение всего года.
В конце 1935 г . командир 5-й морской бригады Г.Н. Холостяков выступил инициатором испытания подводных лодок на более длительное пребывание их в море при полной боевой готовности, чем это предусматривалось проектной документацией и эксплутационными инструкциями. Первой такое испытание прошла ПЛ "Щ-117" под командованием Н.П. Египко. Плавание проходило в сложных зимних условиях, но все задачи, стоявшие перед кораблем, были выполнены блестяще. В частности, подводники провели испытание на максимальное пребывание под водой без регенерации воздуха. "Щ-117" в два раза перекрыла установленные в те годы нормы автономного плавания подводных лодок данного типа, доведя автономность плавания до 40 суток. За высокие показатели в боевой и политической подготовке, отличное выполнение задания командования и проявленную при этом отвагу и выдержку командир и военком ПЛ "Щ-117" были награждены орденами Красной Звезды, а остальные члены экипажа - орденами "Знак Почета". Вслед за "Щ-117" подводные лодки "Щ-122" под командованием А.В. Бука и "Щ-123" - командир И.М Зайдулин за счет переоборудования лодок увеличили автономность плавания до 60 суток, за что оба экипажа стали также полностью орденоносными.
Тихоокеанский флот рос и набирал силы. В 1936 г . два эскадренных миноносца - "Сталин" и "Войков" - прибыли во Владивосток Северным морским путем с Балтики. Это был первый переход советских военных кораблей по арктическим морям (показ: рында и модель "Сталина", штурвал, герб, бортовая надпись, магнитный компас с нактоузом с "Войкова").
В 1937 г . из Мурманска Северным морским путем на флот пришли новые гидрографические суда "Океан" и "Охотск".
В 1940 г . во Владивосток пришла ПЛ "Щ-423" под командованием капитана 3 ранга Зайдулина И.М. Ее переход вошел в историю как первый проход ПЛ Северным морским путем за одну навигацию с запада на восток.
Быстрое развитие Тихоокеанского флота, рост его технической оснащенности требовали подготовки флотских кадров, способных наиболее эффективно использовать оружие и боевую технику. В 1937 г . во Владивостоке было создано Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова (сейчас - Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова.). Первым начальником училища был назначен Баруздин А.Ф. 24 июня 1941 г . в ТОВВМУ досрочно был произведен выпуск лейтенантов. Первые выпускники училища сразу же отправились на действующие флоты и флотилии.
Настоящую проверку на боевую готовность Тихоокеанский флот прошел в 1938 г . во время событий у озера Хасан. 31 июля крупные силы японцев вторглись в советское Приморье и овладели сопками Безымянная и Заозерная, начались ожесточенные бои на территории сложной горно-болотистой местности, которые продолжались до 11 августа. С началом военных действий корабли ТОФ перешли на повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли перевозили в район боевых действий войска, боеприпасы и снаряжение, эвакуировали раненых. Так, сторожевой корабль "Метель" под командованием старшего лейтенанта М.Г. Беспалова провел три конвоя из Владивостока в залив Посьет, а на второй день военных действий доставил во Владивосток первую группу раненых.
Все участники боев у озера Хасан были награждены специально учрежденным знаком "Участник Хасанских боев", а 74 моряка-тихоокеанца - награждены орденами и медалями.
В 1939 г . командующий ТОФ Н.Г. Кузнецов докладывал советскому правительству о том, что флот на Тихом океане построен. В его состав входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов. С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ. С марта 1939 г . Тихоокеанский флот возглавил флагман 2 ранга Юмашев И.С., командовавший ранее ЧФ.
Ранним утром 22 июня 1941 г . фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Известие об этом с быстротой молнии долетело до берегов Тихого океана. На кораблях и в частях Тихоокеанского флота призывно прозвучали сигналы "Большого сбора".
В течение всей Великой Отечественной войны обстановка на Дальнем Востоке оставалась крайне напряженной. Существующая угроза нападения Японии на Советский Союз потребовала от тихоокеанцев постоянной боевой готовности, высокой бдительности и большого напряжения сил.
Главная задача Тихоокеанского флота заключалась в обороне побережья. В случае нападения Японии он должен был совместно с войсками 1-й и 2-й Отдельных Дальневосточных армий осуществлять противодесантную оборону, нарушать морские коммуникации противника и защищать свои морские пути сообщения.
С началом войны боевая подготовка личного состава кораблей, частей и соединений проводилась еще более интенсивно, в обстановке максимально приближенной к боевой. Переходы кораблей морем, учебные стрельбы, минные постановки и другие задачи осуществлялись в условиях ночи, тумана, штормовой погоды, ледовой обстановки и т.п.
В частях и соединениях ТОФ тщательно изучался опыт обороны Таллина, Ханко, Одессы и Севастополя, сокрушительные удары североморцев по врагу, дерзкие атаки торпедных катеров на Черном море и Балтике, высадка морских десантов в Феодосию и в район Керчи, в Новороссийский порт и другие бои и операции.
Первостепенной задачей тихоокеанцев по-прежнему было освоение новых боевых кораблей, самолетов, оружия и технических средств, которые продолжали поступать на флот, не смотря на трудности военного времени. Так, в 1942 г . в состав Тихоокеанского флота вошли два крейсера "Калинин" и "Каганович" (в последствии - "Петропавловск"), построенные в Комсомольске-на-Амуре. Постоянно росла военно-техническая подготовка воинов, их творческая активность. За годы войны тихоокеанцы разработали и внесли свыше 7 тысяч рационализаторских предложений по совершенствованию эксплуатации материальной части оружия и боевой техники (Славинский).
"200% - норма военного времени" - под таким девизом трудились рабочие и служащие предприятий тыла Тихоокеанского флота. Вместе с моряками-тихоокеанцами они вносили свой вклад в дело достижения победы над врагом. Рембаза № 868 (ныне завод № 98), автомастерские (ныне завод № 50) производили ремонт вооружения, военных автомобилей, занимались изготовлением автоматов, кортиков. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны многие работники тыла флота были удостоены высоких правительственных наград. Вместе со всеми дальневосточниками моряки-тихоокеанцы принимали участие в создании фонда обороны. Они подписывались на Государственные военные займы, вносили денежные средства на строительство самолетов, танков и другой техники, участвовали в отправке эшелонов с подарками на фронт. В годы Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот был не только надежным стражем морских рубежей нашей Родины на Дальнем востоке, но и кузницей кадров для фронта. В полумиллионной армии моряков, сражавшихся на сухопутных фронтах с немецко-фашистскими захватчиками, насчитывалось 153 тысячи моряков-тихоокеанцев и амурцев.
Воины-тихоокеанцы и амурцы участвовали в битвах под Москвой и на Волге, в героической обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье. Их можно было встретить на кораблях и в частях Северного, Балтийского и Черноморского флотов, на озерных и речных флотилиях. В годы войны в состав Северного и Черноморского флотов влился также ряд боевых кораблей ТОФ.
В 1941 г . в соответствии с
постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) было сформировано 25
морских стрелковых бригад, в том числе 12 из моряков Тихоокеанского флота и
Краснознаменной Амурской флотилии.
В битве за Москву моряки-тихоокеанцы и
амурцы героически сражались в составе 62, 64, 71 и 84 отдельных морских
стрелковых бригад (ОМСБ).
71 ОМСБ под командованием полковника Безверхова Я.П., действуя в составе 1-й ударной армии, в непрерывных боях прошла 150 км , отбила у врага 75 населенных пунктов. Особенно ожесточенные бои вела бригада за овладение селом Языково Дмитровского района. Как сообщил тогда комбриг Безверхов в штаб 1-й ударной армии, "всего за два дня боев у Языкова немцы потеряли около 600 убитыми. Оставили 8 танков, 7 бронемашин, нами подобрано более 40 различных автомашин". За проявленные мужество и отвагу 71 ОМСБ5 января 1942 г . была преобразована в гвардейскую, а ее командир удостоен ордена Красного Знамени.
На Карельском фронте в составе 7-й отдельной армии воевала 70 ОМСБ ТОФ. В январе-феврале 1942 г . бригада участвовала в высадке десанта на берег Ладожского озера в тыл врага на 70 км и в течение 5-ти суток вела ожесточенные бои с превосходящими силами противника. За мужество и героизм личного состава 70 ОМСБ в июле 1944 г . была награждена орденом Красного Знамени.
Славный боевой путь прошли и другие морские бригады ТОФ.
В 1942 г . переход Северным морским путем из Владивостока в Полярное в составе Экспедиции особого назначения совершили лидер "Баку" и эсминцы "Разумный" и "Разъяренный". Это был беспримерный по своей сложности переход кораблей флота в суровых полярных условиях. Прибыв на Северный флот экипажи кораблей умело и отважно участвовали в боевых действиях. За успешное выполнение боевых заданий лидер "Баку" был награжден орденом Красного Знамени.
Беспримерный переход из Владивостока в Полярное через Тихий и Атлантический океаны совершили тихоокеанские подводные лодки "Л-15", "С-51", "С-54", "С-55", "С-56". Командовал переходом Герой Советского Союза капитан 1 ранга Трипольский А.В. Весной 1943 г лодки прибыли на Северный флот и быстро включились в боевые действия. ПЛ "С-51" одержала 10 побед над противником. За мужество и героизм личного состава лодка была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир - капитан 2 ранга Кучеренко И.Ф. - удостоен звания ГСС. ПЛ "С-56" командовал капитан 2 ранга Щедрин Г.И. За годы войны лодка совершила 8 боевых походов, произвела 12 торпедных атак, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских корабля и транспорта. За отличия в боях ПЛ "С-56" была удостоена звания гвардейской и награждена орденом Красного Знамени, а Щедрину Г.И присвоено звание ГСС.
Храбро сражались с врагом в суровом Заполярье и другие тихоокеанцы - катерники, летчики, морские пехотинцы
Вместе с балтийскими моряками храбро сражались и воспитанники Тихоокеанского флота.
В небе Балтики подвиг Н. Гастелло повторил ГСС гвардии майор Каштанкин В.Н. 23 марта 1944 г . группа штурмовиков, которой командовал В. Каштанкин обнаружила в Финском заливе вражеские суда. Разгорелся бой. Во время атаки на сторожевик противника самолет Каштанкина был подбит. Отважный летчик сумел выровнять свою машину и, точно рассчитав, направил ее на корабль. Взрыв, отправивший на дно фашистский сторожевик, прогремел над морем как салют героическим балтийцам - гвардии майору Каштанкину и разделившему с ним судьбу и славу воздушному стрелку гвардии младшему сержанту Кузнецову.
Отважно воевал в составе Балтийского флота командир катерного тральщика Ларин И.Я. До 1944 г . его корабль участвовал более чем в 320 боевых операциях по тралению, форсируя мощные минные поля с ловушками. Девять раз катер имел серьезные повреждения, грозившие ему гибелью, и лишь благодаря отваге и умению командира и экипажа его удавалось спасти. 6 марта 1945 г . гвардии мичману И.Я Ларину было присвоено звание ГСС.
На протяжении всей войны Черноморский флот систематически пополнялся хорошо подготовленными тихоокеанскими экипажами подводных лодок, торпедных катеров и самолетов. Только в 1944 г . с ТОФ на ЧФ было отправлено по железной дороге 10 малых подводных лодок вместе с экипажами, а также 6 катеров типа "МО". На Черном море своими боевыми делами прославились тихоокеанцы генерал-майор авиации Н.А. Остряков, подводник капитан-лейтенант Хомяков М.И, морской пехотинец капитан А.С. Гегешидзе и другие.
В 250-дневной обороне Севастополя раскрыл свое военное мастерство 30-летний генерал-майор авиации Н. Остряков. В апреле 1939 г . Н. Остряков прибыл на Тихоокеанский флот командиром авиачасти, а затем был назначен заместителем командующего ВВС ТОФ. В конце 1941 г . - в один из самых тяжелых моментов в обороне Севастополя - Н. Остряков назначается командующим ВВС Черноморского флота. За 5 месяцев боевых действий летчики-черноморцы уничтожили 354 самолета противника. Сам генерал не раз лично водил летчиков на выполнение заданий, участвовал в воздушных боях, находился на самых опасных участках. В его лице черноморские летчики всегда видели образец беззаветного служения Родине. 20 апреля 1942 г . генерал-майор Остряков участвовал в своем последнем воздушном бою. 24 апреля 1942 г . при выполнении боевого задания он погиб. Посмертно удостоен звания ГСС.
Славный боевой путь прошел 845 артиллерийский полк ТОФ. Бойцы полка, участвуяв обороне Севастополя, одними из первых втащили свои орудия на Сапун-гору и открыли огонь по отступающему противнику. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, полк был награжден орденом Красной Звезды.
С 17 июля 1942 г . по 2 февраля 1943 г . проходила Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Советские войска вырвали у врага стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. В составе 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского, которая разбила под Сталинградом крупную группировку генерала Манштейна, доблестно сражалось более 20 тысяч моряков ТОФ и КАФ.
Снайперу-тихоокеанцу В.Г. Зайцеву принадлежат, ставшие девизом для защитников Сталинграда, слова: "Пока враг не разбит, за Волгой для нас земли нет!". За время уличных боев он уничтожил более 300 солдат и офицеров противника, обучил снайперскому искусству 28 бойцов.
2 октября 1942 г . бессмертный подвиг совершил краснофлотец Михаил Паникаха. Он участвовал в боях за Сталинградский завод "Красный Октябрь". К окопу, где находился боец, ползли вражеские танки. У Михаила закончились гранаты, остались только 2 бутылки с горючей смесью. В одну из них, поднятую для броска, попала пуля, пламя охватило отважного моряка. Боевые товарищи видели, как горящий "человек-факел" поднялся во весь рост и бросился к фашистскому танку. Вторую бутылку он разбил о его броню и сгорел вместе с вражеской машиной. Воодушевленные подвигом М. Паникахи, бойцы открыли ураганный огонь по противнику, атака танков была отбита. Посмертно М. Паникаха был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, а в год 45-летия Победы вышел указ о присвоении ему звания ГСС.
21 декабря 1942 г . бывший авиатор-тихоокеанец, боец роты противотанковых ружей 260-го гвардейского стрелкового полка Южного фронта И. М. Каплунов (фото) под поселком Нижне-Крымский Сталинградской области при отражении танковой атаки из ПТР и противотанковыми гранатами подбил 9 неприятельских танков. Он был дважды тяжело ранен, потеряв в бою руку и ногу, но до последнего продолжал поединок с врагом. Гитлеровские танкисты, потрясенные увиденным, приближаясь к рубежу обороны краснофлотца, резко сворачивали в сторону, обходя героя. Он и мертвый был им страшен. Посмертно И.М. Каплунов был удостоен звания ГСС (показ: алфавитная карточка, противотанковое ружье Каплунова).
Осенью 1944 г . было полностью завершено освобождение советских территорий, временно оккупированных немецкими захватчиками. Советские войска перешли границу и начали освобождение стран Восточной Европы.
Гвардии старший лейтенант, командир гвардейского стрелкового батальона Богомаз А.Л. (фото) в 1942 г . вместе с другими моряками-тихоокеанцами прибыл на защиту Сталинграда. После разгрома немецко-фашистской армии под Сталинградом Алексей Богомаз прошел с боями тысячи километров, освобождая советскую землю от ненавистного врага, участвуя в освобождении стран Восточной Европы. 13 ноября 1944 г . А.Л. Богомаз пал смертью храбрых в боях за г. Будапешт. Посмертно удостоен звания ГСС.
Гвардии старший лейтенант Авеличев И.Т. с 1939 г . служил в ТОВВМУ лаборантом кафедры торпедной стрельбы. Как и Алексей Богомаз, боевое крещение получил под Сталинградом. В июле 1943 г . И.Т. Авеличев прямой наводкой своих орудий уничтожал пехоту и танки фашистов на Курской дуге. 30 января 1945 г . под сильным огнем противника вместе с батареей форсировал Одер. 27 февраля 1945 г . Ивану Авеличеву было присвоено звание ГСС (показ грамоты о присвоении звания ГСС). Пал смертью храбрых на подступах к Берлину 19 апреля 1945 г.
В штурме рейхстага принимал участие тихоокеанец, командир стрелкового батальона капитан Самсонов К.Я. . 21 апреля 1945 г . дивизия, в которую входил и батальон Самсонова, вместе с другими советскими частями вошла в предместье Берлина. Начался исторический штурм. Батальон дрался без отдыха днем и ночью и первым из своего соединения вышел к реке Шпрее. 30 апреля бойцы батальонов капитана Самсонова, капитана Неустроева и майора Давыдова первыми ворвались в рейхстаг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 г . К.Я. Самсонову было присвоено звание ГСС.
Пришел долгожданный победный 1945 год. Остались позади дни, наполненные вначале горечью отступлений, а затем радостью побед. В неимоверно тяжелых условиях советский народ сумел не просто выстоять в нелегкой битве, но и одержать верх в ней, принести свободу странам Европы, оккупированным фашистскими войсками.
Однако на Дальнем Востоке обстановка по-прежнему оставалась напряженной. Японцы укрепляли свои наземные, воздушные и морские силы, держали их в постоянной боевой готовности.
На заключительном этапе войны в Европе в Ливадийском дворце близ Ялты с 4 по 11 февраля 1945 г . проходила Крымская конференция глав трех держав: СССР, США и Великобритании, на которой рассматривался вопрос о вступлении Советского Союза в войну против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе.
8 августа 1945 г . советское правительство, верное своему союзническому долгу, передало правительству Японии заявление о том, что с 9 августа 1945 г . Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.
Замысел Ставки Верховного Главнокомандования заключался в следующем: сходящимися ударами трех фронтов разгромить главную ударную силу Японии - Квантунскую армию, освободить Южный Сахалин и Курильские острова; в случае отказа Японии в этих условиях от безоговорочной капитуляции перенести совместно с союзниками военные действия на острова метрополии, где и завершить разгром японских вооруженных сил.
С 9 августа по 2 сентября 1945 г . Советская Армия, Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская флотилия провели Маньчжурскую стратегическую, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную операции.
С первого же дня войны начались активные боевые действия. И вновь военные моряки продемонстрировали свое боевое мужество и мастерство.
В течение 9 и 10 августа военно-воздушные силы флота нанесли массированные удары по Юки, Расину и Сейсину. Первыми удар по врагу нанесли летчики 37-го штурмового авиаполка под командованием майора Барбашинова М.Н. Самолеты 2-й минно-торпедной авиадивизии генерал-майора авиации Сучкова П.И., 12-й штурмовой авиадивизии полковника Барташева М.В. совершили за эти дни 616 самолето-вылетов, они решительно прорывались через заградительный огонь и поражали вражеские корабли и береговые военные объекты. В этих боях отличился летчик 37-го штурмового авиаполка младший лейтенант М.Е. Янко, прозванный корейцами "огненным человеком". Во время атаки средств противовоздушной обороны противника в его самолет попал вражеский снаряд. Машина вспыхнула и резко пошла вниз.
Последним усилием летчик выровнял горящий самолет и направил его на военный объект японцев. За мужество и отвагу М. Янко был удостоен звания ГСС.
Одновременно удары по портам и базам противника наносили торпедные катера. Особенно отличились в набеговых операциях катерники дивизионов, которыми командовали К.В. Казачинский, С.П., Кострицкий, М.Г. Малик, Л.Н., Пантелеев.
12 августа в порту Юки был высажен десант в составе батальона 13-й бригады морской пехоты и 140 разведывательного отряда. Противник не оказал организованного сопротивления. В этот же день основные силы десанта, выделенные для овладения порта Расин - 358-й отдельный батальон морской пехоты под командованием капитана Свищева А.Р. - успешно высадился в порту и, преодолев сопротивление противника, полностью овладел портом и городом Расин.
В отличие от тактических десантов, высаженных в порты Юки и Расин, взятие военно-морской базы Сейсин, которая являлась важнейшим опорным пунктом противника на побережье Северной Кореи, потребовало проведения десантной операции. Она стала первой крупной операцией ТОФ в ходе войны с Японией.
Десантные подразделения состояли из разведотряда, пулеметной роты, 355-го отдельного батальона морской пехоты, 13-й бригады морской пехоты. Высадку десанта и поддержку его огнем с кораблей осуществляли минный заградитель "Аргунь", эсминец "Войков", 2 сторожевых корабля, в том числе СКР "Метель", а также тральщики, десантные корабли, торпедные и сторожевые катера, 188 бомбардировщиков и 73 истребителя.
!3 августа шесть торпедных катеров, имея на борту 180 человек под общим командованием полковника Денисина А.З., вошли в порт Сейсин. Десантники заняли порт и начали бой за город. Однако, встретив сильное сопротивление, перешли к обороне.
В ночь на 14 августа с фрегата "ЭК-2" и ТЩ-278 (командир сил высадки - командир бригады сторожевых кораблей капитан 3 ранга Беспалов М.Г.) в порту был высажен 355-й отдельный батальон морской пехоты майора Бараболько М.П. В течение 14-15 августа огнем кораблей и бойцами отряда было уничтожено 11 дзотов, 19 огневых точек и около 100 солдат и офицеров. В целях подавления сопротивления противника активизировала действия авиация.
В ночь на 15 августа началась высадка в порт главных сил десанта в составе 13-й бригады морской пехоты с частями усиления общей численностью 5 тыс. человек и 7 танков. Штурмовые отряды при поддержке артиллерии кораблей завязали бой за город. В результате совместных действий десантных войск, кораблей и авиации ко второй половине дня 16 августа Сейсин был полностью очищен от противника.
В ходе боев за Сейсин десантники проявили массовый героизм. Только в одном 355-м батальоне морской пехоты звания ГСС были удостоены сразу 6 человек: командир батальона майор Бараболько М.П., замполит капитан Кочетков М.И., сержанты Бирюля К.П. и Маркелов Н.Г., краснофлотец Баляев Я.И., санинструктор Цуканова М.Н.
Исключительное мужество в бою проявил сержант Бирюля К.П.. Он заменил раненного в бою командира и до конца дня командовал ротой. За личный героизм, отвагу и умелое управление действиями роты он был удостоен звания ГСС.
Посмертно звание ГСС было присвоено пулеметчику Я.И. Баляеву. Во время штурма высоты, где укрепился многочисленный вражеский гарнизон, рядовой Баляев был впереди, его пулемет не умолкал ни на минуту. Когда закончились патроны, на головы врагов обрушились удары прикладом. Вражеская пуля оборвала жизнь героя.
Занятие портов Одецин и Гензан, которые противник после потери Сейсина мог использовать как базы эвакуации, было поручено командующему Южным оборонительным районом генерал-лейтенанту береговой службы С.И Кабанову. К исходу дня 19 августа порт и город Одецин были заняты. 21 августа первый бросок десанта на торпедных катерах высадился в порту Гензан, а на следующий день гарнизон города капитулировал.
Так завершились действия Тихоокеанского флота по освобождению портов побережья Северной Кореи от японских войск.
Перед Краснознаменной Амурской флотилией, которой командовал контр-адмирал Антонов Н.В., была поставлена задача обеспечить форсирование Амура войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в ходе Сунгарийской и Сахалянской операций.
Наступление войск на Сунгарийском направлении началось в ночь на 9 августа, а в ночь на 10 августа набегом кораблей Амурской флотилии на Сахалянский рейд началась Сахалянская наступательная операция.
19 августа начальник штаба Квантунской армии генерал Хата Хикосабуро прибыл к маршалу Василевскому А.М., находившемуся в штабе 1-го Дальневосточного фронта, и заявил о полной капитуляции Квантунской армии.
Участие кораблей Амурской флотилии в боевых действиях обеспечивало высокий темп продвижения сухопутных войск. Моряки-амурцы находились в авангарде наступающих частей, участвовали в освобождении городов на побережье рек, своим мощным артиллерийским огнем поддерживали наши наступающие части, перебрасывали десанты, доставляли боевую технику, вооружение, боеприпасы, продовольствие, горючее.
Командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М.А. Пуркаев в приказе от 10 сентября 1945 г ., оценивая боевые действия амурцев, отмечал: "Краснознаменная Амурская флотилия, выполняя приказ Верховного Главнокомандования в тесном взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта, содействовала решительной победе над империалистической Японией. Корабли флотилии, являясь авангардом войск 2-го Дальневосточного фронта, форсировали такие водные преграды, как реки Амур, Уссури и Сунгари, и тем самым ускорили захват сильных пунктов японцев...".
25 августа 1945 г . с морского аэродрома бухты Суходол (Уссурийский залив) в Порт-Артур и Далянь на 17 гидросамолетах "Каталина" были доставлены подразделения в составе 225 человек, сформированные из экипажей кораблей и береговых частей ТОФ. Высадка прошла без помех со стороны ранее капитулировавшего противника. В 8 часов утра 25 августа при большом стечении китайского населения тихоокеанцы водрузили над крепостью Порт-Артур военно-морской флаг СССР.
В период проведения Маньчжурской стратегической наступательной операции советские войска и Тихоокеанский флот провели Южно-Сахалинскую наступательную, а затем и Курильскую десантные операции.
Южно-Сахалинская наступательная операция проводилась в период с 11 по 25 августа 1945 г . войсками 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта при содействии базировавшейся в Советской гавани Северной Тихоокеанской флотилии, которой командовал контр-адмирал Андреев В. А.. Совместные действия СТОФ с войсками армии развертывались успешно. Флотилия, по мере продвижения 16-й армии на юг, последовательно высадила несколько тактических десантов в тылу оказывавшего ожесточенное сопротивление противника и заняла порты Торо (Шахтерск), Эсуторо (Углегорск), Маока (Холмск) и Отомари (Корсаков). 16 августа десантный отряд, в составе которого были сторожевые корабли, минные заградители, тральщики, торпедные и сторожевые катера (всего 30 вымпелов) высадил в порт Торо 365 отдельный батальон морской пехоты и 2-й батальон 113-й стрелковой бригады. Высадку прикрывала авиация флотилии (80 самолетов). Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга А.И. Леонов, командиром десанта - полковник К.П. Тавхутдинов. 17 августа над г. Торо был поднят советский флаг, в тот же день морские пехотинцы и части, наступающие со стороны Торо, овладели портом и городом Эсуторо. Высадка десанта в Маока протекала в сложной метеорологической обстановке, при сильном противодействии японцев. 20 августа порт Маока был взят сводным батальоном моряков (показ фото). В составе 5-ти отрядов кораблей, осуществлявших высадку десанта в Маока, был транспорт "Всеволод Сибирцев" (показ: машинный телеграф, знамя с "Вс. Сибирцева"). Капитаном судна был Н.П. Манжолин (фото), служивший в 20-е годы на "Красном Вымпеле". 25 августа был освобожден и порт Отомари.
В порты Маока и Отомари были перебазированы силы из состава СТОФ для обеспечения дальнейших действий по освобождению островов Курильской гряды. Занятие Южносахалинских портов лишило японцев возможности их использования для эвакуации своих войск в японию. 25 августа 1945 г . войска Японии на Ю. Сахалине капитулировали. В плен было взято 18320 солдат и офицеров противника.
Заключительным этапом боевой деятельности ТОФ в войне с Японией явилась Курильская десантная операция, проведенная совместно с войсками 2-го, а затем и 1-го Дальневосточного фронтов в период с 18 августа по 2 сентября 1945 г . Наиболее укрепленным островом Курильской гряды являлся о. Шумшу. В юго-западной части острова находилась главная японская военно-морская база на Курилах - Катаока. Здесь базировались корабли, в том числе и легкие крейсера. Сильно укреплен был также и остров Парамушир, на котором были оборонительные сооружения инженерного типа и 2 военно-морских базы: Касивабара и Какумабецу. Острова Шумшу и Парамушир обороняла японская пехотная дивизия.
Высадку десанта осуществляли силы Петропавловской военно-морской базы и Камчатского оборонительного района. Для высадки были привлечены 2 СКР, 4 ТЩ, 2 КТЩ, минный заградитель, плавбатарея, 8 сторожевых катеров. 2 торпедных катера, 16 десантных и 17 транспортных судов. Командование операции было возложено на командующего Камчатским оборонительным районом генерал-майора А.Р. Гнечко (фото). Командиром высадки был назначен командир Петропавловской военно-морской базы капитан 1 ранга Пономарев Д.Г. Утром 18 августа десантные суда с передовым отрядом подошли к острову Шумшу и начали высадку десанта. Противник открыл сильный ружейно-пулеметный огонь. Корабли десанта ответили огнем, но он был малоэффективен, так как стрельба велась без корректировки. В начале высадился передовой отряд, а затем все десантные войска, для выгрузки артиллерии, танков делали причалы из подручных средств. Передовой отряд десанта начал стремительно продвигаться в двух направлениях: на укрепленные высоты 165 и 171 и в направлении мыса Котомари. Из многочисленных дотов и дзотов на десантников обрушился артиллерийский, минометный, пулеметный огонь, и, подтянув 20 танков, японцы перешли в контратаку. Однако советские моряки отбросили противника на исходные позиции, и японцы понесли большие потери. Бои были ожесточенными, высоты трижды переходили из рук в руки, наконец, после 5-ти часового упорного боя наши десантники овладели ими и прочно закрепились. В боях с японцами на Курилах моряки-тихоокеанцы показали образцы мужества и героизма. Не щадя жизни, они с гранатами в руках бросались на амбразуры дотов и дзотов, ложились под танки, чтобы остановить наступление врага. Старшина 1 статьи Н. Вилков пал смертью храбрых, закрыв своим телом вражеский дзот на высоте 171 о. Шумшу, обеспечив продвижение вперед своих товарищей (показ: фото, документы Вилкова). Отдал свою жизнь во имя победы над врагом и краснофлотец Петр Ильичев, в тяжелую минуту боя он, как и Н. Вилков, своим телом остановил огонь врага (показ фото). Боцман с плавбазы "Саратов" старшина 1 статьи Н.А. Вилков и рулевой катера "МО-253" краснофлотец П.И. Ильичев посмертно удостоены звания ГСС. В тот же день техник лейтенант Водынин А.М., возглавлявший группу подрывников, и его товарищи - краснофлотец Власенко и сержант Рында - со связками гранат бросились под танки врага и ценой собственной жизни уничтожили их (орден Отечественной войны и фотокопия листовки о Водынине). Личный пример героизма подавал морякам командир батальона морской пехоты майор Т.А Почтарев. Раненый, он продолжал командовать подразделением.
За героизм и умелое руководство боем ему было
присвоено звание ГСС. Потери в этих напряженных боях с обеих сторон были
большие. К 18 часам 19 августа был подписан акт о капитуляции японского
гарнизона на о. Шумшу, хотя отдельные силы врага продолжали сопротивление. К
исходу дня 23 августа на Шумшу было пленено свыше 12 тыс. японских солдат и
офицеров. Всего на Курильских островах было пленено 50442 японских солдат и
офицеров
Занятие островов южнее Шумшу (Итуруп, Кунашир, Шикотан)
осуществлялось в условиях непрестанных штормов и густых туманов, особенности
плавания в прибрежных водах представляли большие сложности, но не смотря на это,
моряки справились с поставленной задачей. Главнокомандующий советскими войсками
на Дальнем Востоке маршал Советского Союза Василевский А.М. отмечал:
"…Изумительной по быстроте, ловкости, смелости выполнения явилась высадка
морских десантов на о. Итуруп, Кунашир, Шикотан" (показ: фото, личные вещи,
документы Брунштейна Г.И.). К 1 сентября операция по освобождению Курильских
островов была практически завершена.
В войне с Японией Тихоокеанский флот вел самостоятельные боевые действия по нарушению коммуникаций противника в Японском море. Как и в годы Великой Отечественной войны флотом продолжал командовать адмирал Юмашев И.С. (показ: фото, грамота о присвоении звания ГСС, трофейная сабля). Для решения этой задачи командование флота использовало разнородные силы, включая подводные лодки, авиацию, торпедные катера, которые вели боевые действия в оперативном взаимодействии, нанося удары по японским кораблям и транспортам и в море и в портах. На позициях действовали подводные лодки, которые также несли дозорную службу у баз флота и устанавливали минные заграждения (показ фото). 18 августа 1945 г . японский самолет, управляемый летчиком-камикадзе, был обнаружен в небе Владивостока. Самолет был сбит зенитной установкой с танкера "Таганрог" (показ: памятная доска, награды Лещенко З.Ф., лопасть винта японского самолета).
Тихоокеанский флот успешно справился со всеми поставленными задачами. Своими героическими подвигами в войне с Японией моряки-тихоокеанцы вписали яркие страницы в летопись боевой славы русских вооруженных сил. 2 сентября 1945 г . был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Война закончилась полной победой Советского Союза (показ: фото, газеты).
Подвиг тихоокеанцев Родина оценила высоко. Более 30 тыс. моряков удостоились боевых правительственных наград. Медалью "За победу над Японией" наградили 170 тыс. человек. 52 морякам за особые отличия в боях присвоено звание ГСС, 19 кораблей, частей и соединений флота были преобразованы в гвардейские, 16 награждено орденом Красного Знамени, 13 получили почетное наименование (показ: трофеи советско-японской войны).
Советский народ и его Вооруженные Силы с честью выдержали суровые испытания Великой Отечественной войны. На Тихоокеанском флоте, как и по всей стране, входили в свои права порядки и нормы мирного времени. Но пока они еще не касались экипажей тральщиков. 22 июля 1945 г . был подписан приказ № 271 Верховного Главнокомандующего о боевом тралении вод Тихого океана . 10 лет продолжалась на флоте борьба с минной опасностью. Только по официальным данным американских источников за годы войны было выставлено порядка 780-ти глубинных бомб. Работы по их уничтожению были связаны с огромным риском. Под руководством флагманского минера Гензанской ВМБ капитан-лейтенанта Децика И.С. было уничтожено 77 неконтактных донных мин. За участие в разминировании он был награжден орденом Красного Знамени.
После Великой Отечественной войны перед Военно-морским флотом встала задача полностью освоить ее богатейший опыт. И тихоокеанцы делали все, чтобы успешно ее решить.
Настойчиво совершенствовали свое боевое мастерство подводники. Исходя из требований современной войны, они стремились каждую задачу отрабатывать в условиях, приближенным к боевым.
Обстоятельно изучался опыт боев в авиационных соединениях флота, в подразделениях морской пехоты.
Первым на флоте включился в борьбу за отличное знание техники и боевого оружия каждым матросом экипаж крейсера "Петропавловск": каждый выход в море, артиллерийские и торпедные стрельбы моряки отрабатывали в условиях максимально приближенным к боевым. В 1956 г . крейсер "Петропавловск" стал лучшим кораблем на ТОФ.
В мае 1957 г . страна узнала о подвиге матроса Ворожейкина В.И. который за мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды. Во время водолазных работ на 60-метровой глубине оказался в беде матрос Вологин. Ворожейкин, не раздумывая, поспешил ему на помощь. В тяжеловодолазном костюме 36 часов отважный моряк самоотверженно боролся за жизнь товарища, рискуя при этом своей жизнью. Он появился на поверхности вместе со спасенным Вологиным.
В год 20-летия Победы в ВОВ Тихоокеанский флот был награжден орденом Красного Знамени. В день ВМФ, 24 июля 1965 г ., на стадионе ТОФ состоялся митинг, посвященный этому событию.
В послевоенные годы Тихоокеанский флот, как и все Вооруженные Силы страны, претерпел коренную военно-техническую революцию. Он постоянно оснащался всеми видами современной боевой техники и оружия. В экспозиции представлены образцы стрелкового оружия (показ), модель эсминца "Неудержимый", первого ракетного корабля ТОФ, завоевавшего в 1963 г . приз Главкома ВМФ за ракетные стрельбы.
В 1961 г . в состав ТОФ вошла первая атомная ПЛ "К-45" под командованием капитана 2 ранга Белашева В.Г. Имея на борту крылатые ракеты, лодка была способна их применить как по наземным, так и морским целям.
В период со 2 февраля по 26 марта 1966 г . две подводные лодки "К-116" (командир - капитан 2 ранга Виноградов В.Т.) и "К-133" (командир - капитан 2 ранга Столяров) впервые в мире совершили трансокеанский переход с Северного флота на ТОФ южным маршрутом через пролив Дрейка в подводном положении. За 52 суток было пройдено 21 тыс. миль. Командовал переходом контр-адмирал Сорокин А.И. Указом Президиума ВС СССР командир перехода, командиры лодок и ряд офицеров были удостоены звания ГСС.
Подводные лодки первого поколения заложили основу для дальнейшего развития атомного подводного кораблестроения.
В 1968 г . вошел в состав ТОФ ракетный крейсер "Владивосток". Жители нашего города взяли шефство над кораблем, а в составе экипажа по комсомольским путевкам служили матросы - уроженцы г. Владивостока.
В 1965 г . в состав флота вошел гвардейский ракетный крейсер "Варяг". На его счету 12 дальних походов. В 1982 г . экипаж корабля был награжден вымпелом Министра Обороны "За мужество и воинскую доблесть".
В 1970 г . подводная лодка "К-27" под командованием капитана 2 ранга Хватова Г.А. первой из советских подводных лодок совершила поход в Индийский океан с целью проверки боеготовности КР после длительного плавания в тропических условиях. Переход в район стрельб впервые осуществлялся совместно с надводным кораблем - БПК "Отважный". Попадание двумя ракетами в мишень с расстояния 100 км было точным (показ: модели АПЛ, входивших в состав ТОФ в 70-80-е гг., приборы с АПЛ).
Подлинную школу боевой выучки прошли тихоокеанцы, участвуя в маневрах ВМФ под условным наименованием "Океан", проводившихся с 14 апреля по 6 мая 1970 г . Участники маневров были награждены специально выпущенным знаком "За дальний поход", а также юбилейной медалью.
Новой страницей в истории Тихоокеанского флота явились дальние походы кораблей. В 1956 г . первый визит дружбы совершили крейсер "Дмитрий Пожарский", эскадренные миноносцы "Вдумчивый" и "Вразумительный" в КНР. В экспозиции представлен символический ключ от Индийского океана, на котором нанесены названия кораблей ТОФ, в разные годы участвовавших в дальних походах, а также документы, фотографии, личные вещи моряков-тихоокеанцев - участников визитов дружбы.
В 1972 г . по просьбе правительства Бангладеш для оказания помощи этой республике с Тихоокеанского флота была направлена спасательная экспедиция под командованием контр-адмирала Зуенко С.П. 26 месяцев большая группа моряков флота трудилась в этой стране, очищая порт Читтагонг. Водолазы провели под водой более 40 тыс. часов, на поверхность было поднято 26 судов. Все участники экспедиции были награждены памятными медалями, специально учрежденными правительством Бангладеш.
В 1974 г . отряд военных кораблей ТОФ под командованием капитана 1 ранга Аполлонова А.Н. провел боевое траление в Суэцком заливе. Сложность военно-политической обстановки, атаки израильской авиации сделали условия работы поистине фронтовыми. Боевая работа отряда усложнялась отсутствием карт минных постановок, сложными погодными условиями. С 15 июля по 11 ноября 1974 г . корабли отряда "пропахали" район разминирования 21 раз. По минным полям площадью 1250 квадратных миль было пройдено с боевыми тралами 17 тыс. миль. Все участники экспедиции были награждены памятными подарками, многие удостоены высоких правительственных наград. Среди них - командир десантного катера мичман Городецкий Г.К., награжденный орденом Красной Звезды, старшина 2 статьи Ю. Миронов, удостоенный медали "За боевые заслуги".
Большой вклад в повышение боевой готовности кораблей и частей вносили рационализаторы флота. В 70-80-е гг. Тихоокеанский флот неоднократно занимал 1 место в ВМФ по рационализаторской работе. В экспозиции представлены грамота и один из многочисленных призов, которыми награждались тихоокеанцы за отличную постановку рационализаторской работы.
Тихоокеанский флот решает сложные учебно-боевые задачи в дальних походах, полетах, на полигонах. Высоки стали требования, которые в современных условиях предъявляются к личному составу кораблей и частей. Но по-прежнему моряки-тихоокеанцы готовы пойти на риск ради спасения корабля, экипажа, товарища.
В октябре 1977 г . группа курсантов школы младших авиаспециалистов ТОФ под командованием прапорщика Жаркова А.В. была направлена в тайгу для тушения пожара. Отрезая путь пламени, матросы сами оказались в огненном кольце. Александр Жарков успел вывести людей из огня, а сам погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1978 г . за мужество и отвагу, проявленные при спасении товарищей, прапорщик Александр Жарков был награжден посмертно орденом Красной Звезды и знаком ЦК ВЛКСМ "Воинская доблесть".
В 1981 г . при выполнении учебной задачи с парашютом матрос Александр Баулин проявил мужество и отвагу - спас жизнь своему товарищу матросу Сергею Макаренко, у которого не раскрылся парашют.
Материал взят с сайта Музея Тихоокеанского флота