Гласность при проведении выборов. Статус и гарантии прав наблюдателей.

Текст выступления члена краевой избирательной комиссии Киселева С.А.на семинаре председателей территориальных комиссий

 

Я начну эту тему с определения понятия избирательные права граждан.

Определение этого понятия дано в Статье 2 рамочного Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Р Ф …» Определение избирательных прав в этом законе не ограничивается конституционным правом граждан Российской Федерации избирать и быть избранными. Оно включает так же и право участвовать в наблюдении за проведением выборов, за работой избирательных комиссий. Так что наблюдатель, не какая то посторонняя помеха, осложняющая работу комиссии. Наблюдатель один из элементов осуществления избирательных прав.

Предназначение избирательных комиссий - в обеспечении реализации и защиты избирательных прав. Следовательно, помимо обеспечения процедуры голосования, комиссии предназначены еще и для того, чтоб граждане, уполномоченные осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и прочими процедурами, беспрепятственно и в полной мере, в порядке установленном федеральным законом могли осуществлять свою деятельность в качестве наблюдателя. Значит, комиссии должны всячески способствовать наблюдателям в осуществлении деятельности наблюдателя. Наблюдатель это необходимый участник избирательного процесса.

В чем необходимость присутствия наблюдателя в самый ответственный, в самый напряженный период избирательной кампании? А именно - с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, или при повторном подсчете голосов избирателей. Зачем помимо членов комиссии должны присутствовать и наблюдатели, назначенные зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, общественным объединением. Ведь не менее половины состава комиссии в обязательном порядке формируется из представителей политических партий выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. В состав комиссии включаются так же и представители других общественных объединений, а так же граждане, кандидатуры которых в состав комиссии предложены собранием избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Могут иметь своих представителей в избирательной комиссии с правом совещательного голоса и кандидаты, ведущие свою избирательную кампанию. Неужели общественный контроль при этом недостаточен и необходим еще один его участник – наблюдатель?

Я лично, для себя, отвечаю на этот вопрос так. Значение наблюдателя такое же, как у священно служителя. Он призван освятить простые технические процедуры, совершаемые избирательной комиссией религиозным смыслом веры в свободу волеизъявления граждан. Веры в непорочное зачатие политической власти в России. Это мое мнение. Считается, что оценки наблюдателей после окончания выборов влияют на отношение общества к избирательной кампании, результатам голосования. Наблюдатель призван снять всякие сомнения общества в законности проводимых выборов. Мы видим, как в мировой политике используется мнение международных наблюдателей для оценки демократичности того или иного государства. Как оно использовалось по итогам выборов в Беларуси, в Ираке. Мнение наблюдателей было одной из движущих сил оранжевой революции на Украине.

Убедить население в легитимности выборов в России впервые понадобилось в 1993 году. Тогда наш первый президент Ельцин своим указом, вслед за отменой действия конституции, вслед за роспуском высшего представительного органа государственной власти утвердил положение о выборах депутатов Госдумы, в котором впервые появилось понятие «наблюдатель» и определялись его полномочия.

Теперь, когда мы выясняли предназначение наблюдателя, место его в системе гласности при проведении выборов, необходимость его присутствия в избирательной комиссии в день голосования, давайте рассмотрим, как обретает он свой статус и какие права предоставлены ему законом.

Я думаю, международные наблюдатели у вас на ближайших выборах присутствовать не будут, поэтому поговорим о статусе нашего простого Российского наблюдателя. Гражданин РФ статус наблюдателя обретает, предъявив соответствующее направление.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме, в документе, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В 1995 году были установлены требования к документу, предъявляемому наблюдателем участковой комиссии. В 2002 году этот документ получил название – «направление». Направление можно предъявлять в участковую или территориальную комиссию не только в день голосования, но и в период проведения досрочного голосования. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Наблюдателем может быть назначен гражданин РФ достигший 18 лет, независимо от места жительства, а так же других обстоятельств. Не могут быть назначены наблюдателями недееспособные или лишенные свободы по приговору суда граждане, а так же выборные должностные лица и лица находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Свои полномочия наблюдатель начинает осуществлять в день голосования с начала работы участковой избирательной комиссии.

При осуществлении своих полномочий наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своей фамилии, имени и отчества, а также лица или организации, направивших наблюдателя в избирательную комиссию

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения. То есть от каждого кандидата или избирательного объединения на один участок может быть направлено несколько наблюдателей, но свои полномочия осуществляет кто-то один. В какой очередности и в какой период времени каждый из них будет осуществлять полномочия наблюдателя они сами определяются.

Никаких других ограничений, касающихся присутствия наблюдателей Федеральным законом не установлено. Мало того закон прямо говорит, что наблюдателям должен быть обеспечен доступ на избирательные участки, образованные в воинской части, больнице, санатории, следственном изоляторе, доступ в помещение комиссии, а также в помещение для голосования.

Какие у наблюдателя права? Прав у него естественно меньше чем у членов избирательной комиссии, но намного больше, чем у тех, что имели наблюдатели в 1993 году. С того времени их права законодатель расширил и конкретизировал. Если раньше наблюдателю можно было лишь присутствовать на заседании избирательных комиссий или находится на избирательном участке в день голосования, в помещении для голосования, присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования, то теперь спектр разрешенной ему законом деятельности гораздо шире.

Наблюдатель имеет право на своевременную предварительную информированность – извещение о выезде для голосования вне помещения для голосования за 30 минут до выезда. Извещение о заседании избирательной комиссии по повторному подсчету голосов или установлению результатов выборов.

Ему дано право «убедится» или «ознакомиться». Он может ознакомиться с документами соответствующей избирательной комиссии, а так же с документами, поступившими в ее распоряжение в день голосования. К их числу относятся: списки избирателей, протоколы об итогах голосования, о результатах выборов и приложенные к ним документы - сводные ведомости итогов голосования по участкам, жалобы и заявления и другие обращения граждан, особые мнения членов избирательной комиссии, акты передачи бланков бюллетеней и открепительных удостоверений, акты о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, реестры голосовавших вне помещения для голосования, а также ряд иных документов избирательной комиссии.

Наблюдатель имеет право знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

Наблюдатель приобрел право «потребовать» и, соответственно обязанность избирательных комиссий выполнить некие действия по требованию наблюдателей. В законе записано: По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать копии протокола об итогах голосования или заверить копии, изготовленные наблюдателем.

Если же копию протокола об итогах голосования ему не дать, то не выдающие ее лица согласно Статья 79 Закона «Об основных гарантиях …» несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с соответствующими законадательными актами.

И наши председатели участковых комиссий или секретари конечно выдают. Но не копию протокола, подписанного членами комиссии, когда появляется полноценный юридический документ. Бывает заверяют данные, занесенные в ходе подсчета голосов в бланк протокола. Прочувствуйте разницу. И она выявляется в несоответствии цифр в таком документе с данными настоящего протокола. И это приводит к судебным разбирательствам, участниками которых члены краевой комиссии были неоднократно.

Наблюдатель имеет право на равные с членами избирательной комиссии возможности обозримости объектов наблюдения, прибытия к месту голосования вне помещения для голосования.

После завершения подсчета голосов, наблюдатель так же вправе присутствовать на процедуре упаковки бюллетеней в мешки или коробки для их дальнейшего хранения. Он на препятствующих неподконтрольному вскрытию таких мешков или коробок без их повреждения средствах защиты, на равных правах с членами комиссии, может поставить и свою подпись.

Под его наблюдением находится и процесс передачи первого экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в вышестоящую комиссию, при этом все действия членов вышестоящей комиссии по приему, суммированию данных от разных участковых комиссий, по составлению сводного итогового протокола должны находится в поле зрения наблюдателя.

Я помню, как на президентских выборах 1996 года в городе Уссурийске наблюдателями КПРФ было зафиксировано что протоколы, подписанные членами участковых избирательных комиссий с цифрами проставленными карандашом, предоставлялись вначале представителю краевой администрации, а уже после его одобрения членам территориальной комиссии. На все протесты в городскую и краевую прокуратуру, в суд никакой реакции правоохранительных органов не было. Так, что обозначенная норма совсем не лишняя.

Наблюдатель имеет право обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации избирательного процесса к председателю избирательной комиссии или лицу его замещающему.

При нарушении наблюдателем требований закона он может быть удален из помещения для голосования. Но только по мотивированному решению участковой комиссии, осуществление которого обеспечивают правоохранительные органы.

Наблюдатель вправе обжаловать в порядке, установленном законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию Приморского края, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

Нарушение прав наблюдателя на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом, согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Воспрепятствование наблюдению за порядком голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, признанное таковым после дня голосования, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей может повлечь отмену в судебном порядке решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. (Статья 77 Закона «Об основных гарантиях…»). Последствием нарушения комиссией избирательных прав граждан повлекшие за собой признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов является расформирование избирательной комиссии. (Статья 31 Закона «Об основных гарантиях…»).

Так что с гласностью шутить опасно.