И имя его, и дело переживут века

5 мая этого года исполняется190 лет со дня рождения Карла Маркса — основоположника научного коммунизма, вождя мирового пролетариата.

Карл Маркс родился в г. Трире в Германии. Благодаря влиянию отца — трирского адвоката Генриха Маркса, — еще в школьные годы Маркс усвоил идеи французского и немецкого Просвещения. В 1835 г. Маркс становится студентом Боннского, а с 1836 г. — Берлинского университетов, где изучал право, историю философии, теорию искусства. С 1837 г. стал приверженцем философии Гегеля: прежде всего гегелевской диалектики.

В апреле 1841 г. Марксу была присвоена степень доктора философии за работу «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». В предисловии к работе он написал: «Прометей — самый благородный святой и мученик в философском календаре». Это была исповедь человека, которому суждено было стать вторым Прометеем по своей борьбе и страданиям. Вот почему Галина Серебрякова свою трилогию о Марксе назвала «Прометей», который, невзирая на страшные муки за любовь к людям, бросил вызов Зевсу. Маркс бросил вызов капитализму, защищая людей от его произвола. Уже в этой ранней работе, оставаясь ещё идеалистом, гегельянцем, Маркс продемонстрировал некоторую независимость от взглядов Гегеля.

После окончания Берлинского университета, отказавшись от преподавательской работы, Маркс переходит к активной политической деятельности. В октябре 1842г. Маркс становится редактором «Рейнской газеты», которая превратилась в рупор революционно емократических идей против сословно — абсолютистского строя, против политической реакции. За это в 1843 г. газета была закрыта.

В октябре 1843 г. Маркс переехал в Париж. Куда в 1844 г. приехал и Фридрих Энгельс. Эта встреча, обнаружившая полное единство взглядов Маркса и Энгельса положила начало отношениям, которые, по словам В.И. Ленина, превзошли »...все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе». (ПСС т.2, с. 12). Эта встреча положила начало совместному творческому формированию научного мировоззрения, которое было невозможно без того, чтобы не разделаться критически со всей предшествующей идеологией. Не только с господствующей буржуазной, но и с мелкобуржуазными теориями социализма.

В «Святом семействе» Маркс и Энгельс резко критиковали младогегельянцев за их субъективистские взгляды и доказывали, что народные массы, а не критически мыслящие личности, являются единственным, творцом истории. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс подвергает суровой критике метафизический, пассивно — созерцательный характер его материализма. Он писал: «философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

В «Немецкой идеологии» Марксом и Энгельсом дана критика новейшей немецкой философии в лице Фейербаха, Бауэра и немецкого социализма в лице его различных пороков. В этой работе уже содержится зародыш нового мировоззрения: общественное бытие людей определяет их сознание. В «Нищете философии», которая является ответом на «Философию нищеты» Прудона, Маркс не оставил камня на камне от стремления Прудона устранить язвы капитализма, сохранив саму систему капитализма.

Наконец, всю эту огромную работу по критике мелкобуржуазной идеологии Маркс и Энгельс завершают «Манифестом Коммунистической партии» — документом всемирно-исторического значения. Именно о «Манифесте...» Ленин сказал, что «эта небольшая книжечка стоит целых томов».

Революция 1848 — 1849 гг. во Франции и Германии явилась первой исторической проверкой марксизма. Анализируя её уроки, Маркс пишет работу «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год», в которой обосновал положение о революциях как «локомотивах истории», обо всё большем перерождении буржуазии, о союзе рабочего класса с крестьянством не только в буржуазно — демократической, но и в социалистической революции. Здесь же Маркс впервые употребляет термин «диктатура пролетариата», а также делает вывод о возможности перерастания буржуазно емократической революции в социалистическую.

Марксу принадлежит ведущая роль в основании I Интернационала. Начиная с Союза коммунистов, вся деятельность Маркса была нацелена на его создание. Это выразилось, прежде всего, в выработке теории научного коммунизма, в борьбе Маркса со всеми разновидностями утопического мелкобуржуазного социализма, а также в подготовке кадров для Интернационала.

Маркс был участником учредительного собрания (сентябрь 1864 г.) и возглавлял его руководящий орган — Генеральный совет. Он подготовил программные положения, определившие революционную направленность Интернационала — «Освобождение рабочего класса должно быть завоёвано самим рабочим классом». Он также обосновал идеи пролетарского интернационализма.

Маркс горячо приветствовал Парижскую Коммуну 18 марта 1871 года. С самого начала восстания в Париже он сделал всё возможное для того, чтобы своими советами помочь спасти Коммуну. После её поражения, Маркс в работе «Гражданская война во Франции» даёт оценку Коммуне как зародыша пролетарского государства и раскрывает его черты. Опыт парижских коммунаров помог Ленину увидеть в первых Советах новую форму пролетарского государства.

На основе опыта классовой борьбы и революций в 1848 — 1871 гг. Маркс в мае 1875 г. пишет работу «Критика Готской программы», в которой содержатся важнейшие положения, подытоживающие развитие теории научного коммунизма за 30 лет. Она написана в качестве критики проекта программы, подготовленной Лассалем к объединительному съезду социал-демократов в Готе. В этой работе Маркс даёт характеристику основных черт двух фаз коммунистического общества: первой низшей оциализма и высшей фазы — коммунизма. При социализме, когда общество выходит из недр капитализма, оно ещё сохраняет в экономическом, нравственном и умственном облике «родимые пятна» этого общества, а также принцип распределения по труду, т.е. тот же принцип, который регулирует обмен товаров. При высшей фазе — коммунизме, получат высшее развитие производительные силы, общественные и нравственные отношения. Все члены общества получат всестороннее развитие, лишь тогда и только тогда можно осуществить принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

В связи с этим, решение, принятое на XXII съезде КПСС в 1961 г. под влиянием Н. Хрущёва о том, что в СССР к 1980 г. будет создана материально — техническая база коммунизма, было ошибочным волюнтаристским, что ныне и используют в своей клевете наши идейные противники.

В «Критике Готской Программы» Маркс разоблачает представления мелкобуржуазных социалистов об уравнительном характере распределения при социализме, а также лассальянского «железного закона заработной платы», увеличивающего нищету пролетариата. Не зная или умышленно извращая это марксистко-ленинское положение, а также опыт социализма в СССР, антикоммунисты распространяют ложь о том, что если придут к власти коммунисты, то введут уравниловку в оплате труда, национализируют приусадебные участки, личное подворье и рассказывают всякие прочие страшилки. Крайне «левые» критикуют КПРФ за то, что она допускает частную собственность, поддерживает мелкий и средний бизнес, сохраняя в руках государства основные средства производства, транспорт, связь, землю и её недрае зная, или забывая марксистко-ленинское положение о том, что для перехода от капитализма к социализму необходима целая историческая полоса формирования капиталистических отношений в социалистические, в том числе и в формах собственности. Это убедительно показано в работах Маркса «Критика Готской Программы» и Ленина «Государство и революция». Применив диалектико-материалистическую концепцию исторического процесса к исследованию капиталистического общества, Маркс разработал экономическое учение в своём главном труде «Капитал». Созданию «Капитала» он отдал 40 лет жизни — с 1843 по 1883 гг.

В «Капитале» разработана теория прибавочной стоимости, которую Ленин охарактеризовал как «краеугольный камень» экономического учения Маркса. Маркс доказал, что прибыль является целью капиталистического производства и основным стимулом его развития. Но вместе с тем, погоня за прибылью ограничивает развитие производительных сил буржуазного общества. «Настоящий предел капиталистического производства — это сам капитал...», — писал Маркс.

В «Капитале» Маркс дал глубокий анализ товара, как элементарной клеточки капитализма и двойственной природы труда, создающего товар. И далее он показал, что при капитализме в товар превращается рабочая сила. Выяснив, что весь класс капиталистов эксплуатирует весь рабочий класс, Маркс обосновал необходимость единства рабочего класса в его борьбе с масонским братством капиталистов. В «Капитале» Маркс сформулировал всеобщий закон капиталистического накопления, выяснив в то же время противодействующие тенденции, препятствующие действию этого закона. «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. ...Бьёт час капиталистической частной собственности. Эксплуататоров экспроприируют».

Исследуя эти, а так же такие капиталистические отношения, как товарно-торговый и денежно — торговый капитал, ссудный капитал, кредит, земельная рента Маркс отметил дальнейшее усиление капиталистических противоречий, свидетельствующих о неизбежной гибели капитализма.

«Капитал» как величайшее политико-экономическое произведение — отмечал Ленин, не потерял своей актуальности и в наши дни. Вдумчивое прочтение и осмысление его помогут понять те противоречия, которые сотрясают сегодня капиталистический мир, и, как следствие, проистекающие из них глобальные процессы: войны, борьба за нефть, передел зон влияния, закабаление народов и др. Поэтому если буржуазная наука в ХIХ в. всячески замалчивала «Капитал», то XX-XXI вв. характерны созданием многочисленных школ и курсов по его изучению. При этом наблюдается стремление всевозможных буржуазных «марксологов» выхолостить из «Капитала» революционное содержание. Выхолостить именно то, глубокое изучение чего помогает Коммунистическим партиям на научной основе разрабатывать свою политическую стратегию и тактику в борьбе с классовым противником.

Маркс в своих научных трудах и частной переписке проявлял огромный интерес к судьбе России, Он поддерживал переписку и общение с передовыми русскими деятелями: с революционеркой Дмитриевой, первым переводчиком «Капитала» на русский язык Лопатиным, Плехановым, Засулич и другими. Особое внимание он уделял идее Чернышевского о возможности перехода России к социализму, минуя капитализм.

В 60-70 гг. ХIХ столетия учение Маркса оказывало влияние на революционное движение в России, хотя многие передовые люди и склонялись к идеям народников и народовольцев. Уже тогда были переведены на русский язык «Капитал», «Нищета философии», «Манифест Коммунистической партии». Маркс верил в будущее России.

От его внимания не укрылось и то обстоятельство, что развивающееся революционное движение народа против царя и помещиков будет иметь глубокие международные последствия. Маркс верил в русскую революцию и с нетерпением ожидал её.

Человек огромной воли, кристальной честности и скромности Маркс всегда выступал против всяких форм возвеличивания собственной личности. Вот что он писал по этому поводу: «Из отвращения ко всякому культу личности, я и во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал!». Мудрость и скромность в большом и малом, простота и человеческое обаяние — вот что привлекало в нём людей труда. Для подтверждения приведём некоторые вопросы «Исповеди» Маркса, представляющую собой анкету, которую дети попросили заполнить отца.

Достоинство, которое Вы больше всего цените: в людях — простота, в мужчине — сила, в женщине — слабость.

Ваша отличительная черта — единство цели.

Ваше представление о счастье — борьба, о несчастье — подчинение.

Недостаток, который Вы, скорее всего, склонны извинить — легковерие.

Недостаток, который внушает Вам наибольшее отвращение — угодничество.

Ваше любимое занятие — рыться в книгах.

Ваши любимые поэты — Шекспир, Эсхил, Гёте.

Ваш любимый герой — Спартак, Кеплер.

Ваше любимое изречение — «Ничто человеческое мне не чуждо».

Ваш любимый девиз — «Подвергай всё сомнению».

Все домашние также отвечали на эти вопросы. Из их ответов на вопросы анкет-исповедей видно, что самыми отвратительными чертами дочери, жена и сам Маркс считали ханжество, раболепие и лживость. Всё это говорит не только об их моральном облике, но и об общем духе, который господствовал в этой семье.

Характерной чертой Маркса до конца его жизни было то, что неутолимая жажда знания заставляла его быстро набрасываться на самые трудные проблемы, а неумолимая самокритика мешала ему столь же быстро преодолевать их. В трилогии «Прометей» Г. Серебрякова описывает титанический труд Маркса, который он проявлял в работе с литературой, источниками почти во всех крупных национальных музеях и библиотеках Европы. И на её вопрос «чего у Маркса было больше: гениальности или трудолюбия?» был ответ — трудолюбия. В подтверждение приведём один факт.

В октябре 1871 г. дочь Элеонора написала в Британский музей следующее заявление: «Сэр! Я хочу получить билет на право посещения читального зала Британского музея и была бы Вам очень признательна, если бы Вы выдали мне таковой. Я не знаю, нужны ли при этом рекомендации. Если да, то я полагаю, будет достаточно сказать, что мой отец, доктор Карл Маркс, посещает Ваш читальный зал ежедневно уже почти 30 лет».

Маркс был нежным, любящим мужем и отцом. В любви к жене и детям он был так же велик, как и в идейной борьбе. Его жена — Женни фон Вестфален — аристократка по рождению и воспитанию, на которой он женился в июне 1843 г., стала самым страстным приверженцем его революционных идей. На протяжении всей своей жизни Женни стойко разделяла все тяготы, испытания, которые выпали на долю обоих. Из семерых детей Маркс и Женни потеряли четверых. Испытывая нужду, ради того чтобы накормить детей, они закладывали домашние вещи. Но ни аресты, ни ссылки которым подвергалась семья Маркса, ничто не сломило их революционный дух. Женни Маркс после тяжёлой болезни умерла 2 декабря 1881 г. Маркс не намного пережил свою жену. После её смерти он тяжело заболел.

И 14 марта 1883 г, Маркс скончался. Много сердечных, сочувственных писем получили дети Маркса в эти дни. Старый рабочий, друг Маркса, член Союза коммунистов и Генерального Совета I Интернационала Фридрих Меснер писал: »... его имя, его учение будут продолжать жить до тех пор, пока существует человечество. Его ум, как солнце, будет излучать для всех народов непревзойдённый свет, потушить который не в состоянии никакие силы на земле .... памятник, который не может быть повреждён временем».

Энгельс писал друзьям: «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда — либо знал, перестало биться.... Человечество стало ниже на одну голову и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало...». А на могиле Маркса Энгельс закончил свою речь пророческими словами: «И имя его, и дело переживут века!»

Влияние Маркса и Энгельса на умы современников настолько огромно, что к ним устремлялись самые одарённые и смелые люди той эпохи: такие как Генрих Гейне, Георг Вирт, Вильгельм Вольф, Поль Лафарг и другие.

Марксизм оказал и теперь оказывает могучее влияние на всю жизнь современного общества. Марксизм стал государственным учением в таких странах как Китай, Вьетнам, Куба, КНДР и Венесуэла, где под руководством правящих партий с учётом национальной специфики этих стран строится социализм XXI века. Так, в выступлении на IX Международной встрече представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 2007 г. тов. Го Ячжоу сказал, что пятая часть населения мира под руководством Китая, взяла курс на сочетание марксизма с китайской спецификой.

Секретарь ЦК Коммунистической партии Кубы тов. Фернандо Рамирес де Эстоне рассказал, как на острове Куба осуществляется строительство социализма. Только в 2007 г. рост ВВП достиг 12,5%. Выполняется более 200 новых социальных программ. Сегодня 46 тысяч кубинских врачей и других работников здравоохранения, образования и спорта работают более чем 100 странах. Бесплатно учатся в университетах Кубы более 30 тысяч молодых людей из 118 стран.

А член ЦК Коммунистической партии Греции сказал: «Созданная 1918 г. Компартия Греции остаётся верна идеалам марксизма — ленинизма на протяжении всей своей истории, несмотря на гонения, расстрелы её руководителей и рядовых коммунистов, и необходимость в течение многих десятилетий работать в подполье.»

Примерно такой же исторически тяжёлый путь прошли многие коммунистические и рабочие партии Европы, Латинской Америки, а теперь и Прибалтики. Но несмотря ни на что, все они сохранили верность идеалам марксизма — ленинизма, идеалам борьбы за справедливость и счастье трудящихся. Сила и жизненность учения Маркса заключается в том, что будучи продолжением предшествующего развития человеческой мысли, её высшим достижением, оно выражает объективные закономерности развития истории, отвечает реальным потребностям социального процесса. «Учение Маркса всесильно, потому что верно» — указывал В.И. Ленин (ПСС, т. 23, с. 43).

Произведения Маркса изданы на 101 языке народов мира. Изучение и издание трудов Маркса осуществляется соответствующими научными учреждениями во Франции, Италии, Великобритании, США, Китае, Венесуэле, на Кубе, во Вьетнаме и в других странах.

Таким образом, небольшой корабль первых коммунистов, на котором были основатели научного коммунизма Маркс и Энгельс, избрал курс против течения, курс против всесильного буржуазного общества во имя будущего счастья и справедливости для всех трудящихся.

Мы, коммунисты, ведём своё идейное происхождение от этих людей. Мы должны перенять от них несокрушимое теоретическое оружие, которое нашло своё воплощение в ленинизме.

Мы, коммунисты, обязаны взять у них их закалку и способность следовать против течения нынешнего российского буржуазного общества. И.так же как они не бояться идти в атаку и быть готовыми к самопожертвованию, когда это нужно для победы.

Мы должны твёрдо верить в окончательную победу социализма.

Сегодня у нынешних коммунистов в наличии громаднейший опыт борьбы с капиталом в международном масштабе, начало которому положили первые коммунисты.

На IX Международной встрече представителей коммунистических и рабочих партий отмечалось: «В современных условиях мы, коммунисты, должны творчески применять марксистко-ленинскую теорию для определения стратегии и тактики, основываясь на общих закономерностях общественного развития с учётом национальной специфики

Л. П. Субочева,
член КПСС-КПРФ с 1950 г.,
кандидат исторических наук, доцент,
г. Владивосток.