Отсутствие экономического роста и падение реальных доходов граждан в скором времени могут привести к массовой люмпенизации россиян. Причем речь идет вовсе не о тех, кто сегодня ведет асоциальный образ жизни, но о представителях редеющего среднего класса. И не исключено, что высококвалифицированные специалисты с детьми скоро могут остаться на улице из-за того, что не смогут выплачивать ипотеку.
По данным бюро кредитных историй «Эквифакс», совокупный портфель просроченных задолженностей по ипотеке вырос на 35%, то есть на треть. По состоянию на 30 апреля общая сумма таких долгов составила уже 80 млрд рублей. При этом наблюдается рост количества кредитов, по которым заемщики не могут исполнить своих обязательств, с начала года по конец апреля — на 2185.
О том, что россияне сегодня в долгах, как в шелках, сказано много. В том числе, о большой кредитной нагрузке на граждан был вынужден сказать и Владимир Путин во время прямой линии. Согласно данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, около половины российский семей имеют кредиты, а 10% отдают на их погашение свыше половины семейного дохода. Но много и тех, кто уже не в состоянии платить, и средний долг составляет 80 тысяч рублей, что значительно больше, чем месячный доход многих семей.
Часто от некоторых экономистов можно услышать, что люди хотят жить более роскошно, чем могут себе позволить, а потому виноваты сами. Однако снижение уровня доходов за последние годы привело к тому, что многие не могут позволить себе самое необходимое, например заменить сломавшийся холодильник или просто купить обувь. О крайней нищете россиян говорит и тот факт, что недавно некоторые ритейлеры всерьез задумались над продажей в долг продуктов питания.
Однако в случае с ипотекой ситуация выглядит несколько иначе. Теоретически можно представить, что человек захотел себе последнюю модель модного смартфона и влез в долги, хотя мог бы этого не делать. Но вот как можно обойтись в нашем холодном климате без жилья, представить сложно.
К тому же, кто решается на ипотеку? Как правило, это люди, которые имеют доход выше среднего. Это специалисты с хорошим образованием, большим трудолюбием и живущие семьями. Когда они берут ипотеку, они думают чаще всего не о том, что будут жить в хоромах, а что их семья будет иметь крышу над головой. Тем более, по телевидению правительство и президент постоянно докладывают, что страна на подъеме, осваивает новые технологии, развивает торговые отношения с друзьями, представляет смертельную угрозу для всех врагов и предлагает миру альтернативный проект развития. Немало граждан, возможно, поверили этому и понадеялись на увеличение доходов, а потому, продав старую квартиру, взяли ипотеку для улучшения жилищных условий. Чтобы родить еще детей, которым обеспечено светлое будущее в процветающей стране.
Нынешний рост задолженности по ипотеке свидетельствует о том, что люди лишились тех заработков, которые имели ранее. То есть люди продолжают трудиться не меньше, если не больше, но получаемый доход уже не позволяет сводить концы с концами. И вот теперь эти люди, напомним, квалифицированные и трудолюбивые, могут оказаться без жилья, а проще говоря на улице и превратиться в самых натуральных бомжей. Единственное, дети на улице не окажутся — их заберут органы опеки и отправят в детдома.
Важно понимать, что такое невозможность платить ипотеку в психологическом плане. За невозвращенным потребительским кредитом могут прийти коллекторы. Но если не уплачена ипотека, то ждет именно выселение. Для многих это крушение всей жизни.
Руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина считает, что большие долги по кредитам связаны, прежде всего, с неумением правительства выстроить нормально функционирующую экономическую модель:
— Люди хотят жить, как они должны, но не могут. Людям просто не хватает средств для выплаты ипотеки просто потому, что у нас огромный разрыв между средней зарплатой и стоимостью квартир. У нас большая степень монополизации на рынке жилья, цены не соответствуют реальному платежеспособному спросу. Жилье стало инвестиционным продуктом, цены на него накручиваются. В результате те, кто нуждается именно в крыше над головой, не могут себе позволить купить угол.
Но деваться людям некуда. Они берут ипотеку, рассчитывая на какие-то успехи в будущем. В реальности некоторые теряют работу, или им начинают платить меньше. То есть ожидания, которые породили «жирные нулевые», оказались преувеличенными. В действительности положение в экономике не такое радужное.
«СП»: — Куда деваться человеку, который вдруг не смог платить ипотеку?
— Рост долгов по ипотеке, конечно, сильно увеличивает социальную напряженность. Единственное, что можно было бы сделать это как-то реструктурировать ипотеку. Чтобы люди имели возможность или снизить проценты, или сменить жилье в рамках уже взятой ипотеки на более дешевое.
Проблема невыплат — это не проблема людей, а проблема экономики. Значит, должна быть какая-то государственная политика, направленная на банки, поведение застройщиков. Выбрасывать людей из квартир — это увеличивать социальную напряженность до критического предела. Наше общество не готово к выселениям. У нас нет такого культурного кода, что тебя могут выселить из квартиры. Это будет удар по имиджу власти просто смертельный.
«СП»: — Но люди хотят жить хорошо, особенно высококвалифицированные специалисты.
— У нас есть очень серьезная проблема с перекосом ожиданий. Потому что в «нулевые» был перелом, когда сравнивали с 1990-ми. Но оказалось, что постоянного роста нет, сейчас стагнация экономики.
В России также наблюдается большой перекос в оплате труда. Люди, которые занимаются высококвалифицированной интеллектуальной деятельностью, получают зарплату, которая не способна удовлетворить объективные потребности, которые возникают для такой деятельности. Человек вроде занимает хорошее социальное положение, у него есть притязания, но возможностей их обеспечить нет. Отсюда эти кредиты и ипотеки.
«СП»: — Может, отчасти виновата государственная пропаганда? Людям говорят про мощь России на международной арене, а потом некоторые чиновники говорят, что в блокадном Ленинграде люди жили хуже.
— Государственная пропаганда крайне противоречива, она внутренне непродуманна и часто бессмысленна. Но все эти победные реляции какое-то время действовали на людей, особенно на молодых. И больше всего действовало то, что государство представляло себя сильным. Более того, протекционистским, каким давно перестало быть. И отсюда много заблуждений, что государство поможет. Граждане не до конца осмыслили, что отношения с государством изменились. Отсюда эти сигналы про «государство ничего не должно», которые говорят не очень умные чиновники. Но они говорят правду.
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».