Протесты россиян против со всех сторон несправедливого, по их мнению, прошлогоднего решения правительства о поднятии возраста выхода на заслуженный отдых, не остывают до сих пор. Памятуя о том, что с недавнего времени массовые протестные мероприятия незамедлительно подавляются властями с позиции грубой силы, а не диалога, люди по всей стране упорно, из месяца в месяц, выходят на пикеты, жестко критикуя пенсионную реформу.
«Мы хотим добиться полной отмены пенсионной реформы, потому что она является фактором социальной дестабилизации», — заявил представителям местных СМИ пришедший 3 августа на массовый митинг в Новосибирске активист Алексей. В этот же день жители Красноярска и Томска в ходе одиночных пикетов заявили, что пенсионная реформа подорвала доверие народа к власти. Жители же Мурманска в аналогичном формате призвали не отдавать ни единого голоса партии, поддержавшей пенсионную реформу, на ближайших выборах депутатов и губернаторов, которые состоятся во многих регионах страны 8 сентября 2019 года.
Российское общество в целом традиционное, и если власти бьют по старикам, то это не забывается и не прощается, а дальше протестные настроения будут только нарастать. Следовательно, предстоящие региональные выборы должны стать неким народным референдумом, который продемонстрирует власти отношение граждан к пенсионной реформе. Такого мнения, в частности, придерживаются организаторы всех этих мероприятий, члены движения «Суть времени», напоминая, что многие кандидаты в депутаты и губернаторы предпочитают не связывать свое имя с партией «Единая Россия», попавшей в «пенсионный капкан», а позиционируют себя в качестве самовыдвиженцев, надеясь увеличить свои шансы на победу.
С подобной трактовкой предстоящих событий согласен и руководитель Лаборатории социально-политических технологий Алексей Неживой, уточняя, что это может стать не референдумом в его классическом понимании, а, скорее, такой своеобразной «итальянской забастовкой», поскольку население пока не знает, за кого голосовать.
— Посмотрите, например, что сейчас творится в той же Москве, — говорит он. — Не знаю, кто конкретно консультирует московские власти, но город становится очень негостеприимным, некомфортным для проживания. Мэрия очень специфически выстраивает отношения с жителями, предпочитая сводить все общение с горожанами на уровень взаимоотношения пастухов, гоняющих плетками туда-сюда стадо овец. 90% москвичей таким положением дел недовольны.
Что касается всей остальной России, то повышение пенсионного возраста, пенсионная реформа однозначно убили провластную электоральную поддержку среди тех россиян, которым было по большому счету все равно, за кого голосовать. Так что второй раз они в эту воду уже вряд ли войдут. Пока все это недовольство в массе своей латентное, скрытое, обсуждаемое на кухнях. Но как только появится что-то новое, население готово будет за это проголосовать.
«СП»: — Когда и как это может произойти?
— Среди россиян растет апатия к государству. Которое из-за своей политики все увереннее движется в сторону повторения печально известной судьбы Римской империи. Долгое время эта известная держава древнего мира стояла незыблемо, но в один прекрасный момент пришли готы, и государство самоликвидировалось, потому что у населения не было никакого стимула его защищать.
Что касается «как», то политический процесс — такое дело, которое обязательно кто-то должен возглавить. Социальный запрос на это уже есть, так что я прогнозирую наступление времени лидеров. У нас сейчас есть протестные зоны в лице Шиеса, Ликино-Дулева. У нас были Екатеринбург, Хабаровск, Владивосток, Хакасия. Когда таких «горячих точек» станет слишком много, и Росгвардия начнет с ними разбираться, лидеры, за которыми пойдет народ, обязательно появятся. Внутренние силы, которые столкнут, образно выражаясь, телегу с мертвой точки, найдутся.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Ивановтакже считает, что очень горький осадок от такого жесткого воплощения пенсионной реформы будет ощущаться еще довольно долго. Следовательно, весь этот негатив к «Единой России» от повышения пенсионного возраста определенно сыграет свою роль.
Но какую именно и насколько она будет позитивной для россиян, желающих защитить свои конституционные права, сказать пока довольно сложно.
— Да, — признал эксперт, — рейтинги всех ветвей власти снизились по сравнению с «дореформенным» уровнем. И, вероятно, результаты грядущих выборов имеют все шансы стать далеко не самыми лучшими за последние 20 лет существования «Единой России», но я не думаю, что это станет слишком опасной для них катастрофой.
«СП»: — Почему? Что помешает на столь мощной почве недовольства пенсионной реформой «протестной России» реализовать себя?
— Скажем так, запрос общества на этот процесс есть, он существует. Но проблема в том, что политическое поле страны расчищено таким образом, что подавляющее большинство кадровых, финансовых и административных ресурсов идет на поддержку партии власти.
«СП»: — Если представители партии власти потерпят на предстоящих выборах фиаско, а победу одержат протестные силы, насколько велика вероятность того, что решение о повышении пенсионного возраста будет как-то изменено или вообще отозвано?
— Если такое произойдет, то полагаю, отдельные победившие кандидаты все равно так или иначе подпадут под влияние нынешней власти. Она хорошо умеет это делать, используя не только финансово-экономические, но также и силовые варианты воздействия. Например, в свое время председателем совета депутатов подмосковного города Видное стал Павел Николаевич Грудинин. Но потом его неожиданно отправили в отставку те же депутаты, которые ранее голосовали за его председательство.
«СП»: — Что должно произойти, чтобы «волна народного недовольства» пенсионной реформой привела, наконец, к сдвигу в застоявшейся внутриполитической обстановке?
— Первое — должно появиться нормальное гражданское общество. То, которое берет на себя ответственность за свои выступления и действия. Второе — должен проявить себя, безусловно, средний класс — люди, независимые не только с финансовой, но и с психологической, а также идеологической точек зрения. Этого пока у нас еще нет, и быстро прийти к такому невозможно. Но, с другой стороны, мы все же меняемся. И наше общество уже совсем не то, что было, скажем, в середине 90-х годов. Так что рано или поздно все, что необходимо, будет сформировано.
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».