Принято на IV Пленум ЦК КПРФ
18 июня 2005 г.
В отличие от реформ, которые проводятся в целях улучшения социально-экономического положения страны и повышения благосостояния народа, так называемые реформы, начатые в начале 90-х годов в Советском Союзе, носят характер преднамеренного бандитского разгрома страны и разграбления национального достояния. Народу дорого обошлись эти "реформы". Мы потеряли нашу Родину — Советский Союз, вымерло 9 миллионов граждан, 150 тыс. молодых ребят сложили головы в Чечне, беженцы, переселенцы кочуют по всей стране, 5 млн. беспризорных детей и 5 млн. детей не посещают школу.
Пятнадцать лет медленно угасает народное хозяйство, разрушается социальная сфера, деградирует нация. То, что не удается уничтожить реформами, — уничтожит время. За 15 лет наполовину сократилось число детских садов, исчезли 3 тыс. общеобразовательных школ, на 2,5 тыс. сократилось число лечебных учреждений, зато в два с половиной раза увеличилось число детских домов и на треть — количество домов для престарелых. Через процедуру банкротства уничтожена треть советских предприятий и организаций. На действующих предприятиях износ основных производственных фондов составляет от 50 до 90%, в том числе в базовых отраслях — энергетике, нефтегазовом комплексе, сельском хозяйстве. При сохранении нынешней социально-экономической политики через 5—8 лет от промышленности России не останется и следа. Хуже того, страна теряет квалифицированные кадры. Депрессивный застой в промышленности и сельском хозяйстве привел к тому, что кадровые работники состарились и ушли на пенсию, а новые не подготовлены. Число ГПТУ сократилось на 600 единиц, к тому же учреждения начального и среднего профессионального образования готовят менеджеров и юристов, но не отраслевых специалистов и кадры рабочих профессий.
В связи с этим дальнейшая деградация экономики и социальной сферы чреваты тем, что даже при наличии достаточных денежных средств возродить народное хозяйство будет невозможно из-за отсутствия подготовленных кадров, изношенности техники и оборудования на предприятиях. Практически страна должна будет заново строить заводы и фабрики, готовить отраслевых специалистов, а это процесс не одного года.
Коммунистическая партия Российской Федерации, сознавая всю ответственность перед народом и будущими поколениями, намерена всеми возможными политическими и экономическими мерами добиваться смены государственного социально-экономического курса и повести Россию по пути прогресса и процветания.
Несмотря на всю запущенность народного хозяйства, у нас еще сохранились научные и профессиональные кадры, промышленный потенциал, при помощи которого можно за короткий срок возродить экономику и сохранить социальную сферу. Однако делать это необходимо сегодня — завтра будет безнадежно поздно. Мы предлагаем свое видение экономики России, изложенное в Основных направлениях экономической и социальной политики КПРФ. При поддержке широких масс мы трансформируем ее в реальную программу действий по выводу страны из экономического кризиса и наметим прямой курс к устойчивому развитию экономики и социальной сферы.
Осуществляя свою программную задачу построения социалистического общества на базе народовластия, КПРФ остается на позициях марксизма-ленинизма и отдает приоритет государственной общенародной собственности как наиболее справедливой и максимально эффективной в условиях Российского государства, доказавшей свое превосходство и рациональность в годы Советской власти.
За последние 14 лет частная собственность на средства производства доказала всю ущербность и бесперспективность хозяйствования во всех отраслях российской экономики, в том числе и таких доходных, как нефтяная и газовая. Проведенная приватизация практически разрушила созданный за годы Советской власти производственный потенциал, снизила уровень жизни трудящихся, а также отбросила Россию по большинству социально-экономических параметров развития в число стран "третьего мира".
В силу того, что эффективность производства определяется не формой собственности на средства производства, а принципами и методами управления, КПРФ считает целесообразным в сфере материального производства основывать организацию управления предприятиями на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления, аренды, лизинга и концессионных договоров.
В то же время КПРФ не отвергает позитивный характер деятельности предприятий и отраслей иных организационно-правовых форм и форм собственности, доказавших эффективность своей хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, и в дальнейшем будет всемерно поддерживать их развитие.
Одной из главных задач КПРФ считает осуществление деприватизации естественных монополий, нефтяных и газовых компаний, предприятий, добывающих цветные и драгоценные металлы и камни, предприятий оборонного комплекса. Вся прибыль от деятельности указанных организаций (кроме средств, направляемых на развитие производства) должна поступать в бюджеты всех уровней.
Необходимо немедленно остановить дальнейший процесс приватизации, разрушающий экономику и углубляющий кризисные тенденции в сфере материального производства.
Необходимо немедленно остановить процедуру банкротства предприятий, переданную властями организованным преступным группировкам, уничтожающим промышленно-производственный потенциал России.
Немедленно прекратить распродажу имущества, находящегося за рубежом. Все сделки с имуществом России, находящимся за рубежом, заключенные с нарушением законодательства, признаются ничтожными. Имущество возвращается, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
Внешние экономические отношения России с зарубежными странами должны строиться на принципах равноправия и взаимного уважения. Любые внешнеэкономические договоры должны заключаться с учетом необходимости защиты внутреннего рынка и развития собственного товарного производства.
В России должен быть введен паритет на ввоз продукции, которую способны производить отечественные предприятия. В то же время государство обязано активно стимулировать конкретные предприятия промышленности и агропромышленного комплекса, производящие товары с целью сокращения импорта их аналогов.
Торговые отношения со странами СНГ должны строиться на основе таможенных тарифных соглашений на поставку продукции, производимой в этих странах. Поставка продукции третьих стран через государства СНГ осуществляется на основе дополнительных тарифных соглашений по всему спектру поставляемых товаров.
Признавая необходимость интеграции экономики России в мировой рынок, КПРФ выступает против вступления России в ВТО на предлагаемых развитыми капиталистическими странами условиях и считает, что необходимо продолжить переговорный процесс до достижения приемлемых для российской экономики условий.
В условиях прогрессирующей инфляции и в целях стимулирования экономики для расширенного товарного производства внутри страны необходимо ввести государственную монополию на экспорт сырьевых товаров, в частности газа, нефти, нефепродуктов, металлолома, древесины, цветных и драгоценных металлов и камней.
Политика накопительства заменяется на политику инвестирования. Золотовалютные резервы хранятся в России, формируются по принципу необходимости и достаточности для поддержания эффективности и финансовой безопасности внешнеторговой деятельности.
Внешняя задолженность погашается исключительно в сроки, предусмотренные договорами.
Просроченная внешняя дебиторская задолженность будет истребована в соответствии с международным правом.
Все международные кредитные договоры, заключенные с нарушением законов России, признаются ничтожными, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
Внутренние государственные обязательства погашаются в полном объеме и в сроки, установленные законами Российской Федерации.
Инвестиционная политика предусматривает ежегодное наращивание средств на капитализацию предприятий, для чего используются средства государственного бюджета, иностранные инвестиции, прибыль и амортизационные отчисления предприятий, внутренние государственные займы.
Для обеспечения эффективной инвестиционной политики страны КПРФ предлагает ограничить объем золотовалютных резервов, как это принято в мировой практике, средним размером трехмесячного импорта России. Остальные средства золотовалютных резервов вместе со средствами стабилизационного фонда направить на инвестиции в основной капитал, пополнение оборотных фондов предприятий, погашение внутренней задолженности государства.
Стабилизационный фонд предлагается упразднить, средства стабилизационного фонда — консолидировать в федеральный бюджет.
Профицит федерального бюджета на очередной год и последующие годы предлагается отменить.
Государственные инвестиции в основной капитал установить в размере не менее 1,5 трлн. руб. на 2006 год с дальнейшим ростом не менее 18% в год.
Государственные инвестиции в негосударственные предприятия производить через специализированные государственные инвестиционные банки при условии увеличения доли государственной собственности в уставных капиталах указанных предприятий на сумму предоставленных им инвестиционных ресурсов.
Необходимо существенно трансформировать налоговую систему:
— значительно снизить единый социальный налог, заменив его впоследствии взносами в государственные внебюджетные фонды, что позволит вывести из "тени" зарплату и за счет этого компенсировать "выпадающие" доходы государственного бюджета;
— восстановить прогрессивную шкалу налогообложения и ввести налог на сверхдоходы обеспеченных граждан с максимальной налоговой ставкой в размере 50%, восстановить налог на наследование, освободив от него объекты недвижимости, стоимость которых не превышает 3 млн. рублей;
— ввести рентные платежи на добычу природных ископаемых, что позволит значительно повысить доходы бюджетов всех уровней;
— восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль;
— отменить налог на добавленную стоимость, заменив его налогом с продаж в размере 5—10% — в зависимости от вида товара;
— изменить систему взимания акцизов на нефтепродукты, спирт, алкогольную и табачную продукцию путем введения государственной монополии на их оптовый оборот и перенеся взимание акцизов с государственных казенных предприятий, осуществляющих государственную монополию, на оборот указанных товаров. Это позволит кардинально увеличить объем поступления акцизов в бюджетную систему страны;
— сократить общее количество налогов и сборов;
— сменить приоритеты бюджетной политики. В доходной части бюджета увеличить долю неналоговых платежей (дивиденды по акциям, долям, прибыли Центрального банка России, доходы от управления имуществом и т. п.), соответственно сократив долю налоговых доходов, что позволит реально уменьшить налоговую нагрузку на производителей и снизить цены на их продукцию.
Средства Пенсионного фонда необходимо направить на государственные нужды в виде инвестиционного кредита в реальный сектор экономики. Таким образом, в распоряжении государства окажется около 200 млрд. руб. инвестиционных ресурсов.
Ввести законодательный запрет на перевод капитала в оффшорные зоны, что позволит ежегодно оставлять в стране около 30 млрд. долл. потенциальных инвестиционных ресурсов.
Повысить ввозные таможенные пошлины на некоторые виды импортной продукции, что позволит дополнительно привлечь в федеральный бюджет до 160 млрд. рублей.
Главной задачей партии в области товарного производства является наполнение внутреннего рынка дешевыми и качественными товарами, сокращение импорта, увеличение экспорта товаров.
Создание государственной системы оптовой торговли позволит увеличить объемы продвижения товаров на рынок и ускорить их оборот, что в значительной мере снизить накладные расходы и цену реализации продукции.
Привлечение инвестиций в отрасли высоких технологий и научно-технический комплекс позволит создать высокодоходную сферу товаров и услуг, конкурентоспособную как на мировом рынке, так и внутри страны.
Инвестиционно-стимулирующая политика государства, ориентированная на развитие производства отечественных товаров и сельскохозяйственной продукции, позволит повысить эффективность производства и течение двух лет обеспечить насыщение внутреннего рынка товарами отечественного производства и продуктами питания.
Решение проблемы паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию создаст мультипликативный эффект развития как для предприятий сельскохозяйственного машиностроения, так и для предприятий агропромышленного комплекса.
Ежегодный рост инвестиций в сфере товарного производства не должен быть менее 18% с ежегодным нарастанием. В этом случае рост промышленного производства можно ожидать на уровне 8—12% в год.
Ввести планирование производства товаров под предоставленные инвестиционные ресурсы.
Предоставить агропромышленному комплексу государственную финансовую помощь в размере 10% расходной части федерального бюджета, что позволит оснастить сельхозпредприятия современной техников, модернизировать предприятия АПК и восстановить инфраструктуру сельского хозяйства.
Основным приоритетом государственной политики в области борьбы с инфляцией должно стать расширенное производство товаров и сдерживание роста цен и тарифов на товары, лежащие в начале производственных цепочек.
Ввести государственное регулирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги внутреннего рынка страны. Создать условия для развития конкуренции, введения стимулирующих факторов для снижения стоимости энергоносителей, снижения себестоимости продукции, накладных и транспортных расходов.
Установить предельные нормативы рентабельности для предприятий, производящих отдельные виды продукции или оказывающих отдельные виды услуг. В этом случае при расчете цен на продукцию таких предприятий прибыль будет учитываться в размере предельного норматива рентабельности.
Ввести косвенное регулирование цен путем предоставления льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета по договорам о введении фиксированных цен на реализуемую продукцию.
Государство обязано гарантировать гражданам страны условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности, получения образования, работы, достойного заработка, обеспечения здорового материнства и детства, достатка в старости.
Социальные льготы гражданам, в силу своего социального статуса нуждающимся в опеке государства, должны быть возвращены в полном объеме как государственная гарантия минимальной обеспеченности жизни и здоровья человека.
Обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства должно стать одной из приоритетных функций правительства РФ и задача бюджетного финансирования. Доля участия населения в финансировании жилищно-коммунального хозяйства не должна превышать 10% совокупного дохода семьи.
Определить пенсионное обеспечение граждан в качестве одной из первоочередных обязанностей государства. Пенсионное страхование и Пенсионный фонд РФ упразднить.
Восстановить монополию государства на производство и реализацию лекарств и изделий медицинского назначения.
Обеспечение российских граждан доступным жильем должно стать одной из приоритетных задач государства. Реально нуждающимся семьям оно должно предоставляться бесплатно, остальные должны иметь возможность приобрести дом или квартиру путем получения ипотечного кредита со ставкой 5—7% годовых и сроком погашения не менее 10 лет. В связи с этим необходимо принятие мер по снижению цен на недвижимость, а также создание государственного ипотечного банка.
Выселение граждан из занимаемого ими жилья в случае, если оно является для них единственным местом жительства, не допускается без предоставления гражданам равноценной жилплощади. Задолженность по уплате жилищно-коммунальных платежей не может являться основанием для выселения в случаях, если доход граждан не превышает прожиточный минимум, стоимость жилищно-коммунальных услуг превышает 10% совокупного дохода семьи и имеется задолженность перед гражданами по выплате заработной платы.
Обучение во всех видах государственных учебных заведений должно осуществляться на бесплатной основе. Приватизация учебных заведений запрещается.
Лечение во всех государственных лечебных учреждениях должно осуществляться бесплатно. Государственная система здравоохранения финансируется за счет бюджета. Обязательное медицинское страхование отменяется.
Установить жесткий запрет на приватизацию детских дошкольных учреждений и их вывод из системы народного образования. Финансирование детских дошкольных учреждений должно осуществляться за счет средств государственного бюджета.
Установить размер минимальной пенсии и минимальной зарабатной платы, равный прожиточному минимуму.
Определить законом перечень товаров, состав работ и услуг первой необходимости, отпускаемых по фиксированным ценам гражданам, имеющим доход ниже прожиточного минимума, с установлением государственного контроля за ценами.
Восстановить в полном объеме с учетом инфляции денежные вклады российских граждан в Сберегательном банке России, открытые гражданами в Сберегательном банке СССР до 25 декабря 1991 года, с условием их целевого использования по безналичному расчету на оплату жилищно-коммунальных услуг, обучения во всех видах учебных заведений, лечения во всех видах учебно-оздоровительных учреждений, на покупку жилья и иных объектов недвижимости.