Как-то в разговоре на тему уровня нынешней культуры в творчестве мой собеседник привёл такой пример: если каждый день лакомится одной халвой, то совсем скоро на неё даже смотреть не сможешь. Глядя на сегодняшнюю эстраду, вынужден согласиться с этим неожиданным сравнением. Каждый год, особенно в новогодние праздники, мы смотрим по ТВ поначалу очень популярные програмы типа «Новой волны», «Субботнего вечера» и им подобные. И который год видим на сцене одних и тех же исполнителей. Разве кроме них, пусть и вполне достойных, в нашей богатой просто выдающимися талантами стране не находится исполнителей, заслуживающих внимания зрительской аудитории?
Сам смысл названия «Новая волна» из-за надоевшего постоянства её участников давно не соответствует действительности. Впору изменить название на «Старую», где всё те же поющие члены жюри, та же, хоть и с трудом узнаваемая «примадонна» с её окружением. Для понимающих толк в вокальном искусстве такое неизменное постоянство оборачивается уже моральным истязанием!
Невольно создаётся впечатление, что наша эстрада просто захвачена, приватизирована дельцами от шоу-бизнеса, которые назойливо навязывают нам своё отношение к творчеству, свои вкусы. Неужели у нас в стране нет министерства культуры? Или просто нет настоящего министра культуры России, должного беречь и развивать национальную культуру, национальное творчество, а не убеждать нас с завидным упорством в том, что, якобы, любимые нами романсы, народные песни, популярные произведения минувших десятилетий - всё это в прошлом, всё это, как нынче принято выражаться, «не формат». По официальному мнению этой «волны» сегодня нужна какая-то новая, современная культура, современное творчество. Современное в смысле «только западное»? Не потому ли так упорно поднимают на щит исполнителей типа Сукачёва, Титомира, «Мумий Тро лля», Тимоти и т. д. и т. п.? Это же серьёзно продуманная диверсия против нашей культуры, против нравственности и духовности!
Радует иногда, что на телеэкране появляются такие программы, как «Голос», «Точь в точь», «Главная сцена» и другие. Они обнаруживают в массе народной столько удивительных талантов! Но тот же «Субботний вечер» каждый раз включает в концертную программу, за малым исключением, только своих, кто проходит по чьим-то критериям для навязывания определённых вкусов обывателю. В сравнении моего товарища с халвой эта, некогда очень популярная передача, уже вызывает аллергию примелькавшимися лицами и голосами.
Только появившись на экране, новые программы, поначалу вызывавшие живой интерес, стали удивлять подбором судей. На том же «Голосе», на «Главной сцене» от них мы слышим порой такие оценки, как «круто», «клёво», «офигенно», «нормальный пацан», «прикид», «западло»... Да что там: из уст известных «звёзд» даже маты выскакивают! Причём вся судейская команда при этом одобрительно смеётся! И это - культура? Кое-кто из членов жюри «Главной сцены» увлекается специфическими жестами, соответствующими поведению в специфическом же окружении.
А возмутительное поведение судей во время выступления участников того же «Голоса»? Кричат, прыгают в креслах, кривляются. Словно находятся не на виду у всей страны, а где-то в блатной компании, где такое «свободное» поведение воспринимается вполне нормально. А молодёжь-то впитывает в себя всю эту гадость! Раз такая почти зековская манера речи звучит на главном телеканале страны, значит теперь это «формат»!
Мы считаем эти нюансы нравственным преступлением. И в нём участвуют в качестве высших ценителей прекрасного наши популярные артисты! Разрушив в 90-е страну экономически, «пятая колонна» принялась и за национальный язык. А нация, утратившая свой исторический язык, перестаёт быть нацией! Сколько же можно калечить нашу, российскую культуру?
Вся страна по субботам с удовольствием смотрит программу памяти Геннадия Заволокина «Играй, гармонь любимая!». Дети Заволокина с успехом продолжают дело отца, сохраняя исконно народное творчество в России. Но что обидно: получают награды, звания только-только появившиеся на сцене новые «звёзды», ещё ничем не обогатившие нашу эстраду, нашу культуру, по-настоящему не полюбившиеся широкому российскому зрителю. А вот Заволокины, уже сколько лет сберегающие своей «Гармонью» народные песенные традиции, не дающие им пропасть, уйти в небытие, как у нас многое другое ушло, официальной культурой упрямо не замечаются. Неужели для кого-то из верхов и «Гармонь» уже не «формат»? А для нас, спешащих по субботам посмотреть любимую передачу, Заволокины со своим ансамблем давно стали «народными артистами», «заслуженными работниками культуры»!
Невольно делаем для себя вывод, что во главе российского министерства культуры стоит не тот человек, который на этом ответственном посту должен находиться. А может, не только он один в правительстве, у которого своя «программа», неведомая нам, простым смертным. И в ней настоящей российской культуре, похоже, просто нет места.
Г. Ястребов,
ветеран труда, г.Владивосток.