Резко отрицательная реакция Запада на воссоединение Крыма вызвала, в частности, введение антироссийских санкций. В свою очередь, руководство России объявило о том, что значимость восточного вектора её внешней политики увеличивается в сравнении с западным. В прессе и оценках экспертов заявка на новый внешнеполитический приоритет получила название: «Разворот на Восток». Ключевой вехой здесь стало сближение с КНР, а главным символом – начало строительства газопровода «Сила Сибири». Благодаря ему, начиная с 2019 года, нуждающийся в топливе Китай должен получать 38 млрд. кубометров газа ежегодно.
Однако «разворот на Восток» до сих пор не приобрёл черты реально действующей стратегии. Его перспективы остаются довольно туманными. Тревожным звонком, например, прозвенело существенное снижение российско-китайского товарооборота по итогам минувшего года. Эти проблемы обсудили участники специальной программы «Точка зрения» на телеканале «Красная линия».
Беседа началась с анализа рассуждений российской либеральной публики о серьёзных проблемах, якобы проявившихся в китайской экономике. По общему мнению участников программы, либералы тем самым выдают желаемое за действительное. Дмитрий Новиков напомнил, что несколько десятилетий назад Китай, вставший на путь строительства социализма, был бедной аграрной страной. Теперь же он находится в мировых лидерах по целому ряду показателей. Глобальный кризис неизбежно отражается на китайской экономике, но власти страны проводят грамотную национально-ориентированную политику, направленную на минимизацию последствий экономических штормов. Это выражается, в первую очередь, в повышении внутреннего спроса.
Это подтвердил Андрей Островский, призвавший не делать трагедии из сравнительно малозначимых событий вроде падения фондовых индексов на Шанхайской бирже. По его словам, развитие экономики и рост уровня жизни населения Китая продолжаются, о чём свидетельствует хотя бы такой факт: 800 миллионов жителей страны пользуются мобильным интернетом.
Причины устойчивости китайской экономики раскрыл Сергей Санакоев. «Да, там есть рыночные механизмы, есть листинговые компании, которые оцениваются на фондовой бирже. Но какую роль играет фондовая биржа в экономике страны? Абсолютно никакой! Инвестирование экономики происходит за счёт государственных банков, которые находятся под контролем политического руководства страны», - объяснил он.
В этом состоит основная причина того давления, которое испытывает Пекин со стороны Запада. Юрий Тавровский напомнил, что на протяжении нескольких десятилетий США выстраивали такие правила глобальной политико-экономической игры, в которой Вашингтону отводилась роль заправилы. Китай, однако, вопреки американским планам, продолжает двигаться по собственному, суверенному пути. В ответ США решили создать два полюса экономического развития на планете. Они оформляются соглашениями о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (ТТИП) и о Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП). В обоих случаях США сохраняют роль гегемона, в то время как Китай, равно как и Россию, пытаются оставить за рамками этих «центров развития». «Главное противоречие современности – это противоречие между Китаем и Америкой», - заключил Тавровский.
В свою очередь, Дмитрий Новиков отметил, что ТТИП и ТТП направлены на укрепление экономического влияния Соединённых Штатов Америки. «А за экономическим влиянием идёт и политическое. Фактически речь ведётся о некоем новом издании неоколониальной политики со стороны Вашингтона», - заявил зампредседателя ЦК КПРФ.
Увы, опыт Китая, позволивший ему вырваться в лидеры мирового развития, в России остаётся невостребованным. Участники дискуссии сошлись во мнении, что главная причина этого – глубокая и принципиальная разница между социально-экономическим курсом китайских властей и той политикой, которую проводит либеральный блок российского правительства. Если руководство КНР во главе с Компартией подобно мощному кораблю с опытной командой управленцев и интеллектуалов, то правительство России, больше похоже на лошадь с шорами, которая ходит по кругу.
С этим метким сравнением Юрия Тавровского согласен Дмитрий Новиков, подчеркнувший, что в Китае создана такая система, которая заставляет любого чиновника, независимо от статуса, работать на интересы государства, проводить национально-ориентированную, патриотичную и, следовательно, эффективную государственную политику. «Система, которая сложилась у нас, не требует этого от российских чиновников», - добавил он.
В унисон прозвучало мнение Сергея Санакоева, отметившего, что российские власти игнорируют главный опыт китайских реформ – идти своим путём, не оглядываясь на приказы и окрики Запада. «Мы же разрушили свою страну и стали выполнять распоряжения Международного валютного фонда и других известных структур, - заявил президент Центра исследований Азиатско-Тихоокеанского региона. – Основная причина, почему либеральные члены нашего правительства не выполняют действия, нужные для развития страны, состоит в том, что они не замотивированы на национальные интересы. В этом принципиальное отличие России от Китая».
В этом же, по мнению участников программы, заключается причина пробуксовки российско-китайских отношений и неясное будущее провозглашённого «разворота на Восток». Андрей Островский рассказал, что после заключённого в 2014 году контракта на поставку в Китай российского газа по трубопроводу «Сила Сибири» позитивная динамика сошла на нет. Повис в воздухе озвученный было В.В. Путиным проект о сотрудничестве с Пекином в рамках стратегии КНР «Экономический пояс Шёлкового пути», а товарооборот между странами по итогам 2015 года снизился почти на треть.
Неудивительно, что в Китае с недоумением воспринимают позицию российского правительства. Об этом свидетельствует довольно критическая статья, опубликованная русской редакцией агентства «Синьхуа» по итогам визита в КНР премьер-министра РФ Д.А. Медведева. По словам Дмитрия Новикова, в Пекине позитивно восприняли заявку Москвы на сближение, тем более что по многим параметрам интересы двух стран совпадают. «В Китае хотят видеть Россию сильной и дружественной державой – это чёткая установка, - подчеркнул он. – Там были бы рады нашему развороту на Восток. Но слова об этом со стороны российских властей плохо подкрепляются делами».
Сергей Санакоев в связи с этим выразил опасения, что «восточный разворот» является всего лишь конъюнктурным шагом правительства, которое только и ждёт, чтобы обратно повернуться лицом к Западу. Понятно, что такая позиция Китай не устраивает. Между тем, по мнению эксперта, даже в условиях кризиса у отношений Москвы и Пекина есть огромный потенциал. Китай может и готов осуществлять инфраструктурные проекты в России. В свою очередь, Россия, воспользовавшись низким курсом рубля, в состоянии создать новые производства, ориентированные на китайский рынок.
Но для этого нужна политическая воля, которой у российского правительства, к сожалению, нет. Либеральный блок кабмина скорее склонен искать компромиссы ради улучшений отношений с Западом, нежели реально осуществлять «разворот на Восток». Как отметили гости программы «Точка зрения», из всего происходящего следует необходимость смены управленческой команды в России.
Видеозапись программы «Точка зрения» можно смотреть здесь: http://www.rline.tv/programs/tochka-zreniya/video-81033/