Все мы знаем, что Байкальская природная территория – уникальный по своему природному и экосистемному потенциалу регион.
Перспективы развития Байкальского региона играют огромную роль в политическом, экономическом и социальном развитии России с учетом динамики развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, для которых ресурсный потенциал Байкальского региона является наиболее привлекательным. Вопросы сохранения уникальной экосистемы озера Байкал являются объектом целого ряда международных соглашений по охране окружающей среды.
В этом году исполняется 20 лет с момента включения озера Байкал в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Исходя из роли Байкальской природной территории в экономике страны и социальной сфере, а также значения озера Байкал как уникального объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, проблема сохранения экосистемы озера Байкал и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории должна решаться комплексно и совместными усилиями власти и бизнеса. При этом на наш взгляд, должен сохраняться принцип приоритета экологических интересов над экономикой. Этому должна способствовать сбалансированность решения социально-экономических задач и задач охраны естественной уникальной экологической системы озера Байкал.
В целях сохранения естественных экологических систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 847 была утверждена федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» (далее – Программа), которая является одним из инструментов реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы.
Всего за восемь лет на охрану Байкала планируется израсходовать более 57 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 48,294 млрд. рублей (84,5 %). Предполагается, что это позволит решить до 80% всех экологических задач Байкальской природной территории.
Реализацию Программы планируется осуществить в период с 2012 по 2020 годы в 2 этапа. На I этапе (2012 - 2015 годы) должны быть реализованы наиболее приоритетные природоохранные мероприятия и выработаны подходы для их реализации.
Собственно, сегодня мы подводим итоги реализации этого этапа.
На II этапе (2016 - 2020 годы) предстоит завершить начатые на предыдущем этапе приоритетные проекты, а также существенно расширить охват экологическими мероприятиями Байкальской природной территории, обеспечив достижение целевых показателей Программы.
Программа призвана решать такие задачи, как сокращение сбросов загрязняющих веществ в озеро Байкал и на его побережье до 50%, реабилитация до 80% Байкальской природной территории, подвергшейся загрязнению. Также планируется решить задачи, направленные снижение текущего негативного воздействия, совершенствование системы экологического мониторинга состояния Байкальской природной территории. Кроме того, Программа содержит комплекс мер по сохранению биологического разнообразия, минимизации природных рисков, характерных для данного региона, и развитию экологического туризма.
Однако, сегодня мы видим, что результаты реализации 1 этапа ФЦП не соответствуют заявленным задачам по обеспечению охраны озера Байкал. Мы наблюдаем, что антропогенная нагрузка, гибель лесов от пожаров, в том числе и на ООПТ, количество правонарушений нисколько не снизили своих значений.
Более того, 2015 год запомнится катастрофичной для Байкальской природной территории ситуацией с природными, в том числе лесными, пожарами.
Основными причинами осложнения ситуации с лесными пожарами в Прибайкалье, помимо природно-климатических факторов и безответственного поведения местного населения, также являются недофинансирование переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также недостаточное обеспечение лесопожарной техникой и ее высокий износ.
Необходимо отметить, что численность лесной охраны остается очень низкой. В настоящее время численность специалистов в Бурятии составляет 241 человек и на одного лесника приходится более 100 тыс. га лесов. Такая же ситуация в Иркутской области и в Забайкальском крае.
Это яркий пример того, как экономия средств на профилактику в итоге «влетает в копеечку». Возникает резонный вопрос: долго мы еще будем обманывать себя, подгонять цифры при бюджетном планировании под доведенные лимиты и молчать об истинных потребностях?
Пора комплексно посмотреть на организацию системы борьбы с лесными пожарами. На наш взгляд, назрело создание единого органа, отвечающего за борьбу с природными пожарами вообще – а не только с лесными. Посмотрите, что происходит: горит в регионе лес, не разбирая – лесной фонд или федеральный заповедник, а когда встает вопрос, как тушить - пока выяснится, что в чьей компетенции – все сгорело! При этом пришел пожар с сельхозземель, где вообще не разберешься, чья это зона ответственности. Поэтому создание специального координирующего и организующего борьбу с природной огненной стихией органа независимо от категории, подведомственности и принадлежности земель, в котором будут сконцентрированы необходимые ресурсы, финансирование – единственно логичный путь, успешно реализованный, кстати, в приграничном с БПТ Китае.
Что касается, эффективности реализации программы с точки зрения финансовой исполнительности, то здесь следует отметить крайне низкий уровень освоения средств, выделенных на реализацию программы. Объем финансирования ФЦП за период 2012- 2015 гг. (9 мес. 2015 г.) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников составил 9 573,82 млн. руб., а освоено за указанный период всего лишь 6 066,05 млн. руб.
Выслушав в ходе мероприятия выступления представителей регионов, а также министерств и ведомств, без ответа остается вопрос: почему федеральные министерства и ведомства не оказывают существенную поддержку регионам по подготовке качественных проектно-сметных материалов на объекты капитального строительства, которые так важны для реализации ФЦП и сохранения озера Байкал. К примеру, за восемь лет действия программы, на территории БПТ должны быть построены 21 ПХС (пожарно-химическая станция) II и III типа, за 4 года не построено ни одной станции, начато строительство лишь трех из 21 станций. При эффективном исполнении и неосвоенных средств не оставалось бы и строительство велось бы в соответствии с графиком.
Кроме того, текущее состояние экономики и социальной сферы Байкальского региона нельзя однозначно определить как благоприятное.
Помимо традиционных проблем охраны уникальных природных комплексов приходится сталкиваться с проблемами социального благополучия населения, проживающего на этой территории, невозможности реализации гражданами своих конституционных прав, т.к. здесь немало населенных пунктов, целиком расположенных в границах изъятых из оборота земель (территорий национальных парков и заповедников).
Более того, обладая высоким рекреационным и туристическим потенциалом, регион по-прежнему не может обеспечить население достаточным количеством рабочих мест и достойным уровнем жизни. А ведь эти регионы расположены не в самых комфортных природно-климатических условиях, где население вынуждено практически выживать.
Глава государства на всех уровнях утверждает приоритет развития Дальнего Востока и Байкальского региона, а на деле мы видим как «душат» экономику и права трех субъектов РФ.
Сегодня создан прочный фундамент нормативно-правового регулирования в области охраны озера Байкал, использования природных ресурсов Байкальской природной территории и развития региона в целом.
Однако, совершенствование указанных отношений с целью сохранения уникальной Байкальской природной территории и эффективного социально-экономического развития Байкальского региона является одной из основных задач работы депутатов Государственной Думы-членов Комитета.
Так, депутатами Государственной Думы – Членами Комитета внесен проект федерального закона № 889726-6 «О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал».
Указанный законопроект содержит ряд норм, в соответствии с которыми для водоохраной зоны озера Байкал устанавливается особый режим хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал. Предполагается, что перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне и водоохраной зоне озера Байкал, утверждается Правительством Российской Федерации.
Также в настоящее время в Государственной Думе ведется работа по подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Законопроект направлен на:
- ужесточение режима правовой охраны заповедников и национальных парков;
- расширение полномочий государственных инспекторов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- установление дополнительного правового регулирования в области организации платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков в целях туризма и отдыха, с учетом интересов местного населения и особенностей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней;
- установление запрета на строительство спортивных сооружений в национальных парков;
- устранение административных барьеров при организации особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;
- установление механизмов организации рекреационной деятельности;
- соблюдение прав коренных малочисленных народов, проживающих на особо охраняемых природных территориях.
Подводя итог своего выступления, хочу обратить внимание на необходимость решения следующих проблем.
Во-первых, рассматриваемая федерально-целевая программа, обладая всеми свойствами стратегического и программного документа, содержит определенные показатели и индикаторы, характеризующие ход выполнения задач, но не стоит забывать, что «живыми» показателями эффективной работы программы, по-прежнему, остаются низкий уровень пожарной опасности в лесах и на ООПТ, антропогенной нагрузки, экологическое благополучие экосистем Байкала, отсутствие влияния накопленного ущерба, и др., в первую очередь программа должна работать на улучшение этих показателей, мы должны видеть эти результаты уже сейчас.
Во-вторых, ликвидируя опасные для озера Байкал градообразующие предприятия на территории Республика Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края необходимо более высокими темпами развивать в регионах иные более экологичные и оправданные с точки зрения охраны окружающей среды сферы экономической деятельности, такие как рекреационная деятельность, организация туризма и отдыха.
В-третьих, многие задачи по реализации ФЦП переданы на уровень регионов, но в то же время федеральный центр не должен оставлять субъекты с возникающими проблемами «один на один». Некоторые задачи сложно выполнить находясь за тысячи километров от координатора программы, мы призываем федеральные министерства и ведомства осуществлять с регионами достаточную координацию деятельности по выполнению ФЦП и оказывать консультативную и информационную поддержку, в том числе в подготовке и предоставлении необходимых документов, тогда не будет задержек в строительстве необходимых капитальных природоохранных сооружений. При таком развитии событий и со стороны координатора программы будет более эффективно использоваться контрольные функции за исполнителями мероприятий. У нас у всех общая задача и решать мы должны ее сообща.
Решение проблем БПТ требует комплексного подхода и слаженной работы всех звеньев государственного управления в данной сфере, включая и законодательные органы. Комитет открыт для любого сотрудничества в решении указанных проблем и мы надеемся, что наши стремления и усилия будут полезны и востребованы.
Спасибо за внимание.