Зашел я на днях в один владивостокский магазин с платёжным терминалом заплатить за сотовую связь. Вообще-то срок ещё не наступил: по договору с МТС я обязан в определённый день ежемесячно вносить платёж в размере 200 рублей за право «разговаривать бесплатно» хоть со всей Россией. Звучит, конечно нелепо - бесплатное за плату, но нас уже давно ничем не удивишь. До незабываемой даты оставалась где-то ещё неделя, но накануне операторы бесцеремонно отключили мой телефон, прервав прямо на середине важный для меня разговор. Мол, уважаемый абонент, ваш звонок очень важен для нас, однако на вашем счете недостаточно средств... И что-то ещё в этом роде типа теперь сиди и жди, когда позвонят тебе.
Говоря по правде, столь высокая культура обслуживания вызывает непреодолимое желание тут же пойти и поговорить «по душам» с теми, кто скрывает за ней истинные намерения потрошителя кощельков. Независимо от гендерной, так сказать, принадлежности. Потому что договор дороже денег, а менять в процессе игры её правила по меньшей мере бесчестно. Особенно когда тебя бессовестно «обувают». Как лоха, хотя я далеко уже не малёк. Ведь сказано же: платить такого-то числа, а с тебя, ветерана, лупят чуть ли не каждую неделю. Причём непонятно за что: в распечатках платежей полных сведений о них найти невозможно, хотя за предыдущий месяц с меня взяли взяли вчетверо(!) больше положеного.
Теперь мне становятся понятней мотивы не только «ворошиловских», но и «калифорнийских» стрелков. Может, вы обидели кого-то зря, а парень оказался злопамятным. Или просто с неустойчивой психикой, свернутой напрочь капиталистической действительностью. Четверть века минуло с тех пор, как Россию толкнули под неё, словно пьяную бабу под паровоз, а мы всё никак привыкнуть не можем к новым, «прогрессивным» рыночным реалиям. Поневоле вспоминаются прощальные строки Юлии Друниной: «как летит под откос Россия, не хочу, не могу смотреть». И не стала, сходу почувствовав звериную суть ельцинских новаций. И вот они нынче расцвели во всей своей красе!
Сбылась голубая мечта Чубайса: подросло поколения россиян, которые никогда не жили в Советском Союзе и разговоры о нём, о бесплатном жилье, образовании и медицине воспринимают как небывальщину, ностальгические бредни доживающих свой век стариков. Так не бывает, рассуждают они, с детства видя вокруг только ложь и обман, право сильного и бесправие угнетённого, приспосабливаясь под них кто как может, считая естественным и нормальным то, что у «совка» вызывает неприятие и протест. И, получив доступ к чужому карману, вытряхивают из него всё до последнего.
Мораль капитализма проста, как пищеварительный тракт амёбы. И совестью в ней не пахнет. Да, собственно, и трижды прихватизированное наше государство поощряет такую «предпринимательскую» активность, не ограничивая жесткими законодательными рамками растущие аппетиты бизнеса. В теории, на бумаге, они, возможно, и есть, а вот в реальной жизни каждый может содрать с тебя столько шкур, сколько ему заблагорассудится. И ничего ему за это не будет, поскольку контролирующим органам приказано не докучать своими наездами честным спекулянтам.
Повсеместный грабёж всего и вся - единственное, чем пока успешно занимается правительство, поднаторев в науке раздевания народа. Само влипло в кризис, не имея за душой никаких защитных механизмов, экономической «подушки безопасности», расплачиваться же за это заставляет собственных граждан. Оно не только более чем вдвое обесценило рубль, а значит наши зарплаты и пособия, сделав их нищенскими, - уже фактически отменена индексация пенсий и сделаны первые шаги по повышению пенсионного возраста. Скоро песня «нам любые дороги дороги» станет не только профессиональным гимном дальнобойщиков, но и проклятьем всех автолюбителей. Приморье погрязло в 400-миллионной задолженности по заработной плате, установив печальный рекорд среди российских регионов. В начале недели в редакцию «Правды Приморья» позвонили сотрудники известной судоходной компании«РИМСКО» - многим из них не платят ещё с сентября 2014-го! И все начальство на местах, и все обещают «в ближайшее время» во всём разобраться. А что прокуратура, что суды? Что инспекция по труду, у которой это ООО уже без малого год значится в лидерах среди неплательщиков? А ничего: переживают, но помочь ничем не в состоянии.
Совсем недавно аналогичная история приключилась с оборонным предприятием во Владивостоке: полтора года «Рособоронсервис» держал на голодном пайке его коллектив, пока тот через Приморский краевой комитет КПРФ, ЦК партии, Генеральную и Главную военную прокуратуру не вернул-таки заработанные миллионы. А ведь до этого были прокурорские расследования, судебные заседания, которые, принимая решения в пользу коллектива, ничего с должниками поделать так и не смогли. Да и как можно идти государевым слугам против своих хозяев-работодателей в лице президента, правительства и Министерства обороны?
Случись такое сегодня, в разгар экономического хаоса - и как знать, каким бы был результат. Казна пуста, и «эффективные менеджеры» России лихорадочно ищут возможность, чем бы и где поживиться ещё. Доллар подбирается к сторублёвой отметке, цены пухнут быстрее, чем мыльный пузырь. В экстренном порядке идёт сокращение аппарата чиновников, многие из которых получают как небольшой производственный коллектив. Проценты по банковским кредитам давно уже перешли все мыслимые пределы. Но не для всех. По сообщениям некоторых СМИ, предполагаемому мужу дочери Путина Кириллу Шамалову, владеющему компанией «Сибур», из средств Фонда национального благосостояния была выделена ссуда в размере 1,75 миллиарда долларов на строительство в Тобольске нового нефтехимического завода. И под какой, как вы думаете, процент? Под целых два процента годовых! Тогда как обычная рыночная ставка для такого займа в три с половиной раза выше.
Другой пример. За прошлый год Центробанк отозвал лицензии у 93 банков страны. Едва не постигла та же участь и финансового титана «Уралсиб», который перешёл под контроль известного бизнесмена, а в недавнем прошлом крупного чиновника федерального уровня Владимира Когана. Он выиграл конкурс, запросив под «финансовое оздоровление» банка 81 миллиард рублей. Из этих фантастических сумм 67 миллиардов было получено под... 0,5 процента годовых, а остальная, меньшая часть, по льготной шестипроцентной ставке. На целых десять лет! И это, когда правительство призывает «дорогих россиян» потуже затягивать пояса! Но вы-то понимаете, что выдавать кредиты он сам будет далеко не под пол- и даже не шесть процентов...
Помню, как почти восемь лет назад брату Германа Грефа Евгению, известному омскому предпринимателю, была открыта в «Сбербанке» льготная кредитная линия в размере 500 миллионов рублей сроком на три года. Грех интересоваться их судьбой: в сравнении с «уловом» Когана это сущий пустяк. Думаю, что взятое было погашено в срок, поскольку тогда же резко, почти в полтора раза возросла сумма комиссионных, которая взимается с отправителей фирменных «блиц-переводов».
Но сейчас, сравнивая эти проценты с доходами платежных терминалов от оплаты услуг сотовой связи, я прихожу к выводу, что Герман Оскарович, оскандалившийся на днях высказыванием о «стране-дауншифтере», тогда всё же продешевил. Однорукий бандит в магазине под видом платёжного терминала содрал с моей ежемесячной платы за тариф «смарт-мини» целых 10 процентов! То есть там написано, что восемь, на самом же деле на два больше. Потому что с 200 рублей он забирает 16, а с 20 комиссионных — 1,6. А поскольку сдачу «железом» автомат не даёт, то последние цифры округляются и двадцатка как бы полностью уходит на оплату услуги. Вот такая честная арифметика, которая и не снилась нашим Перельманам. Мало того, бумажные десятирублёвки машина вовсе не принимает — устарели, значит безвозвратная сумма по оплате комиссионных возрастает до пятидесяти рублей. А это уже 25 процентов - четвертая часть всего платежа! И чему нас только в советской школе учили!
Это к слову о том, как делаются деньги. Мы же удивляемся, почему, взяв в банке кредит под двадцать процентов, возвращаем ему больше половины взятой суммы. Как там у Есенина про «чёрного человека»: «счастье, говорил он, есть ловкость ума и рук, все неловкие души за несчастных всегда известны».
Мне же во всём этом интересно другое. Как наше правовое, на словах, государство, борясь с преступностью, само способствует её росту. Значит, это кому-то надо, кому-то выгодно, чтобы народ обдирали, как липку. Он у нас ведь такой неловкий! Он не получает зарплату - и безмолвствует. Его на ровном месте обводит вокруг пальца безмозглый автомат, а он суёт деньги в купюроприемник. На выборах голосует за коммунистов, а побеждают единороссы. Не голосует вовсе ни за кого - тоже. И умрёт - его душа вместе с голосом отойдёт к партии власти.
Мы быстро привыкли к плохому, позабыв откуда родом. И, потеряв то объединяющее начало, которое когда-то вселяло в нас силу и уверенность, умение бороться и побеждать, променяли единство и твёрдость на одиночество и бессилие. Лишь изредка, прочитав газетную статью, приходим в негодование оттого, что какой-то негодяй и отморозок убил всю свою семью вместе с детьми и сам свёл счёты с жизнью. Ну а мы, мы разве не убиваем, спокойно мирясь с нынешним беспределом в стране, где всё так же гребут мозолистой рукой неутомимые питерские галерные рабы?
Я бы эту пятерню высек в золоте, ставшем для гребцов смыслом и сутью их существования. Они сегодня, вероятно, считают, что жизнь удалась, что им свыше дарована свобода распоряжаться судьбами миллионов. Они играют в курсы валют, покупая и продавая доллары, повторяя это снова и снова, набивая свои денежные мешки и приближая «рублёвый народ» к краю отчаянной нищеты. Они ополовинивают его скромные доходы одной только простейшей операцией с помощью платёжного терминала, придуманного «для удобства клиента». А сколько таких по Руси? И куда ж нам плыть с этой командой, так и не понявшей, что свобода и счастье в другом, что её матросы, несмотря на свои баснословные накопления, как были, так и остаются всего лишь галерными рабами?
А, может, как говорил Пушкин, «всех пора на смену»? Кстати, в сентябре для этого будет хорошая возможность. Или вам нравится, когда вас выбрасывают за борт? Так мы уже там. Барахтаемся. Хватаемся за соломинку. И тешим себя иллюзиями, что непременно выберемся на берег. Но ступив на него, вдруг к ужасу своему поймём: это всего лишь трясина...
Ш.Ахматов.