Счастливый человек- это не тот,
который делает, что ему нравится,
а тот, которому нравится, что он делает.
М. Горький
Исполнилось 100 лет со дня рождения убеждённого сторонника КПРФ Ивана Семёновича Ткаченко. Редакция «Правды Приморья» накануне векового юбилея ветерана обратилась к его сыну Владимиру Ивановичу Ткаченко, который состоит на учёте во владивостокском первичном отделении КПРФ «Наука» с просьбой рассказать о своём отце. Публикуем этот рассказ.
Мой отец, Ткаченко Иван Семёнович, родился 23 февраля 1916 года в с. Юнаковка Харьковской губернии Российской империи. Работать он начал с 15 лет, совмещая учёбу в ФЗУ по специальности «токарь» с работой на машиностроительном заводе им. Фрунзе в г. Сумы. Это позволило выжить его семье во время голода на Украине, так как учеников-ремесленников кормили и давали дополнительный ежедневный 700-граммовый паёк хлеба, который он пешком относил в родное село своим родителям.
В ноябре 1937 года отец был призван на военную службу. В то время в армию призывали уже подросших и окрепших 21-летних парней.
Службу проходил в составе 62-го Владивостокского морского пограничного отряда войск НКВД СССР. Служил и работал хорошо, и приказом по отряду от 6 ноября 1938 г. был поощрён фотографированием с винтовкой под знаменем части. Интересно, что начальником этого погранотряда был Иван Иванович Шеломов – родной брат матери президента России В. Путина. По воспоминаниям отца, очень хороший и справедливый был командир, которого все любили и уважали.
За четыре месяца до увольнения в запас началась Великая Отечественная война. В эти суровые годы отец служил во Владивостоке в качестве военного судоремонтника. Неоднократно подавал рапорт об отправке на фронт, на передовую, но слышал в ответ: «Винтовку в руках умеют держать многие, а так владеть токарным станком, как ты – немногие. Будешь служить там, где ты нужнее!»
В партию вступил в годы войны. Первую свою награду получил в 1942 году. В Почётной грамоте Наркома ВМФ за личной подписью адмирала Кузнецова написано: «Старшине I статьи тов. Ткаченко И.С. За отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники Военно-морского флота в дни Великой Отечественной войны».
Отец принимал участие в подготовке знаменитой подводной лодки С-56 и других подлодок отряда ТОФ к дальнему переходу на запад через Северный морской путь. В период войны с Японией в августе 1945 года ремонт кораблей приходилось производить в условиях непосредственных боевых действий.
Родина отметила вклад судоремонтника в Победу боевыми наградами: орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны II степени, а также медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией». Среди 25 различных его наград имеется и медаль от китайского правительства.
Наверное, каждая семья хранит любимые истории и воспоминания. Вот одна из таких историй нашей семьи. Мой дядя, Ткаченко Василий Семёнович – старший брат отца – участвовал почти во всех войнах: воевал в Финляндии, освобождал Западную Украину в 1939 году, прошёл всю Великую Отечественную, зачастую находясь в самом пекле (на Курской дуге он потерял три вторых номера миномётного расчёта). Но за всё время участия в боевых действиях он не получил ни единой царапины.
В 1945 году дядю Васю перевели на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Его часть формировалась в Манзовке (ныне пос. Сибирцево). Отцу дали кратковременный отпуск для встречи с братом, которого не видел 8 лет. В Манзовке отца увидел кавалерийский генерал Ока Городовиков. Это был отчаянный рубака, «злой конник» - так называли его бойцы.
- А что тут делает краснофлотец? – спросил генерал.
Отец объяснил.
- От себя лично даю дополнительно три дня к отпуску. Доложишь своему руководству. – таков был вердикт генерала.
Прослужив восемь календарных лет срочной службы по призыву, в ноябре 1945 года отец был уволен в запас и направлен на 102-й военно-морской завод ВМФ в г. Порт-Артуре.
Наша мама воевала с японцами и в Порт-Артуре оказалась после окончания войны. Работала секретарём директора завода адмирала Терентия Ивановича Ткаченко - однофамильца отца. Будучи начальником цеха, отец приходил на планёрки в кабинет директора, там и встретил маму – Анну Яковлевну. 31 декабря 1946-го сыграли свадьбу, где Терентий Иванович был посажённым отцом. На всю жизнь сохранилась их дружба с адмиралом.
В 1947 году в Порт-Артуре родился их первый сын Владимир.
После Китая отец стал работать во Владивостоке на военном судоремонтном заводе №178. Он последовательно прошёл путь от старшего мастера до начальника трубопроводного цеха. Отца стали шутя попрекать: «Иван Семёнович, твои мастера и заместители имеют высшее образование, а у тебя и среднего образования нет».
Поступил в судостроительный техникум на заочное отделение. Закончил его в 50 лет. Сохранились отцовские конспекты по математике. Меня, профессионального математика и преподавателя до сих пор поражает методичность и осмысленность этих записей.
За любое дело отец берётся с необычайным азартом и видимым удовольствием. Трубопроводный цех – довольно тяжелый, здесь работало немало людей после отбытия уголовных наказаний. Но под руководством отца цех не один раз становился победителем соцсоревнования среди служб и цехов завода. Помню, к нам домой приходили рабочие цеха посоветоваться по поводу сложной жизненной ситуации. Всем помогал отец.
Он всегда был активным коммунистом. Был и секретарём цеховой партийной организации, и членом парткома завода, где курировал от парткома распределение жилья очередникам. Помню, мама попрекала его: «Ты другим заводские квартиры распределяешь, а сам с тремя детьми живёшь в маломерной 2-комнатной хрущёвке». Отец возражал: «А как я людям в глаза буду смотреть? Ведь именно от меня зависит, кто получит очередную квартиру».
В моём представлении, это и есть настоящий коммунист. Спрашивал его часто, почему он не вступает в ряды КПРФ. Он отвечал: «Вступал в одну Коммунистическую партию, и до сих пор считаю себя её солдатом».
В 60 лет отец вышел на пенсию, но продолжал работать в своём цеху токарем ещё 35 лет, т.е. до 95 лет. И готов был работать дальше, да завод расформировали из-за отсутствия заказов на ремонт.
До самого последнего времени дважды в неделю отец ходил на дачу (двухэтажный дом построил своими руками из выкорчеванного леса) со станции Кипарисово по 9 километров пешком туда и обратно. «Мне это в радость», - говорил он. Не понравился ему раскидистый дуб на участке – грядки затенял, и в 80 лет он с ножовкой в руках забрался на этот дуб и ветка за веткой спилил всю крону.
Два года назад отец тяжело заболел – бестемпературная пневмония! В этом возрасте она не лечится, и нас готовили к худшему. Но мы с братом забрали его из реанимации и, осуществляя соответствующий уход, сделали то, от чего отказались врачи – подняли отца на ноги. Сейчас он сам ездит из района цирка на Спортивную за продуктами, выполняет работу по дому, по 2-3 часа ежедневно гуляет по набережной Цесаревича, прекрасно играет в шахматы, следит за политической жизнью в мире, в курсе всех дел своих внуков и правнуков. Ему всё интересно! Его жизненное кредо: пока человек работает, он живёт.
И, конечно, необходим здоровый образ жизни. Ежедневно в 21-00 – отбой, в 5-00 – подъём. Курить бросил в 1961 году, на спор – после полёта Гагарина в космос. Спрашивал его, не трудно ли было. Смысл ответа: если решение бесповоротное и сам знаешь это, то никаких мучений. Сказал - и сделал.
Скромность, спокойное, не показушное мужество, философское отношение к жизни, крайняя обязательность – это его стиль.
На таких людях стоит и стоять будет земля Русская!
В.Ткаченко, г. Владивосток.