Хочу обратить внимание читателей «Правды Приморья» на опубликованный здесь материал, который возвращает нас в далёкое прошлое. Я говорю о заявлении бюро комитета краевого отделения КПРФ — «В Приморье не место памятникам палачам и ворам!». Это событие случилось 29 марта, когда на фасаде здания морского вокзала во Владивостоке была установлена мемориальная доска карателю и палачу народа — адмиралу Колчаку. Что здесь сказать?
По всей видимости, компания «Diamond Foctune» сделала то, что до конца сама не поняла. А у этой компании, конечно, есть режиссёры, которые поставили упомянутый спектакль. Эти режиссёры-постановщики, думаю, живут и в Москве, и во Владивостоке. Хотелось бы узнать, кто конкретно из этих действующих лиц осмелился на такое кощунство? Мне хотелось бы, чтобы «Правда Приморья» нашла этих героев и читатели узнали бы их фамилии.
Но молчат официальные лица края и Владивостока. Молчит руководство краевой и городской ветеранских организаций, власть молчит...И только коммунисты выступают против последышей белогвардейцев. Много, очевидно, развелось потомков белогвардейцев, которые живут в Приморье, России. Они поднимают голову, ставят памятники и мемориалы тем, кто в годы Гражданской войны (1918-1920 годы) воевал против своего народа, зверствовал, служил интересам стран Антанты. К числу таковых в полной мере можно причислить и адмирала Колчака.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции империалисты Англии, Франции, США и Японии с первых дней разжигали Граданскую войну в России, оказывали всяческую помощь контрреволюционным организациям и белогвардейским формированиям.
Главную роль в борьбе с советской властью играла армия Колчака. Адмирал Колчак был главой всей контрреволюции в России. Он располагал золотым запасом страны, большими людскими и материальными ресурсами, имел самую многочисленную армию, которая приблизилась к Москве ближе, чем остальные белогвардейские соединения.
Правительство Антанты предоставили в распоряжение Колчака более 700 тысяч винтовок, более трёх тысяч пулемётов, около 600 орудий, более десяти аэропланов, боеприпасы, обмундирование. Интервенты имели в тылу Колчака огромную армию из японских, американских, французских, английских, чешских, польских, итальянских и других войск. Их численность в 1919 году достигала 150 тысяч штыков, которые подпирали режим, установленный на Урале, Сибири, на Дальнем Востоке. С помощью империалистов Антанты Колчаку удалось к весне 1919 года сколотить 400-тысячную белогвардейскую армию. На захваченной территории колчаковцы устанавливали кровавый режим. Вместе с войсками сюда возвращались капиталисты и помещики. Начались порки крестьян, как при царе, пытки, расстрелы, публичные казни на виселицах.
Вернувшийся в с.Ивановское Белебейского уезда бывший владелец имения потребовал возврата всего имущества. Крестьяне уже не могли этого сделать. Тогда белогвардейцы стали арестовываать и расстреливать людей. Почти всё село было сожжено. В бывшее имение помещиков Вороновых этого же уезда приехали офицеры из Каппелевского корпуса — сыновья владельца поместья. Узнав, что их дом занят под школу, колчаковцы изнасиловали учительницу, выпороли ребят, а крестьян от 18 до 45 лет объявили «вне закона».
Страшные дела творили белогвардейцы в Уфе. Об этом говорилось в прокламации, составленной в подпольной организации города. Обращаясь к той части обывателей, которая была недовольна Советской властью, авторы прокламации писали: «Что? Дождались? Ждали Колчака, так вот он пришёл с орденами, погонами и нагайкой. Теперь мороз по телу пробегает! Сколько человек расстреляно вчера у скотобойни? Сколько сегодня в 5 часов утра изрублено офицерами?
Пойдите, посмотрите на кровавые груды, что навалены за базаром! Посмотрите — кто в этих кучах: разве только большевики? Сколько в них простых неграмотных рабочих и невинных горожан!
Вчера поручик Ганевич застрелил в доме Морозова двух гимназисток за то, что они были переписчицами в профессиональном союзе... А посмотрите на эту сволочь, что понаехала к нам в Уфу. На чьи деньги их «благородия» пьют шампанское, а напившись, порют мобилизованных? Пойдите в 3-й стрелковый полк, спросите, как вы пороли, прапорщики, мобилизованных 6-й роты?» («Известия Сызранских уездного и городского Советов и партии коммунистов», 26 апреля 1919 года).
Так хозяйничали колчаковцы повсюду. Это был кровавый, антинародный режим. И он был обречён на гибель. Ширилась с каждым днём партизанская война рабочих и крестьян Урала, Сибири, Дальнего Востока. В.И.Ленин, ЦК РКП(б) придавали огромное значение этому движению. Много труда в организацию борьбы в тылу Колчака вложил Я.М.Свердлов.
В 1918 году развернулось партизанское движение против интервентов и белогвардейцев в Приморье. Крестьянам Сучанской долины, да и других мест было запрещено без разрешения интерветов переезжать из одного села в другое. У подозреваемых в связях с партизанами отбирали хлеб и скот, а самих нередко казнили. По рекомендации штаба интервентов уполномоченный Колчака на Дальнем Востоке Иванов-Ринов отдал приказ: сжигать деревни непокорившихся крестьян, арестовывать и предавать военно-полевому суду большевистских деятелей, а находящихся в тюрьме объявить заложниками и расстреливать за каждую атаку со стороны партизан. В Хабаровском и Уссурийском районах свирепствовал атаман Калмыков. В вагонах его бронепоезда стены были забрызганы кровью расстрелянных. Однако несмотря на суровые меры, крестьяне упорно уклонялись от выполения приказов интервентов и белых властей, не выдавали партизан, не сдавали оружие. Когда Колчак объявил призыв молодёжи на военную службу, Дальневосточный комитет РКП(б) писал в прокламации: «Мы обращаемся к вам с призывом ответить на эту мобилизацию дружным отказом... Пусть в рядах этой армии не будет ни одного рабочего , ни одного крестьянина». Крестьянская молодёжь отказывалась идти на службу к Колчаку. Рабочие, подлежащие призыву, получали от партиии оружие, запасались продовольствием и по ночам группами уходили в сопки.
Под мощными ударами Красной Армии белогвардейские войска были разгромлены и огромная территория России от Волги до Байкала стала советской. Самого Колчака арестовали и по приговору Иркутского ревкома он был расстрелян.
Скоро будет уже 100 лет, как началась Гражданская война в России. Но те злодеяния, которые совершили Колчак и его войска, наш народ не забыл. Нет этим палачал прощения. Поэтому коммунисты и все честные люди поддерживают требование Приморского краевого отделения КПРФ демонтировать доску со стены здания морского вокзала, которая посвящена главарю белого движения.
Мы всегда будем помнить тех, кто сражался с колчаковцами, проливал свою кровь на фронтах, в тылу, в подполье и побеждал врагов. Верные заветам Советской власти, партии большевиков нынешнее поколение бойцов за новую Россию пойдёт на борьбу с теми, кто хочет вернуть старые белогвардейские порядки в стране. Наше дело правое, победа будет за нами!
В.Медведкин, с.Анучино.
На снимке: вот такие порядки были в армии Колчака.