18 сентября пройдут выборы в Государственнную Думу РФ и Законодательное Собрание Приморского края. Какими они будут? Честными, как обещает уже не в первый раз президент РФ В.В.Путин? Или всё пойдёт по накатанной коллее давно уже отработанных партией власти предвыборных технологий, благодаря которым она неизменно становится «победителем»? Сегодня в своём материале пытается ответить на эти вопросы, волнующие избирателей России и края, член КПРФ, председатель Думы Партизанского городского округа Владимир Хмелёв.
Власть и народ. В этой простой формуле так многое переплелось, так много оттенков и тональностей скрыто для русского человека. История непростых взаимоотношений власти и народа на Руси полна и драматизма, и редких моментов единения, и совместного творческого порыва. Что сегодня происходит в этом плане в современной России?
Безусловно, эти отношения многогранны. Но, дабы не утонуть в словесах, отмечу лишь один аспект их взаимного соприкосновения – кадровый вопрос для органов власти.
Как известно, единственным источником власти в России является его многонациональный народ. Это базовый тезис Конституции Российской Федерации. А Конституция – самый главный Закон, подлежащий безусловному исполнению всеми на территории нашей страны. Только не всем тот Закон писан…
Возьмем пример выдвижения и избрания граждан России в органы власти: от депутата местного уровня, мэра, губернатора, до депутата Государственной Думы или самого Президента РФ. По закону, по Конституции каждый гражданин России, у которого нет установленных законом ограничений, вправе претендовать на непосредственное участие в органах муниципального и государственного управления. Так ли это?
Последнее десятилетие в России доминирует партия «Единая Россия». Могу с иронией предположить, что это сообщество людей с большой натяжкой можно назвать «партией», так как у неё нет внятной идеологии, целей и задач, собрана она по приказу сверху, членами этого сообщества многие и многие люди являются по «мягкому» принуждению. Полагаю, что группа современных «кремлевских мудрецов» решила, что такая партия нужна для успешного проведения в жизнь целей этих самых «мудрецов» (каких целей?). С точки зрения политики, решение было стратегически верное: нужно же на когото опереться в такое смутное время. И опёрлись на чиновников, а те уже провели понуждение разного рода работников бюджетной сферы в ряды новой партии «власти». Вот так и получилась партия: сверху донизу. Но новую партию нужно было как-то провести во властную вертикаль – от муниципальных комитетов посёлков до Государственной Думы.
Есть в России органы исполнительной власти. Они пронизывают всю огромную машину государства от правительства РФ до микроскопического муниципалитета. Там работают чиновники (от слова «чин»). Через исполнительную ветвь власть происходят самые грубейшие нарушения выборного законодательства. Это в Конституции написано чёрным по белому, что «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В жизни исполнительная власть абсолютно всё пытается держать под плотным контролем.
Например, когда наступает избирательная кампания в различные органы власти, то администрации разного уровня оказывают содействие территориальным избирательным комиссиям по проведению выборов. Отмечаю особенно – «оказывают СОДЕЙСТВИЕ». Но на деле чиновники администраций выходят далеко за пределы своих полномочий и скрытно или открыто проводят все действия по проведению нужного кандидата или партии в органы власти. Руководство местных и региональных администраций выступают своеобразным «фильтром» и «тяговой силой» для нужных кандидатов.
Например, когда нужно было провести «Единую Россию» во все уровни депутатской вертикали, то были предприняты титанические усилия по исполнению такого приказа сверху, из Москвы. Местные, краевые и областные администрации трудились, не покладая рук и ног. В новую партию, созданную Самим, первыми по призыву сверху ринулось преобладающее большинство мэров городов и районов. Они и обеспечивали продвижение партии Кремля во власть под страхом потери своих кресел, лично отвечая за важное поручение. А государственное ли было поручение?
Кто дружит со своей памятью, тот прекрасно помнит, как это было: от Владивостока до Калининграда в ходе продвижения кремлёвской партии было массовое, беспрецедентное нарушение избирательного законодательства: взбросы бюллетеней (в одном из городов Приморья исполнители рассказывали, как они взбрасывали по 35 тысяч бюллетеней за «Единую Россию» в урны для голосования), незаконный подкуп и подвозка избирателей, «карусели» с избирательными бюллетенями, подкуп членов избирательных комиссий для осуществления подделки протоколов и результатов выборов... За высокие достигнутые результаты многим участникам противозаконных действий достались ордена, должности, деньги... Им бы на нары, а не на Канары!
Во всех краевых и областных администрациях, как правило, есть особый представитель от Москвы. Он нарезает местным чиновникам задачи, выбирает кандидатов, организует «правильные» выборы. Вы спросите: «А как же с Конституцией, где «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления»? Хм, то ж на бумаге. Хотя, «каждая лошадь должна знать своё стойло», то есть ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть обязана строго ИСПОЛНЯТЬ законы, а не подменять всех и вся своей мнимой заботой о судьбе государства. Только кто ту «лошадь» в стойло поставит? По сути, должны депутаты, но они же продвинуты на свои места исполнительной властью!
У заезжих и местных кураторов выборного процесса (фамилии их хорошо известны в узких кругах) имеются свои критерии для кандидатов в Законодательное Собрание, Государственную Думу, на должность губернатора, мэра или даже муниципальных депутатов. Имеют ли чиновники из краевой администрации право заниматься этим? Могут ли они препятствовать другим кандидатам в выдвижении кандидатом в органы власти? По закону, не могут, не имеют права этого делать, но в жизни всё иначе. Они не только самым решительным образом влияют на списки кандидатов, но и на правоохранительную систему, суды.
Может быть, забота краевых или местных чиновников о качестве тех или иных кандидатов определяется переживанием о последующем качестве муниципального или государственного управления? Может быть, это и есть та самая кадровая работа, которая не видна широким массам, но так нужна государству? Сомневаюсь в благих намерениях современных чиновников и вот почему.
Например, в Приморском крае (как и везде) из-за услужливости и коррупционности чиновников разного уровня в «нужные» списки претендентов на должности мэров городов и районов, депутатов разного уровня чаще всего выдвигаются вовсе не патриоты и профессионалы, а люди, обладающие иными качествами. С чуткой административной помощью они становятся руководителями и депутатами, но начинают вовсе не Родине служить, а заниматься устройством своего бизнеса во власти, родственников, друзей, обустраивая свои многоуровневые коррупционные связи.
Проходит время, по следам таких мэров и депутатов медленно, но верно двигается полиция и ФСБ, Следственный комитет и прокуратура. Оперативные бумаги, результаты проверок пишутся, складываются, тщательно подшиваются, но команда на арест приходит не всегда. Она приходит только тогда, когда это нужно там, наверху, в органах исполнительной власти. Помните, как годами не трогали вороватых мэров, депутатов разного уровня по одной причине – они члены партии «Единая Россия». Значит, в стране законы работают не для всех одинаково? Да, это так. Примеров пруд пруди…
Сколько в последние годы только в России мэров и их заместителей (членов известной партии) освободили от занимаемой должности за нарушение закона? Много, вот и недавний пример – Игорь Пушкарёв. Он даже и партийный праймериз успешно прошёл, вроде бы делу самой главной партии служил долго и верно, но, оказывается, в коррупции на сотни миллионов рублей из казны замешан. А куда «смотрящие» смотрели, когда этого человека и других подобных лиц во власть поддерживали, а другим препятствовали?
Возникает вопрос: какие критерии применяются при подборе кандидатов той самой группой лиц, которая занимается кадровой политикой в региональных администрациях? Почему, как кандидатура от власти, так обязательно через 2-3 года за ней пора приходить людям в форме? Может быть, там только два критерия применяют: способность заплатить «кадровому агентству» и не иметь никаких моральных принципов? Да, еще есть третий критерий – членство в партии «Единая Россия».
Как подавляют неугодных кандидатов – известно многим. В этом «благом» деле (на «благо» же родной страны!) все методы хороши: предложения, убеждения, запугивание, давление, шельмование, обливание грязью в СМИ, увольнение с работы и так делее. «Нужных» кандидатов наоборот - поддерживают всеми возможными административными методами. Например, в последние годы во многие города Приморья при выборах мэров вереницей приезжали и вице-губернаторы, и сам председатель Законодательного Собрания, и кто только не приезжал и не убеждал наивных избирателей (наивных – потому что наивно верят обещаниям исключительной помощи их кандидату в случае выборов, но этого никогда не бывает). А кто из высших чиновников будет нести ответственность за градоначальников, которые поражают или своей неспособностью управлять городами и районами, или алчность (а чаше всего то и другое вместе)?
Чем порочна практика незаконного, антиконституционного, аморального участия органов исполнительной власти в предвыборных кампаниях? Продвижение удобных, денежных, податливых кандидатов (но не профессиональных) во власть есть бомба и под саму власть, и под государство в целом. Фактически это нужно признавать отдельным видом терроризма. Он скрыт от внешнего взгляда и общества, но результаты разрушительнее, чем взрыв обычной бомбы.
Это наглядно видно на следующем примере. Муниципальная экономика - весьма хрупкая «штука». В ней, если или ничего не делать, или делать непрофессионально, - всё это вызывает негативные последствия на годы вперед. Услужливый мэр, продвинутый «кадровым агентством» от власти, своим бездействием или бестолковым действием может создать массу проблем для территории. Он-то уйдет или его уйдут, а созданные им проблемы останутся. Примеры такого «управления» видны сплошь и рядом.
В результате незаконных действий неких лиц из региональных исполнительных органов власти, их «кадровых решений», целые территории России становятся всё более депрессивными, непривлекательными для инвесторов и сверхкоррупционными. В то же время, умные, профессиональные, патриотичные, законопослушные кандидаты – беспартийные или от иных партий, нежели ЕР, остаются в стороне и не могут отдать все свои таланты и умения служению Отчизне в органах власти. Им стоит некий негласный запрет. Странно, да, представители народа хотят служить народу, а некие чиновники говорят: «Ты нам не подходишь!»
Порочная практика с таким подбором кадров на высшие государственные и муниципальные должности характерна для всей России. Вмешательство органов исполнительной власти во все сферы общества стало нормой, но такая «норма» является крайне опасной для самого Государства Российского. Класс чиновников, работающих только на себя, и на тех, кто еще выше, быстро пилит сук, на котором сидит. Как показывает история нашего государства, сук с телом бывает падает, а внизу ждёт разъярённая толпа.
Кто в этом виновен? Нужно ли винить в сложившейся опасной ситуации Америку и прочие внешние силы? Нет. Мздоимство, коррупция, алчность чиновников – это признаки внутренней ржавчины государства, поощряемой самим государством. Эту ржавчину нам нужно очищать самим: долго и методично.
Почему подлецы, жулики, проходимцы, глубокие дилетанты и непрофессионалы так часто оказываются на вершине власти в России? На мой совершенно субъективный взгляд, они там оказываются лишь по одной причине – получить по максимуму материальные бонусы. А быстро и эффективно попасть во власть можно за счёт служения тем, кто уже находится там. Такие типажи убежденно считают, что народ – это быдло. У паразитов нет другого мышления нет и быть не может.
Человек с нормальными нравственными принципами, находясь на высших должностях, никогда не пойдет на предвыборные махинации, не будет подделывать результаты выборов (даже за орден и деньги), не будет участвовать в незаконных деяниях. В таких кадрах у власти потребности нет. Соответственно, нужны мэры и губернаторы, готовые это «грязную» работу? И это опора Кремля? За «верную службу» на «кормление» им даются города и районы, края и области, а силовикам их на растерзание не отдают. До поры, до времени. А когда нужно территорию отдать на «кормление» другому человеку, то смена происходит быстро: с наручниками, телевидением и горой компромата.
Может быть, есть смысл остановить этот затянувшийся абсурдный спектакль? Для этого и шанс подвернулся – 18 сентября 2016 года выборы депутатов Государственной Думы и Законодательного Собрания Приморского края.
Бытует мнение, что с помощью выборов невозможно поменять власть, якобы «всё схвачено». Это неверное, ложное мнение. Мы и есть народ – источник власти. И мы вправе сменить эту власть, разорвать порочный круг, выбрать иное будущее, которое создадим сами, без помощи «кадровых агентств»!
Владимир Хмелев, председатель Думы Партизанского городского округа, член фракции КПРФ.