Вот уже двадцать лет в независимой Украине мне рассказывают, как мы, оказывается, хреново жили в Советском Союзе. Как всё было плохо. Как ничего не было в магазинах. Как режим не давал нормально жить. Какими злодеями были руководители. И тому подобное.
Всё это звучит с экранов телевизоров и в эфире радио, вползает в мозг с газетных полос и страниц журналов, вообще витает в воздухе. Но что-то внутри меня противится этой мифологеме, простая житейская логика приводит совершенно к другим выводам.
Попробуем разложить всё по полочкам.
Родился я в 60-е. Даже целый год удалось прожить при Хрущёве. Знаменитой «хрущёвской оттепели» не почувствовал, а родители рассказывали о кукурузной муке, мамалыге, «кузькиной матери» для Америки и прочих прелестях «дозастойного» времени. Ничего об этом сказать не могу. Не осознавал тогда потому что.
Когда время пришло, отдали меня в детский сад. Хороший такой заводской детский садик. И кормили вкусно — фрукты-овощи свежие в рационе, и на море летом вывозили, и игрушек навалом было. Самое главное — всё БЕСПЛАТНО для родителей.
Но эта часть детства, которая длится так долго, тоже заканчивается.
Школа была просторной и светлой. К послевоенной постройке позднее были пристроены новый корпус, а также спортзал и актовый зал. Все условия, в общем. Помню бесплатное молоко для младшеклассников на первой перемене и завтраки за 15 копеек на второй перемене. Дети из многодетных, неполных семей и у кого родители имели низкую зарплату, питались БЕСПЛАТНО. То ли за счёт профсоюзов разных, то ли ещё как-то. Завтрак и обед им были обеспечены.
В школе была просто куча всяких кружков, куда буквально загоняли желающих. Как вы уже поняли, естественно всё это БЕСПЛАТНО.
Помнится, что с родителей иногда собирал деньги родительский комитет — на новые шторы в класс. А все ремонты проводились ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВА.
В старших классах летом нас вывозили в колхоз, в лагерь труда и отдыха (ЛТО). Сейчас могут сказать: эксплуатация детского труда. А нам очень нравилось. Убирали когда черешню, когда свеклу или помидоры. Или пропалывали что-нибудь. Обед на полевом стане — романтика! А после обеда — спортивные игры, походы в сельский клуб, гитара и прочие удовольствия. Для нас и наших родителей всё было БЕСПЛАТНО, а школе колхоз даже какие-то копейки доплачивал. Нам же разрешали брать с поля «для личного пользования» до полуведра черешни каждый день или ведро помидор. Тоже вроде как импровизированная зарплата.
Пару раз мне посчастливилось побывать в пионерском лагере. Лагерь тоже был заводской, а завод был всесоюзного значения. Поэтому дети в нём были со всего Советского Союза. Столько новых знакомых! С которыми потом годами мы переписывались.
Самых лучших школьников награждали путёвками в Артек (Гурзуф) или в «Молодую гвардию» (Одесса).
Для этого были ведомственные и государственные спортшколы, дома культуры и, разумеется, Дворец пионеров. Любые спортивные секции, кружки, культурно-музыкальные всякие. И говорить не стоит, что всё БЕСПЛАТНО. Периодически в школу приходили для «вербовки» — завлечения в эти секции тренеры и руководители кружков.
Занимался спортом и я. Разными видами, пока не выбрал то, что по душе. Во всех спортсекциях выдавали спортивную форму для занятий. В кружки тоже никто не требовал приходить со своими шахматами, кисточками с красками и прочим, необходимым для занятий инвентарём.
Для спортсменов летом был спортивный лагерь. Похоже на пионерский, только до 3-х тренировок в день, на берегу моря. На соревнования ездили ежемесячно, иногда даже 2-3 раза в месяц. Проезд, проживания, питание — за счёт государства.
Увлечения музыкой привели меня к созданию в школе вокально-инструментального ансамбля (ВИА). Кое-какие музинструменты в школе имелись, а недостающее нам школа купила. Репетировали, как и положено, «в каморке, что за актовым залом». Иногда выступали на конкурсах. Правда петь на конкурсах приходилось не то, что нравилось, а патриотические или комсомольские песни.
Не буду повторяться, но обучение в любых вузах было бесплатное. После вуза всех выпускников ждала работа. Причём обязательно было надо отработать 3 года. Отличники-краснодипломники получали так называемый «свободный диплом», то есть право выбора места работы. В вузах, как и в школе — также полностью обеспечивался спортивный и культурный досуг. Плюс общежитие для иногородних.
Поскольку поступил я в военное училище, об армии знаю не понаслышке. Армия была что надо. Была в ней и мощь, и сила, и самые современные вооружения. А боеготовность, сейчас даже трудно поверить, такая, что после ночного подъёма по тревоге вся часть без проблем убывала в запасной район или район проведения учений, иногда за сотни и даже тысячи километров. Это уже потом, при службе в украинской армии, учения стали проводить «на картах» — они (учения) называются командно-штабные. Или вообще на компьютерах. Воображение так и рисует генерала с джойстиком в руках. А что делать, когда денег на полноценную боевую подготовку, со стрельбами, полётами, боевыми походами и т.п., не дают. Зарплата (её в армии называют денежным содержанием) была весьма достойная, а сама служба весьма престижной. К офицеру в обществе относились с превеликим уважением.
Вопрос этот стоял перед гражданами всегда, поскольку население имеет свойство расти, создавать новые семьи — ячейки общества, которые нуждаются в новой жилплощади. С этим в СССР было просто. Работаешь или служишь, стоишь на квартирном учёте (в очереди на жильё). И рано или поздно ПОЛУЧАЕШЬ КВАРТИРУ, квадратные метры в зависимости от количества членов семьи. В очереди можно было простоять и три года и десять лет. Многие заводы сами строили жильё для своих рабочих — целые посёлки или районы. Причём со всей инфраструктурой: школами, детскими садами, магазинами, дорогами.
О том, что безработицы в СССР не было, все знают. Даже наоборот, рабочих рук и специалистов с высшим образованием не хватало. Поскольку строгое планирование было. Например, Министерство образования чётко знало, в какую отрасль через 5 лет сколько и каких специалистов потребуется. И корректировало набор в вузы на эти специальности. Но и тогда не все работали после выпуска по профилю. Жизнь есть жизнь, всего не учтёшь. Стоит упомянуть и о том, что в уголовном кодексе была статья «за тунеядство» — наказывали тех, кто не работал, паразитировал на теле общества.
На еду, одежду, предметы быта моим родителям — простым рабочим, всегда хватало зарплаты. Крупные покупки — телевизор, холодильник, мебель — делались в кредит. Купить машину — вот это была проблема! И цена недостижимая, и специальные очереди, квоты и т.п.
Вот об этом стоит сказать отдельно. Многими произведёнными в Советском Союзе товарами мы пользуемся до сих пор. Сделано добротно, крепко, продуманно, на совесть. Были и бракованные вещи, но не так много. А вот от моды наша лёгкая промышленность постоянно отставала. Прежде всего из-за того, что не была этой самой моды законодателем. Вот и работала с опозданием. А мы гонялись за импортными шмотками, покупая «фирменные» вещи втридорога у фарцовщиков.
О качестве советской медицины спорят до сих пор. Во многих её отраслях наши специалисты были лучшими в мире. Это касается офтальмологии, кардиохирургии. Да и терапия у нас была на уровне. В чём-то отставали, не без того. В любом случае в Украине медицина лучше не стала, зато за всё приходится платить. А вот профилактическая медицина, профосмотры для различных категорий граждан и, особенно, для детей — так тут СССР был впереди планеты всей.
Советская доктрина обособленности от всего остального мира требовала полной самодостаточности во всех отраслях промышленности. Поэтому и была создана и выведена в мировые лидеры тяжёлая промышленность, среднее машиностроение (ракетостроение), ну и, конечно, конёк всей системы — «оборонка». Сотни научно-исследовательских институтов (НИИ) под наименованием «почтовый ящик номер такой-то» работали на оборонную промышленность. Зарплаты там были повыше, да и льгот побольше.
Лёгкая промышленность, производящая товары народного потребления, при таком раскладе оказывалась всегда в хвосте. И по качеству и по количеству нужной населению продукции.
Идеологией была пронизана вся жизнь советского человека. В детском саду — стишки о Ленине. В школе — октябрята, затем пионерия и комсомол. Сначала всё взаправду и с юношеским жаром, потом, в 80-е, с формализмом комсомольских и партийных собраний. Разрешённые и неразрешённые темы для разговоров. Обсуждение на кухне только с близкими родственниками «политических тем» и страх перед КГБ, с которым так ни разу и не пришлось столкнуться. Запрещённые к просмотру фильмы, записи рок-групп и «самиздатовские» книги.
Понять, что всё это давило, душило свободу слова, было трудно. Не было другой точки отсчёта, примера для сравнения. Поэтому такие проявления советской действительности воспринимались как определённые правила игры. Мы знали правила и играли по ним. Иногда понарошку, иногда всерьёз.
После горбачёвских перестроек, ускорений и остальной политико-экономической чехарды, пришёл распад СССР. И в 1991 году на Всеукраинском референдуме я, как и миллионы проживавших на территории Украинской Советской Социалистической Республики граждан, проголосовал за независимость Украины. В те годы благодаря умело запущенным слухам все мы свято верили, что Украины кормит половину Союза. И после отделения будем, как сыр в масле, кататься. Отделились и зажили своей жизнью.
Если опустить период лихих 90-х, когда бушевал дикий капитализм, расцветал дерибан государственной, общенародной собственности, буйствовала инфляция и социальная депрессия, то сейчас, вроде как, всё успокоилось. Всё разграблено, поделено, устаканено и приведено к капиталистическому несправедливому знаменателю.
Мы отдаём детей в немногие из уцелевших от перепрофилирования, построенные ещё при Союзе детские сады. И платим, платим, платим… За всё время независимости построено с десяток детских садов.
Потом школа и поборы, поборы, поборы. Плохое качество обучения и платные репетиторы. Развивающие кружки за деньги, занятия спортом за деньги, если можем это себе позволить. А если нет, то детей воспитывает улица, с наркоманией и детской преступностью. Школ, кстати, за время независимости тоже построено столько, что пальцев одной руки будет много.
Если повезёт, ваше чадо поступит в вуз на бюджет, если нет, то вперед в частное учебное заведение. Специальность-то, кое-как, получит, а вот работу вряд ли. И пойдёт молодой специалист торговать на рынок или каким-нибудь офисным клопом работать, или промоутером, мерчендайзером и прочей занимающейся реализацией товаров шушерой.
И заработать на квартиру молодой семье будет в 90 процентах случаев нереально, будут ждать пока «бабушка освободит жилпрощадь».
Заводы в Украине или разграблены-разрушены или перешли в частные руки и работают на «дядин», а не на общенародный карман. Соответственно, социальными программами, строительством жилья и санаториев для рабочих и служащих не занимаются.
Беспристрастная статистика вещает, что за 20 лет в Украине построено менее пятидесяти километров железных дорог. Против нескольких тысяч километров ж/д в УССР во времена Советского Союза.
Идеология зато у нас теперь самая что ни есть, свободная. И говорить можно всё, что угодно. Потому что всем глубоко «побарабану», о чём и как ты говоришь. Свобода слова в полной красе. И партий у нас теперь, как собак нерезаных, на любой вкус. Но интересы простого человека ни одна не защитит.
А как у нас шикарно в магазинах. Всего навалом: шмотки импортные, электронная техника из Европы и Азии, продукты с ГМО и прочей химией со всего мира!
Так вот оказывается, что мы приобрели в результате независимости. Свободу слова и обилие шмоток. Первое, безусловно, приобретение ценное. Сегодня мы уже не сможем жить без свободы слова. Привыкаешь к ней быстро, а отвыкнуть уже невозможно.
Оппоненты, возможно, скажут, что Украина ещё поднимется с колен, разовьёт свою экономику и т.п. Для меня это звучит как сказка, потому что возраст уже не тот, чтобы в сказки верить.
Основное, что мы утратили — это социальная защита, защита государства, забота государства о своих гражданах. Социальная модель государства, когда держава обеспечивает гражданам достойное образование, медицину, пенсии, социальные программы, заменена на либеральную. Либеральная — это от слова liber («свободный»). Гражданам предоставляется свобода — делай что хочешь, в рамках закона, естественно. Но и государство заботы о гражданах с себя сбрасывает. Освобождается. Живи как хочешь. Как хочешь учись, лечись, живи где хочешь или не живи вообще.
Так что, я хреново жил во времена Советского Союза??? Переубедите меня, пожалуйста. Я не бедствую сейчас, у меня нет депрессии и на жизнь я не жалуюсь. Но верить в это враньё не хочу. Советского Союза не вернуть, но зачем же его хаять? Как будто от этого кому-то становится легче.
Мы продолжаем пользоваться всем, что создано, построено и произведено в СССР. Донашиваем, как старые одёжки, заводы, дороги, школы и больницы, ничего не производя взамен. Надолго ли ещё хватит?