28 октября в Госдуму был внесён проект федерального бюджета на 2017—2019 годы. Что предлагает нам правительство?
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2016-11-10 11:39
ДОХОДЫ бюджета составят 13,49 трлн. рублей, что примерно на 250 млрд. рублей меньше, чем в этом году. Расходы — 16,24 трлн. рублей, что примерно на 140 млрд. больше, чем в бюджете на 2016 год. Соответственно вырос и дефицит бюджета: 2,75 трлн. рублей.
Прогноз по уровню ВВП составил 86,806 трлн. рублей, прогноз по уровню инфляции — 4%. Очень оптимистично, учитывая состояние российской экономики и динамику основных экономических показателей. В сентябре 2016 года Росстат зафиксировал максимальное с января падение индекса промышленного производства — на 0,8%. Учитывая падение ВВП, совершенно неясно, откуда экономика будет черпать средства для достижения заявленных показателей.
За январь—июль 2016 года реальные доходы населения упали на 5,1% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. К тому же нужно учитывать разницу между официальным уровнем инфляции и ростом цен, с которым ежедневно сталкиваются россияне, приходя в магазин.
Посмотрим, на что правительство планирует тратить деньги (см. таблицу).
Статья расходов
Сумма, тыс.руб. |
% от общих расходов бюджета |
% от прогнозируемого ВВП |
|
Общегосударственные вопросы |
1 135 594 991,1 |
6,99% |
1,31% |
Национальная оборона |
1 021 342 125,9 |
6,29% |
1,18% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 270 442 349,1 |
7,82% |
1,46% |
Национальная экономика |
2 144 001 031,4 |
13,20% |
2,47% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
58 243 440,1 |
0,36% |
0,07% |
Охрана окружающей среды |
76 473 606,7 |
0,47% |
0,09% |
Образование |
548 913 370,2 |
3,38% |
0,63% |
Культура, кинематография |
95 702 786,6 |
0,59% |
0,11% |
Здравоохранение |
363 852 445,0 |
2,24% |
0,42% |
Социальная политика |
5 079 138 539,2 |
31,27% |
5,85% |
Физкультура и спорт |
89 797 414,4 |
0,55% |
0,10% |
Средства массовой информации |
73 405 826,3 |
0,45% |
0,08% |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
728 670 383,4 |
4,49% |
0,84% |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ |
783 527 366,4 |
4,82% |
0,90% |
Секретные статьи (не включенные в открытое приложение к бюджету) |
2 771 703 463,70 |
17,07% |
3,19% |
Как всегда, значительная доля расходов государства заложена на содержание самого себя: административный аппарат, силовые органы, внешнюю политику. В то же время расходы на здравоохранение составляют менее 0,5% от уровня прогнозируемого ВВП, на образование — менее 0,7%, на культуру — 0,11%.
Сохраняется большая доля засекреченных расходов. Возможно, они будут направлены на оборонку, тогда и секретность понятна. Однако в «серой зоне» оказываются огромные средства, а общественный контроль над их расходованием невозможен. Как мы знаем, деньги могут расходоваться не на укрепление страны, а на многокомнатные квартиры сердюковым и васильевым. В целом же очевидно, что правительство выбрало движение по накатанной, а всё, на что может рассчитывать общество, — отдельные разрозненные меры и попытки сохранить финансирование основных госпрограмм.
Стране необходимы решительные перемены, но вместо этого правительство дожидается улучшения конъюнктуры на сырьевых рынках и проедает резервные фонды, а народу предлагается потерпеть до лучших времён: «Денег нет, но вы держитесь». Нам предлагают наступать на старые грабли — полной зависимости от цен на природные ресурсы. По-видимому, сегодняшняя элита, дети которой в большинстве своём давно живут за границей, исповедует принцип «после нас хоть потоп».
Российской экономике нужны серьёзные вложения: с одной стороны, оказывать поддержку отечественному производителю, а с другой — поощрять потребительский спрос, поддерживая население. Необходимо выделить средства для адресной поддержки «точек роста», то есть тех предприятий, отраслей и территорий, которые смогут стать локомотивом развития для всей экономики. Разумеется, одного этого недостаточно: следует также обеспечить здоровую конкуренцию. Сегодня государство действует по принципу «своим всё, чужим — закон». Горстка олигархов захватила ключевые отрасли экономики, фактически монополизировала их и диктует свои условия, в том числе законодателю. Малый и средний бизнес буквально задушен. В то же время давно пора остановить увод денег за рубеж, в офшоры.
Что же касается поддержки населения, то государство должно, наконец, повернуться лицом к своему народу. Согласно Росстату, в 2015 году 19,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума (и это без учёта Крыма и Севастополя); причём только за 2015 год это число выросло на 3 млн. человек. Это даже не бедность, это нищета. На прожиточный минимум нельзя удовлетворить даже минимальные потребности, а здесь речь идёт о тех, у кого нет и этих денег. А сколько россиян имеют доходы чуть выше этой отметки и тоже находятся на грани выживания?
Причина относительно больших расходов бюджета на социальную политику — вовсе не добрая воля нашего государства, а социально-демографическая ситуация. Сегодня у нас 42,73 млн. пенсионеров. Однако по факту никто не гарантирует социально незащищённым группам населения достойный уровень жизни. Более того, при первых экономических трудностях именно за счёт граждан государство пытается сократить бюджетные расходы: заморозка пенсий, отказ от льгот, новые налоги и т.д. Более того, несмотря на сравнительно большую долю расходов на социальную политику — 5,85% от уровня прогнозируемого ВВП — в зарубежных странах эта доля выше.
Необходимо вернуть народу его право на достойную жизнь. Прежде всего минимальная пенсия должна составлять не менее 50% от средней зарплаты в регионе. Также нужно повышать социальные выплаты ветеранам, инвалидам и т.д. Они не должны чувствовать себя брошенными в собственной стране.
Отдельного внимания заслуживает поддержка детства и материнства. Можно сколько угодно заявлять с трибун о семейных ценностях, однако пока размер детских пособий остаётся на существующем уровне, рождаемость в стране не повысится. Расходы, конечно, потребуются значительные, но поддержка населения — это инвестиции в будущее страны.
Деньги нужны и в образовании, и в здравоохранении. Который год государство последовательно урезает их финансирование. В этом году расходы на образование уменьшаются на 2,8%, а на здравоохранение — на 24,2%. С учётом инфляции разница будет ещё выше. Лжеоптимизация должна быть свёрнута, иначе наша страна безнадёжно отстанет от современного уровня развития медицинских и образовательных технологий. Уже сегодня обеспеченные россияне стремятся лечиться и учиться за границей, большинство же населения оказывается в ситуации, когда они в принципе не могут получить качественные медицинские услуги и современное образование. Лжеоптимизация должна быть свёрнута, нужно взять курс на обновление и развитие в этих сферах. Если довести расходы на эти сферы до 5% ВВП для каждой соответственно, то потребуется более 3,5 трлн. рублей.
Отдельное внимание нужно обратить и на ЖКХ. Расходы федерального бюджета на эту сферу также снижены. Фактически правительство хочет полностью переложить эту сферу на плечи граждан, вынужденных оплачивать взносы на капитальный ремонт, а также постоянно растущие тарифы на услуги ЖКХ. Это можно было бы обсуждать при достойных доходах населения, однако сейчас это совершенно недопустимо. В этой сфере мы предлагаем следующее.
Во-первых, нужно перейти к софинансированию капитального ремонта государством в доле не менее 85%. Сейчас эти взносы, по сути, направлены на «латание» дыр в бюджете, не говоря уже о том, что они открывают простор для коррупционеров.
Во-вторых, нужно решить задачу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
В-третьих, необходима реальная модернизация коммунальной инфраструктуры. Сегодня она находится в катастрофическом состоянии, откладывать решение этого вопроса больше нельзя.
В федеральный бюджет должно быть заложено до 0,5 трлн. рублей на эти цели.
Здесь возникает сакраментальный вопрос: откуда взять деньги? На самом деле есть множество потенциальных источников доходов, но для этого нужна политическая воля.
Во-первых, нужно обратить внимание на налоги. Сегодняшнее правительство идёт на поводу у лоббистов от нефте- и газодобывающей отраслей, а ведь именно нефтяники и газовики должны рассматриваться как первоочередной источник увеличения налогов. В перспективе эти компании нужно национализировать: ситуация, при которой от продажи всенародного достояния обогащается небольшая группа олигархов, в корне несправедлива. Однако у действующей власти иные приоритеты.
Другая необходимая мера — это введение прогрессивного подоходного налога. В социальном государстве не может существовать таких социальных разрывов, которые есть в современной России. Правительство должно обеспечить социальную справедливость через повышение налога для наиболее богатых. Более того, большинство сверхбогатых россиян получили эти деньги благодаря участию в распродаже богатств страны, так что повышенный налог для них будет справедлив вдвойне.
Только за счёт налоговых мер можно дополнительно мобилизовать порядка 1,5 трлн. рублей.
Во-вторых, нужно пересмотреть некоторые расходы бюджета. Невозможно строить эффективное государство, когда содержание его собственного аппарата обходится столь дорого. Необходимо сократить расходы на бюрократию, также нужно подвергнуть тщательному анализу расходы на безопасность и оборону страны. За счёт повышения эффективности расходования средств на содержание госаппарата, государственных СМИ, силовиков и оборонной отрасли можно высвободить до 1 трлн. рублей.
В-третьих, нужно принять решительные меры для борьбы с коррупцией и утечкой капиталов за рубеж. У нас ни на что не хватает денег только потому, что они постоянно разворовываются. Сегодня коррупция съедает до половины бюджета. Даже если взять меньшую цифру — треть бюджета, — то при условии эффективной борьбы с коррупцией можно высвободить более 5 трлн. рублей.
Другая беда — это тотальная офшоризация российской экономики. Деньги рекой утекают из страны. Российская элита не только не борется с этим явлением, но и сама активно в нём участвует. Если ввести для крупного бизнеса валютные ограничения, можно высвободить до 1 трлн. рублей.
Отдельно нужно поставить под государственный контроль деятельность госкомпаний и госкорпораций. Сегодня механизмы распределения прибыли в них совершенно непрозрачны, очевидно одно: они несправедливы.
Помимо этого, нужно учитывать и те источники, которые появятся при реализации такой политики в будущем. Первоначальные вложения в «точки роста» многократно окупятся в будущем. Госкорпорации будут приносить доход в бюджет. После национализации природных ресурсов, табачной и ликёро-водочной отраслей можно будет направить сверхприбыль этих отраслей на развитие страны.
С помощью вышеуказанных мер можно удвоить бюджет страны, но для этого необходимы структурные реформы. Проект бюджета, внесённый правительством, демонстрирует: действующая власть ничего менять не собирается. У КПРФ есть программа и конкретные предложения по переустройству бюджетной политики так, чтобы государство наконец повернулось лицом к своему народу. Однако до тех пор, пока все наши предложения будут блокироваться, страна продолжит топтаться на месте, постепенно утрачивая всё, что было создано предыдущими поколениями, и теряя позиции в современном мире.