75 лет назад началось контрнаступление Рабоче-крестьянской Красной Армии под Москвой. Только за месяц боев войскам Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов удалось отбросить немецкие части на 100-250 километров от столицы, освободить от захватчиков более 11 тысяч населенных пунктов. Но главное – именно под Москвой был положен конец мифу о непобедимости германской армии.
Председатель Исполкома МСКО-ВЛКСМ, Секретарь ЦС СКП-КПСС, Секретарь ЦК ЛКСМ РФ, Ильгам Гаписов
2016-12-05 14:09
В сентябре 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун».
Генеральное наступление немецких войск началось 30 сентября 1941 года, а 2 октября основные группировки немецких войск перешли в наступление в районе Смоленска. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт.
Но советские войска в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск и Малоярославец. Бои шли уже в 100 километрах от столицы.
Но в первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участках. Противнику не удалось овладеть Москвой и тем самым победоносно закончить войну на востоке. Гитлеровцы не смирились с неудачей и не оставили намерений захватить советскую столицу. В спешном порядке подтягивались резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего удара.
Что касается советского командования, то Сталин решил, что традиционный парад 7 ноября состоится. В своей речи на параде И.В. Сталин обратился к русскому народу, который должен был стать освободителем для других славянских народов. Советский лидер напомнил о событиях 1918 года, акцентировав свое внимание на интервенции. А в это время битва за Москву шла полным ходом. Войска прямо с парад отправлялись на передовою. Это был так называемый «парад войск, уходящих на фронт».
Советское командование также воспользовалось передышкой в боях для подтягивания к Западному фронту сформированных в Сибири и на Урале дивизий. Несколько дивизий были переброшены под Москву с маньчжурской границы. В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.
5 декабря 1941 года Советские войска перешли в наступление, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.
В результате контрнаступления и общего наступления фашисты были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.
Историческое значение битвы под Москвой состоит и в том, что она изменила международную обстановку: способствовала укреплению антигитлеровской коалиции, заставила Турцию и Японию воздержаться от вступления в войну на стороне Германии. Эта победа вселяла уверенность народа порабощенных стран в победе над фашизмом, подорвала экономические, военные и моральные силы германского фашизма.
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом крушения фашистской Германии. C треском провалился план «молниеносной войны» против СССР, что вынудило фашистскую Германию вести длительную войну, к которой не были подготовлены ни ее вооруженные силы, ни ее экономика. Это был удар по военно-политическому престижу агрессора. Фашистская доктрина блицкрига, рассчитанная на единоборство армий воюющих государств, главным образом на единоборство с более слабыми армиями, противостоящими немецко-фашистскому вермахту, встретила в СССР противодействие не только сильных Вооруженных Сил, но и сопротивление организованного народа. В этом заключалась основная причина несостоятельности доктрины блицкрига и ее провала в 1941 году в войне против Советского Союза.
В битве под Москвой шло единоборство двух политик и двух стратегий: с одной стороны – политики агрессии и стратегии блицкрига, а с другой – политики и стратегии защиты завоеваний социализма. Победа под Москвой была достигнута благодаря превосходству советского военного искусства над военным искусством противника. Советское Верховное командование, командующие фронтами, штабы, командно-политический состав Советской Армии проявили умение, организованность, искусство в решении сложнейшей проблемы – достижении победы в невыгодно сложившейся стратегической обстановке начального периода войны. Советская военная стратегия одержала верх в этом серьезном испытании. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой привел к коренному изменению всего дальнейшего хода второй мировой войны, оказал серьезное влияние на другие театры военных действий, способствовал подъему освободительной борьбы в странах Европы, укреплению антигитлеровской коалиции.
Под Москвой был не только прегражден путь Германии к столице. Именно здесь закладывался фундамент для будущих решающих побед. Под Москвой загоралась заря победы над фашизмом, победы, путь к которой лежал через Сталинград и Курск, Кавказ и Карпаты, через Белоруссию и Польшу и закончился в Берлине.