Вчера, в день рождения Иосифа Виссарионович Сталина, журналистам Владивостока рассказали, как проходят ремонтные работы в тоннеле имени вождя всех времен и народов. Первый этап реконструкции железнодорожного тоннеля имени Сталина во Владивостоке подходит к завершению. Работы выполняют специалисты ОАО «Мосметрострой», имеющие огромный опыт в реконструкции подобных сооружений.
Тоннель планируется вернуть в эксплуатацию для городского электротранспорта в конце 2018 года.
Объект, как известно, расположен на участке пути Вторая Речка – Гайдамак. До прошлого года здесь курсировала «чуркинская электричка». Однако тоннель за почти вековое существование обветшал настолько, что пускать по нему пассажирский транспорт стало просто опасно.
Тоннель начали возводить в 1914 году для военных нужд, однако, не завершив строительство, объект законсервировали. Вновь приступили к сооружению тоннеля в 1934 году. Вопреки расхожему мнению, никаких «зэков» к работам не привлекали. Тоннель строили приморские шахтеры, к которым позже присоединились военнослужащие. В годы Великой Отечественной тоннель был военным объектом – служил «гаражом» для бронепоезда. В случае возникновения опасности состав был бы мгновенно подан на мыс Чуркина.
При возобновлении строительства тоннелю дали имя вождя народов Иосифа Сталина. Комсомольцы день и ночь трудились над возведением монументального и довольно протяженного тоннеля, закончив его в кратчайшие сроки – уже в 1936 году он был введен в эксплуатацию.
«Я должен сказать, что эта работа, наверное, уникальная, – пояснил Юрий Прокаев, руководитель обособленного подразделения ОАО «Мосметрострой», курирующий ремонтные работы. – При тех технологиях и уровне оснащенности этот тоннель длиной 1380 метров построен всего за два года. Это срок рекордный. Можно только позавидовать, что в ту пору умели так работать, не имея, наверное, даже десятой доли того, чем строители располагают сегодня».
Рабочие рассказывают, как снимали старую штукатурку и в разных местах тоннеля находили до сих пор сохранившиеся и хорошо читаемые лозунги: «Комсомольцы, вперед! », «Заветы товарища Сталина выполним! » и другие.
Тоннель был достроен и запущен в эксплуатацию в 1935 году. К моменту нынешнего капитального ремонта он отслужил уже 81 год, пришло время его обновить. Состояние тоннеля было тяжелым – геология непростая, многочисленные водотоки, что не могло не повлиять на состояние объектов за 80 лет. Обделка сильно обветшала, частично разрушилась, а по стенам пошли множественные трещины.
Специалисты «Мосметростроя», которых привлекли к ремонту, решают сразу две задачи: осушение обделки тоннеля и усиление несущей способности. Работы разбиты на два этапа. Первый – подготовительный – уже почти завершен. Он включает в себя комплекс мер по осушению обделки тоннеля.
Своды тоннеля состоят из 217 колец по 6,5 метров каждое. Первым делом рабочие разделывают деформационные швы, устанавливают герметезирующий профиль ПЛУГ, который при соприкосновении с водой начинает расширяться и закрывает пространство шва. Далее в основание обделки забуриваются шпуры – по 500-800 в каждое кольцо, чтобы выходила скопившаяся внутри вода. Затем в отверстия нагнетается особый химический раствор: изоционат, содержащий предполимеры с особой низкой вязкостью, который при взаимодействии с водой увеличивается в 300 раз. В итоге все поры, трещины и течи закрываются.
«Когда мы зашли, здесь практически текли реки, – вспоминает Юрий Прокаев. – Теперь в начале тоннеля уже практически сухо, рабочие продвигаются к концу. Во второй половине тоннеля можно увидеть водяные потеки и даже намерзший лед. Его растапливают с помощью тепловых пушек, сбивают и освобождают от ледяных наростов стены».
Раньше в тоннеле лед зимой был постоянно. «Старожилы», обслуживающие тяжелый объект уже не первый десяток лет, вспоминают: каждый день по двадцать человек, которых меж собой называли «ледчики», освобождали тоннель от ледяных оков и вывозили колотый лед снегоуборочной техникой.
Трудно поверить, но сейчас своды тоннеля действительно почти сухие. Вода продолжает сочиться, но уже совсем не в тех объемах, что раньше. После завершения работ с восстановлением деформационных швов приступают к восстановлению и модернизации обделки. С помощью специальной установки под нее загоняется цементно-песчаный раствор, который заполняет все трещины и пустоты. Схватывается смесь примерно через 25 часов, и уже после этого сверху заливается цементно-силикатный раствор: особым химическим составом он закрепляет грунт и предотвращает его оползание. Следующая часть работ – водоподавление и ремонт трещин. Вести работы одновременно не получается, поскольку у каждого материала свое время «схватывания». Поэтому метростроевцы начинают с южного порта тоннеля, продвигаются к северному, а потом возвращаются обратно.
Технологии, которые применяют при ремонтных работах, разработаны в России. Для реконструкции железнодорожного объекта они применяются впервые. Владивосток стал своеобразным «пилотным проектом», хотя, как говорят работники «Метростроя», такие сложные тоннели есть еще, пожалуй, только в Сочи.
Первые попытки выгнать воду из-под обделки тоннеля им. Сталина предпринимали еще в 80-х годах, затем в 90-х. Какой-то комплекс мер выполнялся, но ожидаемого эффекта никто так и не достиг. Приглашали и зарубежных специалистов – австрийцы тоже пытались исправить аховую ситуацию с дренажем, но тоже не смогли существенно повлиять на агрессивную среду. Новые же материалы и полимеры позволяют предполагать, что это, наконец, получится.
Работы осложняются тем, что тоннель остался действующим. Городские электрички днем здесь не ходят, однако ночью проходят грузовые составы. Перед началом реконструкции администрация Владивостока планировала полностью закрыть тоннель для движения поездов, пустив их в объезд через Корабельную набережную. Однако позже было принято решение, что запуск грузовых составов через популярное место отдыха был бы слишком рискованно. Поэтому рабочие трудятся с 7 утра до 22 вечера, а по ночам здесь продолжает ходить грузовой транспорт.
«По ночам нам движение поездов работу не осложняет, – говорит Юрий Прокаев. – Тот режим, который мы выработали с ДВЖД, позволяет работать нормально. Можно их только поблагодарить за тот график, который они сумели нам предоставить. Дальневосточной дороге при этом надо развести грузовые составы ночью, в достаточно непростых условиях. Мы это понимаем, ценим и стараемся, конечно, работать, не выходя из графика».
В начале 2017 года рабочие предполагают приступить ко второму этапу реконструкции – гидроизоляции и «косметике». Как бы просто это ни звучало, работы предстоит много. Пока специалисты «Мосметростроя» не получили всей необходимой документации и не могут сказать, когда будет завершен ремонт. Предполагают, что к концу 2018 года городские электрички во Владивостоке вновь выйдут на маршрут.
Алёна Степанова, VL.ru