Жители подконтрольного украинским властям города Красногоровка в Донецкой области линчевали трех бойцов украинского карательного батальона. Об этом на брифинге сообщил замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
«На подконтрольных ВСУ территориях местные жители, доведенные до отчаяния беспределом со стороны украинских карателей, связанным с выселением граждан из жилищ и мародерством, были вынуждены пойти на крайние меры по самообороне и противодействию противоправным действиям украинских силовиков», — заявил он.
«Жители устроили самосуд над добровольцами из националистического батальона. Была подожжена баня, в которой в это время отдыхали три нациста. После „отдыха“ из бани никто не вышел».
При этом Басурин не сообщил никаких сведений о погибших и не уточнил названия батальона, к которому те принадлежали.
«Таким образом, мы видим крайнюю степень ненависти местных жителей к бандеровцам, чьи преступления уже вынуждают само украинское население подниматься на борьбу с агрессором», — резюмировал представитель ДНР.
По сообщениям СМИ, в Госслужбе по чрезвычайным ситуациям Украины подтвердили эту информацию:
«21 декабря в 16:51 в Службу спасения „101“ поступило сообщение о пожаре в сауне на улице Фрунзе города Красногоровка Марьинского района. На месте вызова пожарные установили, что пожар возник в здании сауны, а в помещении наблюдается плотное задымление. Во время проведения разведки и тушения пожара внутри здания на полу были обнаружены тела 3 мужчин без признаков жизни», — сообщили спасатели представителям украинских СМИ.
Напомним также, что с полуночи 24 декабря в зоне конфликта на Юго-Востоке Украины объявлено перемирие на период новогодних праздников. Однако ополченцы продолжают обвинять ВСУ в нарушении режима прекращения огня. В ходе того же брифинга Эдуард Басурин сообщил об активизации артиллерийских обстрелов со стороны ВСУ объектов инфраструктуры, жилых домов и позиций вооружённых сил ЛДНР.
— Наверное, стоило бы пока воздержаться от комментариев: комментарии о событиях, имевших место в гражданском секторе с той стороны фронта, уместны, на мой взгляд, после подтверждения соответствующих фактов украинской стороной, — говорит проживающий в Донецке историк и политический аналитик Роман Манекин.
— Вместе с тем, существуют вполне очевидные вещи, которые оспорить невозможно, а именно: гражданское население, волею судеб, оказавшееся вблизи линии противостояния, испытывает колоссальные, превышающие все мыслимые нормы, жизненные тяготы.
Что касается обстрелов, увеличившихся в последние дни, нужно сказать, что обстрелы всегда увеличивались перед началом очередного «прекращения огня». Чем это объяснить? Не знаю наверняка, но слышал, что украинским боевикам платят премиальные за участие в боевых действиях, а сам факт этого участия фиксируют по количеству израсходованных боеприпасов. Возможно, чтобы получить «боевые» перед новогодними праздниками, украинские военные пытаются израсходовать весь боезапас — хотят получить премиальные и за тот период, когда обстрелы затихнут.
Есть и другое объяснение. Возможно, приказ — гласный или не озвученный, последовал из Киева. И тогда мы имеем дело, с попыткой центральных украинских властей обратить на себя внимание и, каким-то образом, повлиять на грядущие изменения внешнеполитической стратегии США.
Что касается населения ЛДНР, то нам, конечно, безразлично, какими мотивами руководствуются бандиты, пришедшие нас убивать. Донбасс убивает украинская власть. Убивает в ответ на мирное, сугубо политическое, в принципе, действие: проведение референдума о независимости ЛДНР. Убивает за неготовность стройными рядами идти в обслугу европейских буржуа. Убивает в силу нацистской природы.
«СП»: — Могут ли в Донбассе появиться группировки «народных мстителей»? Ведь за почти три года войны мы не видели масштабного партизанского движения на подконтрольных Киеву территориях…
— Партизанское движение было возможным, и на самом деле, имело место, весной-в начале лета 2014 года. Причем, не только в Донбассе, но и на всей Восточной Украине. В этот период люди действительно голыми руками останавливали продвижение бронетехники. (Видел собственными глазами, можно сказать, участвовал). А потом наступил период репрессий. Жестких, я бы сказал, жесточайших.
Недовольство, разумеется, имеет место. Причем, с обеих сторон линии фронта. Иногда оно прорывается в спонтанные акции локального характера. Опять же — и с той линии фронта, и с этой! Но чаще проявляется в обсуждениях в соцсетях и интенсивных обменах информацией с друзьями и родственниками, проживающими «на той стороне».
На самом деле, сплошной линии фронта в Донбассе нет. Ее не было и в период Великой Отечественной войны. Донбасс, по сути — один большой мегаполис, который разделить колючей проволокой невозможно. Рядовые граждане активно перемещаются между зонами, как через пропускные пункты и блокпосты, так и через балки (овраги) и посадки (маленькие рукотворные рощицы). Активно перемещаются и диверсионно-разведывательные группы. Их часто вылавливают, тем не менее, присылаются новые и новые.
Что касается социальной активности, то она подавлена с обеих сторон. Репрессии следуют моментально, причем, репрессии крайне тяжелые. В этих условиях в возможность развертывания масштабного партизанского движения именно в Донбассе я лично не верю. Не в Донбассе! Подпольщики и разведчики работают. Сочувствующих много. Но что касается партизанского движения, то о нем только мечтают СБУ-шники и МГБ-шники невысокого ранга. В реальности его нет. И в современных условиях, увы, быть не может.
«СП»: — Почему ненависть к своим бывшим согражданам обычно выше, чем к внешнему врагу во всех гражданских войнах?
— Я не знаю, существует ли в психологии такой термин, но я бы назвал это явление «синдромом Каина». На Украине и в России, в сущности, живет один народ. Одни и те же люди — люди одной и той же культуры проживают на Украине и в Донбассе. Единственным, существенным для обывателя, обоснованием государственного размежевания Украины и РФ является враждебная Кремлю политика. Так было в Западной и Восточной Германии, Северной и Южной Корее. Можно привести и другие примеры. Важно, что пока Украина будет отдельной от России, любые ее власти будут генерировать враждебную РФ политику.
Ситуация с Донбассом усугубляется еще и тем, что здесь пролилась и продолжает литься кровь. Можно ли разрушить стену ненависти между Донецком и Киевом? Если у вас разрушили дом, убили вашу жену, детей, как скоро вы можете простить убийцу? Возможно, когда-нибудь вы построите новый дом, женитесь и у вас появятся дети в новой семье. Но боль вы пронесете через всю жизнь. Так и с Украиной и Донбассом.
Мне кажется, что «стратеги», засевшие в Минске, это вполне очевидное обстоятельство не осознают в принципе. Донбасс не вернется на Украину в обозримой исторической перспективе. Иначе нужно убить всех, кто пережил в Донбассе прошедшие три года.
— Нам неизвестны подробности данного случая, но информация, поступающая о пытках, убийствах, изнасилованиях со стороны всевозможных «добровольческих» формирований, позволяет предположить, что градус ненависти к украинским силовикам очень высок, — считает политический обозреватель Виктор Шапинов.
«СП»: — Почему украинская армия провоцирует такое отношение? Ведь в Киеве говорят, что в Донбассе живут их соотечественники…
— Донбасс не принял националистический переворот 2014 года. Естественно, что попытка принудить принять его силой не может встретить понимания. Украинские вооруженные формирования воспринимаются как оккупационные. Собственно, они зачастую и ведут себя соответственно. В особенности, не скрывающие нацистской идеологической окраски «добровольческие» формирования.
«СП»: — Мы все когда-то были гражданами одной страны, которая пережила Великую Отечественную и гражданскую войны. Как такое возможно? Откуда эта чудовищной война ненависти? Что является ее корнем?
— В течение 25 лет население Украины воспитывалось местными элитами в духе национализма — через систему образования, через СМИ. Естественно, что в период острого кризиса энергия национализма вылилась в поиск внутреннего и внешнего врага. Эти процессы очень похожи на то, что происходило в Европе в 1930-е годы.
«СП»: — Есть ли возможность найти мирное решение конфликта в этих условиях?
— Нужно изучать опыт стран, прошедших через кровавые гражданские войны. Например, как раз сейчас идет мирный процесс в Колумбии, где гражданская война шла десятки лет. Первым условием начала такого процесса, как мне кажется, должен стать уход с политической сцены крайне националистических, фашистских организаций и лидеров. Пока существуют фактически легализованные отряды штурмовиков, нет никаких гарантий безопасности для жителей Донбасса.
— Случай с баней можно считать закономерным явлением, — убежден политолог Александр Дудчак.
— Чаша терпения переполнена. Населения в услугах этих «защитников» не нуждается, и постоянные издевательства, грабежи и террор со стороны нацистских батальонов терпеть не будут.
Действия одной из сторон конфликта вызывают зеркальную ответную реакцию. Но эта гражданская война идет не по всей территории Украины, получается так, что против Донбасса ведет войну остальная Украина. Жестокость этой войны однобокая, она вписывается в бандеровскую идеологию — «можно уничтожить половину населения, лишь бы остальная была послушная и лояльная». Тем не менее, никто из Донбасса не едет на Западную Украину и не устраивает там террористические акты, акции возмездия.
«СП»: — Понимают ли украинские командиры, что иного приёма ждать не следует? Почему ничего не делают, чтобы исправить ситуацию?
— Некому предпринимать, и нет желания у власти что-то предпринимать. Власть предпочла бы утилизировать все эти плохо контролируемые батальоны на фронтах Донбасса, чтобы они не создавали угроз ей самой в Киеве.
Единственное, что может сделать украинская армия — вернуться в расположение своих частей. Прекратить обстрелы не на словах, а на деле. Армия ДНР-ЛНР не пойдет штурмовать Киев и Львов. Просто нужно выполнить Минские соглашения. Этого будет достаточно.
«СП»: — Возможно ли полное примирение в будущем? Сильно ли стороны разделила пролитая кровь?
— Все возможно. Все войны когда-нибудь заканчиваются. Никто не хочет гибели своих родных близких. Ни на Востоке, ни на Западе. Правда о событиях и причинах войны, доведенная до сознания жителей всей Украины, помогла бы скорее восстановить мир и взаимопонимание между регионами Украины. Но при нынешней власти в Киеве это невозможно.