Пятилетка Владимира Миклушевского: хроника пикирующего Приморья в пяти тезисах и одном выводе
Если кто-то надеялся на то, что приход на пост губернатора Приморья московского «варяга», облеченного доверием Кремля, оздоровит ситуацию в регионе, то теперь от этих надежд не осталось и следа. В марте 2017 года Владимир Миклушевский отметил пять лет в кресле губернатора. За эти годы дурная слава Приморья как «горячей точки», где губернатор и мэр воюют, криминал рвется во власть, баснословные суммы разворовываются, а качество жизни людей ухудшается, не исчезла, а лишь упрочилась. Все громче говорят о скорой отставке губернатора за его профнепригодностью. Сегодня «Правда Приморья» анализирует итоги губернаторской пятилетки.
Тезис No1: пятилетка провалена
От губернатора и его пиарщиков мы слышали за эти годы немало бодрых слов, но факты, к сожалению, идут вразрез с заявлениями.
К 2017 году Приморье оказалось если не у разбитого корыта, то где-то рядом. Бюджет прошлого года провален и по доходам, и по расходам. В новый год край вступил в предбанкротном состоянии: сверстанный с огромным дефицитом бюджет, урезанные социальные статьи, экономический кризис. Впервые с 1990х годов в бюджете не стало хватать денег на своевременную выдачу зарплаты бюджетникам. Конкретные живые люди и целые отрасли недополучают положенные им по закону средства.
Приняты два «революционных» закона – о свободном порте Владивосток и о территориях опережающего развития, но почему-то в 2016 году объем пришедших в Приморье инвестиций составил лишь 123,5 млрд рублей против 186 млрд в 2015м. Светлое будущее остается обещанием: цены и тарифы ЖКХ растут, объемы производства падают. План по росту средней зарплаты сорван, прожиточный минимум приморца снижен, хотя жизнь в крае, напротив, дорожает. Тут и там вспыхивают очаги социальной напряженности – банкротства, задержки зарплаты, увольнения. В состоянии коллапса оказался ряд градообразующих предприятий и оборонных заводов. То и дело проходят акции протеста – против загрязнения воздуха угольной пылью, вырубки лесов, точечной застройки, системы «ЭраГлонасс», роста коммунальных тарифов и т. д. В категорию «незащищенных слоев населения» попало уже абсолютное большинство приморцев.
Власть с этим валом проблем не справляется. Остается одно: делать хорошую мину и подбадривать население при помощи «своих» (финансируемых из бюджета) СМИ.
Тезис No2: гопкомпания вместо команды
О наличии у Миклушевского осмысленной кадровой политики говорить сложно. «По наследству» от Дарькина ему достались двое сильных управленцев – первый вице-губернатор Александр Костенко и спикер Законодательного собрания Виктор Горчаков, но и те убраны. Собственную команду Миклушевский так и не собрал. Вице-губернаторы и главы департаментов меняются, как перчатки.
Миклушевский пришел во власть под лозунгом «декриминализации», но количество и размах коррупционных скандалов уже в его окружении говорят сами за себя (кстати, «коррупционный шлейф» тянется за губернатором с давних времен – имеем в виду скандал с программой «Электронный университет» в бытность Миклушевского ректором ДВФУ). Под арест попали главы краевых государственных строительных фирм «Примкрайстрой» и «Наш дом – Приморье», два вице-губернатора Олег Ежов и Сергей Сидоренко, советники Миклушевского Алексей Авершин и Илья Митькин-Спокойнов.
А вот из свежих новостей: скандалом обернулась передача имущества Приморского театра оперы и балета на федеральный уровень в связи с его переподчинением Мариинке. Суды взыскали с театра долги за поставленные товары и оказанные услуги, но средств на счетах учреждения не оказалось. Первый замгенпрокурора РФ Александр Буксман заявил: это произошло изза того, что «в нарушение Гражданского кодекса РФ все имущество, находившееся в оперативном управлении театра оперы и балета, распоряжениями департамента земельных и имущественных отношений Приморского края... было изъято...». Сейчас решается вопрос об уголовном преследовании должностных лиц краевой администрации. Глава названного департамента Илья Терехов срочно покинул администрацию (а в прошлом году «по-плохому» ушла с должности его предшественница Наталья Соколова).
Наивно считать, что в «Белом доме» собрались сплошь воры, тогда как сам губернатор – весь в белом. Да и на Дарькина разгул коррупции уже не свалишь. Дарькинские времена порой вспоминаются даже с ностальгией: и тогда коррупционеры попадали за решетку но что-то ведь и строилось. Теперь коррупция цветет, а стройки встали.
На первомайскую демонстрацию во Владивостоке один из горожан вышел с плакатом, на котором Миклушевский был назван жуликом. Губернатор написал заявление в полицию, но три (!) лингвистические экспертизы не нашли в лозунге клеветы. Полиция не стала возбуждать уголовное дело. Значит, Миклушевский – кто?
Тезис No3: «Хаятты» как лицо «миклуномики»
В экономике Приморья провал за провалом. Причем за «ремонт провала» по методу Остапа Бендера с приморцев постоянно берут деньги: то за призрачный капремонт, то за «общедомовые нужды» по непрозрачным схемам и завышенным нормативам...
Но абсолютный рекорд – это, несомненно, пятизвездные гостиницы «Хаятт» в центре Владивостока, которые должны были сдать еще в 2012 году. Вместо того чтобы спасать положение в социальной сфере и экономике, губернатор заставляет единороссов краевого парламента голосовать за выделение на достройку гостиниц все новых миллиардов (пропадающих неизвестно где) и на голубом глазу заверяет, что вложения окупятся. Хотя очевидно, что вернуть выброшенные на «Хаятты» деньги не удастся. Так, на отель на мысе Бурном даже не нашлось покупателя. А гостиницу на Корабельной набережной, как признал губернатор, уже сегодня изза «косяков подрядчиков» приходится «реконструировать». Край в любом случае понесет потери, и чем больше средств будет выделяться из бюджета тем потери будут больше. «Хаятты» стали черными дырами, пожирающими финансы в неограниченных масштабах. По подсчетам коммуниста, депутата ЗС Артема Самсонова, в общей сложности на отели уже потрачено 18,5 млрд рублей. Сколько потеряем еще? Против выделения средств на достройку «Хаяттов» выступает только фракция КПРФ. А после того как глава Контрольно-счетной палаты Приморья Дмитрий Виноградов выступил с резкими заявлениями о «Хаяттах», губернатор «продавил» на пост главы КСП своего человека – Игоря Ватулина, прежде как раз и занимавшегося стройками этих гостиниц.
В краевом бюджете не хватает денег на переселение из ветхого жилья, выплаты многодетным семьям, жилье сиротам. На учителей и врачей, на «детей войны», на льготы, на доплаты к пенсиям, на достройку онкодиспансера... Здесь применяется другой подход, озвученный премьер-министром Медведевым: «Денег нет, но вы держитесь!». Но вот парадокс: на «Хаятты» деньги в дефицитном приморском бюджете откуда-то берутся.
Весной стало известно, что на отели не хватает еще 6,5 млрд рублей. Депутаты уже дали фирме «Наш дом – Приморье» очередную госгарантию 1,2 млрд рублей. Первый вице-губернатор Усольцев заверил: это последние бюджетные средства, которые пустят на отели. Но кто ему поверит? Говоря о «Хаяттах» в интервью viperson.ru, председатель Лиги финансовых институтов Александр Ивашкин ввел термин «миклуномика». И впрямь, «хаятты» новое слово в экономической науке. Или же «миклуномика» уже описана, но не в учебниках, а в Уголовном кодексе?
Тезис No4: парламент – не место для дискуссий
Роль приморского парламента, управляемого при помощи системы «приводных ремней» и «натяжных роликов», ныне сведена к тому, чтобы безоговорочно одобрять инициативы губернатора. Большинство в ЗС составляет «Единая Россия». Представители ЛДПР, «Справедливой России», партии пенсионеров превратились в марионеток: голосуют как надо, против губернатора не выступают. Да и как выступать, если, к примеру, главный «эсер» Алексей Козицкий руководит губернаторским телевидением ОТВПрим, на которое из бюджета идут немалые суммы...
Единственное исключение КПРФ. Только коммунисты остаются неподконтрольными губернатору, продолжая отстаивать интересы большинства приморцев.
-Законодательное собрание губернатор превратил в кукольный театр Карабаса-Барабаса, говорит руководитель фракции КПРФ в приморском парламенте, первый секретарь Приморского крайкома КПРФ Анатолий Долгачев. – На КПРФ постоянно оказывается давление. Нас даже лишили депутатских зарплат: теперь зарплаты получают лишь двое коммунистов из восьми, хотя у нас нет многомиллионных бизнесов, как у единороссов и коммунисты традиционно отдавали половину зарплаты в партию. Нас приглашают на беседы, шантажируют: мол, будете сговорчивее зарплаты вернем... Налицо двойные стандарты. Когда единоросс Чемерис, как эхо из 90х, хватает коммуниста Самсонова за грудки, мне угрожает матом, оскорбляет Гришукова, бросается в Беспалова бумагами, ему все сходит с рук. А если коммунист напишет что-то в «фейсбуке», его сразу вызывают на комитет по этике. Единоросс Корсаков даже подал в суд, когда я назвал «Единую Россию», ЛДПР и «Справедливую Россию» гопкомпанией, проводящей политику русофобии и антикоммунизма. Он требовал 50 тысяч за понесенные им «душевные страдания», но суд отказал в исковых требованиях.
Спикер ЗС Александр Ролик, по словам Долгачева, превращает парламент в «штамповочный цех»: - Хотя Ролик генерал не армейский, с его приходом в парламенте стал чувствоваться казарменный дух муштры. Депутатов пытаются заставить даже думать одинаково. Вернее, не думать, а одобрять указания сверху. Другим не дают даже высказываться. На последнем заседании меня избрали секретарем заседания. Я трижды просил слова, Ролик трижды мне его не давал. Хотя я сидел рядом с ним в президиуме и видел: на его экране высвечивалась моя фамилия. Да что говорить, последний краевой бюджет, когда принимали, вопреки нашим выкрикам и возмущениям, за него сначала проголосовали, а затем Александр Иванович «демократично» предложил его обсудить. Такого цинизма в приморской политике еще не было.
Тезис No5: политика в ущерб делу и краю
Управленческая компетентность губернатора, мягко говоря, сомнительна: стагнация экономики, падение уровня жизни приморцев налицо. Может, это происходит оттого, что Миклушевский уделяет слишком много времени зачистке политического поля и вообще политике?
- Вместо того чтобы строить мосты и школы, создавать народные предприятия, как это делают губернаторы коммунисты в Орловской или Иркутской областях, Миклушевский заигрался в политику, считает Долгачев.
Губернатор пытается контролировать даже выборы в думы Владивостока и Находки, которые пройдут в сентябре 2017 года, хотя местное самоуправление по закону вообще не входит в зону полномочий краевой госвласти.
Говорят, в качестве претендента на пост спикера думы Владивостока краевыми властями рассматривается Олег Вельгодский, который в свое время избирался в депутаты от КПРФ, а потом перебежал к единороссам и ныне поливает грязью бывших товарищей. Возможно, в гордуме губернатору нужен именно такой человек, чтобы им было проще управлять. А вот куда более достойных людей, своих же соратников по партии – многоопытного Виктора Горчакова, председателя краевого общества слепых Дмитрия Поташева единороссы в краевой парламент не пустили. Лучше управляемый и не очень умный Вельгодский, чем люди со своим мнением и жизненным опытом.
Недавние «праймериз» единороссов стали бесстыдным спектаклем. Их сопровождали сообщения о фальсификациях, «каруселях», вбросах. Ряду кандидатов пришлось сняться, зато «те, кто нужен», получили удивительные результаты – 9597%. «ЕР» самая закрытая партия в мире, считает Артем Самсонов депутат Законодательного собрания. Многие партийцы до последнего не знают, какое решение примет начальство и кого назначат победителем едропраймериз».
Вывод: кандидат на вылет
С приморской спецификой Миклушевский за пять лет, похоже, толком не ознакомился. Куда интереснее мелькать на публике в куртке за полмиллиона рублей, отмечать Новый год в Дубае (заявляя, что сидел во Владивостоке) и кататься на вертолете в компании упомянутых Спокойнова и Авершина, чем заниматься своими прямыми обязанностями. Итогом стала дезорганизация управления в крае. Сам Миклушевский признает: его указания подчиненные игнорируют. Так, в сфере строительства имеет место «системное неисполнение» поручений...
Однако Миклушевский уже заявил, что готов выдвигаться в губернаторы в 2019 году. А может, хватит?
Весной столичный Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал «Национальный рейтинг губернаторов России». Миклушевский занял в нем последнюю – 85ю строчку (хотя еще в 2016 году был на 45 месте). Политолог, глава Дальневосточного консалтингового цента Петр Ханас заявил в интервью ИА REGNUM, что поддержка губернатора населением достигла исторического минимума: «Такой ситуации не было даже при Дарькине, в самые худшие его времена». По словам Ханаса, это повод для отстранения губернатора. «Похоже, что все идет к отставке», заявил и известный российский политолог Константин Калачев, добавив, что краевая власть «не демонстрирует даже дееспособности». Скорую отставку Миклушевского предрекают и эксперты политконсалтинговой компании «Бианки и партнеры».
Отставка губернатора – вопрос времени и формата: его просто «освободят» от должности или же...? Ясно одно: чем раньше его «уйдут» тем лучше будет для Приморья. Миклушевский в крае явно загостился. И, как пишут в милицейских протоколах, «не справился с управлением».
Леонид КАЛУГИН
Газета Правда Приморья