Владимир Беспалов – тот, кого по праву можно назвать старожилом приморской политики. Ему дважды приходилось возглавлять город Арсеньев. Сначала первым секретарем горкома КПСС, в последние перестроечные годы, а затем главой администрации в 1999 – 2006 годах. Сегодня коммунист Беспалов - один из самых опытнейших и узнаваемых депутатов приморского Законодательного Собрания. В нынешний созыв, которого он был избран по одномандатному округу №14, куда вошел (помимо Яковлевского, половины Чугуевского и Кавалеровского районов) и ставший для него - уроженца Хабаровска, родным Арсеньев.
Заместитель председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан, зампредседателя фракции КПРФ Владимир Беспалов о том почему недоосваивается краевой бюджет и стагнирует экономика Приморья, чем заводская труба лучше нефтяной иглы, а также что оппозиционному депутату делать в парламенте, контролируемом партией власти рассказал в интервью ИА «Дейта. Ру»
Владимир Георгиевич, в разное время, а фактически в разных странах, вам приходилось руководить одним и тем же городом. Исходя из этого опыта могли бы сравнить динамику развития Приморского края в целом?
— Я большую часть своей жизни прожил при социалистическом строе. И сравнивая время, могу сказать, что сейчас Россия идет по пути, заводящему страну в тупик. Мы никак не можем избавиться от сырьевой экономики, когда основные доходы дает, то чем мы богаты по наследству – нефть, газ, лес, водные ресурсы. Причем многие из этих ресурсов, безвозвратны и мы их сегодня проедаем. В экономике, которая была при социализме главным сектором был производительный - машиностроение, авиастроение, космическая отрасль, судостроение, рыбная, горнорудная отрасли.
А применительно к Приморью?
— Я говорю сейчас, именно, о Приморском крае, где работали горно-химические комбинаты. Я бывал и на «Востоке-2» и на «Лермонтовке», и на рудниках и предприятиях Кавалерова, на химическом предприятии «Бор», на «Дальполиметалле». Из этого далеко не полного списка, продолжает работать только малая часть. Пример того, как стагнировали предприятия в 90-е годы – завод «Прогресс», на котором я проработал 8 лет. Объемы производства на нем упали в десятки раз. Два года завод вообще простаивал и замерзал. Благодаря усилиям стачечного и профсоюзного комитетов коллективу удалось добиться внимания со стороны власти губернатора, полномочных представителей президента, министров. И начиная с 1996 года завод потихоньку стал выходить из застоя. Пошли первые заказы и завод, численность, которого упала с более чем 10 тысяч до 2,5, начал работать. Сейчас на «Прогрессе» трудятся более, чем 6,5 тысяч работников. Само предприятие стало вновь градообразующим, и определяет экономику не только Арсеньева, но и всего Приморья, в целом. Но данный пример можно считать единичным.
Считаете, что слабое экономическое развитие края сегодня – это следствие, развала и закрытия предприятий происходившее в 90-е?
— При развале Союза, мы потеряли экономику, скооперированную и связанную различными нитями и связями. Например, Украина подавала нам в Арсеньев двигатели на вертолеты, Ленинград поставлял редукторы. Все эти связи почти потеряны. Я везде рассказываю, что социалистический строй, и более гуманный, и более эффективный. Чему есть масса примеров. Могу сказать, как развивался город Арсеньев при СССР. В бытность мою первым секретарем горкома КПСС, город прирастал населением в 500 - 800 человек ежегодно, достигнув 72,5 тысяч в 1991 году. Сейчас осталось 54 тысячи. Когда произошла катастрофа – распад страны, из Арсеньева уехало много семей, предприятия потеряли тысячи работников.Ранее стабильно работали завод «Прогресс», завод «Аскольд», трест «Дальспецстрой», объединявщий несколько управлений. Теперь на весь город осталось лишь одно - пара строительно-монтажных фирм. В 1990 г. мы в год строил до 5-8 домов, по 600-800 квартир. Очередь на жилье двигалась таким образом, что молодой человек придя на завод, попадал в рабочее общежитие или общежитие молодых специалистов, а в дальнейшем, обзаводясь семьей и детьми, имел все основания улучшить свои жилищные условия бесплатно. Главное - работай хорошо и пройдешь путь от простого рабочего, инженера до бригадира, начальника бюро, до начальника цеха или отдела. Это судьба многих моих друзей и товарищей. Я сам прошел такой путь. На сегодня подобное для большинства крайне проблематично.
В чем еще на ваш взгляд отличие уровня развития Приморья тех лет от нынешнего?
— В 38 лет я стал первым секретарем, под моим началом были тысячи коммунистов и мы определяли политику города. Мы строили. Каждый год сдавалось по одному-два детских садика. Раз в 3-5 лет новая школа, спортивный комплекс или дом культуры, детский дом, плавательный бассейн либо спортивный комплекс. Откуда, казалось бы сегодня все это достать? Сейчас только частные инвесторы. А раньше значительная часть прибыли от производимой продукции, товаров распредилялась в Общественные фонды. Благодаря чему при строительстве какого-либо комплекса под новое изделие, к нему привязывалось строительство жилья, в том числе для муниципалов и прочей инфраструктуры. Почему у нас сейчас острый дефицит жилья для учителей и врачей – потому что муниципального жилья эконом-класса строится крайне мало.
Выходит, что экономика края ни то, что в застое, а в куда более печальном месте?
— Я вот недавно был в Чугуевском районе, село Медвежий Кут, полностью построенное 40 лет назад "Леспромхозом ". Начиная от жилых домов до магазинов. Сейчас все это обветшало, а получившие лесные участки в многолетнюю аренду бизнесмены в инфраструктуру не вкладывает ничего, а лишь срубают лес, продают его китайцам милионнами кубометров. В Чугуевке несколько предприятий собирают лес, набивают вагоны и гонят за рубеж, только малая часть перерабатывается. А население, проживающее в лесу, не может заготовить себе дров. Зато вырубленные остатки деревьев закапываются бульдозером или бросаются вовсе. Это самая, что ни есть хищническая экономика.
Тоже самое и с рыбной отраслью. Рыбы у нас добывают много, но большая ее часть с судна на судно перебрасываются в Китай, Японию, Южную Корею. А оттуда мы получаем уже переработанную. Хорошо, что есть компании, делающие баночные консервы. Но до сих пор нет реального рыбного рынка, где можно купить, как в любой другой стране, парную рыбу, только что выловленную.
Владимир Георгиевич, а что с краевым бюджетом? Как вы оцениваете его исполнение за 2016?
— Могу сказать, что мы уже пять лет топчемся на месте по собственным доходам. Мы проанализировали исполнение прошлого бюджета. И когда об его исполнении в Заксобрании отчитывался В.В. Миклушевский, наша фракция, выступила с докладом, где отразила, почему расходы в начале года были обозначены в 88 млрд. рублей, а исполнение в конце года составило только 85 млрд. То есть расходы были уменьшены на 3 млрд., а доходы хоть и снизились, но были достигнуты. Таким образом, вместо планового дефицита в 6 млд, получили профицит более 4,7 млрд. рублей. Средства ловко перебрасывались со статьи на статью.
Кстати, на одном из заседаний ЗС депутаты достаточно жестко раскритиковали работу некоторых департаментов по его исполнению. Согласны с данной оценкой?
— Мы открываем отчет за 2016 год и видим, что на развитие транспортного комплекса недоосвоено 2,1 млрд. Развитие сельского хозяйства недоосвоено 344 млн..Развитие рыбохозяйственного и лесного хозяйства составило только 82%. Далее, смотрим развитие инновационной экономики - освоение 79%. Выходит, что в народно-хозяйственном комплексе недоосвоение составляет милиарды рублей. Исполнение бюджета по расходам составило 94%, но пять миллиардов остались не исполнены, перешли на 2017 год. Необходимо повышать спрос с главных распорядителей – глав департаментов и вице-губернаторов. Влиять на это депутатам Законодательного собрания очень сложно. Мы можем только рекомендовать губернатору навести порядок и обращаться к избирателям через СМИ.
На ваш взгляд, в чем причина, что средства остаются не освоенными?
— Это плохое планирование. Мы забиваем деньги под завязку и думаем, что все успеем освоить и построить.Кроме этого, существующая система проведения конкурсов и аукционов, когда первая половина года пролетает на бумажное оформление. Почему асфальт кладут зимой в дождь и снег? Неумение спланировать и организовать. Неумение считать и безответственность. Другая беда нашего бюджета, когда мы не выполняя в полной мере бюджет текущего года переносим строительство объектов на будущий год. Что длится по 5-7 лет. Злосчастное строительство онкологического центра – восьмой год, мы вбиваем сотни миллионов. И ни как не можем его достроить. Школа в селе Рощино строится уже седьмой год. Даже не хочется говорить о "Хаятах". По каждой территории есть объекты, которые муниципальные власти своими силами вытянуть не могут. Например Яковлевская центральная, ведущая школа, в которой актовый зал не работает несколько лет, потому что протекает крыша. Ремонт школы, ежегодно включается в план, затем вычеркивается потому что район не может найти софинансирование. Также в Кавалеровском районе, где в поселке Рудный никак не могут отремонтировать два Дома культуры.
Существуют ли реальные механизмы сделать так, чтобы муниципалитеты не выступали в роли вечного просителя?
— Они есть, но администрация края к этому подходит весьма ревностно. В крае сегодня нет самодостаточных муниципальных образований. Ни Владивосток, ни Уссурийск, ни Находка - все дотируемые. И краевой администрации иметь такую ситуацию - доплачивать кому-то больше кому-то меньше, а кому то вовсе ничего - выгодно. В том числе учитывая политическую ситуацию. Существует регулируемый налог на доходы физических лиц, можно оставлять району 30% собираемого налога, а потом по чайной ложке помогать. А можно оставлять муниципалитету 70%, но тогда начинает страдать наполняемость краевого бюджета.
Как говорил классик, «денег нет» ?
Вот и приходится держаться. При стагнирующей экономике средств всегда недостаточно. Дело еще в том, что упор делается на развитие территории, прилегающей к морю — ТОРы, Свободный порт. Проблема в том, что территории приравненые к крайнему северу, забыты: Чугуевка Кавалерово, Дальнегорск, Яковлевский, Красноармейский, Пожарский районы напоминают брошенные территории.
Как вы оцениваете принятый бюджет ПК на текущий 2017 и последующие периоды? В чем на ваш взгляд, его слабые стороны?
— Текущий бюджет сохранил все проблемы и недоработки предыдущих периодов. Очень слабо растут собственные доходы – всего на 4%, и все это съест инфляция. Самый главный налог в крае - НДФЛ, не налог на имущество, не прибыль или земельный. От реальной экономики мы получаем очень мало, а зарплаты фактически съедаются инфлцией, в те же 4%. Идем по спирали, которая не ведет нас вверх. Экономику кормят жители, армия и флот. Выживаем за счет дотаций из федерального бюджета. Нас подпитывают так, чтобы уровень нашей жизни не скатился на самое дно. Сейчас мы достигли предельного дефицита бюджета – почти 10 миллиардов рублей. Скорее всего будут выходить из этого, все тем же способом - уменьшив темпы расходования средств.
Можем ли мы назвать текущий бюджет социально-направленным?
— Выполняются те обязательства по выплатам и доплатам, которые должны исполняться – пенсионерам, инвалидам, малоимущим, категории материнства и детства. Но я бы не сказал, что люди получают достаточно. У нас норма через ФОМС тратить на одного больного 800 рублей на лекарства в месяц. При том, что такие группы как, например, диабетики», люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, тратят по 5-7 тысяч. Без этого люди просто умрут. Инвалиды, ущемляя себя в еде, вынуждены покупать лекарства за свой счет.
В чем на ваш взгляд, заключается главная ваша задача, как члена оппозиционной фракции, в текущем созыве Законодательного собрания?
— В подобных ситуациях приходится использовать много сил и энергии в лоббировании интересов муниципальных образований своего округа. Когда я был избран в Законодательное собрание, победив в Арсеньеве, один из моих соперников, проигравших с треском, дал интервью в котором заявил, что депут-коммунист не сможет ничего добиться, потому что большинство у партии власти. "Посмотрим, как он сможет добиться выделения 15 млн. рублей на ремонт дорог и тротуаров", заявлял он. Сообщаю вам, что в целом по городу Арсеньеву поступление субсидий в 2017 году составило - 46,8 млн., в том числе 7,8 млн. на ремонт тротуаров и 36 млн. на городские дороги. В целом по моему округу субсидии составили 61,6 млн. - гораздо больше чем было в предыдущие годы. Депутату очень часто приходится обращаться по точечным вопросам, чтобы добиться решения очень острых проблем, хоть и не столь глобальных, но важных. Например, три года назад пришлось решить вопрос по замене старого автобуса для нужд уникальной школы циркового искусства "Веселая арена". Их выпускников приглашают и в Китай и по краю, недавно выпускники выступали в Париже. И приятно, что школе вручили новый автобус. Аналогичная проблема по замене автобуса решена для Арсеньевского детского дома и в ближайшее время они его получат.
Являясь членом социального комитета ЗС, какие задачи ставите перед собой?
— Задача депутата не столько состоит в том, чтобы разъяснять на округе экономическую ситуацию, но и влиять на то, чтобы в бюджет вбивались очень нужные, конкретные объекты с соответствующим финансированием. Для Чугуевки это ремонт и реконструкция районной больницы, двух школ, для Арсеньева - строительство Ледовой арены и ремонт нескольких школ. Разъяснять и доказывать, что есть другие пути развития - работа многолетняя, а люди ждут помощи здесь и сейчас. Некоторые депутаты, в том числе и нашей фракции, проповедуют тезис - чем хуже, тем лучше, мол система быстрее развалится. Я же сторонник теории "малых дел". И стремлюсь помочь хоть в чем-то. За пол года мне поступило 124 обращений, как письменно так и устно. Основные из них социальные вопросы – проблемы инвалидов, пенсионеров, обеспечение лекарствами и операциями, проблемы трудоустройства и поступления в ВУЗ. Более половины обращений решены положительно.
На ваш взгляд, какие застоявшиеся проблемы, существующие в Приморье, требуют скорейшего разрешения?
— Прежде всего развитие экономики, а потом появятся средства на исполнение социальных обязательств. Развитие дорог и мостов, как в Германии и Китае. У нас к сожалению все строительство дорог свелось к ремонту, того, что было построено два года назад.Не восстанавливаются мосты, много лет уже работающие по временной схеме. По Чугуевскому и Кавалеровскому району из восьми разрушенных мостов ни один не восстановлен.
Необходимо изыскивать средства для строительства жилья для детей-сирот. Очередь составляет 6000 человек, а в год всего сдается несколько сот квартир.
Следующая проблема - политика краевой администрации экономить средства на пенсионерах. Официальный прожиточный минимум пенсионеров более 10 тысяч рублей, однако минимум, учитываемый при определению добавки к пенсии всего 8800 рублей, его сознательно занижают, а значит, каждый из 40 тысяч пенсионеров недополучает в месяц 1200-1400 рублей.
Ведется много разговоров об инвестициях. Под АТЭС должны были построить нефтехимический, нефтеперерабатывающий заводы. Нитку протянули и миллионы тонн сырой нефти уходит в другие страны. Газопровод протянули, должны были построить завод по сжижению газа. Но его нет! Поэтому у нас не растет численность работающих, численность предприятий, рост выпускаемой продукции. А все эти факторы напрямую влияют на наполняемость бюджетов.
При советской экономике Приморский край не то, что процветал, но очень гордо и вполне обеспеченно жили и горняки, и рыбаки, и химики, и лесопереработчики, не говоря о машиностроителях, лучше жилось и учителям, врачам, социальной сфере. Мы пытаемся объяснить нашим избирателям, что на выборах, в том числе 10 сентября, необходимо осознанно понимать, ни только за какую власть мы голосуем, но и за какое будущее.
Зам.руководителя фракции КПРФ, зам. председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан
В.Беспалов