Перспективы любого города или села зависят от уровня здравоохранения и социального обеспечения, от наличия детского сада и школы – особенно, если этот населенный пункт находится вдали от Владивостока. Именно поэтому социальные вопросы должны быть в центре внимания каждого депутата приморского парламента и стоять на первом месте при формировании краевого бюджета, убежден заместитель председателя комитета ЗС ПК по социальной политике и защите прав граждан Владимир Беспалов. О роли депутатов в определении приоритетов развития Приморского края и отдельных муниципалитетов, а также о некоторых итогах первого года работы шестого созыва Законодательного собрания Владимир Георгиевич рассказал в интервью корр. ИА PrimaMedia.
— Начало работы нынешнего созыва ЗС пришлось на период ликвидации последствий тайфуна "Лайонрок", от которого сильно пострадали центральные районы Приморья – то есть Ваш избирательный округ. Какие решения были приняты депутатским корпусом для помощи пострадавшим населенным пунктам, а также для предупреждения подобных ситуаций в будущем?
— Еще до избрания, в начале сентября прошлого года, я занимался этой ситуацией. Побывал в Кавалеровском, Яковлевском и Чугуевском районах, чтобы проверить, как идет восстановление мостов и дорог, дамб, как выплачиваются положенные компенсации, как решается вопрос о признании домов непригодными к проживанию. Встречался с руководством этих районов. Справку по итогам этой инспекции, составленную вместе с моим коллегой Александром Тютеревым, мы затем представили председателю Законодательного собрания и губернатору Приморского края. В октябре 2016 года краевой парламент дополнительно выделил средства на компенсации гражданам, потерявшим дома в результате наводнения.
Контроль над ликвидацией последствий прошлогоднего наводнения я продолжаю осуществлять и сегодня. В начале сентября побывал в селе Булыга-Фадеево. У моста, расположенного ниже села, восстановлена дамба, но жители недовольны – их опять может подтопить, как в 2016 и 1989 годах. К сожалению, работы по восстановлению разрушенных наводнением мостов пока не проведены. Сделаны лишь объезды "по временной схеме", что затрудняет проезд транспорта, особенно пассажирского.
Не ведется работа и по очистке русел рек, которая бы позволила обезопасить населенные пункты от наводнений. Сегодня недоделанные дамбы и другие гидротехнические сооружения в Уссурийске, в Арсеньеве таят в себе опасность новых катастроф. Какие-то мероприятия по своей линии проводят краевые департаменты и власти муниципальных образований, но все упирается в недостаток финансовых средств. Заниматься проблемой начинают, только когда в очередной раз грянет гром. А нужно вовремя и системно выделять деньги на предотвращение наводнений, в том числе и по программе "Чистая вода".
Добавлю, что после очередного паводка, который случился в августе этого года в Уссурийском городском округе и соседних муниципалитетах, депутаты Законодательного собрания приняли решение выделить средства для компенсации ущерба пострадавшим в объеме 300 млн рублей из краевого бюджета – в дополнение к 650 млн, которые выделило федеральное правительство. Хочу сказать несколько добрых слов в адрес жителей Арсеньева – они в 2016 году собрали "гуманитарку" для жителей Кавалеровского района, а в этом году – для Уссурийска.
— Какие из решений, принятых за минувший год комитетом ЗС ПК по социальной политике и защите прав граждан, вы считаете наиболее важными для приморцев?
— С октября прошлого года комитет провел 11 заседаний, в том числе четыре выездных, что является хорошей практикой. Рассмотрено 122 вопроса, и все они являются по-своему важными. Среди других я бы отметил вопросы, связанные с порядком оказания платных услуг в медучреждениях, о мерах поддержки приемных родителей. Важной темой стало создание доступной среды для маломобильных граждан, которая бы позволила им посещать учреждения, передвигаться по улицам. На заседании комитета, посвященном этому вопросу, состоялся очень серьезный разговор, выступило много представителей организаций инвалидов.
Много рассмотрено вопросов, связанных с состоянием спорта, здравоохранения, образования, социального обслуживания, поддержкой инвалидов, развитием туризма, обеспечением жильем медицинских работников в сельской местности, состоянием культурно-досуговых учреждений.
Хочу отметить, что комитет по социальной политике и защите прав граждан регулярно возвращается к вопросу о развитии сети дошкольных учреждений. Я хорошо помню, как трудно 10 лет назад депутатам Заксобрания было добиться появления краевой и муниципальных программ по строительству новых детсадов и возвращению зданий детсадов, ранее отданных различным структурам. За прошедшее время при дополнительном финансировании федерального бюджета многое удалось сделать; в крае появились десятки новых детских садов, начал решаться вопрос с обеспечением возможности отдать ребенка в дошкольное учреждение уже в полтора года. Считаю, что в этом есть заслуга и депутатского корпуса.
Другим важным достижением я считаю то, что депутатскому корпусу удалось убедить ответственных чиновников в необходимости сохранения малокомплектных школ в приморских селах. О том, что закрывать их нельзя, сказал даже губернатор.
На мой взгляд, наличие школы в селе – это принципиальный момент. Иначе молодые семьи рано или поздно переедут туда, где есть детский сад и школа, чтобы не отправлять детей на учебу за 15-20 км.
Продолжаем поднимать вопросы, связанные с питанием детей в школах. Сегодня бюджет тратит на питание школьников младших классов 25 рублей в день, и есть очень много ходатайств от муниципальных дум, чтобы увеличить эту сумму хотя бы до 60 рублей. Добавлю, что депутаты нынешнего созыва Законодательного собрания уже добились увеличения норматива расходов на питание для воспитанников детских домов и коррекционных школ до 200-240 рублей в сутки.
На постоянном контроле депутатов находится вопрос строительства Приморского краевого онкологического диспансера и пристройки к радиологическому корпусу. Эта ситуация тянется уже шесть или семь лет, но в этом году основные работы, надеюсь, завершатся. Отдельно мы рассматривали вопрос о повышении доступности высокотехнологичной медицинской помощи, придя к выводу, что строительство в Приморье новых медицинских объектов, в том числе на острове Русский, позволило оказывать такую помощь чаще и качественнее.
— Социальный комитет регулярно анализирует ход исполнения государственных программ Приморского края. Насколько эффективен подобный формат работы? Выносит ли комитет какие-либо рекомендации по итогам обсуждения той или иной программы, и главное – прислушиваются ли к ним чиновники?
— Действительно, комитет анализирует исполнение большинства из 19-ти краевых госпрограмм. Но, как правило, это происходит в конце очередного финансового года, и анализ идет в основном с точки зрения освоения заложенных в бюджете средств.
Дело в том, что в свое время депутатский корпус фактически не был допущен до формирования государственных программ. И сегодня полноценной "обратной связи" по этим программам нет.
Мы направляем письма с рекомендациями и губернатору, и в соответствующие департаменты, а будут ли они исполнены – мы узнаем только через полгода, по факту. Чиновники не всегда прислушиваются к нашим жалобам и запросам. Необходимы поправки в законодательство, которые бы позволили депутатам плотнее участвовать в формировании государственных программ, их реализации.
— Одной из структур, с которой депутаты социального комитета работают в тесном контакте, является департамент образования и науки. Как вы оцениваете текущее взаимодействие с департаментом?
— На протяжении определенного периода в департаменте образования и науки очень часто менялись руководители. Однако новый директор департамента Оксана Мартыненко, по моему мнению, положительно влияет на работу департамента по всем направлениям. Мы работаем с департаментом в полном контакте, регулярно заслушиваем отчеты. Кроме того, по моему запросу достаточно быстро приняты решения о выделении новых автобусов детскому дому и цирковой студии в Арсеньеве.
— Продолжает ли краевой парламент создавать стимулы для приемных родителей, а также для развития системы патроната?
— Для примера приведу две цифры. В прошлом году в детском доме Арсеньева было 84 воспитанника, сейчас – 56. Многих забирают в приемные семьи, и это очень хорошая, правильная тенденция. Со своей стороны, краевые депутаты, исходя из возможностей бюджета, принимают решения об индексации пособий для приемных родителей.
Добавлю, что с конца прошлого года депутаты Законодательного собрания взяли шефство над двумя детскими домами – в Спасске-Дальнем и в Арсеньеве: часто бываем в гостях у детей с подарками; помогаем этим учреждениям книгами, оборудованием, спортивным инвентарем. В арсеньевском детском доме в День защиты детей, 1 июня, вместе с коллегами-депутатами высадили кедровую аллею, недавно посмотрели – деревья, в основном, приживаются.
— Контролируют ли депутаты ЗС ПК исполнение мероприятий по обеспечению выпускников детдомов Приморья жилыми помещениями?
— Это многолетняя проблема, на которой в начале этого года был вынужден заострить внимание даже прокурор Приморского края. На сегодняшний день в жилье нуждается около 6 тысяч выпускников детских домов, есть 3,5 тысячи судебных решений, обязывающих администрацию Приморского края обеспечить эту категорию граждан квартирой. Пример: я сейчас занимаюсь ситуацией, когда человек не может получить положенное по закону жилье более 10-ти лет – при том, что есть судебное решение на этот счет!
На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Приморья ежегодно выделяется около 900 млн рублей. Но чтобы существенно сократить очередь, необходимо выделять 2-2,5 млрд рублей в течение трех-четырех лет. Нужно массово строить жилье эконом-класса и активно работать на вторичном рынке.
— Еще в прошлом созыве Законодательного собрания вы выступили с инициативой изменить формулу расчета региональной доплаты к пенсии и прожиточного минимума для пенсионеров. Есть ли перспективы, что в нынешнем созыве Заксобрания такое решение будет, наконец, принято?
— С 2015 года я неоднократно ставил вопрос о том, что в Приморье около 40 тысяч пенсионеров, которые получают пенсию в 5-7 тысяч рублей – то есть ниже прожиточного минимума. Регионы обязаны доплачивать разницу между "реальной" пенсией и прожиточным минимумом, однако федеральная методика расчета величины этой выплаты носит рекомендательный характер. Из-за этого в Приморье, по моим расчетам, эта категория пенсионеров недополучает где-то около 1 тысячи рублей в месяц. По ежеквартальным расчетам администрации Приморского края, прожиточный минимум пенсионера составляет около 10 тысяч рублей, и реально вместе с доплатой он получает менее 9 тысяч рублей! Поэтому придется "воевать" дальше, доказывать право людей на достойную пенсию.
— На днях социальным комитетом рассмотрен вопрос о принятии краевой государственной программы по патриотическому воспитанию. Почему этот вопрос возник именно сейчас? И какой, на ваш взгляд, должна быть эта программа?
— Вопрос возник не сегодня, он назрел давно. Начну с того, что у этой программы слишком много "нянек". Помимо департамента внутренней политики, вопросами патриотического воспитания занимаются общественные организации, казачество, учреждения образования и культуры, советы ветеранов… Я считаю, что новой программе в Приморье нужный мощный координатор – лучше, если это будет кто-то из вице-губернаторов. Необходимо шире применять опыт молодежных организаций, например, комсомольских. И, конечно, где-то искать средства – не только бюджетные, но и спонсорские.
— В двух предыдущих созывах Законодательного собрания вы входили в бюджетный комитет, поэтому следующий вопрос – о бюджете. Какие рекомендации со стороны депутатов, в том числе с вашей стороны, высказывались при обсуждении бюджета Приморья на 2017 год?
— Всегда хочется, чтобы больше средств направлялось на социальные вопросы. И наша фракция КПРФ предлагает увеличить выплаты пенсионерам, приемным родителям, людям, нуждающимся в лекарствах. Мы предлагаем направить средства на повышение нормативов на питание в школах, на жилье для сирот, о котором я уже говорил. На не принятый пока закон "О детях войны", предусматривающий льготы по оплате услуг ЖКХ, – подобные законы приняты уже в 22 регионах России. На ремонт сельских школ и клубов: недавно в крае наконец-то появилась программа по ремонту "теплого контура" учреждений культуры в селах, но для многих муниципалитетов она все еще неподъемна. Это газификация населенных пунктов, по которой пока делается очень мало.
И еще один вопрос, который наша фракция поднимает на протяжении трех лет, – это прекращение финансирования строительства гостиниц "Хаятт" во Владивостоке за счет бюджета. К сожалению, нужного количества голосов это предложение не набрало ни разу. Сегодня одну гостиницу выставили на продажу, но почему-то до сих пор не нашлось смелого покупателя. Вторую гостиницу, надеюсь, достроят в будущем году, и проблема отпадет. Потому что тратить по 1,5 млрд на этот объект – значит экономить на развитии всего центрального и северного Приморья.
— Сложно ли быть депутатом оппозиционной фракции, пусть и самой крупной?
— Знаете, в одном из интервью мой бывший соперник по выборам заявил, что я не имею рычагов влияния, а значит, не могу помочь родному Арсеньеву решить проблемы на своем округе. Но давайте посмотрим на факты: законопроекты, которые принимаются большинством, как правило, корректируются с учетом точки зрения депутатов-коммунистов. То же и при формировании различных программ: я добился, чтобы на ремонт дорог в 2017 году Арсеньев получил краевых субсидий 46,8 млн рублей, а в целом мой избирательный округ – более 60 млн рублей. Это значительно больше "плановых" 15 млн рублей и больше, чем выделено Артему или Находке. Благодаря и моему участию принято решение строить в Арсеньеве ледовую арену и больничный комплекс. Поэтому на месте тех, кто проиграл, я бы протянул руку поддержки, а не занимался критиканством.
— Вы работаете в Законодательном собрании с 2006 года, то есть уже третий созыв подряд. Как за это время изменилась работа краевого парламента? Что поменялось во взаимоотношениях депутатского корпуса и исполнительной власти?
— Если говорить об отношениях с исполнительной властью, то год-два после прихода нового губернатора – речь и о Сергее Дарькине, и о Владимире Миклушевском – с ним без проблем было можно встретиться, договориться, задать любые вопросы. Потом ситуация меняется, между депутатами и "первым лицом" встает его окружение. Сейчас очень редко можно встретиться с губернатором, и это неправильно.
Безусловно, в работе парламента многое зависит от председателя. Трудно сказать в целом, хуже или лучше стало работать. В этом созыве стало получше с дисциплиной, но иногда доходит до "закручивания гаек".
Требования к исполнению обязанностей постоянно растут: пропустил определенное количество заседаний – тебе уменьшат зарплату. Хотя я, как человек, который долгое время работал на оборонных предприятиях и жил по заводскому гудку, считают такой подход справедливым.
С точки зрения состава депутатов шестой созыв ЗС ПК стал более самообеспеченным. Зарплату из краевого бюджета сейчас получают 15-17 человек, а не 25-27 депутатов, как раньше. Но парадокс: некоторые мои коллеги по фракции оказались без зарплаты не по собственной инициативе, большинством изменен закон. Считал и считаю, что это несправедливо, и эту проблему надо решать.
Добавлю, что атмосфера на заседаниях парламента или его комитетов зависит, прежде всего, от нас, депутатов. И большинство парламентариев – это люди воспитанные и опытные. Хотя бывают и ситуации, когда нарушается регламент. Думаю, всем нам нужно стремиться к тому, чтобы они случались как можно реже.
Источник http://primamedia.ru/news/623820/