Откуда появляются предатели? Кто они?
Они живут среди нас, дышат с нами одним воздухом, они кажутся нормальными. А потом приходит черед выбирать.
И они выбирают…
Как появляются предатели? До чего могут дойти в своих чёрных делах и понимают ли сами, что предают? А может быть, считают себя во всём правыми и, стремясь доказать это всем и каждому, готовы идти на очередные предательства и преступления?
Новый документальный фильм Антона Гришина и Александра Андреева раскрывает анатомию предательства на самом показательном примере — на истории Великой Отечественной войны. К сожалению, тогда были не только героизм, самопожертвование и бескорыстие. Как ни горько признать, было и предательство. Пусть предателей было в десятки, в сотни, в тысячи раз меньше, чем известных и безымянных героев. Но они были. И сегодня нам важно понять, почему «эти» предают нас в самые трудные, страшные времена. Ведь история распорядилась так, что почти любые времена для России трудные. И наше время — не исключение…
«ПРАВО НА ВЫБОР было и есть всегда. Остаться человеком или нет. Жить или не жить. Предать или не предать. Каждый из нас выбирает. Каждый день. Каждый год. В каждом веке. Всегда. И всегда появляются «эти».
Так начинают свой фильм Антон Гришин и Александр Андреев.
И сразу же показывают одного из «этих». Это Даниил Хармс, он же Даниил Иванович Ювачёв — коренной ленинградец, русский советский писатель и поэт. Так о нём пишут в учебниках.
После перестройки книги Хармса разошлись в миллионах экземпляров. Один из властелинов «перестроечных» дум? Возможно. Но вот что говорил Ювачёв в годы войны в Ленинграде, когда к городу подходил враг: «Если… мне дадут мобилизационный листок, я дам в морду командиру; пусть меня расстреляют, но форму я не надену и в советских войсках служить не буду... Если меня заставят стрелять из пулемёта с чердаков во время уличных боёв с немцами, то я буду стрелять не в немцев, а в них из этого же пулемёта...»
Враг не вошёл в город, и Хармсу не пришлось стрелять в советских солдат из пулемёта. Он умер от голода в блокадном Ленинграде и благодаря этому остался для многих прежде всего «поэтом и писателем». Во всяком случае, таковым его считает часть российской интеллигенции.
Другая её часть называет «замечательным русским философом» Ивана Ильина. Его работы издают в нашей стране многотысячными тиражами, высказывания цитируют руководители государства. А ведь Ильин был идеологом Русского общевоинского союза, РОВС — организации, из членов которой формировались русские коллаборационистские части в составе войск третьего рейха.
Авторы фильма рассказывают, что белоэмигранты шли к гитлеровцам якобы по идейным соображениям, для того чтобы «воевать с большевизмом». Но на самом деле убивали собственный народ. Становились предателями и преступниками. «Этими».
Первая и самая верная категория «этих» — явные враги из белоэмигрантов. Белоэмигранты мечтали вернуть Россию, которую безнадёжно потеряли, и снова править ею. Для этого им надо было свергнуть Советскую власть. Любым путём — хотя бы и заключив союз с Гитлером.
Вроде бы всё ясно?
Нет, не всё. Потому что даже среди белоэмигрантов «этими» стали не все.
Сохранились фотографии и кадры кинохроники, где белый генерал, заклятый враг Советской власти Антон Деникин стоит рядом с другим таким же генералом и врагом Советов Петром Красновым. Краснов, как известно, пошёл в услужение к фашистам, стал начальником главного управления казачьих войск на оккупированных территориях. И после войны был повешен в Лефортовской тюрьме по приговору советского военного трибунала. Так же, как изменник Родины, бывший советский генерал Андрей Власов, сотрудничавший с фашистами и возглавлявший так называемую русскую освободительную армию.
Краснов и Власов направили оружие против собственного народа. А вот Деникин от похода с немцами на Восток отказался. Авторы фильма оперируют фактами. И напоминают, о чём говорил Деникин ещё в 1938 году, обращаясь к другим таким же белоэмигрантам, стремившимся к «партнёрству» с Гитлером: «…Использовав вас в качестве агитаторов, переводчиков, тюремщиков, быть может, даже в качестве боевой силы — …этот партнёр в своё время обезвредит вас, обезоружит, если не сгноит в концентрационных лагерях. И прольёте вы… русскую кровь — свою и своих — напрасно, не для освобождения России, а для вящего её закабаления».
Социологический срез коллаборационистов и предателей в годы Великой Отечественной войны провести довольно трудно. Слишком разные человеческие особи были среди них — разного происхождения, с разной силой воли, с разными моральными принципами. Дворяне-белоэмигранты и откровенные уголовники, представители интеллигенции, духовенства, национальных меньшинств. Жёсткий классовый анализ военного времени отнёс бы всех представителей данных социальных групп к «этим».
Но в реальной жизни всё было гораздо сложнее. Кто-то стал «этим», предателем, кто-то — нет.
Как становились «этими» представители, как сегодня сказали бы, «либеральной интеллигенции»? Например, тот же Даниил Хармс, он же Даниил Иванович Ювачёв?
В фильме показано, что такими людьми движет карьеризм, охватывающее человека стремление любыми путями добиться высот в жизни, а также раздутое тщеславие. «Они якобы выдающиеся люди, которые могут очень многое сделать. И всё, что мешает, становится для них противником, врагом, которого надо преодолеть», — объясняет психологию данной группы «этих» эксперт фильма, доктор философских наук Жан Тощенко.
Пётр Краснов пытался поставить под знамёна третьего рейха ни много ни мало всё российское казачество. В фильме цитируется его обращение к казакам: «Казаки! Помните, вы не русские, вы самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою, независимую от Москвы, жизнь. Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!»
Ничего не напоминает? Замените слово «казаки» на «украинцы» — и получите агитку наподобие тех, которыми организаторы «евромайданов» годами промывали мозги украинскому народу. Сегодня кто-то берётся утверждать, что украинцы для русских — отрезанный ломоть, что никогда нам не стать близкими друг другу, не возродить утраченное братство. А ведь это абсолютно неверное суждение. В годы войны так не думали. Так нельзя было думать, если мы хотели сломить врага и победить. Потому что сделать это можно было только вместе.
Уже в 1941 году против Гитлера сражались 116 казачьих дивизий — слава и гордость Красной кавалерии. И когда немцы к лету 1942 года дошли до Дона, Кубани и Терека и объявили набор в казачьи батальоны, полки и дивизии, он не стал массовым. «Эти», конечно, нашлись. Но не так много, как рассчитывали фашисты.
Власть, деньги, безнаказанность — вот что обещали оккупанты в обмен на сотрудничество. Но в результате «эти» не получили ничего. Ни власти, ни денег, ни безнаказанности.
Первый трибунал над пособниками немецких оккупантов состоялся задолго до Нюрнберга — в июле 1943 года, в Краснодаре. Восьмерых военных преступников публично повесили на центральной площади города. Ещё трое получили по двадцать лет каторжных работ.
Но все ли «эти» понесли заслуженную кару? Авторы фильма подводят телезрителя к выводу, что не все. Вот что говорит военный эксперт Борис Юлин: «К сожалению, у нас очень многих предателей, как искренне раскаявшихся, простили. Как показала ситуация во время перестройки и сразу после развала Союза, они не раскаялись».
Действительно, не раскаялись. И продолжают предавать. Не так давно руководство расположенного в Екатеринбурге Ельцин-центра объявило о необходимости реабилитировать изменника Родины, бывшего советского генерала Власова и всех власовцев, признав их «диссидентами 1940-х годов», которые боролись с Советской властью с оружием в руках.
…В 1945-м мы победили. Но война продолжается. Война с «этими», которые до сих пор продолжают предавать.
Юрий Мелитонян