«Еврей отличился в царской армии. Ему полагается награда: Георгиевский крест или сто рублей. Выбор за ним.
– А сколько стоит Георгиевский крест? – интересуется еврей.
– Вопрос не имеет смысла, – отвечает офицер. – Сам крест стоит, может быть, всего один рубль. Речь идёт о чести.
– Ага, понимаю... – размышляет еврей. – Тогда давайте вот что: дайте мне 99 рублей и крест».
«Правозащитников», у которых уже поднялись ушки, и зачесалось кое-где, чтобы обвинить в антисемитизме, прошу ушки опустить и почесать, где чешется – посылаю их на стр. 244 книги "Еврейское остроумие", автор Зальция Ландман, издательство "Лехаим", Москва, 2009 г. предисловие В. Шендеровича. Именно там и размещён этот анекдот, если есть какие претензии, то – туда.
Я вспомнил этот анекдот, когда наблюдал церемонию награждения трудящихся в Кремле.
При Советской власти, когда власть была у этих самых трудящихся, награждение в Кремле лучших людей страны было процедурой торжественной, но вполне обычной, как встреча Нового Года или празднование Первомая. А как же иначе в стране, где «…труд из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, превратился в дело чести, дело славы, дело доблести и геройства» (И.В. Сталин, 27 июня 1930 г.)!
Но это было, как в том анекдоте: «99 рублей» в виде права на бесплатное жильё и образование, на здравоохранение и оплаченный отпуск, на пионерские лагеря для детей, на курорты и санатории по символическим ценам, в виде права на труд, в конце концов – было чем-то само собой разумеющимся, а ордена и медали за трудовую доблесть были знаком чести и славы (при цене их изготовления в 1 рубль).
Недавно мне довелось случайно побывать в Москве по адресу 1-й Варшавский проезд. Зрелище – ужасающее, иллюстрация к «достижениям» капитализма, то, чего добивались Горбачёв и Гайдар, Солженицын и Сахаров, Чубайс и Ельцин, и прочие «перестройщики и реформаторы».
Огромный комплекс зданий убитого и разрушающегося завода. Рядом – прекрасное здание заводского Дворца культуры – тоже убитое и разрушающееся.
Здесь жили тысячи людей – трудящихся людей. У них были рабочие места – с возможностью профессионального роста, с возможностью учиться в вечерних школах и институтах. У них было жильё неподалёку от работы – плановый, комплексный поход к проектированию предусматривал оптимизацию транспортных потоков и городской инфраструктуры. Для молодёжи было построено удобное общежитие со столовой на первом этаже. Рядом с заводом – Дворец культуры.
А что такое – заводской Дворец культуры? Это кружки и студии, это спортивные секции и художественная самодеятельность, это литературные вечера и театральные представления, это разумно и полезно организованный досуг и приобщение к настоящей культуре.
Вот почему в советское время не было такого катастрофического разгула алкоголизма и наркомании – эти социальные болезни предупреждались социальными методами.
Помню, как был однажды удивлён, поговорив с председателем профкома крупного завода – оказывается, при профкоме было шесть сотен разных объединений по интересам, от кружков филателистов и шахматистов до планеристов и любителей циркового искусства! Я сам в детстве занимался в авиамодельном кружке при Дворце культуры, а став постарше – гонял на скутере в заводской водно-моторной секции.
И Дворец культуры у разрушенного капиталистами завода тоже разрушен ими…
При несоблюдении санитарии и гигиены заводятся микробы и плесень, тараканы и мокрицы. При несоблюдении социальной санитарии в обществе заводятся горбачёвы и ельцины, гайдары и чубайсы.
Откуда взялись нынешние капиталисты и олигархи? Как в любом организме обязательно присутствуют раковые клетки, так и в любом обществе обязательно присутствуют организмы, паразитические по своему складу и характеру, ненавидящие труд и мечтающие жить за чужой счёт.
Как правило, они трусливы и подлы, ради карьеры готовы на любую подлость и обычно изображали из себя «пламенных пионеров-комсомольцев-коммунистов» – посмотрите биографию любого олигарха, и увидите, как они начинали. Это уже после установления капитализма они начали позволять себе нравственный стриптиз, вроде пресловутого академика Пивоварова, под руководством которого сгорела библиотека Института научной информации по общественным наукам РАН и который сейчас находится следствием по обвинению в мошенничестве: «И когда я увидел завод, я сказал сам себе, – мне было шесть лет, меня поздно отдали в детский сад, – я сам себе сказал, что никогда здесь работать не буду».
И вот эти организмы, присвоив себе созданное чужим трудом, лишили трудящихся жилья, здравоохранения, разрушили заводы, отняли у детей трудящихся возможности развития и приобщения к культуре, спорту, искусству, подталкивают их к алкоголю и наркотикам.
Дворец культуры разрушен – чтобы капиталист построил себе виллу на Канарах. Спортивные секции для трудящихся уничтожены – чтобы капиталист содержал собственное поле для гольфа. Заводская художественная самодеятельность ликвидирована – чтобы капиталист мог швырять присвоенные деньги девкам в стриптиз-барах. Трудящихся лишили права на бесплатное жильё – чтобы не трудящийся покупал роскошные апартаменты.
Те самые «99 рублей» украдены у трудящихся капиталистами – а на рубль выданы орден или медаль.
Всё по Салтыкову-Щедрину: мужик, прокормивший и спасший двух генералов, получает от них награду – «…выслали ему рюмку водки и пятак серебра – веселись, мужичина!».
Почти полтора века назад написал свою повесть Михаил Евграфович, а всего-то изменений: вместо рюмки водки – бокал шампанского, и вместо пятака серебром – медаль по той же цене…
И что ещё задело… В передаче о награждениях сообщалось, что госкорпорация «Ростех» благополучно развивается, приносит прибыль, продавая свою продукцию за рубеж, что сейчас выпускаемая ей гражданская продукция составляет 30%, а будет составлять 50%...
Спрашивается: зачем тогда было приватизировать, отдавать капиталистам на поток и разграбление заводы и целые отрасли, если «Ростех» убедительнейше показывает преимущества государственного управления?
Спрашивается: зачем трудящимся «Ростеха» вкалывать, добывая своим трудом валюту, если не трудящиеся, ростовщики и спекулянты, эту саму валюту вывозят за рубеж и в офшоры?
Спрашивается, зачем было разрушать советскую систему, при которой каждый военный завод жил по правилу «рубль на рубль», на рубль военной продукции выпускалось на рубль продукции гражданской? Я начинал работать на крупнейшем в СССР заводе Южмаш в Днепропетровске. Тогда внутри завода был ещё один завод – тракторный, «второе производство», который делал трактора «Беларусь» в экспортном исполнении и поставлял их в сорок стран. Польза – двойная: во-первых, ракеты окупались за счёт тракторов. Во-вторых, это было информационным прикрытием: трактора именовались главной продукцией. Напомню, что тщательно оберегаемый Францией секрет бездымного пороха раскрыл Менделеев – просто прочитав в коммерческих справочниках, какие компоненты и в каком количестве закупает секретный пороховой завод.
…Раздали медали, выпили шампанское – кто через неделю вспомнит о награждённых? А вот Ельцину за многие миллиарды дворец возведён, Гайдару памятник поставлен, Чубайс миллиардами ворочает – а трудящиеся так и остались обокраденными…
Александр Трубицын.