Сравнение методов и способов борьбы с коррупцией в двух странах – России и Китая – обосновано тем, что в этих странах почти одновременно стали проводить экономические реформы, развивая товарно-денежные отношения в процессе перехода от плановой (социалистической) к рыночной (капиталистической) экономике: Китай с 1978 года, Россия с 1986 года. За годы реформ Китай свой экономический потенциал увеличил в 17,7 раза, в то время как Россия по физическому объёму продукции промышленности и сельского хозяйства не достигла ещё даже результатов 1990 года. И объясняется это тем, что Китай свои реформы проводил с опорой на собственные силы, не надеясь на то, что «невидимая рука» рынка сама всё расставит по своим местам, а Россия реформы проводила под диктовку и по «рецептам» Запада, в результате чего «невидимая рука» рынка завела страну в тупик. Это, во-первых. А во-вторых, тем, что методы и способы борьбы с коррупцией, которую порождает развитие товарно-денежных отношений в рыночной экономике, в этих странах имеют существенные отличия. Эффективность борьбы с коррупцией во многом зависит от политической воли первых лиц государства; зависит от того, как применяются методы и способы по созданию специализированных государственных структур по борьбе с коррупцией; зависит от того, как создаётся законодательная база для использования экономических инструментов и санкций для борьбы с коррупцией; зависит от того, как вводится в качестве меры наказания конфискация имущества и в последующем занятие государственных должностей и участие в управлении госсобственностью для осуждённых за коррупционные преступления должностных лиц.
Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча, растление, продажность, разложение) – это преступление, заключающееся, с одной стороны, в использовании должностным лицом прав, представленных ему по должности, для противоправных деяний (порчи, ущерба) в целях личного обогащения; с другой стороны – в подкупе заказчиком преступления должностного лица с целью получения незаконной выгоды.
Согласно Федеральному закону о противодействии коррупции №273-ФЗ от 25 декабря 2008 г., коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Из приведённых определений следует, что в коррупционном деле присутствуют в основном два субъекта – заказчик, инициатор преступления, и исполнитель, должностное лицо. И коррупционное преступление определяется, как правило, не принципиальностью должностного лица, а той ценой, которую способен предложить заказчик. Поэтому прекращение преступной деятельности заказчика является первоочередной задачей в борьбе с коррупцией, а с исполнителями вопрос решается автоматически.
На практике различают два вида коррупции – бытовая (на дорогах, в медицине, образовании и т.д.) и деловая, в которой участвуют чиновники и предприниматели. Деловая коррупционная преступность заключается в том, что предприниматели дают чиновникам взятки за различные услуги, которые позволят улучшить условия ведения и развития их бизнеса по сравнению с другими предпринимателями. А такие действия неизбежно приводят к ликвидации конкуренции рынка, что не позволяет «невидимой руке рынка всё отрегулировать», о чём неустанно твердят представители правительства РФ.
В России за последнее время происходят многочисленные различные коррупционные разоблачения, которые настолько оглушительны, что уже трудно понять: или это внезапная борьба с реальной коррупцией, или это происходит вскрытие давнишних нарывов социальной действительности современной России. Фигурантами разоблачений становятся, как правило, министры, губернаторы, главы городов и районов, просто чиновники. А это указывает на то, что государственную машину современной России коррупция проела насквозь. Повальное хищничество стало нормой и даже основой существования влиятельных слоёв общества. Причём коррупция является не пороком отдельных представителей государственной власти, а неотъемлемой её составной частью, своего рода смазкой, без которой эта машина не работает. Дикое, безудержное казнокрадство происходит на фоне заявлений, что «денег нет, но вы держитесь» (Д.А. Медведев). И если государственная власть начинает «подгнивать» с головы и там наблюдаются нехорошие процессы – то уже ничего нельзя сделать на уровне государства, чтобы борьба с коррупцией оказалась эффективной.
Вот пример с так называемой проблемой «обманутые дольщики». В начале 90-х людей убеждали, что в условиях рыночных отношений новое жильё перестаёт быть проблемой. Достаточно принять участие в долевом строительстве (соинвестором) многоквартирных домов – и получай желанные метры. Граждане поверили и в конторы застройщиков понесли свои сбережения. А они в рыночных условиях начали плодиться как грибы после дождя. Потом – внезапно банкротиться и исчезать в неизвестном направлении, а с ними исчезать и собранные деньги, которые исчисляются миллионами и миллиардами рублей. При этом ни на застройщиков, ни на их руководителей даже уголовных дел не возбуждают. Не возбуждают потому, что любая форма строительных компаний регистрируется как частный бизнес, а его в России запрещается «кошмарить».
О необходимости создания высокотехнологичного производства в России, которое повысило бы качество продукции и обеспечило многократный рост производительности труда, неоднократно провозглашалось с высоких трибун за последние 15 лет. Ставились задачи и удвоения ВВП, и замораживания цен и тарифов, и достойную зарплату, и комфортную жизнь, и создания 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест. В течение 5 лет над выполнением майских указов президента (2012 г.) так и не удосужились потрудиться. Но это совсем не означает, что руководство страны не хочет и не старается провести модернизацию и решить данные задачи. Просто на практике ничего не получается. Почему? На этот вопрос экс-президент Д. Медведев как-то заявил, что процессу модернизации в целом мешают «продажные чиновники» и предприниматели, которые «ничего не предпринимают», т.е. чиновники и предприниматели блокируют проведение модернизации, поскольку они в ней не заинтересованы. И это также указывает, что коррупция в России пронизала все стороны жизни.
Коррупция, развиваясь среди верхних слоёв руководства страны, как гангрена, как раковая опухоль стала распространяться вниз, разлагая самые нижние этажи государственной машины, разрушительно действуя на мораль и нравственность людей. Сегодня, как показывает практика, в России покупается и продаётся всё: от оценок в школе до покупки места депутата в Государственной Думе РФ. В своём выступлении на IV Евразийском антикоррупционном форуме на тему «Предупреждение коррупции: новые подходы» председатель Счётной палаты РФ Т. Голикова отметила, что особому коррупционному риску подвержены процедуры приватизации государственной и муниципальной собственности, сферы управления государственным имуществом, контрактная система в сфере государственных закупок. Также серьёзным элементом коррупции является офшорная экономика, используются низконалоговые юрисдикции с целью получения необоснованных преференций. Однако на основе имеющихся официальных сведений о распространённости коррупции нельзя дать полную картину в действительности. По мнению правоохранителей-практиков, как отмечается в газете «Советская Россия» (от 26 июня 2016 г.), в стране регистрируется не более 0,5 процента всех взяток.
Так как коррупция не имеет границ, то борьба с ней относится к проблеме не только внутригосударственного, но и международного права. В целях повышения результативности в борьбе с коррупцией Российская Федерация 8 марта 2006 года ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. А в 2008-2013 годах был принят ряд федеральных законов и поправок к ним, приводящих антикоррупционное законодательство РФ в соответствие с этой Конвенцией: Национальный план противодействия коррупции утверждён 31 июля 2008 года, Федеральный закон «О противодействии коррупции» подписан 25 декабря 2008 года, Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 утверждены 13 апреля 2010 года. Аналогичные Национальные планы противодействия коррупции были утверждены президентом РФ на 2012-2013, на 2014-2015 и на 2016-2017 годы.
В частности, согласно закону «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» служащие государственных и муниципальных органов и кандидаты на эти должности теперь должны подавать декларации на себя и на ближайших родственников о своих доходах и об имуществе; парламентариям запрещено иметь недвижимость или банковские счета за рубежом; введён строгий контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью; банки обязаны предоставлять информацию о движении средств на счетах чиновников.
Конечно, принятые меры в борьбе с коррупцией дали положительный эффект, но он оказался довольно скромным. Согласно статистическим данным число взяток в России действительно сократилось, однако её средний размер увеличился. Это указывает на то, что чиновники не хотят рисковать по мелочам в условиях наступления государства на коррупцию.
Очевидно, что борьба с коррупцией должна координироваться, организовываться и вестись специальной правоохранительной структурой. Но у власти России по поводу создания такого ведомства имеются опасения, так как оно может стать над всеми. Но тогда полномочия такого ведомства можно возложить на прокуратуру, так как именно прокуратура по закону является координатором правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Однако опасения властей перед возможностью появления правоохранительного монстра в России привели к тому, что Федеральным законом №87-ФЗ от 5 июня 2007 года у прокурора отобрали большинство полномочий в сфере надзора за следствием и передали их непосредственным руководителям следственных органов.
Именно принятие этого закона, как утверждают многие исследователи, и привело в правоохранительных органах к значительному росту злоупотреблений и коррупции. Сегодня в судебных делах фактически отсутствует какой-либо вневедомственный контроль в виде прокурорского надзора и потому судьбу уголовного дела следователь решает совместно со своим непосредственным начальником. Примером тому может служить небезызвестное дело на руководящих работников Московского главка СК РФ, когда 19 июля 2016 года были взяты под стражу первый заместитель руководителя столичного главка Д. Никандров, начальник службы собственной безопасности этого ведомства М. Максименко и его заместитель А. Ламонов. Все они подозреваются в превышении должностных полномочий и получении взяток от представителей криминального сообщества.
Задержание за взятку и злоупотребление руководителем одного из подразделений МВД РФ Д. Захарченко, у которого в ходе обыска изъяты миллиарды рублей, также можно рассматривать в качестве примера правоохранительного беспредела в условиях отсутствия элементарного прокурорского надзора.
Все эти и другие многочисленные примеры показывают, что в современной России те структуры органов власти, которые должны бороться против коррупции, сами занимаются коррупционными делами. И тогда каких же положительных результатах в борьбе против коррупции в современной России можно ожидать?
Уполномоченный по правам человека в РФ Т. Москалькова в своём годовом (за 2016 год) докладе справедливо отметила, что «самым опасным и драматическим фактором, нивелирующим борьбу с коррупцией и подчас загоняющим эту борьбу в тупик, является коррупционная коррозия самой правоохранительной системы и разного рода надзорных и проверяющих органов. Как следствие – техногенные и иные катастрофы, обвалы производственных конструкций, обрушения зданий, прорыв теплотрасс, аварии на дорогах, отравления недоброкачественной пищей, пожары и многие другие трагедии, приводящие к человеческим жертвам».
Безусловно, что коррупция является старой проблемой. И это есть внутренние враги. И если не бороться с ней, то теряется доверие не только к отдельным чиновникам и служащим, но и ко всей власти, к любым общественным и политическим организациям. Поэтому работу по противодействию и искоренению коррупции в структурных подразделениях власти, партийных и общественных организациях, в какой бы форме она не проявлялась, соответствующие органы должны бороться регулярно и неустанно.
В условиях, когда Федеральным законом №87-ФЗ от 5 июня 2007 года у прокурора отобрали большинство полномочий в сфере надзора за следствием, президент РФ 3 декабря 2013 года подписал Указ об образовании Управления Администрации Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, в функции которого входят: проводить антикоррупционные проверки, анализировать сведения о доходах и расходах должностных лиц высокого уровня, заниматься аналитическо-правовой работой (контролировать выполнение указов президента, законов в сфере противодействия коррупции и т.д.), отвечать за международное сотрудничество в таких организациях, как ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией). Появление данного Указа говорит о том, что президент руководит законотворческой политикой по вопросам противодействия коррупции и не упускает из вида деятельность управления в этой сфере. И вопросы о судьбе мздоимцев из числа высших должностных лиц решаются по инициативе президента. Но если первое лицо государства будет управлять всем лично, в том числе и коррупционными процессами, то не приведёт ли это к бюрократизму и формализму в борьбе с коррупцией?
В этой связи обращает на себя внимание Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, который утверждён президентом. Этим планом предусмотрено министерствам и ведомостям, в том числе Правительству, МВД, Минюсту, МИД, Центробанку, а также Союзу журналистов России, обществу «Знание» и Ассоциации юристов России представлять за два года 36 докладов по самым различным позициям плана.
Точно оценить скрытую часть коррупционной активности в России в условиях её разветвлённости по данным обвинений, на основе которых производят в настоящее время аресты высокопоставленных руководителей ведомств и представителей властных структур, довольно сложно. Однако то, с какой беззастенчивостью политическая верхушка страны вовлечена в коррупционные дела, становится особенно ясно на примере детей всевозможных чиновников и ведущих российских политиков: это и приобретение акций крупных концернов, и должностные места на руководящих должностях, и всё их деткам сходит с рук, включая убийства случайных людей, которые попадают им под руку, и т.д. и т.п. Их детки приобретают сверхдорогие автомобили, гоняют на запредельных скоростях, не считаясь ни с правилами дорожного движения, ни с другими автомобилистами, ни с пешеходами. За совершённые аварии, наезды, в том числе со смертельными исходами, отделываются символическими штрафами, нагло ведут себя в судах, зная, что они неподсудны и откупятся. Но и на основе той коррупционной активности, которая оказалась на поверхности, можно утверждать, что коррупция в России проявляется в основном в преступности, безнаказанности, вовлечённости в криминал руководителей разных уровней.
Глава Следственного комитета России А. Бастрыкин накануне пятилетнего юбилея создания комитета, - а создан он был 15 января 2011 года, - дал большое интервью «Российской газете». Из данного интервью следует, что за пятилетний период работы Следственного комитета было возбуждено 740 тысяч уголовных дел, из которых 120 тысяч связаны с коррупцией. До суда из всех возбужденных дошло более 520 тысяч, из которых 50 тысяч связанны с коррупцией. А вот сколько из них дошло до обвинительного приговора и насколько серьёзны эти приговоры в интервью не уточняется.
Те статистические данные, которые приводит А. Бастрыкин в интервью, дают наглядное представление не только о размахе криминала в современной России, но и показывают, что коррупция охватила все уровни российской власти. А это обоснованно позволяет утверждать, что коррупция в России – системообразующий фактор. Только лиц, занимающих руководящие чиновничьи должности или являющихся депутатами и обладающих особым правовым статусом, как отмечено в газете «Правда» (за 19-20 июля 2016 г.), привлечено к ответственности 3360 человек. В том числе мэров и районных глав – 1113, депутатов местных органов власти – 1133, следователей и руководителей следственных органов – 395, адвокатов – 286, прокуроров – 82, депутатов регионального уровня – 58, судьей – 23. А сколько фактов преступлений просто не выявляются и не расследуются в принципе? Сколько дел не доходит до суда, разваливаются или оканчиваются неадекватными тяжестями вменяемых приговоров? И это касается, конечно, не только коррупционных дел.
Коррупция среди чиновников, по оценкам Кремля, обходится России более чем в 30 миллиардов долларов в год. Но почему-то по-прежнему РФ отказывается ратифицировать 20-ю статью Антикоррупционной конвенции ООН, согласно которой в отношении чиновников, не способных объяснить расхождения между своими расходами и официальными доходами, автоматически представляют им уголовные обвинения. Другими словами, почему-то отказывается ратифицировать статью, согласно которой должностные лица обязаны декларировать не только доходы, но и расходы.
Перед приближающимися президентскими выборами в 2018 году В. Путин периодически стал проводить перестановки в высших эшелонах власти России, что указывает на имеющиеся противостояния в руководстве страной и вызваны нестабильностью общей политической ситуацией. Создание военизированных подразделений «Национальной гвардии» (5 апреля 2016 г.) и проведение существенных кадровых перестановок в высших эшелонах власти (28 июля 2016 г.) указывает на возможность ведения острой политической борьбы за сохранение и передел в верхах перед президентскими выборами. Кто победит на сей раз, пока сложно сказать. Но можно с твёрдой уверенностью отметить, что в условиях рыночных отношений с их культом денег в победителях всегда остаётся коррупция. Та самая, с которой на словах так борются и Генпрокуратура Российской Федерации, и Следственный комитет, и МВД, и ФСБ.
И это не просто слова. В своё время В. Рашкин, депутат Государственной думы, сделал депутатский запрос по поводу высказанных А. Навальным обвинений в коррупции на премьер-министра РФ. Ещё ранее обвинения выдвигались против генерального прокурора и членов его семьи, и они были более серьёзные. И что? На все их обвинения последовала следующая реакция: в 2017 году Госдума приняла новые поправки в отношении лиц, которым по закону предоставляется государственная охрана – президенту, премьер-министру, генеральному прокурору, председателю Следственного комитета, спикерам обеих палат парламента, председателям Конституционного и Верховного судов, а также членам их семей, позволено беспрепятственно скрывать информацию о банковских счетах, недвижимости, в том числе за рубежом, любом другом имуществе. И этот список лиц по решению президента может расширяться. И в новой версии закона это будет называться «защита персональных данных объектов государственной охраны и их семей».
Что же получается? Лица, чья деятельность должна быть подотчётна обществу и максимально прозрачна, оказываются засекреченными. В стране из высокопоставленных лиц создаётся привилегированная каста, которые не попадают под общественный и журналистский контроль. И все данные привилегированной касты теперь будут скрывать, и о их коррупционных делах никто ничего обществу объяснять не будет. И как результат, под ударом окажутся не те, кого обвиняют в коррупции, а те, кто проводит расследования и пишет об этом. И так как закон предусматривает возможность для Федеральной службы охраны потребовать убрать данные высокопоставленных лиц и членов их семей из публичного доступа, то теперь российская элита сможет строить дворцы, покупать яхты и уводить деньги на свои зарубежные счета без всякой оглядки на общественный контроль. А это уже напрямую противоречит провозглашённой установке на антикоррупционную политику.
В современной России наряду с традиционными видами коррупционной деятельности применяется её особый вид – административный ресурс государственных органов. Суть её заключается в том, что сотрудники этих органов устраивают свои личные дела, используя своё официальное положение. Кроме того, пользуясь своими государственными должностями, они берут взятки за исполнение или неисполнение своих прямых служебных обязанностей, или, в связи с использованием несовершенства законов и процедур коллизии, создают условия, когда недача взятки становится практически невозможной.
Однако данный вид коррупции не следует путать с лоббизмом. Лоббизм (от англ. lobby – кулуары) – это когда административный ресурс оказывает давление на депутатов и чиновников в продвижении решения тех или иных вопросов. При этом тоже используются властные полномочия для повышения шансов переназначения или продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённых лиц (или группы лиц). Но лоббизм отличается от коррупции по следующим трём условиям: отсутствуют секретные или побочные платежи; клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю прибыли, заработанной другой группой; процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам. Именно эти отличия позволяют лоббизм считать всего лишь как составную часть коррупции.
Наиболее полно административный ресурс в качестве особого вида коррупции проявляется на выборах в различные органы власти на всех уровнях. Власть, используя своё положение, в обмен за неувольнение с работы работников бюджетной сферы принуждает их голосовать за представителей власти. Этим власть показывает, что она насильственно принуждает работников бюджетной сферы стать взяткополучателями и взяткодателями. А именно, бюджетные работники от власти получают взятку в виде сохранения рабочих мест, и в то же время они сами дают взятку в виде голосования за лиц, на которых укажет власть.
Безусловно, этим власть показывает, что она ради сохранения самой себя вовлекает работников бюджетной сферы в коррупционную деятельность. А это квалифицируется как преступление. Причём как двойное преступление – против государства и против народа. И так как в современной России против коррупции борются сами коррупционеры, то и нельзя ожидать каких-либо положительных результатов.
К подобному виду коррупции следует отнести и так называемую досрочную отставку губернаторов перед выборами, сопровождаемую со стороны президента РФ неизбежным назначением их временно исполняющими обязанности. Так как при таких отставках административный ресурс остаётся в руках и.о. губернатора, то он и старается использовать его без риска для своей карьеры, и потому успешно проходит процедуру перевыборов. А когда проходят выборы президента РФ, то губернаторы, доказывая свою преданность власти, широко используют административный ресурс уже в интересах сохранения высшей власти в неизменном виде. И это показывает, что и на высоких уровнях власти также присутствуют в одном лице и взяткополучатели, и взяткодателями.
Всё это указывает на необходимость считать административный ресурс государственных органов как особый вид коррупции, и потому требуется внести соответствующие поправки в закон о борьбе с коррупцией и предусмотреть самых строгих мер ответственности и наказания.
Надо признать, что в любой стране мира, где в той или иной степени, так или иначе развиваются товарно-денежные отношения и функционирует рыночная экономика, существует коррупция в разных формах и в разных масштабах. И в борьбе с этим злом применяются очень различные методы. Так, например, в США, Великобритании, России и других странах господствует убеждение, что если полицейским и государственным чиновникам давать очень высокие оклады и разного рода льготы в пенсионном обеспечении, то они не захотят или побоятся брать взятки. А вот в Китае не считают правильным давать слишком большие привилегии для чиновников и для работников правоохранительных органов и выплачивать им слишком большие оклады. И поэтому в борьбе с коррупцией китайское руководство применяет довольно радикальные методы. В борьбе с коррупцией Китай не оставляет «живого места», один за другим уничтожая коррупционные элементы. Если при такой борьбе чиновники опасаются контроля, то народ доволен.
В Китае заниматься бизнесом по закону не запрещается чиновникам, мэрам городов, руководителям провинций, работникам министерств и даже армейским офицерам. Любой руководящий работник за проявленную им инициативу, за предложенное что-то новое, за внедрение новых форм организации сельской или городской промышленности имеет право на определённое вознаграждение, а не только на регулярную заработную плату. Любому функционеру из органов государственного управления не запрещается помогать работе некоторым коммерческим предприятиям или экспортно-импортным структурам, помогая им вести переговоры и способствовать заключению тех или иных сделок. Интересы государства в советах директоров крупных и средних корпораций могут представлять и чиновники разных уровней, что приносит им дополнительные и, может быть, очень большие доходы. Однако получение доходов во всех случаях находится под строгим контролем партийных комитетов или армейских руководящих структур. И если окажется, что подобного рода коммерческая деятельность чиновников осуществляется втайне от партии или от армии, то она превращается в тяжкое преступление.
Разумеется, что для всех работающих в системе государственной власти Китая существует система разнообразных поощрений, которая сочетается с интенсивным идеологическим воспитанием и контролем, а также с системой крайне жёстких наказаний мздоимцев, независимо от занимаемых постов в иерархии власти. Для чиновников любого ранга, уличённых в коррупции, обычным приговором является расстрел или пожизненное заключение.
Вот пример, опубликованный в газете «Советская Россия» за 5 июля 2016 г. Лин Цзихуа, который был старшим помощником экс-председателя КНР Ху Цзиньтао, в 2016 году за коррупционные дела суд приговорил к пожизненному заключению. Он оказался в опале с 2012 года, когда его сын на автомобиле «Ferrari 458 Spider» спровоцировал дорожно-транспортное происшествие: сын погиб, а две сопровождавшие его девушки выжили. Как отмечалось в китайских СМИ, все находившиеся лица в автомобиле были голыми.
После этого происшествия карьера Цзихуа пошла вниз: сначала понизили до поста главы канцелярии ЦК КПК, а затем и до заведующего отделом Единого фронта ЦК КПК. В 2013 году его ещё раз понизили – до второго зампреда Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая. Этот орган в Китае отвечает за координацию Компартии с малыми политическими партиями и профсоюзами.
В июле 2015 года Цзихуа арестовали по обвинению в коррупции и нарушении партийной дисциплины – он подозревался в получении взяток, в злоупотреблении властью и в незаконном получении сведений, составляющих государственную тайну. Почти год длилось расследование. Поскольку обвинения затрагивали государственные секреты, то судебное заседание прошло в обстановки секретности 7 июня 2016 года. Подсудимый вину признал.
Российские СМИ, в частности «Российская газета» за 25 июня 2009 г., ссылаясь на китайские данные, сообщали, что за период с 2000 по 2008 годы в Китае по обвинению в коррупции было расстреляно 10 тысяч чиновников разного уровня и 120 тысяч были осуждены на длительные сроки заключения.
Среди приговорённых к расстрелу за коррупционную деятельность были и хорошо известные в Китае имена. Так, например, Лю Чжихуа, бывший вице-мэр города Пекина, в январе 2009 года был приговорён к расстрелу (с отсрочкой исполнения приговора). Китайский олигарх Хуан Гуаньюя за незаконную деятельность был осуждён на долгие годы тюрьмы. По этому делу был арестован и мэр города Шеньчжень Сюй Цзухэн, который поощрял и прикрывал криминальный бизнес олигарха. Только в 2009 году было расследовано почти 14 тысяч дел, связанных с финансовыми преступлениями и нанесённых ущерба государству в размере 3,3 млрд. юаней.
О борьбе против коррупции в своей стране много пишет китайская печать, отмечая, что главная борьба ещё впереди. С назначением на пост Председателя КНР Си Цзиньпина (2012 год) в Китае началась крупномасштабная кампания по борьбе с коррупцией. И поэтому сегодня самыми яростными критиками руководителя Китая Си Цзиньпина являются противники его решительной борьбы с коррупцией. О том, что в социалистическом Китае имеется огромное число миллионеров – это известный факт. Бизнесменов с состоянием свыше миллиона долларов насчитывается около 500 тысяч человек. Но при этом и число членов Компартии, подвергшихся наказанию за коррупцию при Си Цзиньпине, выросло в 2,5 раза. И термин «подвергшиеся наказанию» пусть никого не смущает – дескать, откупятся и наказание забудется. Наказание за коррупцию в Китае означает политическую смерть – отлучение от «социального лифта» и перемещение на более чем скромный уровень бытия.
В КНР на всех предприятиях и во всех организациях независимо от формы собственности работают партийные организации. Любой предприниматель не может получить кредит, если под заявкой не стоит подпись партийного руководителя. В случае провала сделки бизнесмен понесёт убытки, а кадровый работник может отправиться в политическое небытие.
За случаями взяточничества от 50 000 юаней (около 8 тысяч долларов) и нецелевого использования государственных средств более 100 000 юаней очень внимательно следят органы прокуратуры КНР. Наказания различны, вплоть до смертной казни.
Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины (ЦКПД) является штабом антикоррупционной войны. У неё очень скромный штат, в котором работают компетентнейшие специалисты в лице бывших министров. Им трудно заморочить головы туманными отговорками. Кроме того, в целях недопущения скрыть малейшие нарушения местные следователи комиссии информируют о своих действиях как местные власти, так и непосредственно руководство ЦКПД в Пекине.
Председателем ЦКПД в настоящее время является «строгий человек» Ван Цишань. Пресса Китая со ссылкой на ЦКПД публикует весьма решительные заявления: «ввергнуть коррупционеров в бездну страха, навести на них трепет», чтобы члены партии «не хотели, не осмеливались и не могли совершать коррупционные дела». Такова цель деятельности ЦКПД.
Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины проверяет множество сигналов о возможных нарушениях. В места, откуда поступили сигналы, выезжают её мобильные группы и напрямую общаются с народом. Безусловно, что полное искоренение коррупции в Китае – это задача будущего, а сегодня коррупционеры пока ещё работают, в том числе и на весьма высоких должностях. Но если судить по степени возрастания ненависти к Ван Цишаню в стане его противников, и как всё ощутимее становятся симпатии народа к нему, то можно сказать, что ЦКПД превратилась в серьёзнейший фактор антикоррупционной политики «пятого поколения руководителей» во главе с Си Цзиньпином.
Некоторые оппозиционеры уверяют, что Ван Цишань – прямой ставленник Си Цзиньпина, и потому он действует по его указаниям, а вся борьба с коррупцией затеяна для упрочения личной власти Си Цзиньпина. Но, во-первых, их близость никто не скрывает: взгляды и подходы к решению сложнейших задач, как уверяют знающие люди, у них близки и тождественны. И, во-вторых, маловероятно, чтобы центральная контрольная служба партии действовала бы без координации своих акций с руководством этой партии. И накал политической борьбы в Китае вряд ли снизится, так как противники у генсека Си Цзиньпина серьёзные, и компромиссы здесь проблематичны.
Надо признать, что развитие экономики и неустанная борьба с коррупцией в Китае идут параллельно, что паруса китайского частного предпринимательства полнятся попутным ветром. Однако движение корабля направляет государственный штурвал, за которым стоит многоопытный рулевой и опирающийся на трудящиеся массы – Коммунистическая партия Китая.
Выше отмечено, что огромное влияние в борьбе с коррупцией обрела легендарная ЦКПД. Обычным её делом является выезд небольшой группы сотрудников во главе с высоким партийным руководителем в какой-либо город, откуда поступил сигнал о коррупционной угрозе, и на месте проводят оперативный разбор ситуации. Безусловно, что такие блиц-визиты комиссии наводят «страх и трепет» на коррупционеров. И этим комиссия решает магистральную задачу: добиться того, чтобы члены партии «не хотели, не осмелились и не могли совершать коррупционные дела».
За последние 3,5 года из Китая в США сбежали 7 тысяч коррупционеров, которые вывезли 50 миллиардов долларов. В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией Китай принял решение расширить поле деятельности за счёт борьбы и против превращения зарубежных стран в рай для китайских коррупционеров. Для этого Пекин уже заключил 52 международных договора о помощи в уголовных делах (в том числе экономической направленности) и 39 договоров об экстрадиции. Только в 2014 году согласно этим договорам были арестованы 749 подозреваемых в совершении должностных преступлений.
В КНР вопросами преследования беглых чиновников и возврата их незаконно нажитого имущества из-за границы активно занимается специальная Канцелярия при Координационной группе по борьбе с коррупцией ЦК КПК. В страхе держит жульё и беспощадная ЦКПД. Вся эта антикоррупционная машина постоянно набирает обороты, что не даёт возможности вольготно жить коррупционерам в КНР. Все принимаемые меры в борьбе против коррупционных дел на уровне государства, а также её результаты, говорят о том, что Китай не на словах, а на деле ведёт непримиримую борьбу против такого зла, которое именуется коррупцией.
В целях поимки за границей и возврата беглых коррупционных чиновников и членов КПК Китай ежегодно, начиная с апреля 2015 года, стал проводить кампанию под названием «Небесная сеть». Для проведения такой операции власти КНР передают в Интерпол список из ста наиболее разыскиваемых беглых преступников, подозреваемых в коррупции. Операции «Небесная сеть-2015» и «Небесная сеть-2016» показали высокую эффективность борьбы с коррупцией. Так, например, в рамках операции «Небесная сеть-2016» из более 70 стран и районов мира были возвращены 1032 беглых чиновника, в том числе 134 сотрудника правительственного аппарата. Вместе с этим были возвращены средства в размере 2,4 млрд юаней.
7 марта 2017 года было сообщено о начале операции «Небесная сеть-2017», в операции которой участвуют несколько правительственных структур, включая Отдел ЦК КПК по организационной работе, Верховную народную прокуратуру КНР, министерство общественной безопасности КНР и Народный банк Китая (Центробанк). Под руководством Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры и министерства общественной безопасности будет проведена специальная операция возврата незаконно нажитого имущества из-за границы беглых чиновников.
С момента начала операции «Небесная сеть-2017» первым беглым чиновником, который возвращён из США на родину и явился с повинной к властям, был Ван Цзячже. В списке из ста наиболее активно разыскиваемых китайскими властями коррупционеров он находился под номером 40.
Таким образом, после избрания генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина Председателем КНР в 2012 году Китай демонстрирует беспрецедентную решимость и серьёзность в борьбе с коррупцией. Преследование беглых чиновников и возврат их незаконно нажитого имущества из-за границы становятся важной частью реализации строгого внутрипартийного управления и борьбы с коррупцией. И этим Китай показал, что в борьбе против коррупции важное значение имеет политическая воля руководителя страны.
За последние пять лет более полутора миллионов членов КПК были арестованы и осуждены за взяточничество и другие экономические преступления, свыше 13 тысяч офицеров и генералов Народно-освободительной армии Китая попали под подозрение в коррупционных деяниях и подверглись смещениям с занимаемых постов, арестам, тюремным заключениям и смертным приговорам. Всё это как следствие антикоррупционной кампании, широко развёрнутой первым лицом Китая Си Цзиньпином.
Не все дела по коррупции доходят до суда. Так, например, в 2017 году в своём доме в Пекине повесился бывший начальник отдела по политической работе Центрального военного совета КНР генерал Чжан Ян. А в 2014 году после допросов свели счёты с жизнью два адмирала. Против них всех были выдвинуты веские обвинения во взятках в особо крупных размерах. Так, с генералом Чжан Яном связан эпизод на 3,7 миллионов долларов, в его доме были найдены дорогостоящие предметы, которым не смог дать разумного объяснения их приобретению. На чём же наживались эти «паркетные» генералы и адмиралы? Выяснилось, что своё богатство они создавали, главным образом, торгуя должностями.
«Коррупция – наш главный враг», – заявил китайский лидер с трибуны XIX съезда КПК, который проходил в Пекине 18-24 октября 2017 года. И этот съезд дал следующую оценку руководителю Китая Си Цзиньпину в его борьбе с коррупцией: во-первых, он был переизбран генеральным секретарём КПК на следующие пять лет и, во-вторых, в Устав КПК была внесена новая формулировка – «…богатство идей Си Цзиньпина в новую эру социализма с китайской спецификой». Это указывает на то, что за бескомпромиссную и серьёзную борьбу с коррупцией нынешний руководитель Поднебесной поставлен в один ряд с Мао Дзэдуном и Дэн Сяопином.
Примеры борьбы с коррупцией во многих странах показывают, что там, где она была потеснена, главными в её преодолении явились следующие методы: 1) создание специализированных государственных структур по борьбе с коррупцией; 2) расширение контрольных функций парламента; 3) ужесточение наказаний за коррупционные преступления; 4) создание законодательной базы для использования экономических инструментов и санкций для борьбы с коррупцией; 5) преодоление политического монополизма в стране, как условия успешной борьбы с коррупцией.
Известен универсальный рецепт борьбы с коррупцией, и оно является самое сильное средство – конфискация имущества. Причём полная. Её и надо вводить в качестве меры наказания в борьбе с коррупцией.
Ещё есть опыт борьбы с коррупцией Сингапура, который во всём мире признан как удачный. Отец сингапурского чуда Ли Куан Ю наставлял: «Начав бороться со взяточничеством, первым делом посади трёх своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».
Эффективная борьба с коррупцией и успешное развитие экономики Китая показывает, что они взаимосвязаны: успешное развитие экономики во многом зависит от результатов борьбы с коррупцией.
А для ведения эффективной борьбы с коррупцией в России необходимо:
- ратифицировать ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, вводящей понятие «незаконное обогащение» и предусматривающей наказание в виде конфискации награбленного;
- пресекать давление на самодеятельную экономическую активность, но не ограничением контроля (санитарного, пожарного, строительно-технического и т.п.), а жёстким пресечением вымогательства со стороны контролирующих органов (при приведении требований со стороны контролирующих органов к обоснованному, однозначно понимаемому формализованному минимуму). Пойманному на доказанном вымогательстве применять жестокое уголовное наказание, включая пожизненный запрет на участие в управлении госсобственностью и заниматься работой в государственных органах;
- конфисковать всё имущество, запретить амнистию и помилование и пожизненно последующее занятие государственных должностей и участие в управлении госсобственностью для осуждённых за коррупционные преступления должностных лиц. Особо жёстко – не для относительной «мелочи», но для средне- и высокопоставленных должностных лиц (например, начиная с уровня зарплаты выше двойного регионального уровня средней зарплаты);
- ввести особые меры для кумовства, так как работа людей, связанных родственными узами, в одной государственной структуре создаёт предпосылки для коррупции или других злоупотреблений служебным положением. В СССР, например, боролись с кумовством запретом для близких родственников работать на руководящих должностях в одном госучреждении;
- считать незаконно нажитым богатство, которое не подкреплено декларацией об уплате налогов или не соответствует получаемым доходам, и оно должно подлежать конфискации, если гражданин не сможет дать разумного объяснения происхождению своих богатств в виде недвижимости, банковских счетов и др. в России и за рубежом.
Владимир Ембулаев,
доктор экономических наук, профессор.
(г. Владивосток)