Центр исследований политической культуры России и Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ провел качественный и количественный анализ федерального политического лидерского телеэфира в период с 20 по 24 января 2018 года с целью выявления возможных нарушений при информировании избирателей о ходе кампании по выборам президента РФ.
В период с 20 по 24 января 2018 года по пяти основным федеральным телеканалам (Первый, Россия 1, НТВ, ТВЦ, РЕН ТВ) были продемонстрированы 28 сюжетов, посвященные предвыборной кампании кандидатов в президенты РФ. Анализ стенограмм и видеоряда этих сюжетов вновь позволил выявить ряд фактов, которые свидетельствуют о том, что федеральное телевидение не просто продолжает, а усиливает агитацию против кандидата Грудинина и агитацию в пользу его политических оппонентов, что грубо нарушает права кандидатов на равное освещение кампании и права избирателей на объективное информирование о ходе кампании.
Приведенные факты могут быть использованы Юридической службой ЦК КПРФ и депутатами фракции КПРФ в ГД для обращений и жалоб в ЦИК РФ.
По отношению к кандидату в Президенты РФ от КПРФ Павлу Грудинину направленность сюжетов распределилась следующим образом (табл.1)[1].
Таблица 1
Общая оценка тональности «информационных» сюжетов о кандидате П.Н.Грудинине на ведущих телеканалах (20-24 января 2018г.)
При этом один сюжет (Россия 1 # Вести, Москва, 24 января 2018 14:21) был практически полностью посвящен В. Жириновскому и не учтен в таблице.
Соответственно, резко негативный, по отношению к кандидату от КПРФ, характер имеют 62% сюжетов на пяти основных федеральных каналах (Первый канал, Россия-1, НТВ, Рен-ТВ и ТВЦ).
При этом, в целом, на пяти основных телеканалах резко негативный и негативный по отношению к кандидату от КПРФ характер имеют 81% сюжетов.
Рассмотрим картину лживых и недостоверных высказываний на примере вышедших 24 января 2018 года телевизионных сюжетов на федеральных каналах РФ
Также следует отметить, что 24 января федеральные телеканалы проигнорировали информационные поводы, связанные с П. Грудининым. Речь идет о его заявлениях для СМИ по ситуации с недопуском российских спортсменов на Олимпиаду, а также его развернутый комментарий и оценки о ситуации в экономике России.
Отметим, что остальные сюжеты на федеральном ТВ, вышедшие в тот же день, отмечаются «техническим» характером. Все содержательные сюжеты представлены выше, за исключением сюжета канала «Россия» без упоминания я о П. Грудинине, но с агитацией в пользу В. Жириновского.
При этом за один телевизионный день 24 января 2018 года в эфире федеральных канала прозвучало 4 (!) варианта прямой речи В. Жириновского, в процессе которой он вел прямую агитацию.
Всего же с 20 по 24 января на федеральных каналах представлены 19 (!) сюжетов с прямой развернутой, имеющей прямую агитационную функцию, речью кандидата Жириновского. Сюжеты с прямой речью П. Грудинина при этом представлены в 4 случаях, причем всякий раз они сопровождаются критическими замечаниями Жириновского.
Также сюжеты о кандидате от КПРФ сопровождаются негативными комментариями со стороны иных кандидатов в Президенты: М. Сурайкина и С. Бабурина.
Более того, в передаче на канале «Россия» «(Россия 1 # Вести, Москва, 22 января 2018 17:30) критика в адрес П. Грудинина со стороны В. Жириновского дана отдельным сюжетом.
Отдельно следует отметить, что в передаче «Центр событий» (ТВ Центр # В центре событий, Москва, 22 января 2018 12:44) присутствует следующее сообщение журналиста: «…ставят подписи. КОР.: А вот кандидатам от политических партий, представленных в ГД, никакие подписи собирать не нужно. Их ЦИК регистрирует едва ли не автоматом. Так было, например, с лидером ЛДПР Жириновским, вот он инспектирует одну из столичных аптек на предмет завышенных цен. А вот он же на Даниловском рынке Москвы раздает партийные газеты,фотографируется. После фото кандидат в президенты Жириновский обходит ряды, покупает мясо, измеряет содержание нитратов во фруктах, общается с продавцами, некоторые из которых почему-то предпочитают спрятаться».
Следует также отметить, сохранение тенденции по позитивному или позитивно-нейтральному информированию федеральным телевидением РФ избирательной активности В. Путина и иных кандидатов в Президенты РФ.
[1] Напоминаем, что критерий анализа состоит в следующем: сюжет считается «резко негативным», если в его рамках подавляющая часть комментариев о П.Н. Грудинине составляет отрицательная информация о кандидате от КПРФ; «негативным», если такого рода информация превалирует над позитивной; «нейтральным» – если позитивная и негативная информация дается в равном объеме или сюжет ограничивается «технической» информацией о том или ином действии кандидата; «позитивным», если сюжет представляет собой, прежде всего, раскрытие программы кандидата или его содержательную и не «смонтированную» прямую речь; и «очень позитивным», если о кандидате сообщают привлекательную для избирателя информацию.
[2] Здесь и далее названия условны.
Авторы контент-анализа: Алексей Богачев, Анна Гавалова, Сергей Обухов,