Объективные законы социальной революции открыл К.Маркс, обнаружив корни столь радикального исторического скачка в способе материального производства – диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества.
Об этом он писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Социальная революция обеспечивает соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил. Поэтому в мировом историческом процессе наблюдается чередование между производственными и социальными революциями.
Социалистические революции относятся к особому типу социальных революций. Их особенности связаны с переходом человечества от классово–антагонистического жизнеустройства к бесклассовому общественному укладу социальной свободы и равенства, что обеспечивается превращением частной собственности в общественную собственность на средства производства. Научно раскрыв объективную материально-производственную обусловленность исторического развития общества, К.Маркс пришел к выводу, что «буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства», так как «развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма». В итоге, по убеждению К.Маркса, «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества». Перспективу этого необычайного революционного скачка в историческом развитии человечества Ф.Энгельс воспринял в качестве «величайшей революции всех времён».
Стартом величайшей социальной революции во всемирной истории выступила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России. Она определила содержание и характер наступившей к началу ХХ века исторической эпохи новейшего времени – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая глубинное преобразующее воздействие Великого Октября на общественное развитие всех стран и народов земного шара, В.И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию». Тем более, что воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс побудило к середине ХХ столетия мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала совокупные производительные силы человечества на основе постепенного превращения науки – всеобщей общественной производительной силы – в непосредственную производительную силу общества и закономерно потребовала соответствующего преобразования его производственных отношений в планетарном масштабе. Таким образом, научно-техническая революция обеспечила материальную подготовку всемирной социалистической революции.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования. Непосредственное соединение науки с производством увенчалось созданием наукоемкого вида производства, гарантирующего возможности для беспредельного его развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Это послужило основой обобществления производства во всемирной степени, поэтому вступило в непримиримый конфликт с частной собственностью на средства производства, превратив ее в разрушителя производства. На разрешение этого конфликта пришла величайшая социалистическая революция, охватившая мировое сообщество народов действием своих объективных законов. Наукоемкое производство стало выступать решающей предпосылкой для построения материально-технической базы коммунистического общества, соответственно, требуя научного обоснования жизни общества и научного управления ее развитием.
Поскольку ни одна страна земного шара не овладела должным образом производительными достижениями мировой научно-технической революции, общий кризис гибнущего капитализма перерос в 1970-е годы в глобальный кризис всего частнособственнического жизнеустройства человечества, какого раньше не знала всемирная история. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах мира, он характеризуется крайним обострением всех общественных противоречий на планете вплоть до катастрофического накала всемирной гражданской войны, следует к социальному взрыву всемирного масштаба и революционного характера.
Народы мира устремились к поиску путей выхода из глобального кризиса. Империалистическая реакция во главе с американским фашизмом развязала в 1980-е годы глобальную агрессию против человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе. Но разрушением Советского Союза в 1991 году и разграблением в дальнейшем общественного богатства страны империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходное положение, которым она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. Развал СССР повлек за собой глобальный хаос, который не поддается произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Все деяния империалистической контрреволюции превращаются в свою противоположность, оборачиваясь пагубными для нее самой последствиями.
В эпицентре глобального кризиса и хаоса оказалась дезинтегрированная Советская страна – огромнейшая и богатейшая страна земного шара. Она подошла к необычайному социальному взрыву, который потрясет весь мир значительно сильнее, чем Великая Октябрьская социалистическая революция. В этих условиях первостепенную актуальность обрел научный вывод В.И. Ленина, сделанный более 100 лет тому назад: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, - окончательная победа пролетариата неизбежна». Всемирное торжество социализма выведет человечество из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени цивилизации. К сожалению, у подавляющего большинства населения планеты отсутствует адекватное восприятие революционной действительности в мире, что всегда было и остается наиболее характерной чертой любой социальной революции.
В процессе всемирной социалистической революции стратегическая инициатива дальнейшего исторического прогресса человечества находится в марксистско-ленинских силах советского народа. Она связана с научно-теоретическим проектом социализма, разработанным В.И. Лениным, нацеленным на полное его воплощение в общественной действительности во всемирном масштабе. Она опирается на исторический опыт первоначального социализма, построенного и функционировавшего в СССР, дополняемого и обогащаемого многими странами и народами, служившего примером для прогрессивного развития всего трудового человечества. Стратегическая инициатива советского ядра марксизма-ленинизма состоит в полном овладении производительными достижениями мировой научно-технической революции и построении на этой основе коммунистического общества, которое представляет собой, по словам К. Маркса, «человеческое общество, или обобществившееся человечество». Путь к созиданию человеческого, коммунистического общества открывает всемирная социалистическая революция.
Основной мотив величайшей социалистической революции состоит в удовлетворении необходимых потребностей жизни современного человечества XXIвека, обусловленных всеобщим научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией. Степень наукоемкости производства является исходной позицией при определении форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организации труда. Наукоемкое производство выступает материальным фундаментом научного обоснования жизни общества и научного управления общественным развитием, что необходимо для подъема жизнеспособных народов земного шара на высшую ступень человеческой цивилизации и культуры. В этих условиях советские носители стратегической инициативы исторического прогресса отстаивают социалистические интересы международного рабочего класса и всего трудового человечества, добиваются всемирного торжества социализма, ориентируются к построению коммунистического общества на планете.
Содержанием величайшей социалистической революции Ф. Энгельс считал «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы». По его мнению, в процессе этой особой революции «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей». Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства всемирная социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое развитие народонаселения земного шара и утверждает свободное, гармоническое развитие общества. Столь необычайный революционный скачок международного сообщества опирается на теоретическую и методологическую основу науки – учение диалектического материализма. В современном мире материалистическая диалектика оказалась единственным учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального хаоса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Материалистическая диалектика обеспечивает адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности в мире, содействуя сознательному использованию объективных законов общественного развития в революционной практике. На основе диалектико-материалистического мировоззрения марксистко-ленинские силы советского народа разрабатывают свою теорию, стратегию и тактику, что способствует успешному решению назревших задач исторического прогресса.
В процессе величайшей социалистической революции на земном шаре действует, как считал К. Маркс, «революционная диктатура пролетариата», которая воплощает в исторической действительности функционирование всеобщих объективных законов диалектики, так как глобальный хаос отрицает какие-либо иные общественные закономерности, правовые нормы, политические договоренности. А всеобщие объективные законы диалектики отвечают социалистическим интересам интернационального пролетариата, к различным слоям которого ныне относятся 99 процентов человечества, владеющих меньше чем половиной всемирного богатства.
Торжество всеобщей социалистической революции открывает грядущую историческую эпоху коллективистского и гуманистического развития человечества путем исторического прогресса. Это предполагает формирование всемирного союзного государства народов, об устройстве которого В.И. Ленин писал: «Соединенные Штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом». Прообразом всемирного союзного государства является Советский Союз. Оно развернет свою деятельность в бесклассовом обществе социальной свободы и равенства, когда диктатура социалистической революции превратится во всемирную социалистическую демократию, реализующую научное самоуправление интернационального сообщества народов. Человечество станет обобществившемся людским коллективом, за судьбу которого ответственен каждый человек. Всемирное воплощение получит основополагающий принцип коммунистического гуманизма «человек – высшее существо для человека», выраженный К.Марксом. Всемирная социалистическая революция окажется последней социальной революцией во всей многовековой истории.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор