Межимпериалистические противоречия, приведшие в прошлом к десяткам локальных, региональных и к двум мировым войнам, продолжают приводить к жёстким экономическим, политическим и военным конфликтам, независимо от состава или переустройства, т.е. от изменений в структуре и изменения целей транснациональных империалистических союзов, от так называемой новой их «архитектуры». К тому же «война - это продолжение политики другими средствами», особенно в условиях глубокого кризиса перенакопления капитала и значительного изменения баланса сил в международной империалистической системе, где перераспределение рынков редко совершается бескровно.
Острейшие империалистические антагонизмы и большие противоречия мощных капиталистических государств и интересов ведут сегодня к постоянной перегруппировке союзов, постоянному созданию коалиций и антикоалиций в мире.
Обострение межимпериалистических антагонизмов привело не только к увеличению военных расходов, но и к перегруппировкам капиталистических государств, с точки зрения их военной мощи. Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), мировые военные расходы в 2015 году достигли 1,7 трлн. долларов, выросли на 1% по сравнению с 2014 годом.
США остаются самой мощной военной державой на планете, тратя ежегодно на военные нужды более $ 600 млрд., то есть столько, сколько тратят десять мощных военных держав, вместе взятых.
Россия является второй сильнейшей военной державой. Модернизируя и укрепляя свою военную мощь, она стремится защитить экономические интересы своих монополий. Так, в 2015 году она потратила на военные нужды $ 66,4 млрд., что на 7,5% больше по сравнению с 2014 годом и на 91% больше по сравнению с 2006 годом.
Также в настоящее время примечательным является гонка вооружений Китая, Индии (3-я и 4-я военные державы в мире), чтобы заполнить пробелы и поднять свою военную мощь на уровень соответствующий их экономической мощи и размаху их предпринимательских групп.
Мощную военную силу сконцентрировали и другие страны, которые являются союзниками США, либо в рамках НАТО, такие как Франция (5-я), Великобритания (6-я), Турция (8-я), Германия (9-я), Италия (10-я), либо вне НАТО, такие как Япония (7-я), Южная Корея (11-я) и Израиль (16-я).
Безусловно, военная мощь определяется не только подсчетом военных расходов, возможностью оснащения, контролем мирового производства и рынка вооружений. Это более сложный вопрос, касающийся общей способности всякого буржуазного класса защищать свои интересы как в внутри страны, так и на международном уровне, военными средствами, когда недостаточно экономических и политико-дипломатических средств.
Так, помимо ежегодных военных расходов, военная мощь включает в себя достигнутый за многие годы размер вооруженных сил, технологическое превосходство, наличие военных баз за рубежом в сочетании с контролем территорий, имеющих стратегическое значение, преимуществом в сборе информации, способностью вести неортодоксальную войну. Военная мощь связана с экономической мощью, хотя сильное экономическое присутствие государства не обусловливает его военную силу. Военная мощь предполагает наличие сильной военной промышленности, возможность обучения военнослужащих военному искусству с использованием новых технологий и переподготовки военнослужащих, дальнейшую модернизацию военной техники и высокий уровень развития технологии, так как разработка некоторых видов оружия, например, ядерного, требует проведения многолетних исследований и больших затрат.
В сегодняшнюю эпоху большое значение имеет ядерное оружие. Ядерным оружием обладают США, Россия, Китай, Индия, Великобритания, Франция, Израиль, Пакистан и Северная Корея.
Однако даже между этими ядерными державами существуют огромные различия, так как среди них по размерам ядерного потенциала выделяются США и Россия. Помимо двух этих стран, имеющих тысячи ядерных боеголовок готовых к запуску, только Великобритания и Франция имеют ядерное оружие, готовое к использованию, возможно, и Израиль.
Россия является единственной потенциальной военной державой, которая может нанести ответный ядерный удар по США, который приведет к катастрофическим последствиям. Считается, что эта угроза применения ядерного оружия является сдерживающим фактором. Однако исторически доказано, что в случае обострения межимпериалистических антагонизмов и эскалации военного конфликта капиталистические государства не колеблются даже перед применением такого оружия.
На основании вышеизложенного становится понятно, почему одной из главных проблем современного противостояния США и России является размещение в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе противоракетного щита США. Эти шаги направлены на предотвращение возможного ответа России, в случае, если США и НАТОвский альянс предпримут "первый ядерный удар".
Большое значение также имеет возможность быстрого военного реагирования. НАТО большой упор делает на создание подразделений быстрого реагирования, которые, безусловно, для выполнения своей работы нуждаются в современных средствах поддержки - в авианосцах или стратегических бомбардировщиках, но и в новых территориях в качестве геополитической поддержки, которая достигается политическими и военными союзами и военными базами за рубежом.
В последующий период на военное соотношение сил решающее влияние окажут развитие новых технологий, самолеты 5-го и 6-го поколения лазерное оружие и т.д.
Всякий буржуазный класс стремится нарастить свою мощь посредством военно-политических союзов. НАТО продолжает являться сильнейшим военно-политическим союзом, несмотря на обострение противоречий внутри самого блока и очевидную тенденцию к образованию самостоятельного военного механизма ЕС. Решения НАТО в Варшаве задают тон решительности американских и европейских империалистов в отстаивании своих интересов в ущерб интересам буржуазного класса России, которые используют имеющиеся военные средства по периметру российско-натовских границ.
Аналогичные планы усиления своего присутствия разработали НАТО и США в Азиатско-Тихоакеанском регионе (стратегия «разворот к Азии»), а также в других регионах.
Что касается арены существующей или возможной военной конфронтации, выделяются Юго-Восточное Средиземноморье, Юго-Восточная Азия, Северная Африка и Северный полярный круг, не исключаются и другие очаги напряженности или взрывоопасные регионы, такие как Кавказ, Персидский залив, Аден и Балканы.
Кроме того, военное противостояние в Европе (Юго-Восточная Украина, Крым), а также укрепление НАТО на Балтике, в Черном море, но и на Балканах и в Эгейском море, являются факторами в пользу возможного развязывания военных конфликтов и на европейской территории.
Однако помимо НАТО уже появились и другие военно-политические союзы (Шанхайская организация сотрудничества, Организация Договора о коллективной безопасности и т.д.), которые, несмотря на то, что пока еще являются более "слабыми" и менее развитыми по сравнению с НАТО, носят тот же классовый характер, т.е. являются союзами капиталистических государств.
В то же время в ряде регионов, таких как Латинская Америка и Африка, формируются экономико-политические союзы, связанные друг с другом посредством конкретных политических и военных выборов и сотрудничества, например, с ЕС. Кроме того, отдельные государства в Латинской Америке (такие как Колумбия, Перу, Чили, Мексика), но и в других местах (например, в Австралии) включаются в общий план продвижения «партнерских отношений» НАТО.
В последние годы отмечен значительный рост числа наемных армий, т.е. частных военных компаний, которые под разными предлогами (например, пиратство, незаконный оборот наркотиков, военная подготовка, "терроризм") осуществляют миссии в десятках зонах военных конфликтов в качестве посланцев капиталистических государств. Эти армии участвуют в империалистических планах, в так называемых неортодоксальных войнах, дают буржуазным правительствам возможность лучше регулировать людские потери в военных операциях, в которых они участвуют.
Предметом военного противостояния является:
В этих условиях деятельность так называемых "исламских террористических групп" является составным элементом империалистической войны в 21-м веке. И это имеет силу независимо от того, в какой степени деятельность подобных организаций осуществляется при поддержке или терпимости империалистических центров или проявляется как элемент обособления этих сил от всевозможных мощных центров, которые в прошлом их поддерживали.
Деятельность этих организаций объективно используется либо как элемент "неортодоксальной войны" одного государства или каких-то его частей против интересов какого-то другого капиталистического государства, либо как предлог империалистической интервенции. Само собой разумеется, что наряду с этими целями деятельность данных организаций используется для усиления репрессивных механизмов ряда буржуазных государств, но и для идеологической подготовки трудящихся к возможному участию своих стран в новых империалистических интервенциях во имя борьбы с "терроризмом".
Безусловно, одновременно с жесткой конкуренцией в борьбе за прибыль монополий, делаются попытки поиска компромисса, достижения соглашения, временного приостановления всяческого противостояния, даже перегруппировки союзов, об этом свидетельствуют события, происходящие в самом евроатлантическом лагере.
События в Турции и Сирии характеризуются неустойчивостью и подвижностью в формировании союзов между различными капиталистическими государствами и возможной перегруппировкой союзов. Однако не стоит абсолютизировать ни тенденцию сохранения старых союзов, ни тенденцию их размежевания. Важным является постоянное наблюдение за процессами, касающимися изменений в соотношении сил между союзами и империалистическими центрами, которые касаются и Европы и могут подорвать общий ход событий.
На этом этапе, несмотря на то, что НАТО развивается и расширяется дальше, всегда сохраняя в качестве своего сильного ядра евроатлантические государства, мы не можем утверждать, что он в целом сохраняет для себя постоянный, стабильный и без потрясений курс, так как союзы формируются на фоне обостряющихся противоречий.
Особенно в нашем регионе возможно ухудшение ситуации в отношениях между Грецией и Турцией с втягиванием и других стран. Оспаривание границ и суверенных прав Греции со стороны турецкой буржуазии является частью ее конкурентных отношений с греческой буржуазией в регионе.
Греческая буржуазия активно участвует в империалистических планах, интервенциях, конкуренции и войнах с целью улучшения своей позиции в широком регионе. Она несет ответственность за возможное втягивание страны в военный конфликт.
Программа партии определила нашу позицию по отношению к империалистической войне и направление нашей деятельности. В ней отмечается, что «Борьба в защиту границ и суверенных прав Греции, с точки зрения рабочего класса и народных слоев, является неотъемлемой частью борьбы за свержение власти капитала. Это не имеет никакого отношения к защите планов того или иного империалистического полюса, прибыльности той или иной монопольной группы (…)В случае империалистического военного втягивания Греции в оборонительную или наступательную войну партия должна руководить самостоятельной организацией рабочей, народной борьбы всеми формами, чтобы привести к полному поражению буржуазного класса, местного и иностранного (как агрессора), и связать это с завоеванием власти. По инициативе и при руководстве партии создать рабочий - народный фронт, использующий все формы борьбы и выдвигающий лозунг: «Народ даст свободу и выход из капиталистической системы. Пока она господствует, она ведёт к войнам и к «миру» с пистолетом у виска».
Задача авангарда рабочего класса – КПГ- постоянно адаптировать, специализировать, усиливать борьбу, чтобы она не упускала главное - империалистический характер войны с обеих сторон, независимо от того, кто является нападающей стороной. Эту позицию мы разъясняем рабочему классу и народным слоям, и на этой основе мы боремся сегодня в следующих направлениях:
Ход событий требует усиления деятельности против империалистических войн и интервенций путем широкого развертывания партийных организаций и организаций КМГ, а также профсоюзов трудящихся, рабочего, народного движения в целом, развития деятельности Комитета за мир и разоружение (ЕЕДИЕ), в частности, в районах, где размещены военные базы и штаб-квартиры, стоящие на службе НАТО и Общей политики безопасности и обороны ЕС.
Сайт Коммунистической партии Греции