Есть такая расхожая фраза: «настольная книга». Мы едва ли погрешим против истины, если скажем, что «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса призван быть настольной книгой каждого коммуниста. И это не ритуальное заявление в знак уважения к классикам. Это прямо вытекает из значения данного произведения. Именно оно стало закладным камнем теории марксизма-ленинизма, ведь ленинизм, как говорил И.В. Сталин, «есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции».
КОНЕЧНО, «Манифест Коммунистической партии» не был первым произведением двух великих мыслителей — Маркса и Энгельса. Сегодняшнюю теорию общества трудно представить без «Немецкой идеологии» или «Нищеты философии». За четыре года до «Манифеста» из-под пера Маркса вышла яркая и убедительная работа «К критике гегелевской философии права». Многие её положения стали мировоззренческими афоризмами. Именно в этой работе Маркс пишет: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие». Кроме прочего, это означает, что только Коммунистическая партия способна помочь пролетариату выработать духовную потребность в осмысленной классовой борьбе за свои права.
Стоит также вспомнить знаменитую формулу из той же работы: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами»! Именно поэтому КПРФ и считает своей первоочередной идеологической задачей внесение социалистического сознания в пролетарские ряды, в массы трудящихся. Как напомнил Г.А. Зюганов в докладе на мартовском 2015 года пленуме ЦК КПРФ: «Только сформировав пролетарское классовое сознание у большинства рабочих, мы сформируем его и в близких им слоях общества». А если мы не решим этой задачи, над умами миллионов будут властвовать другие идеологические конструкции.
Уже после выхода в свет упомянутой работы появляется «Манифест Коммунистической партии». Именно с него начался великий прорыв к созданию новой фундаментальной теории общественного развития. Уже после смерти Карла Маркса его соратник и друг Фридрих Энгельс в предисловии к немецкому изданию «Манифеста» писал: «Основная мысль, проходящая красной нитью через весь «Манифест», что экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу её политической и умственной истории; что в соответствии с этим (со времени разложения первобытного общинного земледелия) вся история была историей классовой борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчинёнными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития, и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетённый класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы, — эта основная мысль принадлежит всецело и исключительно Марксу».
«Манифест Коммунистической партии» представляет собой стратегический документ. Он определяет цель Коммунистической партии. Но при этом подчёркивается, что эта цель не похожа на линию горизонта, которая по мере движения путника всё время отодвигается от него. Стратегия коммунистического движения побуждает каждый шаг коммунистов подчинять приближению к своей цели.
Что касается «конечной» цели коммунистического движения, то К. Маркс и Ф. Энгельс концентрированно определили её, подводя итоги отношениям пролетариев и коммунистов: «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса».
В заключительном абзаце работы сформулировано обязательное условие для перехода от всевластия частной собственности к созиданию общества социального равенства: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».
НО ОПУБЛИКОВАННЫЙ В 1848 году труд Маркса и Энгельса не был единственным манифестом, принадлежащим их перу. Через 16 лет Карлом Марксом был написан другой коммунистический манифест — «Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих». В нём Марксова мысль освещает конкретную полосу борьбы, центром которой было создание I Интернационала.
У двух манифестов много общего, ведь они оба насыщены общей стратегией революционного преобразования буржуазного общества в коммунистическое. В данный период Маркс ещё не разделял этапы развития коммунистической общественно-экономической формации на социализм и коммунизм. Это произойдёт спустя десять лет, в 1875 году, в работе «Критика Готской программы». Но теперь на первое место выходили тактические задачи. Предстояло определить: насколько можно приблизить общество к реализации стратегической цели? Какому классу это по силам? Какие приёмы и средства оптимально использовать в условиях большой революционной эпохи?
В «Манифесте Коммунистической партии» был решён принципиальный вопрос диалектики стратегии и тактики марксизма. В нём была чётко определена ведущая роль стратегии. В «Учредительном Манифесте» определялись задачи I Интернационала. Ведущая роль стратегии сохранялась, но на первое место выходили тактические задачи.
«Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих» может служить образцом диалектики стратегии и тактики. Первым условием их единства служит материалистический характер этой диалектики. Его базой и отправными точками становились, во-первых, материалистический анализ общественно-политической действительности, во-вторых, объективное исследование поведения основных классов капиталистического общества, которое рассматривалось как следствие развития производительных сил.
Маркс начинает свой труд с анализа экономического положения рабочего класса: «Рабочие! Что нищета рабочих масс с 1848 по 1864 г. не уменьшилась — это факт бесспорный…». Поменяйте даты: с 1991 по 2018 год — и получите то же самое положение дел. Кстати, выводя в «Капитале» «абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления», Маркс указывает, что этот закон «…обусловливает накопление нищеты, соответственное накоплению капитала. Следовательно, накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубения и моральной деградации на противоположном полюсе».
Данное положение в марксизме чаще прочих подвергается критике как якобы не соответствующее действительности. Отрицатели Маркса приводят в пример улучшение благосостояния трудящихся в странах Запада. В действительности так называемое социальное государство было лишь временной уступкой капитала. На фоне успехов Советского Союза он, дабы избежать социальных потрясений, предпочёл им частичное перераспределение доходов в пользу широких бедных слоёв населения. После разрушения СССР буржуазия стремительно сворачивает «общество всеобщего благосостояния». Это проявляется в падении уровня жизни трудящихся, усилении социального расслоения и концентрации богатств и власти в руках маленькой кучки владельцев капитала.
Этот процесс затрагивает как страны в отдельности, так и весь мир в целом. По данным доклада, составленного группой экономистов под руководством Тома Пикетти, увеличение разрыва в доходах населения наблюдалось в 1980—2016 годах практически во всех странах мира. Начиная с 1980 года всего один «золотой» процент богатейших жителей мира получил вдвое больший доход, чем беднейшая половина мирового населения. Наибольшими темпами расслоение увеличилось за последние десятилетия в США, Индии и России. Если СССР авторы доклада называют страной с наименьшим уровнем неравенства в мире, то в современной России «неравенство доходов выражено чрезвычайно сильно».
Ещё более яркую картину даёт доклад международного исследовательского центра «Оксфам». Состояние богатейших людей планеты увеличилось в 2017 году на 762 миллиарда долларов, а прирост количества миллиардеров оказался самым высоким за всю историю — новый нувориш появлялся в прошлом году каждые два дня. При этом 82 процентами всех богатств, появившихся в мире в 2017 году, владеет 1 процент населения. За тот же период число страдающих от голода людей на планете увеличилось на 11 миллионов.
Наиболее ярко данная тенденция наблюдается в США. Начиная с 1980 года доля богатейшего 1 процента населения в национальном доходе выросла с 9 процентов в 1970 году до 20 процентов в 2010 году. Стоит ли удивляться, что в Нью-Йорке число официально зарегистрированных бездомных выросло с 31 тысячи в 2002 году до 63 тысяч в настоящее время? Как недавно заявил специальный докладчик ООН по правам человека Филип Олстон, США становятся «мировым чемпионом по экстремальному неравенству». Так, сотрудники крупнейшей в мире сети оптовой и розничной торговли «Волмарт» с годовым оборотом 500 миллиардов долларов признаются, что им платят настолько маленькую зарплату, что они выживают только благодаря талонам на бесплатные продукты.
И после всего этого наши оппоненты говорят, что марксизм устарел! Карл Маркс — учёный. Он неизменно опирается на Монблан фактов: данные статистики, ведомственных обследований, официальных документов… Потому его заключения убедительны и неоспоримы. На базе конкретных фактов Маркс приходит к выводу об абсолютном обнищании рабочего класса. Исправить положение может только защита рабочими своих интересов, выросшая до масштабов острой классовой борьбы.
Второй вывод великого мыслителя: неизбежность экономических кризисов. Читаем: «Эта эпоха отмечена в летописях мира всё более частыми повторениями, всё более обширными размерами и всё более гибельными результатами социальной чумы, именуемой торгово-промышленным кризисом». Это же положение характеризует и сегодняшние процессы. Потому-то о кризисах говорят не только коммунисты. О них говорят и министры-капиталисты из правительства, и наш антипод — либералы.
Глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2008 году и не преодолённый до сих пор, в очередной раз доказал порочность капитализма. Желая максимальной выгоды, буржуазия много лет надувала спекулятивный пузырь, пока он, наконец, не лопнул. Но все издержки этого экономического преступления, как и раньше, переложены на плечи простых людей. Они теряли жильё, оставались без работы и средств к существованию, в то время как корпорации и банки получали многомиллиардную помощь от государства.
Капитализм с презрением относится к совести, нравственности, моральным устоям — ведь они мешают ему зарабатывать миллионы. Идеал капиталиста — это потребитель, который не способен задать себе вопросы о смысле жизни и видит суть существования в постоянном, патологическом потреблении. Созданию такого человека служит сегодня вся мощь капиталистической пропаганды. Она навязывает обществу образцы поведения и ценности, сводящиеся к приобретению всё новых и новых товаров — далеко не всегда нужных и полезных. Реклама превратилась в многомиллиардный бизнес, использующий самые изощрённые методы манипуляции сознанием.
Мы не случайно отмечаем гениальность Маркса. На основе эмпирически наблюдаемых фактов он пришёл к актуальному и сегодня теоретическому выводу: в капиталистическом обществе «всякое дальнейшее развитие производительной силы труда неизбежно углубляет общественные контрасты и обостряет общественные антагонизмы». Тот факт, что этот глобальный закон продолжает действовать и сегодня, отмечали в своих выступлениях многие участники XIX Международной встречи коммунистических и рабочих партий, проведённой КПРФ в городе трёх русских революций 2—3 ноября 2017 года.
Одновременно К. Маркс внимательно рассматривает вопрос о движущих силах революционного процесса — о поведении пролетариата, его участии в классовой борьбе. Как только класс наёмных, эксплуатируемых работников начал осознавать свои коренные интересы, он стал ведущей стороной противоречий между трудом и капиталом. Следовательно, новый вывод Маркса означал потребность повышенного внимания к рабочему классу. Эта стратегическая линия уже была определена в «Манифесте Коммунистической партии». Теперь возникла необходимость конкретизировать его задачи с учётом текущего момента, определить тактику его действий.
Почти одновременно с «Учредительным Манифестом» I Интернационала Маркс написал «Примерный Устав Товарищества», где разработанная им диалектика стратегии и тактики в отношении рабочего класса проявилась ярко и полно. При этом тактические задачи непосредственно вытекают из стратегических целей, но конкретизируются с учётом особенностей времени:
«Принимая во внимание: что освобождение рабочего класса должно быть завоёвано самим рабочим классом; что борьба за освобождение рабочего класса означает борьбу не за классовые привилегии и монополии, а за равные права и обязанности и за уничтожение всякого классового господства», Маркс сосредоточивается на тех особенностях пролетарской борьбы, которые накладывает время. Он отмечает диалектику экономической и политической форм борьбы. С одной стороны, политическое движение должно быть подчинено экономическому освобождению рабочего класса, с другой — усилия к такому освобождению «оказывались до сих пор безуспешными вследствие недостатка солидарности между рабочими различных отраслей труда и отсутствия братского союза рабочего класса разных стран». А это означает необходимость политической организованности пролетарского движения.
Этой же диалектикой пронизан и «Учредительный Манифест», где Маркс писал: «Один из элементов успеха — численность — у рабочих уже есть; но численность только тогда решает дело, когда масса охвачена организацией и ею руководит знание».
ДЛЯ НАС СЕГОДНЯ принципиальное значение имеет отношение Маркса к рабочему классу: решал ли он стратегические или тактические вопросы борьбы, шла ли речь о подъёме революционного движения или его спаде, в центре всегда находился рабочий класс. Эту заложенную Марксом линию принял, как эстафету, и развил В.И. Ленин. Вот типичный пример ленинского требования к политической практике: «Всякому марксисту известна та истина, что решающими силами во всяком капиталистическом обществе могут быть только пролетариат и буржуазия, тогда как все социальные элементы, стоящие между этими классами и подходящие под экономическую рубрику мелкой буржуазии, неизбежно колеблются между этими решающими силами. Но от книжного признания этой истины до умения делать из неё выводы в сложной обстановке практической действительности — дистанция огромного размера».
Отношение современных компартий к марксистской диалектике стратегии и тактики борьбы продемонстрировала XIX Международная встреча коммунистических и рабочих партий. Она во многом указала на тот факт, что компартии верны идее опоры на рабочий класс. Об этом можно судить по выступлениям их представителей в Таврическом дворце. Именно в этом здании, связанном с революционными событиями 1917 года, проходила Встреча наших партий, посвящённая 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Текущая информация о деятельности братских партий также подтверждает их стремление опираться на рабочий класс. Так, КПРФ с интересом следит за работой греческих коммунистов. Внимание к рабочему вопросу было одной из центральных тем выступления генерального секретаря ЦК КПГ Димитриоса Куцумбаса на Встрече в городе Ленина. Во-первых, он справедливо отметил, что победа социализма в СССР была не только результатом завоевания пролетариатом власти в октябре 1917 года, но и той героической роли, которую сыграл советский рабочий класс в социалистическом строительстве. Во-вторых, лидер греческих коммунистов, говоря о необходимости укрепления единства международного коммунистического движения, подчеркнул необходимость следовать принципу пролетарского интернационализма. В-третьих, было отмечено, что грядущая победа над капитализмом возможна только при условии, когда коммунисты будут опираться на мощные колонны рабочего класса.
Коммунисты Российской Федерации знают и высоко ценят опыт работы Португальской коммунистической партии в трудовых коллективах. Выступавший на Встрече секретарь ЦК ПКП Педро Гурейро подчёркивал, что португальские коммунисты относятся к рабочему классу не только как к социальной базе своей партии, но и как к ядру, вокруг которого формируется единство всех антиимпериалистических сил страны.
Участников Встречи привлекло выступление председателя ЦК Венгерской рабочей партии Дюлы Тюрмера. Он страстно говорил о необходимости опираться на рабочий класс, ибо «классовая борьба не знает отпусков». Международное комдвижение он призвал выработать на основе марксизма-ленинизма современную тактику борьбы с капитализмом.
Товарищ Тран Дак Лой, представлявший Компартию Вьетнама, отметил, что только опора на рабочий класс обеспечивает успех в борьбе с правым оппортунизмом, а именно он привёл к уходу КПСС в 1991 году с исторической арены, к разрушению советского социализма.
Значительное место в выступлениях занимала тема революции. Её сложность сегодня не только в том, что международное коммунистическое движение долго и трудно преодолевало шок от победы контрреволюций на просторах СССР и Восточной Европы. Не менее серьёзна другая грань проблемы: несмотря на глобализацию, сегодняшний мир очень многообразен. Разные страны находятся на разных ступенях социально-экономического развития. Следовательно, и общественные антагонизмы в них имеют различия. Но и социальное, и национальное освобождение может быть достигнуто прежде всего там, где коммунисты, как и учил Ленин, возглавят революционно-освободительную борьбу.
ВЕРНЁМСЯ к «Учредительному Манифесту Международного Товарищества Рабочих». В нём Маркс уделил серьёзное внимание кооперативному движению, в частности — кооперативным фабрикам. Их он назвал «великим социальным опытом». К. Маркс очень высоко оценивал подобный тип предприятий. Он писал: «Не на словах, а на деле рабочие доказали, что производство в крупных размерах и ведущееся в соответствии с требованиями современной науки, осуществимо при отсутствии класса хозяев, пользующихся трудом класса наёмных рабочих; они доказали, что для успешного производства орудия труда вовсе не должны быть монополизированы в качестве орудия господства над рабочим и для его ограбления и что, подобно рабскому или крепостному труду, наёмный труд — преходящая и низшая общественная форма, которая должна уступить место ассоциированному труду».
Социальными наследниками такого кооперативного движения можно назвать народные предприятия, действующие в современной России при поддержке КПРФ. В то же время Маркс предупредил, что нет оснований рассматривать кооперативные предприятия в качестве социалистического уклада в рамках капиталистической общественно-экономической формации. Он чётко указывал место и границы подобных предприятий в капиталистическом обществе: «Как бы кооперативный труд ни был превосходен в принципе и полезен на практике, он никогда не будет в состоянии ни задержать происходящего в геометрической прогрессии роста монополий, ни освободить массы, ни даже заметно облегчить бремя их нищеты, пока он не выходит за узкий круг случайных усилий отдельных рабочих».
Далее Маркс поясняет причины ограниченной роли кооперативных предприятий: «Чтобы освободить трудящиеся массы, кооперативный труд должен развиваться в общенациональном масштабе и, следовательно, на общенациональные средства. Но магнаты земли и магнаты капитала всегда будут пользоваться своими политическими привилегиями для защиты и увековечения своих экономических монополий».
Какое же сегодня социальное предназначение имеют народные предприятия? Во-первых, они являются хранителями коллективистского типа внутрипроизводственных отношений. Во-вторых, они призваны создать крайне важные образцы деятельности, выступать примером организации работы КПРФ в трудовых коллективах. В-третьих, им под силу стать школами рабочего управления производством. Особенно важно то, что есть возможности для создания рабочего, народного контроля на народных предприятиях. Накопив опыт такого контроля на народных предприятиях, можно будет распространить его и за их пределами. Например, на предприятиях-банкротах, так как их рабочие больше всего заинтересованы в точном знании и финансового положения, и реализации ресурсов своих предприятий. Но это — особая тема.
Конечно, подобные шаги не заменяют решительной борьбы с капиталом и обслуживающей его интересы властью. Народным предприятиям предстоит стать такой школой, которая формировала бы у рабочего человека не только чувство хозяина, но и умение быть хозяином.
При этом стратегические цели у коммунистов остаются теми, что определены в «Манифесте Коммунистической партии». На необходимость сохранять им верность настойчиво указывал В.И. Ленин. Он утверждал: «Мы стоим всецело на почве теории Маркса: она впервые превратила социализм из утопии в науку… Она выяснила настоящую задачу революционной социалистической партии: …организацию классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конечная цель которой — завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества».
По страницам газеты "Правда".