На фото: участники стихийного митинга в поддержку кандидата в губернаторы Приморского края от КПРФ Андрея Ищенко (Фото: Антон Балашов/ТАСС) |
В России — громкий политический скандал. В ночь на понедельник, 17 сентября, стало известно, что во втором туре губернаторских выборов в Приморье с небольшим преимуществом победил выдвиженец от «Единой России», врио губернатора Андрей Тарасенко. При подсчете голосов в течение всего времени Тарасенко плёлся сзади, но совершил буквально фантастический рывок после подсчета последних 3−4% голосов.
Его конкурент, представитель КПРФ, депутат краевого заксобрания Андрей Ищенкообвинил крайизбирком в попытке «украсть нашу победу», и объявил о начале бессрочной забастовки избирателей на Площади Борцам за Власть Советов во Владивостоке.
В понедельник вечером у здания краевой администрации, протестуя против итогов выборов главы Приморского края, собралось около двух тысяч человек. На митинге выступил Андрей Ищенко. Он объявил о начале стоячей забастовки. Ищенко заявил, что на выборах у него украли около 40 тысяч голосов.
Ищенко лидировал весь день, и, по предварительным данным, набирал 50,36% голосов. Тарасенко — с 47,13% голосов однозначно проигрывал. Однако ночью из Приморья поступили новые данные: на первое место вышел Тарасенко с результатом 49,02%, а Ищенко набрал 48,56%. В КПРФ сразу заявили о массовых фальсификациях при подсчете голосов.
Здесь надо понимать: откровенно передернув на выборах в Приморье, «Единая Россия» и ее лидер премьер Дмитрий Медведев открыто продемонстрировали, что держат избирателей за круглых идиотов. Которые не помнят, почему на выборах 9 сентября сразу в четырех регионах кандидаты от партии власти — впервые с 2012 года, когда были возвращены губернаторские выборы, — не смогли победить в первом туре.
Причиной тому стала не только пенсионная реформа, которую «Единая Россия» твердолобо продавливала в самом жестком варианте. Масла в огонь подлили еще и провалы в экономике — в частности, девальвация рубля, — и стремительный рост общего социального недовольства.
По данным сентябрьского опроса «Левада-центра», в среднем уровень напряженности и недовольства в России вырос на треть. Это рекорд, и это близко к показателям, которые фиксировались накануне дефолта 1998 года. Люди, по мнению аналитиков, справедливо спрашивают: почему мы должны жертвовать последними деньгами — копейками, которые получаем по старости, и на которые невозможно жить, — когда правящий класс и олигархи не готовы жертвовать ничем?
В такой обстановке голосование во втором туре в Приморье явно носило протестный характер. И неуклюжая игра власти на стороне «Единой России» наверняка будет иметь сильнейшее значение для регионов, где второй тур только предстоит.
Заметим, в первом туре Тарасенко обгонял Ищенко почти вдвое. И, тем не менее, де-факто проиграл ему во втором. Это означает, в трех оставшихся регионах, где второй тур пройдет 23 сентября, ситуация для кандидатов от власти еще более сложная.
Судите сами. По итогам первого тура в Хабаровском крае глава региона Вячеслав Шпорт и кандидат от ЛДПР, депутат Госдумы Сергей Фургал идут практически вровень. В Хакасии коммунист Валентин Коновалов и вовсе обогнал руководителя региона Виктора Зимина. Во Владимирской области во втором туре у действующей главы Светланы Орловой шансов чуть больше, поскольку конкурент у нее — депутат заксобрания от ЛДПР Владимир Сипягин — технический, но и там может сработать протест.
И возникает вопрос: второй тур в этих трех регионах пройдет как в Приморье? С подтекстом, что избиратели — умственно отсталые, и ничего в упор не замечают?
Чего ждать от второго тура? Как отреагирует страна на игру «Единой России», премьера Медведева, и, в конечном счете, президента Владимира Путина?
— Закон запрещает органам власти вмешиваться в ход выборов. Тем не менее, 11 сентября, в ходе рабочей поездки в Приморский край, президент Путин провел встречу с Тарасенко, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов Виктор Алкснис. — Врио губернатора рассказал о печальной ситуации с мостами в крае, и Путин обещал помочь. Проинформировал об экономическом состоянии региона: «Мы сегодня с дефицита уходим в ноль». Сказал, что надо сделать средний оклад врача 36 тысяч рублей. В итоге глава государства, можно сказать, похлопал врио по плечу: «Знаю, что у вас второй тур предстоит. Все, думаю, будет в порядке».
Фактически, Путин лично агитировал за Тарасенко — куда уж больше?! После этого в администрации президента просто не могли допустить, чтобы во втором туре победил другой кандидат. И тем самым показать, что АП не контролирует политический процесс.
На деле, в последние два десятилетия в России создана государственная система фальсификации выборов. По сути, система управляемых избирательных комиссий, в которые подобраны люди, которые никогда не посмеют оформить честный протокол голосования, и будут ждать распоряжений «сверху».
Поэтому, несмотря на видеокамеры на избирательных участках и обилие наблюдателей, честные выборы в России невозможны. Они у нас неизменно сводятся к формуле: вы выиграли выборы, а я — подсчет голосов.
«СП»: — Чего ждать от второго тура губернаторских выборов в трех других регионах?
— Думаю, что после истории с выборами в Приморье народ может взбрыкнуть. Возмутиться бесцеремонной наглостью, с которой Кремль лишает избирателей права на свободное волеизъявление. И проголосовать так, что власти мало не покажется.
Тут уж победу кандидатам-единороссам, возможно, приписать не удастся. Не исключаю, что в администрации президента, несмотря на всю ее базбашенность, сделают выводы из скандала в Приморье. И в трех оставшихся регионах не пойдут на откровенное попрание избирательного законодательства.
Неслучайно глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что во Владивосток поедет специальная комиссия, которая займется проверкой. И что результаты выборов могут быть отменены.
«СП»: — Жители Владивостока вышли на стихийную акцию протеста против фальсификаций. Выступая на акции, Ищенко заявил, что, по его данным, в пользу Тарасенко было «вброшено» до 40 тысяч голосов. Как долго продержится этот протест?
— Две трети нашего населения, я считаю, навсегда в выборах разочаровались. Они не верят, что ситуацию можно изменить. Это означает, что массового протеста из-за фальсификаций в Приморье Кремль не получит.
С другой стороны, подобные прогнозы в России — дело неблагодарное. Напомню, что в январе 1917 года живший тогда в Цюрихе Владимир Ленин — информированный человек, обладавший даром политического предвидения, — на встрече со швейцарскими политическими деятелями левого толка заявил, что вряд ли доживет до революции и таковую «увидит уже молодежь». А всего через месяц из телеграммы Ленин узнал, что в Питере — Февральская революция.
Другими словами, в России возможно, что угодно.
«СП»: — 9 сентября лидер «Единой России» Дмитрий Медведев заявил, что партия выступила «достойно». Премьер искренне в это верит, он считает, что передергиваний в ходе голосования никто не замечает?
— На мой взгляд, власть России считает население быдлом, которое никогда не выйдет с протестом. Она убеждена, что в случае чего кого-то из лидеров оппозиции посадит, и удержит ситуацию под контролем. Элита в России, замечу, вообще не допускает мысли, что система власти, которую она выстроила, может быть поколеблена и демонтирована.
Но, замечу, точно так же в подобную перспективу не верили в 1917-м члены императорской фамилии, а в 1991-м — руководители КПСС.
Нынешние представители власти точно такие же. Они живут в собственном мире, где все прекрасно, и где только жалкие кучки радикалов, не представляющие опасности, собираются на проспекте Сахарова.
На деле, Россия ждет перемен. Недовольство накапливается, и последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми.
— Кремль в Приморье вошел в административный раж, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Путин, так сказать, подписался за Тарасенко. И если чиновники, отвечающие за выборы, с этим не согласятся — их отлучат от корыта.
В результате ситуация в Приморье вызывает тревогу. Не знаю, как будет править губернатор Тарасенко, если его на этот пост все-таки продавят.
В целом, для федеральной власти ситуация складывается незавидная. На мой взгляд, мы сейчас имеем три крупных делегитимационных процесса. Первый — это пенсионная реформа, которая толкает Россию к социальному дефолту. Второй — участие президента в шапито с участием Александра Петрова и Руслана Боширова, подозреваемых британскими властями в отравлении экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. На мой взгляд, это не добавляет авторитета Путину на международной арене.
Наконец, третий процесс — как раз электорально-политический дефолт в Приморье.
С 2011 года нам внушали, что выборы в РФ «белые и пушистые». А теперь эти установки слили в канализацию. Причем, в прямом эфире, под наблюдением политического класса и политически-активных граждан.
Замечу, все это происходит на фоне резкой конфронтации с Западом. Честно говоря, это именно тот случай, когда элементарная чиновничья тупость приводит к катастрофическим последствиям.