В силу п. 17 ст. 28 ФЗ № 67 члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено.
С итогами повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края и решением избирательной комиссии Приморского края о признании результатов выборов недействительными, я не согласен в связи с имевшими место нарушениями избирательного законодательства.
На избирательных участках города Уссурийска Приморского края были осуществлены массовые фальсификации при подсчете голосов избирателей. В частности, информация, содержащаяся в заверенных копиях итоговых протоколов 19 участковых избирательных комиссий города Уссурийска (далее – УИК), полученных представителями КПРФ, абсолютно не соответствует данным, внесенным в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» (далее – ГАС «Выборы»).
Таблица сравнения 19 итоговых протоколов УИК г. Уссурийска и данных, введенных в ГАС «Выборы»:
|
Кандидат Ищенко А.С. |
Кандидат Тарасенко А.В. |
||
УИК № |
БЫЛО (копия протокола) |
СТАЛО (ГАС «Выборы»)
|
БЫЛО (копия протокола)
|
СТАЛО (ГАС «Выборы»)
|
2801 |
161 |
59 (-102) |
668 |
1900 (+1232) |
2805 |
71 |
44 (-27) |
173 |
453 (+ 280) |
2812 |
17 |
91(-74) |
794 |
1619 (+ 825) |
2818 |
239 |
456 (+217) |
579 |
1879 (+1300) |
2819 |
361 |
361 (0) |
515 |
1815 (+1300) |
2820 |
220 |
96 (-124) |
159 |
980 (+ 821) |
2828 |
91 |
91 (0) |
271 |
1283 (+1012) |
2829 |
565 |
274 (-291) |
677 |
1861 (+1184) |
2834 |
190 |
113 (-77) |
81 |
958 (+ 877) |
2838 |
233 |
233 (0) |
500 |
1900 (+1400) |
2844 |
201 |
35 (-166) |
324 |
909 (+ 585) |
2845 |
76 |
76 (0) |
256 |
1356 (+1100) |
2846 |
219 |
219 (0) |
247 |
1347 (+1100) |
2847 |
290 |
290 (0) |
431 |
1831 (+1400) |
2850 |
208 |
53 (-155) |
170 |
1000 (+ 830) |
2858 |
124 |
124 (0) |
134 |
634 (+ 500) |
2862 |
194 |
194 (0) |
233 |
1233 (+1000) |
2863 |
281 |
68 (-213) |
218 |
1392 (+1174) |
2867 |
81 |
55 (-26) |
464 |
1100 (+ 636) |
ИТОГО |
3822 |
2932 (1038) |
6894 |
25450 (+18556)) |
В результате по 19 УИК Уссурийска у Ищенко А.С. отнято 1038 голосов, а Тарасенко А.В. приписано более 18 556 голосов.
Таблица разночтений по результатам подсчета голосов в 5 УИК г. Находки и данных, введенных в ГАС «Выборы»:
|
Кандидат Ищенко А.С. |
Кандидат Тарасенко А.В. |
||
УИК № |
БЫЛО (копия протокола) |
СТАЛО (ГАС «Выборы»)
|
БЫЛО (копия протокола)
|
СТАЛО (ГАС «Выборы»)
|
1904 |
484 |
484 (0) |
811 |
1811 (+ 1000) |
1923 |
238 |
238 (0) |
482 |
1482 (+ 1000) |
1944 |
200 |
200 (0) |
142 |
942 (+ 800) |
1966 |
261 |
261 (0) |
205 |
1205 (+ 1000) |
1968 |
380 |
380 (0) |
205 |
1205 (+ 1000) |
ИТОГО |
1563 |
1563 (0) |
1845 |
6645 (+ 4800) |
Первоначально в увеличенную форму сводной таблицы ТИК г. Находки были внесены данные о том, что за Ищенко А.С. проголосовало 1563 избирателя, за Тарасенко А.В. – 1845.
В дальнейшем данные были изменены, в результате чего в ГАС «Выборы» были внесены данные о количестве проголосовавших за Тарасенко А.В., а именно, - 6645.
Данные, внесенные в ГАС «Выборы» о количестве избирателей, проголосовавших за кандидата Тарасенко А.В., не соответствуют протоколам участковых избирательных комиссий. Фальсификация этих данных привела к увеличению количества избирателей, проголосовавших за кандидата Тарасенко А.В., на 4800 голосов. Количество голосов за Ищенко А.С. оставлено без изменений.
Аналогичные нарушения закона выявлены и в г. Артёме.
По результатам внесения данных в ГАС «Выборы» итоговый протокол Артемовской городской ТИК № 3 гласит: за Ищенко А.С. – 14 130, за Тарасенко А.В. – 14 433 голосов.
Между тем, уже после внесения данных в ГАС «Выборы» результаты были изменены, а фактически сфальсифицированы, и в ГАС «Выборы» были внесены недостоверные данные об итогах голосования на нижеследующих шести УИК.
|
Кандидат Ищенко А.С. |
Кандидат Тарасенко А.В. |
||
УИК № |
БЫЛО (копия протокола) |
СТАЛО (ГАС «Выборы»)
|
БЫЛО (копия протокола)
|
СТАЛО (ГАС «Выборы»)
|
303 |
373 |
373 (0) |
353 |
853 (+ 500) |
304 |
284 |
284 (0) |
733 |
1433 (+ 700) |
318 |
199 |
199 (0) |
358 |
758 (+ 400) |
328 |
332 |
332 (0) |
357 |
757 (+ 400) |
347 |
269 |
269 (0) |
328 |
828 (+ 500) |
354 |
210 |
210 (0) |
689 |
1189 (+ 500) |
ИТОГО |
1667 |
1667 (0) |
2818 |
5818 (+ 3000) |
Таким образом, в результате фальсификации итогов голосования в ТИК г. Артёма кандидату Тарасенко А.В. было добавлено 3000 голосов. Количество голосов за Ищенко А.С. оставлено без изменений.
Всего у Ищенко А.С. отнято 1 038 голосов, а Тарасенко А.В. приписано 26 356 голосов.
Особо грубо и цинично прошли фальсификации в городе Уссурийске. Данные фальсификации стали возможны в следствии незаконных действий и бездействий Территориальной избирательной комиссии города Уссурийска. Более того, происходящие в ТИКе г.Уссурийска указывает на то, что в корректировки результатов организующая роль принадлежит именно ТИКу города Уссурийска.
Так ст. 69 ФЗ № 67 от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко регулирует порядок обработки итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях.
Согласно п. 1 ст. 69 ФЗ №67 первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса. Члены ТИК Уссурийска с правом решающего голоса от КПРФ и кандидата Ищенко были физически изолированы от этого процесса путем незаконного удержания в закрытом помещении.
В качестве причины внесения повторных вводов в ГАС «Выборы» в сводных данных ГАС «Выборы» указано – «получен новый протокол с QR-кодом».
Между тем, избирательное законодательство не предусматривает возможность внесения данных в ГАС «Выборы» на основании нового протокола. Такого понятия в законодательстве просто не существует.
В соответствии с п. 4.8. Постановления ЦИК России от 28.02.2018 N 145/1205-7 "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при представлении в ТИК протокола УИК об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" председатель, секретарь или уполномоченный член УИК с правом решающего голоса незамедлительно после прибытия вносит данные этого повторного протокола с указанием времени их внесения в соответствующий столбец увеличенной формы сводной таблицы ТИК, при этом данные из повторного протокола записываются рядом с ранее внесенными данными первичного протокола. Затем указанные данные вводятся в ГАС "Выборы".
В случае если данные повторного протокола УИК с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" поступили в ТИК по техническим каналам связи, эти данные в увеличенную форму сводной таблицы ТИК вносит и расписывается в ее соответствующей графе председатель, заместитель председателя или секретарь ТИК. При несовпадении данных первичного и повторного протоколов по какой-либо строке данные первичного протокола зачеркиваются одной наклонной линией. Затем указанные данные вводятся в ГАС "Выборы".
В случае составления ТИК протокола об итогах голосования на избирательном участке с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов" председатель, заместитель председателя или секретарь ТИК вносит данные протокола об итогах голосования в увеличенную форму сводной таблицы ТИК и расписывается в ее соответствующей графе. Затем указанные данные вводятся в ГАС "Выборы".
Таким образом, повторный ввод данных в ГАС «Выборы» был выполнен с нарушением вышеперечисленных норм и на основании документов, не предусмотренных законодательством.
Кроме того, разница во времени между введением данных на основании протоколов УИКов № 303, 304, 318, 328, 347, 354, и повторным введением данных составляет 7-8 часов. При этом, никаких повторных заседаний в этот период времени членами УИКов № 303, 304, 318, 328, 347, 354 уже после передачи протоколов в ТИК и ввода данных в ГАС «Выборы» не проводилось, а новых протоколов не составлялось.
К тому же, повторный ввод данных в ГАС «Выборы» по вышеперечисленным УИКам был произведен одновременно, что технически невозможно и свидетельствует о фальсификации результатов выборов, либо о техническом сбое в государственной автоматизированной системе.
Таким образом, данные по повторному вводу в ГАС «Выборы» не соответствуют данным результатов подсчёта, содержащихся в копиях протоколов УИК, увеличенных формах сводных таблиц ТИК, а сама процедура повторного ввода в ГАС «Выборы», произведенная в ТИКах г. Уссурийска и г. Артема по вышеперечисленным УИКам была произведена неосновательно – без установленного законом основания и предусмотренного документа, а также с грубым нарушением установленного порядка повторного внесения ГАС «Выборы».
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
В период с 2 часов ночи до 9 часов утра 17 сентября 2018 года в помещении территориальной избирательной комиссии города Уссурийска находились посторонние лица, не являющиеся членами избирательной комиссии, а именно глава города Уссурийска Корж Е.Е. и его помощники и председатель Думы Рудь. Данные лица руководили действиями председателя ТИКа и отдавали команды сотрудникам полиции.
Аналогичная ситуация была в городе Артеме, где в помещении территориальной избирательной комиссии находился глава города Авдеев А.В. и его помощники.
К тому же, в указанный период члены ТИКов в городе Уссурийске и Артеме неоднократно покидали помещение ТИКа, а избирательная документация участковых избирательных участков длительное время находилась вне контроля со стороны членов ТИКов города Уссурийска и Артема, что влечет объективно неустранимые сомнения в достоверности данных об итогах голосования вышеперечисленных УИКов и невозможность законного определения итогов голосования в данных УИКах. В следствии чего, проведение повторного подсчета голосов невозможно в силу ненадлежащей сохранности первичных избирательных документов.
Таким образом территориальной избирательной комиссией города Уссурийска были грубо нарушены все правила обработки итогов голосования, практически по всем пунктам, включая принципиальное расхождение в контрольном соотношении данных.
16 сентября 2018 года в 23 часов 58 минут территориальная избирательная комиссия города Уссурийска (Далее «ТИК» или «ТИК города Уссурийска») на своём заседании рассмотрела жалобы членов УИК
№ 2866 с правом совещательного голоса,
№ 2856 с правом совещательного голоса,
№ 2854 с правом совещательного голоса,
№ 2826 с правом совещательного голоса,
№ 2856 с правом решающего голоса,
№ 2826 с правом решающего голоса
и приняла решения их отклонить. Член Избирательной комиссии Приморского края с правом совещательного голоса Самсонов А.В. присутствовал на заседании ТИК города Уссурийска. На заседании комиссия не исследовала вопрос, не опросила членов УИК, отказала незаконно.
После данного заседания продолжился приём документов УИК, однако при этом нарушалась часть 2 статьи 80 Избирательного кодекса Приморского края, а именно данные протоколов УИК вносились в сводную таблицу ТИК не сразу после прибытия членов УИК, а с запозданием, иногда значительным. Зачастую председатели УИК скрывались за «закрытыми дверями», куда их пускали, а Самсонова А.В. нет. Так из комиссии «сбежали» председатели УИК 2828 и 2829, и другие, в том числе председатель УИК 2866, о чём Самсонов А.В. составил жалобу с входящим номером 2176 от 17 сентября 04:05
Примерно в 3 часа ночи перестала обновляться информация на сайте Избирательной комиссии Приморского края о введённых данных в ГАС «Выборы». Однако, работая с данной системой Самсонов установил расхождения между протоколом УИК 2845 и системой ГАС «Выборы», о чём им была составлена жалоба вх. номер 2177 от 21.09.2018
В это время члены УИК вводили свои данные в систему ГАС «Выборы», однако помещение ГАС «Выборов» находилось на четвёртом этаже здания, а полицейские по распоряжению неустановленных лиц не выпускали члена Избирательной комиссии Приморского края с правом совещательного голоса Самсонова А.В. за пределы первого этажа здания (не пускали на лестницу). По мнению Самсонова А.В. лицами, которые распорядились ограничить его права были председатель ТИК Михайлова Ольга Михайлова и глава администрации Уссурийского городского округа Корж Евгений Евгеньевич, который находился всю ночь в здании администрации и командовал своими подчинёнными. Около 5 часов утра председатели УИК «разбрелись» по зданию, в котором находится ТИК города Уссурийска и председатель ТИК города Уссурийска сказала ему, что не знает, где члены нижестоящих комиссий. Примерно с 5 утра до 8 утра ТИК города Уссурийска работала неактивно, или вообще простаивала, председатель ТИК сообщала Самсонову, что ждёт членов нижестоящих комиссий. Примерно в 8 утра председатель ТИК отпустила членов ТИК с правом решающего голоса по домам, перенесла документы в отдельную комнату, закрыла эту комнату и ушла. В это время в помещении ТИК в котором ночью происходил приём документов нижестоящих комиссий не все комиссии были внесены в увеличенную форму сводной таблицы ТИК, председатель ТИК перед своим уходом сообщила, что эти комиссии ещё на сдались. Это были комиссии №№2819, 2828, 2829, 2838, 2862, 2866.
Примерно в 15 часов данные из Системы ГАС «Выборы» появились на сайте Избирательной комиссии Приморского края, из этих данных следовало, что информация по 21 УИК относящимся к ТИК города Уссурийска не соответствует тем данным, которые были посчитаны в УИКах, содержатся в копиях протоколов и/или были внесены в увеличенную форму сводной таблицы ТИК. Это участки 2801, 2805, 2812, 2818, 2819, 2820, 2828, 2829, 2834, 2838, 2844, 2845, 2846, 2847, 2850, 2854, 2856, 2858, 2862, 2863, 2867. Причём по меньшей мере информация по 10 УИК из них была внесена в ГАС «Выборы» путём повторного ввода, вместо ранее введённых данных. Это участки 2801, 2805, 2818, 2820, 2834, 2844, 2846, 2850, 2854, 2867. Поскольку, повторный ввод в ГАС «Выборы» возможен только по решению ТИК, Самсонов обратился к председателю ТИК с вопросом, было ли такое решение, на что она ему ответила, что не знает. По данному факту он написал жалобу с просьбой отменить ввод недостоверных данных с участков.
Примерно в 16 часов 30 минут ТИК города Уссурийска собралась на заседание, на котором члены ТИК сообщили, что документы всех участков приняты, все участки сданы в ГАС «Выборы». Комиссия рассмотрела жалобы, описанные, выше не рассматривая их по существу отказала. Также комиссия отказала в удовлетворении жалобы Ашихмина П.Г. Также не рассматривая её по существу. Члены ТИК отказались отвечать на вопрос члена краевой комиссии принимали ли они решение о повторном вводе протоколов в ГАС «Выборы». Затем комиссия приняла протокол ТИК об итогах голосования. Член ТИК Пляскина Ольга Петровна не согласилась с итоговым протоколом ТИК и написала особое мнение
Полагаю, что в ТИК города Уссурийска было грубо нарушено избирательное законодательства, в частности статья 80 Избирательного кодекса Приморского края. Кроме того, ТИК бездействовала в части реакции на жалобы, отказалась рассматривать жалобы по существу, отказалась отвечать по существу на вопросы члена краевой комиссии. При этом в ТИК был допущен ввод недостоверных данных в ГАС «Выборы», по 10 участком путём повторного ввода. Полагаю, что данные нарушения приводят к невозможности определения действительного волеизъявления избирателей, а результаты ТИК города Уссурийска искажены и подлежат отмене.
В Чугуевском муниципальном районе Приморского края на первого секретаря Чугуевского Местного отделения политической партии КПРФ оказывалось давление со стороны главы Чугуевского района Деменёва Р.Ю. В день проведения выборов глава района пригласил секретаря МО Чугуевского района Камаха М.И. к себе в кабинет в здание администрации и стал угрожать ему, говорил о том, что если представители КПРФ на избирательных участках будут фиксировать какие-либо нарушения на избирательных участках, то у Камаха М.И. могут возникнуть проблемы с бизнесом, в чем глава района обещал поспособствовать. Таким образом есть основания полагать, что в Чугуевском районе использовался так называемые «Административный ресурс».
В территориальной избирательной комиссии Советского района города Владивостока были зафиксированы следующие нарушения избирательного законодательства, которые были допущены во время проведения повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского кря.
В участковых избирательных комиссиях №802 и №804, на которых установлены КОИБы итоговый протокол, распечатанный на КОИБе был заменен председателями на протокол, распечатанный не на устройстве КОИБ, а на ином печатном устройстве, в результате чего, данные протоколов существенно отличались от данных полученных из КОИБа.
В соответствии с пунктом 34 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данные протокола участковой комиссии об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, при наличии соответствующего оборудования передаются в вышестоящую комиссию с использованием ГАС «Выборы».
После того, как данные большинства протоколов участковых избирательных комиссий были внесены в ГАС «Выборы» членами Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Владивостока осуществлялось намеренное затягивание процесса ввода результатов голосования, содержащихся в протоколах следующих участковых избирательных комиссий: 802, 808, 810, 812, 813, 816, 831, 833, 834, 837, 838, 839, 880.
Необходимо отметить, что все данные протоколов участковых избирательных комиссий были переданы в Территориальную избирательную комиссию Советского района г. Владивостока 17 сентября 2018 года в 4.00, однако до 7.00 настоящей даты комиссия бездействовала и не вносила данные указанных протоколов.
Около 6.00 17 сентября 2018 года начальником АТУ Советского района Захарченко Сергеем Федоровичем членам Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Владивостока с правом совещательного голоса Ивановича Сергея Ивановича и Брянского Евгения Витальевича было высказано требование о необходимости покинуть здание Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Владивостока. В данном требовании ему было отказано со ссылкой на то, что еще не все данные протоколов участковых избирательных комиссий Советского района г. Владивостока были загружены в ГАС «Выборы». Однако Захарченко Сергей Федоровича такой ответ не устроил, и он продолжал требовать, чтобы Иванович С.И. и Брянский Е.В., а также доверенные лица кандидата на должность Губернатора Приморского края А.С. Ищенко покинули помещение.
Захарченко С.В. уверял, что в настоящее время в здании никого нет, однако в действительности двое членов Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Владивостока с правом решающего голоса, ответственные за введение данных в ГАС «Выборы», по-прежнему оставались закрывшись изнутри в кабинете, где находятся ГАС «Выборы».
Полагаю, что в действиях Захарченко С.Ф. могут содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 5.6. КоАП РФ.
17 сентября 2018 года около 8.00 в здание, где расположена Территориальная избирательной комиссии Советского района, прибыли сотрудники Государственной противопожарной службы Российской Федерации в форменном обмундировании. Сотрудники объявили, что у них приказ на экстренную эвакуацию лиц, находящихся в здании, и требовали от Ивановича С.И. и Брянского Е.В., а также доверенные лица кандидата на должность Губернатора Приморского края Ищенко А.С. покинуть помещение. Однако никаких признаков пожара в это время в здании не было.
Полагаю, что на членов Территориальной избирательной комиссии Советского района с правом совещательного голоса Ивановича С.И. и Брянского Е.В., а также на доверенных лиц кандидата на должность Губернатора Приморского края Ищенко А.С. было оказано административное давление. В результате прибытия сотрудников Государственной противопожарной службы Российской Федерации, данные результатов голосования по избирательным участкам № 802, 808, 810, 812, 813, 816, 831, 833, 834, 837, 838, 839, 880 в ГАС «Выборы» введены так и не были, а затем были признаны недействительными.
Также не могу согласиться с решением Избирательной комиссии Приморского края о признании результатов выборов Губернатора приморского края недействительными. Так в день голосования и во время подсчёта голосов на избирательных участках не было допущено массовых и существенных нарушений избирательного законодательства. Все нарушения избирательного законодательства и фальсификации осуществлялись в территориальных избирательных комиссиях.
Участковые избирательные комиссии завершив подсчёт голосов, выдавали членам комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям заверенные копии протоколов УИК. По полученным копиям протоколов, которые переданы вместе с поступившими в Избирательную комиссию Приморского края жалобами, можно судить о действительных результатах выборов, в том числе об результатах на отмененных участках Советского района города Владивостока. Согласно данным результатам Губернатором Приморского края избран Андрей Сергеевич Ищенко.
В связи с вышеизложенным, считаю, что у Избирательной комиссии Приморского края нет никаких законных оснований для отмены результатов выборов. Избирательная комиссия Приморского края должна отменить итоги голосования на избирательных участках, на которых допущены фальсификации, и установить результаты выборов на основании итогов голосования по оставшимся избирательным участкам.
20 сентября 2018 г. С.В. Дикусар