Первый секретарь Приморского краевого комитета КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Приморского края А.Н. Долгачев оказал помощь в установке нового памятника на месте захоронения участника Советско-японской войны Фёдора Ивановича Бурмистрова.
Инициатором установки памятника выступил родственник Фёдора Ивановича Коновалов Пётр Александрович, который озвучил свою идею в день открытия владивостокским комсомолом памятной доски на стена дома, в котором проживал Фёдор Иванович
73 года назад Фёдор Иванович Бурмистров отличился тем, что за 16 дней до Дня Победы над Японией сбил в считавшейся неприступной для противника с земли, воды и воздуха главной военно-морской базе Тихоокеанского флота японский самолёт, пытавшийся произвести таран на танкер, на котором Бурмистров служил в составе военной команды из 10 человек, отвечавшей за оборону судна.
Событие это было парадоксальным, если учесть тот факт, что император Японии Хирохито объявил о капитуляции своих войск 14 августа 1945 года, а Владивосток находился вне театра военных действий, в надёжном тылу с системой эшелонированной береговой и воздушной обороны - по этой причине японский генштаб в 30-е годы разрабатывал план штурма Владивостока с суши, учитывая, что атака с моря встретит мощнейшее сопротивление артиллерии Владивостокского морского оборонительного района.
Но лётчик морской авиации Императорского флота Японии всё-таки в одиночку долетел до Владивостока над морем, не замеченный ни постами воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), ни службой наблюдения и связи (СНИС) владивостокского сектора ПВО. Японец подлетел к Владивостоку с юго-запада, двинулся вдоль западного берега полуострова Муравьёва-Амурского, созерцая местные достопримечательности, годные для тарана, затем развернулся в районе Океанской на юг и взял курс на нефтебазу в районе Первой Речки. На рейде нефтебазы лётчику и приглянулся стоявший на рейде танкер "Таганрог", вернувшийся во Владивосток из Лос-Анджелеса с партией высокооктанового бензина для советских самолётов, поставленных американцами по ленд-лизу. Первый боевой заход был для японца неудачным, поскольку он был встречен заградительным огнём автоматических пушек "Эрликон", а выпущенная по танкеру пулемётная очередь с самолёта прошла мимо судна. После неудачного захода самолёт направился в сторону нефтяных хранилищ и железнодорожной станции нефтебазы, где развернулся и предпринял вторую попытку тарана.
Этот инцидент через 35 лет Фёдор Иванович описал так: «Спустившись над городом на низком расстоянии над домами, японский самолет вновь пошел на танкер уже с левого борта. Примерно с дистанции 800 метров самолет ударил из пулеметов по капитанскому мостику. Оценив обстановку и убедившись, что самолет-смертник идет на таран, во избежание больших разрушений и жертв на берегу, мною было отдано приказание огонь по самолету прекратить. Одновременно я вскочил в «гнездо», где была установлена автоматическая пушка «Эрликон» и с дистанции 600 метров открыл огонь, самолет загорелся и с креном на правое крыло пролетел через капитанский мостик, оборвав антенну радиостанции, а огнем из пулеметов сбив сигнальную мачту и трубу вентилятора, в 12:45 упал в воду в 15 – 20 метрах от правого борта танкера. От взрыва бензобаков самолета возник огонь на поверхности воды и образовалось большое огненное поле, угрожавшее танкеру».
Сбитый самолёт стал поводом для сомнений среди начальства - ведь не мог Бурмистров сбить японский самолёт ни где-нибудь, а над главной военно-морской базой Тихоокеанского флота. Особенно не хотел признавать этого начальник противовоздушной обороны ТОФ В.В. Суворов (хотя если бы не Бурмистров, то Суворов после успешной атаки японского лётчика спокойно бы уже не жил и не работал в своей должности и со своими погонами). Но сомнения были развеяны после того, как водолазы достали бумаги с боевыми задачами на японском языке и парашют.
За боевое мастерство, проявленное при отражении атаки японского пикирующего бомбардировщика на танкер "Таганрог", и блестящий результат стрельбы из боевого оружия, уничтожившей вражеский самолёт, капитан-лейтенант Бурмистров был награждён Орденом Отечественной войны 1 степени.
Пропеллер от сбитого самолёта был закреплён на корме "Таганрога" как военный трофей. Сегодня лопасть от него вы можете увидеть в экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота во Владивостоке.
Фёдор Иванович родился 17 октября 1908 года в селе Коньтеево Буйского района Костромской области. Пришёл на ТОФ с Балтийского флота в 1935. Служил командиром торпедного катера в бухте Улисс, в Бригаде торпедных катеров в бухте Козьмино, затем помощником капитана по военной части на пароходах "Восток", "Варлаам Аванесов" и "Таганрог" Дальневосточного государственного морского пароходства, которые выполняли рейсы в США. После войны Фёдор Иванович служил в Даляне, в 1956 году уволился в запас, проработал заведующим лабораторией в Морском государственном университете им. адмирала Г.И. Невельского. Умер незадолго после распада Советского Союза, 29 мая 1992 года, в возрасте 84 лет во Владивостоке.
После нападения японской эскадры 6 марта 1904 года на Владивосток, город оставался неприступным для противника. И в этом большая заслуга таких людей, как Фёдор Иванович Бурмистров, поставивших служение социалистическому Отечеству превыше всего.