При подобных отказах несистемная оппозиция бьется с властями до последнего — предлагает на выбор иные точки проведения митингов, порой даже в ущерб себе: на задворках города, в спальных районах, где они никому не нужны (например, Люблино, куда часто любит отправлять мэрия Москвы), либо вообще в лес — в так называемый Гайд-парк в Сокольниках, со всех сторон окруженный густыми деревьями. Бывали и случаи, когда удавалось достичь компромиссов с представителями мэрии. Не совсем в центре, так хотя бы возле него: например на Суворовской площади перед Театром Советской армии. На безрыбье, как говорится, и рак рыба.
Как это ни странно, с отказом в проведении санкционированных митингов сталкиваются и системные оппозиционеры. В Москве это чаще всего коммунисты.
Из самого свежего. 13 марта 2019 года КПРФ поступил ответ из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы на уведомление о проведении 23 марта Всероссийской массовой общественно-политической акции под лозунгом «Защитим социально-экономические права граждан». Коммунистам сообщили, что на заявленной площадке (площадь Революции) в указанный день состоится Московский культурный форум. А соответственно — никакого вам митинга.
«Митинг все равно будет проведен! В любом случае! Несмотря ни на какие запреты! Следите за информацией! То, что власть испугалась роста популярности КПРФ и будет и дальше всячески мешать, это понятно! Можно запретить один адрес, можно второй, но мы найдем место и способ провести протестное мероприятие и защитить права москвичей!» — сообщил на своей странице Facebook ответственный в столичном отделении КПРФ за организацию акций протеста, депутат Мосгордумы Николай Зубрилин.
Daily Storm связался с Зубрилиным, который пояснил, что изначально мэрия предложила провести митинг на улице 1905 года у Памятника героям революции 1905-1907 гг. КПРФ такой вариант не устраивал, поскольку площадка имеет малую вместимость.
«Нормы не позволяют. На квадратный метр должно быть не более двух человек. Такую норму мы там не сможем соблюсти. В итоге пошел разговор о проспекте Сахарова. Проведем митинг там», — объяснил депутат.
Но не каждый раз все складывается так гладко. Выход из проблемы, как оказалось, можно найти. Правда, в конечном итоге его не поддержат представители правоохранительных органов и судебной системы. В законодательстве есть лазейки, которыми явно не от сладкой жизни порой пользуется парламентская оппозиция. Точнее, это даже и не совсем лазейки, а законное право депутата осуществлять свою парламентскую или муниципальную деятельность. Речь идет о встречах депутатов Госдумы с избирателями (ФЗ-3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы») и о собрании граждан (ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Собрание граждан или несанкционированный митинг?
Для понимания. Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг понимается как «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».
То есть скопление оппозиционно настроенных граждан, публично выражающих свои политические предпочтения и несогласие с проводимым властями курсом, — это митинг, который необходимо согласовать. В январе текущего года экоактивисты в Москве столкнулись с проблемой. Столичная мэрия не согласовала ни одну из двух заявок на проведение митинга 3 февраля в день Всероссийской акции протеста против мусорной политики.
В данном случае мы не рассматриваем мероприятия, которые организованы самими представителями властей: они всегда получают согласование без каких бы то ни было проблем.
Что такое собрание граждан?
По 131-му федеральному закону о принципах местного самоуправления, собрания граждан на части территории местного муниципального образования могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления.
Еще один формат публичного мероприятия — встреча депутатов Государственной думы со своими избирателями.
По мнению властей, оппозиционные депутаты слишком часто злоупотребляли этим правом, таким образом маскируя под встречу самый настоящий митинг. В июне 2017 года вступил в силу новый закон. Ранее депутату не требовалось согласовывать с органами местной власти свои встречи, теперь же парламентарий вынужден уведомлять о таких мероприятиях не ранее чем за 10 дней и не позднее 5 дней до планируемой встречи. При этом за воспрепятствование проведению встречи депутатов с гражданами была введена административная ответственность. Так встречи депутатов с избирателями приравняли к митингам.
И здесь, как оказалось, никто не застрахован от того, чтобы внезапно выйти за рамки правового поля. 22 января 2019 года депутаты Госдумы от КПРФ устроили встречу с гражданами перед посольством Японии. Акция была приурочена к переговорам между нашими странами о возможной передаче Курильских островов. Заранее согласованная акция в момент ее проведения внезапно для многих превратилась в… несанкционированный митинг. Полицейские забрали десяток людей в автозаки и даже дважды задержали и поместили в свою машину депутата Государственной думы, коммуниста Алексея Корниенко.
Ответственный в московском отделении КПРФ за организацию акций протеста, депутат Мосгордумы Николай Зубрилин в беседе с Daily Storm заявил, что органы охраны правопорядка совершенно вольно трактуют федеральный закон о митингах. По его мнению, в случае с посольством Японии полиция явно нарушила законодательство Российской Федерации по устному приказу кого-то из вышестоящих чинов.
«Органам правопорядка нужно привыкнуть к тому, что есть законная парламентская, закрепленная с юридической точки зрения оппозиция. Это не страшно, что она жестко критикует действующую власть. Эта практика проверена столетиями на Западе и должна у нас уже давно прижиться — другого пути нет. Нельзя хватать людей за критику органов власти, иначе мы зайдем так далеко, что окажемся отброшенными на десятки лет назад», — считает Зубрилин.
Также депутат напоминает, что буквально через несколько дней КПРФ проводила аналогичную встречу парламентариев с гражданами у посольства Венесуэлы в поддержку Николаса Мадуро. Никаких задержаний там не было, и акция прошла в спокойной обстановке.
«Мы имеем дело с избирательным принципом отношения полиции к проведению встреч депутатов с гражданами. Команду они выполняют, конечно, негласную, со стороны вышестоящих политических структур или начальства МВД», — убежден депутат.
Из всего вышесказанного следует один простой вывод, который каждый читатель должен был успеть сделать для себя сам. Если правоохранителям и судьям очень хочется превратить законный митинг, собрание граждан или встречу депутатов с избирателями в несанкционированное мероприятие — это, как оказалось, не так уж и сложно. Было бы желание и команда сверху.