Два события пришлись на один из минувших дней. Первое в Казани — большой совет по поводу национального проекта в жилищном строительстве и среде обитания. Второе — в Самаре, где среда обитания в очередной раз напомнила о себе. В тот день рванула труба теплосетей на пересечении проспекта Ленина и улицы Осипенко. Два человека получили тяжелейшие ожоги, ведь кипяток хлестал во все стороны. А до этого ещё одна труба на Ташкентской оставила без тепла десятки домов, тысячи самарцев. И между двумя этими ЧП было ещё с десяток кипятковых фонтанов меньшего значения. А также немало разного рода чиновничьих посиделок по разным поводам.
МЕЖДУ ЭТИМИ чрезвычайными происшествиями и чиновничьими слётами ветеран Самарского областного партийного отделения Михаил Маслянцев усматривает прямую связь.
— Чем больше в стране суеты и звонких речей во время разных там конференций, форумов, заседаний, приседаний, тем чаще что-то взрывается, горит и тонет. У чиновников в этой заседательской сутолоке, видимо, руки не доходят до повседневной хозяйственной работы. Даже самолётные трапы начали ломаться, чего я вообще не припоминаю на своём солидном веку…
В такой ситуации впору выразить сочувствие губернатору области Дмитрию Азарову, которому гнилые трубы не дают толком поговорить и позаседать в компании приличных людей. Во время первого кипяткового половодья глава региона уехал в Москву. Метрового диаметра труба рванула тогда второй раз. Интернет возмутился. Самара почти гибнет, а губернатора нет. Впору караул кричать…
— Несмотря на запланированные важные для региона встречи в Москве завтра, принимаю решение о прерывании командировки и возвращении в регион. В телефонном режиме дал поручения о дополнительных мерах по ликвидации аварии и мерах поддержки населения, — этот отклик Азарова немедленно появился в соцсетях.
Это надо же — из Москвы углядел, что нужны меры не только необходимые, но, кроме них, ещё и дополнительные. И не просто позвонил и сказал, что возвращается, а принял решение. Поручения давал не по телефону, а в телефонном режиме. Какой дивный слог, сколько пафоса, солидности, экспрессии! И о народе не забыл…
А ведь по сути всё это — надутые щёки и словесные пузыри.
Дмитрий Азаров ещё молодой человек, где же он всего этого поднабрался?
Было где. До этого служил министром, мэром Самары, сенатором. Стойко выдержал все совещания, заседания, расширенные и обычные советы, а ещё форумы, конференции, симпозиумы. И сам научился говорить солидно, весомо, убедительно. Ведь пример есть с кого брать. Имею в виду не только президента, хотя и его тоже как главного путешественника и заседателя. Но и среди прежних высоких самарских начальников есть мастера слова и заядлые землепроходцы.
При вступлении в должность врио губернатора Азаров перечислил своих предшественников и выразил всем благодарность. Правда, непонятно за что. И всё-таки первый самарский губер Константин Титов растрогался почти до слёз. Думал, о нём уже забыли, несмотря на полтора десятка послужных лет на высокой должности. Ан нет — помнят! Да и как не запомнить этакого непоседу. То он в Лондон отбывал, то в Южно-Африканскую Республику, то ещё на какой-нибудь край света. А уж Россию исколесил до самой Камчатки. И всё по делам…
Азаров использует пока только часть богатого опыта своих предшественников. Безудержно путешествует в основном по России. Только вернулся из Москвы к разорванным трубам, как надо ехать в Казань. Только вернулся из Казани, тут же город Сочи поманил инвестициями для региона. Из Сочи отрапортовал самарскому народу, что инвестициями запасся. И вот снова родная Самара.
После этого я пытливую тропу Азарова уже не отслеживал: надоело головой вертеть то в одну, то в другую сторону. Впрочем, вся страна вертит, не успевая за нашим прытким национальным лидером и сопровождающими его федеральными и региональными чиновниками. Больше всего нашему гаранту полюбились всё те же Сочи, где на горных лыжах можно взвихрить снежок на крутом склоне, бросить через собственное бедро дважды олимпийского чемпиона и забить шайбу в компании с белорусским президентом после трёхдневных напряжённых переговоров. О чём договорились, прозвучало как-то неотчётливо. Ну так это и не важно.
Важен процесс!
Именно его наблюдает любознательный россиянин на протяжении последних двух десятков лет. Процесс на разных уровнях, разной продолжительности и содержания. Но с одинаковым никчёмным итогом, если судить по деградации страны. Возможно, встречи национальных лидеров полезны даже без каких-то протоколов и соглашений, просто для взаимной приятности и укрепления, как раньше говорили, дружбы народов. Но ведь остальным чиновникам когда-то и работать надобно. Тут же слышу ответные голоса, что они не просто катаются из конца в конец и переливают из пустого в порожнее, а налаживают межрегиональные связи, инвестиции, инновации и так далее в том же духе. А глава государства должен советоваться с региональными лидерами, вырабатывать перспективы, прояснять горизонты.
Ну и что же напроясняли эти граждане за последние двадцать лет в сфере того же долевого строительства, о котором был разговор в Казани?
ЭТОТ ВОПРОС сотням обманутых дольщиков Самары лучше не задавать во избежание ненормативной лексики. Данные надоедливые граждане должны были умолкнуть ещё во времена губернатора Меркушкина. Он клятвенно заверял президента, что не сегодня, так завтра ни одного обманутого дольщика в Самарской области днём с огнём не отыщешь. Видимо, за такой безудержный оптимизм и отвагу в сфере долевых мечтаний получил прежний губер орден Александра Невского из ласковых президентских рук.
Когда Азаров начал временно исполнять обязанности руководителя региона, то обнаружил обманутых дольщиков в большом количестве. И сразу энергично взялся за дело. Помнится, до глубокой ночи обсуждались пути решения перезревшей проблемы, сроки сдачи объектов и судьбы обманутых дольщиков. Кому повезло — получили квартиры.
— Но наши надежды оказались напрасными, — сетует Ольга Родина, а вместе с ней ещё полторы сотни бедолаг фирмы «Эл-Гранд». — Начатое строительство дома на пересечении улиц Чкалова и Садовой не двигается с места уже почти два десятка лет. Недавно даже котлован засыпали глиной из соседнего участка. Это же дешевле, чем возить её на край города. Отменяются или не выполняются ранее принятые решения. Складывается впечатление, что уже не губернатор контролирует долевое строительство, а какие-то другие люди.
А губернатор выиграл выборы, потерял приставку «врио», и закрутило его в водовороте неотложных дел то за тысячу километров, а то и за две от родного города. Между тем судьбу обманутых дольщиков надо решать не в Москве и не в Казани, где президент грозил пальчиком по этому поводу региональным начальникам. И даже не в Сочи, откуда, того гляди, хлынут инвестиции на берега Волги. Решать надо в Самаре, причём не на окраине города, а в самом центре. От местного дома правительства до засыпанного глиной участка и километра не наберётся. Но с марта 2000 года, когда теперешний национальный лидер впервые стал президентом, в Самаре «рулит» уже четвёртый губернатор, а на участке, выделенном в те времена под строительство, только словесный туман клубится над выросшими за это время деревьями. Как сообщается в местной прессе, число проблемных объектов в ближайшее время ещё увеличится на добрый десяток.
Конечно, какие-то дома успешно строятся и в Самаре, и в стране, но другие трещат по швам. В Питере даже университет чуть не придавил студентов рухнувшими стенами и перекрытиями. А крыши проседают под давлением снега повсеместно. И трубы рвутся тоже куда ни глянь. Так что среда обитания активно напоминает о своём существовании. Но ещё больше достаёт каждого из нас социальная среда. Неустанно растут цены на всё и вся. Взвинтили пенсионный возраст, внедрили поборы на твёрдые отходы. Будем теперь ждать на мягкие или ещё на какие другие. Одновременно набирает темпы заседательский зуд.
В самом напряжённом ритме трудится московский коллектив самарского полпредства при президенте и правительстве, руководит которым гражданин в ранге вице-губернатора. Полпредство, кроме других дел, выполняет важнейшую государственную задачу: обслуживает прибывающего в столицу главу региона и других чиновников рангом пониже. В гостиницах им останавливаться западло, как принято выражаться в кругах, сходных по замашкам. Сотни миллионов рублей, которые на это учреждение уже угроханы, и другие сотни, что ежегодно съедает местная футбольная команда, могли бы обеспечить бесплатный проезд ветеранам на городском транспорте, сохранить и другие оттяпанные у них льготы. И на пособия детишкам ещё бы осталось. Но полпредство вместе с футбольной командой и другими забавами — престиж региона. Это те же надутые щёки наших чиновников. Им нет дела до того, что по другим щекам текут слёзы…
Как утверждает известный самарский экономист Виктор Чаркин, публика, которая пришла к власти, умеет только пускать пыль в глаза бесчисленными совещаниями, форумами и прочими показушными мероприятиями. Она некомпетентна настолько, что не отличает государственное регулирование от вмешательства в экономические процессы.
— Весь мир занимается регулированием экономики, а наши либералы заучили мантру «не надо кошмарить бизнес» и думают, что рынок сам всё разрулит, — говорит Виктор Степанович. — Под нескончаемую болтовню угробили птицефабрики и крупный рогатый скот. Развалены тысячи промышленных предприятий, а те, что уцелели, проданы с потрохами иностранным компаниям.
ЭТОТ печальный вывод опытного экономиста подтверждают известные самарцам факты. Металлургический завод, где были оборонные технологии, теперь принадлежит американцам. АвтоВАЗ — французам. Известная в прошлом всей России конфетная фабрика — швейцарцам, а может, уже и кому-то другому. И так не только в Самаре — по всей стране. Зато на днях город Чапаевск, что километрах в сорока от Самары, попал в число населённых пунктов опережающего развития, названных правительством. Пока что он всех опередил по деградации. Ни в городе, ни в его окрестностях давно уже ничего не развивается. Так что «опережать» некого. Зато как звучит и звенит! А на горизонте маячит новая волна управленцев — звонарей. Этих будущих лидеров России учат те, кто сами умеют только разваливать и торговать страной как оптом, так и в розницу.
Народу всю эту болтовню терпеть уже надоело. В Самаре и в других городах идут митинги протеста.
— Обычно их активность приходится на весну, но народ не страшат ни лютые морозы, ни метели. Причём его гнев прорывается акциями протеста даже в небольших городах, — говорит первый секретарь обкома КПРФ Алексей Лескин. — Недавно прошёл митинг в Новокуйбышевске. Главное требование — остановить рост цен, вернуть льготы ветеранам, всех титулованных болтунов — долой!
На днях сходил на площадку, выделенную «Эл-Гранду» много лет назад для возведения дома. По свежевыпавшему снегу между высоченных деревьев петляют чьи-то следы. Уж не Азаров ли тут примеривался, как побыстрее выполнить наказ президента, данный в Казани? Но Дмитрий Игоревич, оказывается, снова в Москве. Видимо, встречается с теми, с кем не удалось пообщаться в интересах региона в прошлый приезд из-за прорыва трубы. Но что-то о таких встречах ничего не сообщается. Зато ТВ повествует о том, что господин Азаров руководит заседанием рабочей группы по вопросам развития культуры в масштабах всей страны.
Ну вот, и до культуры добрался.
А в Самаре вместе с трубами начали течь крыши. Народ не успевает вёдра подставлять и тазы. Из 516 вроде бы существующих бригад ежедневно очищает крыши не более 140. Одна женщина в окрестностях областного центра уже погибла под снежным завалом, тяжело травмирован молодой человек. Конечно, есть в Самаре и области министры, мэры и прочие пэры, но ведь большинство из них прошли через губернаторское сито, потому и претензии народ адресует главе региона.
Завтра тоже что-нибудь рухнет, потечёт, взорвётся или вспыхнет — без этого не проходит ни дня. Где и на каком совещании будет в это время губернатор и какую очередную президентскую задачу будет выполнять за тридевять земель, даже предполагать не берусь. Россия велика, а заседаний и нерешённых проблем с каждым годом становится всё больше. Но терпение у людей уже на пределе. Всё чаще и громче, перекрывая пустопорожние речи и сопровождающие их аплодисменты, гремит из конца в конец голос народа:
— Долой!