3 апреля в Госдуме был вынесен на обсуждение законопроект КПРФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо».
Рашкин В. Ф., фракция КПРФ:
Уважаемые коллеги, резкое, буквально резкое повышение цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке в первом квартале прошлого года вызвало недовольство не только населения (оно выходило на площади, оно было в пикетах, отправляло в отставку Правительство Российской Федерации, добирались же до фамилии Путина), но и экономика показала резкое снижение, потому что цены на горюче-смазочные материалы, они напрямую входят в себестоимость, транспортировку, влияют на цены товаров, которые на прилавках, и также влияют на бизнес, на все услуги. И это понятно, что данные два законопроекта, они касаются напрямую потребителей.
При этом причина роста цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке носят преимущественно не рыночный характер.
Вот когда нас постоянно отправляют в этот базар, мол, рынок всё отрегулирует, не рыночный, подчёркиваю, характер, а связанный с реализацией налогового манёвра, предусматривающего одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин на нефть. То есть искусственно Правительство Российской Федерации через нормативы эти регулирует цены на внутреннем рынке, причем в сторону его увеличения.
В настоящее время рынок нефти и нефтепродуктов регулируется государством, посредством налоговой политики и установления акцизов и пошлин.
Однако, как показала ситуация с налоговым маневром в русле реализации соответствующей политики, была сделана ставка на поддержку экспортов нефти и нефтепродуктов в то время, как рядовые потребители были поставлены в уязвимое положение и мы получили скачок цен на внутреннем нашем рынке.
Вот в связи с этим представляется необходимым нам с вами законодательно обеспечить механизм, направленный на защиту интересов рядовых потребителей. Законопроектом предусмотрено введение государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также торговых надбавок к ценам на них, путем установления их в предельных уровнях правительства.
У нас был спор и на комитете, и в заключениях, какие есть у нас законные основания принятия данного нормативного документа данного закона. Вот прошу обратить внимание.
Первое. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года номер 381 и Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют цену на продаваемые товары. Вместе с тем, подчеркиваю, вот здесь внимание, в силу части 4 названной статьи государственного регулирования цен на отдельные виды товаров может устанавливаться другим федеральным законом. То есть данные два закона абсолютно на конституционном основании, на основании наших принятых федеральных законов мы должны и обязаны на сегодня, на мой взгляд, и принять, то есть абсолютно конституционные эти законы.
Второе. Обращаю внимание, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов» Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. Тоже нормативный документ, который позволяет нам сегодня принять закон и первый, который доложил Нилов, и вот этот закон.
Таким образом, данный закон говорит о том, чтобы Правительство Российской Федерации рассматривало на своих заседаниях и регулировало цены на горюче-смазочные материалы, регулировало. Да, есть соглашение, которое подписало сегодня Правительство Российской Федерации, Минфин и нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и торговые сети, реализующие горюче-смазочные материалы. Что это такое, как не закон? Что это такое, как не рыночный механизм? Село правительство, сели производители, договорились, что, вот, мы будем сдерживать цены, и они будут не выше таких-то до такого-то периода, вот сейчас до марта, потом до июня сейчас. Зачем нам эти соглашения, когда есть нормальная ситуация? У нас абсолютно законные права, которые уже отрегулированы федеральным законом 381 и отрегулированы указом президента, и мы можем нормально принять данный закон?
Поэтому сегодня просьба поддержать эти предложения, чтобы не было дополнительной работы у Правительства Российской Федерации, не надо было собираться в каких-то кабинетах, вести переговоры с нефтедобытчиками, с нефтеперерабатывающими структурами, заводами и предприятиями, с сетями, с торговыми сетями, значит, на колонках, которые завозят все остальные… Четко и однозначно: есть закон, он, этот перечень в правительстве уже все равно есть, там в этом перечне товаров, которые требуют регулирование государственное по ценам, нет только бензина, солярки, горюче-смазочных материалов, давайте его впишем туда нашим законом и снимем данный вопрос. Снимем, нет никаких у нас сегодня сдерживающих моментов, чтобы не принять этот закон. Ещё раз, Конституция, федеральный закон, указ президента и уже существующий перечень товаров, на которые регулируются цены государством. Спасибо.
Иванов Н.Н., фракция КПРФ:
— Вопрос к Олегу Анатольевичу. Уважаемый Олег Анатольевич, инициатива хорошая и ваша, и Олега Фёдоровича Рашкина, эти инициативы давно требуют реализации, ведь от цен на топливо прямо или косвенно зависят цены на все остальные товары. Но что вызывает тревогу? Вот если государство вмешается в ценообразование, то это неминуемо вызовет снижение качества топлива, так как поставщики, нацеленные на излечение максимальной прибыли, не готовы эту прибыль терять. Скажите, какие механизмы предусмотрены в вашем законопроекте, которые будут побуждать поставщиков топлива продавать качественный продукт по честной цене или опять ограничится все административными штрафами?
Спасибо.
Нилов О. А., «Справедливая Россия»:
— Ну, в этом законе, конечно, мы не можем вести речь ещё и о качестве топлива, о возможных каких-то других нарушениях, есть недолив топлива, есть много проблем, которые должны регулироваться отдельными законами. И отдельные меры, жёсткие меры, я считаю, нужно предпринимать, нужно повышать эту ответственность. В этом законопроекте мы говорим только об одном, о гарантии неповышения розничной цены больше, чем на 5 процентов.
А то, что существуют, к сожалению, и какие-то подпольные заводы, подпольные бензозаправки, вот такой серый теневой бизнес. Ну, да, существует, с этим надо бороться. Но главное я хочу что сказать, что это сверхприбыльный бизнес. И здесь, значит, вот за счёт потребителя получать сверхприбыли, я подчёркивают это, речь идёт не просто о рентабельности производства. Здесь просто кто-то хочет и получает сверхприбыли. И мы должны ударить по этим наглым рукам, да, и ограничить эту сверхприбыль просто прибылью, не больше и не меньше. Вот в чём задача. Но всё будет зависеть от голосования, коллеги.
И я предлагаю защитить потребителя и заставить правительство найти способ, как обеспечить вот и рентабельность для наших нефтяников — производителей и защитить интересы.
Да, возможно, чуть меньше нужно будет получить акциз или еще какие-то налоговые поступления, но это придется делать по-любому. Спасибо.
Харитонов Н. М., КПРФ:
— Уважаемый президиум, уважаемые коллеги, от фракции. Наверное, многие сидящие здесь, кто были в первой, во второй и третьей Думе, помните, как мы вот с этой трибуны просили и уговаривали: никакой оптимизации образования, здравоохранения (мы об этом говорили), никакой купли-продажи земли. В итоге что получилось? 40 миллионов гектар сельхозземель сегодня гуляет. У нас в России было 153 тысячи сельских поселений, из них сегодня или в них более 20 тысяч люди не живут, в сельских территориях.
Сегодня, я думаю, сидящие в зале, пусть половина зала присутствуют, но прекрасно понимают, о чем идет речь. Я вам напомню, что в советское время мы добывали нефти 650 миллионов тонн. Но 400 миллионов тонн оставалось в стране: перерабатывали на солярку, на бензин. И многие сидящие помнят, 6 копеек бензин, 4 копейки солярка, и практически по жилищно-коммунальным делам мы даже и не знали, сколько у нас высчитывали за ЖКХ.
Вот я утром заикнулся о своей внучке (МГУ), здесь вот сидящие: и Жуков, и Мельников, и другие, и Жириновский, и Карпов учились тогда, когда стипендия была 33,50, и отличники получали и те, кто спортом занимались, по 40 рублей. Я в такой ситуации был только не в МГУ, а в Новосибирске.
Сегодня в МГУ в год надо платить 330 тысяч. А почему сегодня в Швеции, в Норвегии образование бесплатное, здравоохранение бесплатное? Да, в Норвегии население поменьше. Да, Норвегия добывает 1 процент от мировой добычи нефти. Но вы же понимаете, о чём мои коллеги передо мной выступали и говорили. Вот у меня книга «Коммунизм в изложении для детей», барышня написала Бинни Адамчак. Что такое капитализм? Сейчас капитализм распространился уже по всему миру и называется он так, потому что речь идёт о господстве капитала.
Что такое коммунизм? Коммунизм — это общество, искореняющее все недуги, от которых страдают люди при капитализме. Это пособие для детей. В 15-20 лет почитают наши дети вот эти учебники и окончательно поймут, что такое на самом деле идеи коммунизма, их порой извращают.
Я помню выборы президента 2004 года, когда я был кандидатом. И сегодня акулы — журналисты и телепера, они тогда мне под бок пытались задать вопросы: вот вы, коммуняки, коммунисты, придёте, опять все отберёте. Я им отвечал: «Отбирать ничего не будем. Просто всё то, что произошло при бандитской чубайсовской приватизации, мы попросим всех владельцев реальную стоимость вернуть в бюджет государства». И всё, вот такой мы был ответ.
И вы сегодня прекрасно, уважаемые коллеги, понимаете, энергоносители в себестоимости любого производимого товара занимают около 40 процентов. Мы половина, и я, одномандатник, избранный по Краснодарскому краю, но вы же понимаете. И мы приедем домой, и вот это два закона, их объединили, они идут, так сказать, приоритетно. И «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», и КПРФ, и ЛДПР присоединяются. Но мы же вам говорим, что надо делать, вы вновь не хотите.
Сегодня Послание президента выслушал, и вы все были. Я когда выходил, авторам, кто писал Послание, говорю: «Дорогие друзья, хорошо написали, хорошо выступил, но то, о чём говорил президент, и к чему призывает, мы уже жили в той жизни, и ФАПы были, и школы были в малых, в больших деревнях. Рухнуло всё». Не вы, другие депутаты находились в этом зале, либеральные демократы. Сегодня говорим, ну, давайте немножко приструним владельцев, но половина то, что, значит, углеводороды продаются, 8 триллионов остаётся в карманах. Но вы же прекрасно понимаете.
И почему сегодня недовольство такое народа, и почему такое голосование по выборам губернаторов? И это будет продолжаться. Люди сегодня прямо тут… Вчера передо мной выступали, говорили наши товарищи, людей не интересует сегодня Украина, кто там будет президентом, не интересует абсолютно. Людей интересует Дальний Восток. Вот завтра наши коллеги будут выступать. Ежегодно 17-20 тысяч уезжают.
Почему? Президент призвал: Дальний Восток, XXI век, это наши ворота. Почему люди уезжают? Билетов на самолеты нет, рейсов мало, не отдохнуть ни с детьми, ни без детей, а мы тут практически потакаем тем, кто наживается на государстве. Но в Конституции написано четко: природные ресурсы принадлежат народу. Как из земли достали, у народа ничего нет. Мы с вами потакаем. Вот этот сегодня рубикон, 5-й, 6-й номер сегодняшней повестки, как раз вот нашу ответственность сегодня покажет нашим избирателям.
Я не знаю, какие установки вам дали вышестоящие товарищи. Понятно, что председатель единой партии, председатель сегодня правительства. Я всё пониманию, но мы же парламент, но мы же должны немножко хотя бы поперек когда-то за своих избирателей вот с этой трибуны поболеть. Я вас призываю: проголосовать необходимо, проголосовать первое чтение, а потом будем разбираться что и как, и почему.
Сегодня, еще раз напоминаю, всё, что происходит удорожание в магазинах, 40 процентов в элементах затрат энергоносителей. И вы лучше меня это знаете. Проголосуйте, друзья, не бойтесь. У нас главный, будем говорить руководитель, это наш избиратель. Вот перед ними нам потом стоять, а отвечать будет нечего. Спасибо.
Рашкин В.Ф., КПРФ:
— Спасибо большое.
Голос сорвёшь, пока докажешь, что надо принимать эти законы, ну абсолютно.
Спокойно, но давайте еще раз вернемся к аргументации, которая прозвучала от «ЕДИНОЙ РОССИИ», якобы некорректно и юридическая неопределенность. Ну, что значит «некорректно»? Регулировать цены «корректно» или «некорректно»? Корректно. Юридическая неопределенность. Юридически определено.
Вы хотите сказать, что Путин, он неграмотен юридически? Что Правительство Российской Федерации и вы же, «ЕДИНАЯ РОССИЯ», приняв федеральный закон 381 о регулировании товаров и перечень, который поручается правительству определять, это не юридически? Или вы хотите сказать, что указ президента номер 221, который поручает правительству этот список утверждать, он некорректен или юридически не выверен? Мы о чем рассуждаем?
Вы просто сами себе противоречите, «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Вы же проголосовали за данный закон 381-й, вы под козырек берете указ президента, и сегодня вы же обвиняете и президента, и себя в том, что этого делать нельзя, это, видите ли, не рыночно. Какие же еще рыночные механизмы вам нужны?
Рыночные ли механизмы налог на добычу, который повысило Правительство Российской Федерации? Рыночный ли механизм, когда экспортная пошлина снижается и понятно для чего, и не надо лукавить? Ведь этот механизм в прошлом году был введен, повысили налог на добычу и снизили экспортную пошлину. Деньги за рубежом, вывезли, и огромнейшая прибыль оседает в кармане единиц.
Не важно, что цены повысились на горюче-смазочные материалы, это уже никого не интересует и вас, в том числе, я об этом прямо говорю, не важно. Главное изъять из карманов народа, населения, наших избирателей и переложить это в кармашки единицам, одному проценту тому, который вот сегодня сказали, иностранцам, и все. Народ кричит и говорит, ну что вы творите, что делаете? Это рыночный механизм, это регулируется. Не может быть рынок — базар без нормативных документов, без законов, рынок просто не работает вот так.
Мы говорим, что в соответствии с федеральным законом. Да? Да. Мы говорим, в соответствии с указом президента. Да? Да. Механизм предложили? Предложили. Вы предлагаете опять правительству в июне месяце сесть, пригласить нефтяников, пригласить торговцев и давайте договариваться. А на каких основаниях? Давайте в преддверии этих договоров просто им говорим, приняли законы, правительство выполняет. Четко, однозначно, понятно для населения.
Экономика вздохнет, но мы же с вами статистику читаем. Вот будет премьер-министр этот самый… Медведев у нас здесь отчитываться. Чем? Снижением экономических показателей? Снижением товарного производства? Повышением цен выше инфляции? Значит, этим будет отчитываться? Высокие… значит, увеличение долгов по заработной плате, увеличение митингов на улице, этим он будет отчитываться? Да за этот отчет он одну награду должен получить у нас здесь в Госдуме — это отставку Правительства Российской Федерации, больше он ни на что не заслужен, ни на что.
Мы хотя бы предлагаем сейчас, почему горюче-смазочные материалы важны? Почему вот этот вопрос наиважнейший? Потому что он касается всей экономики, он касается доходов населения, он касается будут беднеть дальше наши граждане, наши избиратели или нет. У нас сегодня полстраны нищих, это наши с вами избиратели. Официальная статистика Правительства России, Медведева — 21 миллион за чертой бедности.
Давайте этим законом остановим это безумие, самое настоящее безумие. Мы предлагаем вам просто спокойно взвесить всё, не противоречить Президенту Путину, правительству и вашим же законам, принять эти законы. Спасибо.
***
По итогам голосования законопроект не был принят.