Кабинет министров рассматривает возможность выделить 190 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), чтобы компенсировать выпадающие доходы госбюджета. Бюджет недополучит эти деньги из-за льгот нефтяным компаниям, якобы «пострадавшим» от заморозки цен на заправках. Ситуацию комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.
Давайте сначала разберемся, почему правительство России решило наделить наших нефтяных баронов очередными льготами. Действительно ли они от чего-то «пострадали»? События развивались так:
Шаг 1. В прошлом году под влиянием роста мировых цен на нефть стоимость топлива на российских заправках значительно выросла.
Шаг 2. Реагируя на это, правительство после длительных переговоров заключило в ноябре 2018 года соглашение с нефтяными компаниями, и цены были заморожены.
Шаг 3. Нефтяные магнаты заявили о своих убытках от фиксирования внутренних цен на топливо. Правительство идет на новые льготы для нефтяников и взамен предлагает вынуть из ФНБ 190 миллиардов в качестве компенсации для бюджета.
Но есть одно большое «но». В 2018 году мировые цены на нефть переживали как рост, так и падение (цена барреля нефти марки Brent колебалась в пределах от 85 до 49 долларов), а вот цены на российских заправках только росли. Заключив соглашение с нефтяниками, правительство фактически зафиксировало внутренние цены на ГСМ на пике их роста, гарантировав корпорациям высокую прибыль, да еще и пообещало им льготы как «пострадавшим»!
После всех скачков нефтяных цен вверх и вниз сегодня цены на нефть ровно на том же уровне, что были в январе 2018 года – 68-69 долларов за баррель, зато внутренние цены на ГСМ за это время резко выросли и потом были «зафиксированы». А компенсировать бюджету потери от льгот нефтяникам должны граждане России, ведь ФНБ – это не что иное, как их общие деньги.
В общем, власть в этой истории выступает таким откровенным проводником классовых интересов сырьевой олигархии, что аж дух захватывает. При этом законность предложений правительства подербанить ФНБ выглядит крайне сомнительной. Ведь статья 96.10 Бюджетного Кодекса РФ четко формулирует цели ФНБ: «Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Отмечу, что федеральный бюджет на 2019 год сверстан со значительным профицитом, так что о покрытии бюджетного дефицита вопрос не стоит. Фактически из ФНБ извлекаются миллиарды, которые могли бы пойти на софинансирование пенсионных накоплений граждан страны, на их будущие пенсии.
«Социальное государство», ничего не скажешь!