Культурная политика нынешних властей полна контрастов и перегибов. Если библиотекам, музеям и провинциальным театрам денег хватает едва-едва, то обильно финансируемые государством «национальные достояния» погрязли в финансовых нарушениях. Об этом свидетельствуют данные проверки исполнения федерального бюджета за 2018 год в Большом театре, Госфильмофонде и Эрмитаже.
ТАК, В СВОЕЙ бюджетной отчётности Госфильмофонд рассчитал объём финансового обеспечения выполнения госзадания без учёта коэффициента от платной деятельности. И это привело к завышению суммы бюджетных ассигнований почти на 15 млн рублей.
При выполнении ФАИП (федеральной адресной инвестиционной программы) Госфильмофонд не справился с функциями заказчика проектных работ по строительству одного из объектов — хранилища фильмовых документов. С 2016 года фильмофонд так и не смог получить положительное заключение госэкспертизы на разработанную проектную документацию. В результате объект в эксплуатацию в 2018 году не введён.
Допущены нарушения и при реконструкции фильмохранилища. В целях ухода от проведения конкурентной процедуры Госфильмофонд искусственно раздробил единую закупку на производство общестроительных работ и заключил 6 контрактов стоимостью до 400 тыс. рублей с единственным поставщиком. Помимо этого, из-за нарушений при ценообразовании сметная стоимость работ и оборудования оказалась завышена почти на 5 млн рублей. По факту причинения ущерба экономическим интересам государства направлено обращение в Генеральную прокуратуру.
По итогам проверки Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» Счётная палата отметила низкое кассовое исполнение субсидий на капитальные вложения — всего 39,5%. В результате Эрмитаж не смог в 2018 году завершить четвёртый этап строительства фондохранилища, хотя планировал это сделать ещё в 2017 году. На момент проверки техническая готовность объекта составляла 55%.
В Государственном академическом Большом театре России Счётная палата выявила отдельные нарушения в закупках, а также признаки нецелевого использования бюджетных средств. Речь идёт о выплате зарплаты за счёт субсидии на госзадание сотруднику, который не участвовал в его выполнении. При этом надо отметить, что театр исправил нарушение ещё в ходе проверки, возместив в федеральный бюджет 279,9 тыс. рублей за счёт средств от приносящей доход деятельности.
Подводя итоги проверки, Счётная палата также обратила внимание на недостатки механизма распространения билетов на спектакли Большого театра, которые проходят на исторической сцене.
Так, в первую волну продажи поступают билеты на менее востребованные места. Продаются они по паспорту, то есть их невозможно перепродать, а можно только вернуть в кассу. При этом самые лучшие места на исторической сцене вообще не поступают в свободную предварительную продажу, а находятся в статусе брони. Это 328 билетов, или более трети всех билетов, исторической сцены. Сюда входят бронь министерств и ведомств, утверждённая министерством культуры России, бронь спонсоров театра, а также бронь, распределяемая самим театром.
Выборочный анализ показал, что даже на популярные спектакли бронь не выбирается на 30%, а без учёта брони театра — на все 60%. В результате оставшуюся часть билетов театр частями передаёт в свободную продажу. Причём приобрести их можно уже без предъявления паспорта, и выкупаются они, как правило, в течение 5 минут. По мнению Счётной палаты, такая схема создаёт риски попадания билетов к спекулянтам, которые потом перепродают эти билеты по завышенным ценам.
В связи с тем, что утверждённого порядка распространения билетов не существует, зафиксировать сложившееся положение как нарушение Счётная палата не смогла. «В акте по результатам проверки мы прописали соответствующие рекомендации и надеемся, что в ближайшее время коллеги исправят сложившуюся ситуацию», — отметил аудитор Счётной палаты Михаил Мень.
По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».