Почти половине российских семей денег хватает только на еду и одежду, следует из исследования Росстата, посвященного жизни страны в четвертом квартале 2018 года. При этом высокий уровень бедности сохраняется уже несколько лет подряд. Сомнительные инициативы правительства, как например, пенсионная реформа, могут только усугубить положение вещей.
Сегодня 48,2% домохозяйств могут позволить себе только питаться и одеваться, а вот выход из строя любого предмета бытовой техники, как-то телевизор, стиральная машина или мобильный телефон, ставит членов семьи в тупик. Больше всего испытывают подобные материальные трудности молодые семьи с детьми (59,2%) и семьи, состоящие из неработающих пенсионеров (57,9%). В скором времени к ним добавятся и так называемые предпенсионеры, которых пенсионная реформа, по сути, лишила надежды на нормальную жизнь. Уже скоро многие из них окажутся без работы, и тогда точно будет не до ремонта сотового телефона или планшета.
При этом даже сегодня 15% россиян не могут себе позволить покупать даже необходимую одежду, а среди многодетных семей этот показатель почти вдвое выше — 28,3%. И только 3% семей могут похвастаться тем, что могут совершать любые покупки и ни на чем не экономить. Отгадайте с трех раз, кто эти люди.
О реальном положении дел и существующих тенденциях говорит и опрос, проведенный холдингом «Ромир». В 2017-м только 9% говорили, что вынуждены сокращать расходы за счет отказа от покупки обуви и одежды, в прошлом году таких было уже 23%. За тот же период выросло и число тех, кто признался о необходимости экономить на еде — с 17% до 24%.
Получается, что правительство рапортует о росте ВВП, но в реальности люди живут только хуже и хуже.
Причин, благодаря которым ситуация изменилась бы, пока не видно.
Во-первых, растет закредитованность населения. Не имея средств для покупки самого необходимого, люди вынуждены влезать в долги. Чем их будут отдавать, если доходы не растут?
Во-вторых, сильно на благосостоянии скоро должна сказаться пенсионная реформа. Вместо получения гарантированных пенсий людям достаточно пожилого возраста придется работать, что неизбежно увеличит расходы на лекарства. К тому же молодые семьи, многие из которых сегодня и так с трудом сводят концы с концами, лишатся поддержки родителей-пенсионеров. Бабушки и дедушки больше не смогут сидеть с внуками, а это значит, что один из родителей несовершеннолетних должен будет отказаться от работы.
Но самое главное, что снижение доходов домохозяйств негативно скажется на экономике в целом. Ведь упадет потребительский спрос, а значит, и внутреннее производство и, как следствие, зарплаты.
Руководитель Центра социального анализа Института проблем глобализации и социальных движений Анна Очкина считает, что правительство страны перекладывает все издержки на простых людей:
— Пенсионная реформа приведет только к тому, что люди на протяжении дополнительных пяти лет не смогут оказать хотя бы минимальную помощь своим детям и внукам, а будут вынуждены работать…
На самом деле решить проблему бедности в России несложно с экономической точки зрения, это сложно сделать политически. Нужен определенный контроль государства за доходами и перераспределение денег.
Необходимо ввести прогрессивный налог, установить потолок для бонусов всяческих топ-менеджеров, реальное контролирование деятельности госкорпораций. Тогда ситуация начнет быстро выправляться, так будет обеспечен реальный рост заработных плат. Сделать это вполне реально. Но у нас же по факту регрессивная шкала налогообложения. Те, кто зарабатывает больше, платят меньше в фонды социального страхования, что само по себе выглядит безумием.
В регулировании доходов нет ничего сложного. Но правительству необходимо будет покуситься на интересы самых богатых, транснациональных корпораций, верхушки госкорпораций и крупного капитала.
«СП»: — Получается, легче заставить простых граждан работать дополнительно пять лет, чем ввести прогрессивный налог?
— Именно так. Пенсионная реформа очень прозрачно показало, чьи интересы защищает государство. Хотя, справедливости ради, так ведут себя многие государства.
Правительство пытается сократить траты на заработные платы, уменьшает платежеспособный спрос. Так возникают кризис перепроизводства, причем с самого зарождения капитализма. Но чтобы увеличить реальные доходы граждан, надо наступить на интересы крупного капитала. Сбалансировать его интересы и интересы общества. Так стараются делать в развитых странах.
Руководитель Центра политико-экономических исследований Института нового общества Василий Колташов полагает, что обеспечить экономический рост и повысить доходы граждан действительно можно быстро:
— Работающим россиянам не хватает средств на самое необходимое. Люди тратят деньги уже только на коммунальные платежи и те продукты, которые не вырастить на огороде. Еще, наверное, на антидепрессанты, у кого немного остается.
Наши либеральные экономисты говорят, что нельзя разгонять инфляцию. Мол, если мы дадим гражданам средства, то на них купят китайский ширпотреб. Но кто мешает создать собственное производство потребительских товаров?
В России явно не хватает отечественной одежды, детских игрушек, предметов домашнего хозяйства, даже посуды. Надо создавать производство под внутренний спрос, и тогда насыщение людей деньгами не приведет к росту инфляции. И делать это форсированно. Но нужна политическая воля. Скажем, обязать детские сады закупать только игрушки отечественного производства, а школьную форму всегда заказывать в своих ателье из российской ткани.
Необходимо также создавать рабочие места. Прежде всего, в системе школьного образования, здравоохранения. Люди в этих сферах не должны работать на две ставки, но одна ставка должна обеспечивать человеку достойную жизнь. Если человек получает хорошую зарплату, работая на государство, то он должен быть в хорошей форме, повышать свою квалификацию. К сожалению, в результате оптимизации сферы образования учителей буквально изматывают на работе.
Это касается и медицинских работников. Не хочешь работать с бешеной нагрузкой — либо увольняйся, либо соглашайся на крохи.
Увы, наши чиновники считают, что низкие зарплаты это конкурентное преимущество экономики. Отчасти это действительно так. Люди поставлены в такое положение, что действительно начинают работать намного лучше, если получают зарплату чуть выше, чем минимальную.
Скажем, в небольшом городе человек получает 15−20 тысяч, а потом переезжает в город покрупнее и начинает зарабатывать 25−30 тысяч в месяц. Вроде, прибавка, Но это дает возможность работодателю выжать все соки, а человек даже опасается сопротивляться, так как не хочет потерять и такую работу. Ему уже кажется, что приобрел фантастические материальные возможности.
С точки зрения крупного бизнеса, наличие большого количества низкооплачиваемых вакансий выгодно, так как за суммы побольше можно требовать с работника по максимуму.
Чиновники и бизнес удовлетворены такой ситуацией и активно ею пользуются.
«СП»: — Пенсионная реформа усугубит положение вещей?
— Повышение пенсионного возраста изначально выгодно работодателям. Поэтому существовал сразу консенсус бизнеса и чиновника. Увеличивается армия трудоспособных граждан, при этом никаких затрат нет. Это позволяет работодателям ставить людям еще более невыгодные условия. К сожалению, в обществе не было нормального протеста пенсионной реформе. Протест либо пытались «слить», либо заработать на нем политические очки и перевести в разряд «цветной» революции. Но в итоге мы вынуждены будем жить в новых условиях.
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».