Картинка из жизни сегодняшней школы: по вызову прохожего туда врывается бригада психиатрической «скорой помощи», хватает сопротивляющегося подростка, крутит руки, бьёт головой об пол… Мама бегает по всем инстанциям, жалуется, что сына в стенах учебного заведения избили «просто так».
ПЕРВОЕ НЕГОДОВАНИЕ сменяется сомнением: конечно, действия фельдшеров ни в какие рамки не укладываются (например, они не имеют права что-либо учинять с несовершеннолетним в отсутствие его родителей), но в чём всё-таки дело, почему именно с её сыном так жёстко поступили, что же произошло? Мама мнётся, но нехотя отвечает, что подросток состоит на учёте в психдиспансере и раньше учился в коррекционном классе… Жалко всех: маму, мальчика, других детей, учителей. С другой стороны, слышу рассказы родителей о том, как старшеклассник постоянно обнажается ниже пупка, демонстрирует всё это в школьное окно, бегает в таком виде за школьницами, другой проносит в школу нож и угрожает зарезать, при этом ничего с такими детьми поделать невозможно.
Напомним, что в 2011 году началась «оптимизация» столичных учебных заведений. Глава департамента образования Исаак Калина тогда не без юмора объяснял на своей пресс-конференции непонятливым и недовольным: «Какой огурец в хороший рассол ни попадёт — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».
Так власти в сфере среднего и начального образования стали действовать, руководствуясь планом строительства «эффективной овощебазы»: делай бочки побольше, наталкивай огурцы потеснее. Все школы, в том числе специализированные, уравнивались и объединялись в огромные «образовательные комплексы» и холдинги. Это позволяло экономить на сокращении преподавательского и руководящего состава, а также на отмене повышенного финансирования бывших специализированных школ, которые влились в обычные учебные заведения.
Наверное, идея инклюзивного образования, когда дети-инвалиды могут не чувствовать себя «особенными», обучаясь вместе с другими сверстниками, сама по себе замечательна. Но для её успешного воплощения в жизнь нужно потрудиться: создать доступную среду в школьных зданиях, уменьшить число учеников в классах, подготовить учителей для работы с не совсем обычными детьми, наконец, уметь привить здоровым школьникам правильное отношение к их «не таким» ровесникам. Ничего этого сделано не было. Замечательной идеей прикрылись как фиговым листком.
Зато за уничтожение специализированных школ взялись всерьёз. Единственным хрупким препятствием в этом стали лишь родители. Так, в полном соответствии с «огуречной» стратегией развития образования реорганизация произошла в столичной спецшколе-интернате №101 для детей с нарушением слуха. По информации родителей, в 2014 году школа по программе оптимизации вошла в состав ГБОУ №2077, впоследствии переименованной в ГБОУ «Курчатовская школа». Этот холдинг вместил в себя, помимо этой школы, ещё три общеобразовательные, а также школу для детей с девиантным поведением и школу для детей с расстройствами аутистического спектра. Сейчас образовательное учреждение для детей с нарушением слуха планируют закрыть на капитальный ремонт, понимай — навсегда, а контингент придётся забирать, скорее всего, на домашнее обучение. И это закономерный конец подобных историй, так как в общеобразовательных школах для этих учащихся за годы оптимизации так и не создано никаких условий.
Что говорить об общеобразовательных школах, если даже, например, в Курске в трёхэтажной школе-интернате №2 для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата нет лифта, пандусов и специальных санузлов. Родителям приходится носить своих чад на руках или самим школьникам как-то карабкаться по лестницам.
Понятно, что установка лифта, создание доступной среды, специальная подготовка педагогических кадров — всё это не вписывается в понятие «эффективность». А всё «неэффективное» должно быть, по мнению оптимизаторов, уничтожено. Так уничтожается уникальная школа-интернат для слабовидящих детей в Малаховке, которая может лишиться статуса коррекционной после планируемого чиновниками объединения с интернатами для детей с нарушениями развития и для детей-сирот. По информации родителей, прекращён набор в последний в Москве детский сад для реабилитации глухих детей. Всего, по данным первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Олега Смолина, за последние годы в стране было ликвидировано примерно 280 коррекционных учреждений.
Но и на этом оптимизаторы решили не останавливаться. Теперь в прокрустову «засолочную бочку» вместе с детьми слабослышащими, слабовидящими, с проблемами опорно-двигательной системы, с нарушением психического развития, обычными школьниками решили утрамбовать также и детей особо одарённых. Так, как уже объявили родителям, обучение в одной из лучших школ страны — ГБОУ «Физтех-лицей им. П.Л. Капицы» — станет существенно платным. Ну вы понимаете, дети какого рода одарённых родителей смогут в ней учиться. А те, у кого есть что-то в голове, но пуст карман, — в общую «бочку».
И на какое будущее может рассчитывать наша страна?
По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».