Осталось несколько дней до «прямой линии» президента Путина. Глава России традиционно ответит на вопросы россиян и журналистов. Самые острые из них, безусловно, будут иметь отношение к пенсионной реформе. Конечно, организаторы «прямой линии» сделают все, чтобы сгладить эту болезненную тему.
С другой стороны, что бы ни сказал Путин о повышении пенсионного возраста, ясно одно: с каждым годом все больше пожилых людей, оказавшись под прессом непопулярных решений, будет переходить из «клуба» его фанатов в лагерь непримиримых противников. Недопенсионеры окажутся в тяжелейшем положении, поэтому «холодильник победит телевизор».
Вот, что можно прочесть на форумах разгневанных россиян о начавшемся повышении пенсионного возраста:
«Пенсионный фонд нагло разворован. А они продолжают искать деньги для пенсионеров опять не там. Не хотят тянуть деньги с воровской олигархии и паразитов общества, получающих огромные дивиденды от своих манипуляций с офшорами, хотят все переложить на плечи простых русских людей. При этом сырьевая олигархия и банковская „мафия“ жируют на мошенничестве и многочисленных спекуляциях. Президент что-то там говорит про рынок, про конкуренцию. Где все это? Где доступные кредиты для развития бизнеса? Ничего этого нет».
«Давно поняла, что пенсионная реформа — дело рук американцев. В целях разрушения семьи и уничтожения нашей экономики, и просто ограбления наших пенсионеров».
«Любой травматолог подтвердит, что с возрастом количество травм увеличивается: у возрастных уже не те внимательность, реакция, координация, равновесие… Да и кости с возрастом становятся хрупкими. Так что программа по утилизации 60+ проработана, похоже, весьма тщательно».
Однако цель пенсионной реформы может быть в том, чтобы сначала жестко закрутить гайки, а потом ослабить. Так делают опытные политики, чтобы получить максимальные электоральные дивиденды. «Россиян так шокировали пенсионной реформой, что они не поняли, в чем её главная цель», — предположил чиновник среднего ранга Валерий М., хорошо знающий «кухню» принятия решений в правящих кругах.
И в самом деле, до 14 июня 2018 года, когда Медведев объявил о старте пенсионной реформы, людей волновали другие, более опасные для власти вопросы. Звучали даже такие идеи, что после ухода Путина в 2024 году будут пересмотрены итоги приватизации, а также восстановится единая тарифная сетка (ЕТС) существовавшая в бюджетной сфере до «зарплатной реформы» от 1 декабря 2008 года.
Но сегодня на первое место вышла борьба с непопулярной пенсионной реформой. Но, если так разобраться, она являются следствием, во-первых, грабительской приватизации и, во-вторых, разрушения ЕТС, которая в какой-то мере выполняла функции разогнанных профсоюзов.
В свете президентских выборов в 2024 году эти темы могли бы сплотить анти-либеральный электорат и нарушить задуманный транзит власти. Несмотря на прошедшее время, россияне все-таки не забыли ваучеры Чубайса, с помощью которых была разграблена великая страна.
Любопытно, что в 2004 году либералы уже потирали от удовольствия ручки, дескать, народ смирился с общероссийским мошенничеством. Тогда практически все отечественные СМИ находились в руках олигархов, и самое главное — интернет еще не вошел в каждый дом. В итоге число сторонников пересмотра итогов приватизации было всего 32% — меньше трети граждан РФ.
Однако в 2007 году уже 37% опрошенных россиян, по данным «Левада-Центра», требовали «вернуть государству всю собственность, которой оно лишилось в те годы». Еще столько же хотели бы «вернуть только в отдельных случаях, если будет доказано, что приватизация была проведена незаконно».
Спустя десятилетие большинство жителей нашей страны (73%) были по-прежнему убеждены, что «итоги проведенной 25 лет назад приватизации носят негативный характер, при этом работающие в коммерческой сфере респонденты в этом вопросе категоричнее бюджетников». Такие данные привел Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Если бы не стартовавшая пенсионная реформа, то и в 2024 году значительная часть электората, по идее, должна была бы поддерживать тех кандидатов, которые объявили бы о пересмотре итогов приватизации, о национализации сырьевого сектора, о праве каждого россиянина на свою долю национального богатства. Это — первое.
Второе: популярны были бы и те политики, которые дали бы слово своим избирателям навести порядок с зарплатной анархией.
Если вспомнить отмену ЕТС, то власть обещала эффективное управление за счет профессиональных менеджеров, которым «надо хорошо платить». Кроме того, много болтали о том, что эти самые «толковые управленцы» будут брать на работу настоящих специалистов, переманивая их высокими зарплатами.
Но как показал дальнейший опыт, рост официальных доходов начальников казенных предприятий никак не сказался на качестве управления и эффективности работы госучреждений и организаций с госучастием. Руководители, по сути, стали помещиками и как огня опасались конкуренции. Они избавлялись от профессионалов, набирая вместо них близких к себе или безропотных людей.
Кроме того, именно на это время пришелся наибольший рост дефицита ПФР. Если в 2007 году он составлял 2,8% ВВП, то в 2010 — уже 5,7% ВВП. Были, естественно, и другие факторы, но бешеные зарплаты начальников и копейки для других самым негативным образом сказались на наполняемости Пенсионного фонда.
Мало того, что многие из сформировавшейся чиновничьей «элиты» стали выписывать себе, любимым, по миллиону в месяц, а остальным по 5 тысяч рублей (соответствовало 1,142 тарифному коэффициенту до отмены ЕТС — авт.), так еще сэкономленный за счет увольнений фонд оплаты труда они отправляли на счета фирм-однодневок. В итоге резко вырос объем черных и серых зарплат.
Власть, к слову, так и не дала оценку «зарплатной реформе» с точки зрения эффективности управления государственной экономики. Единственно, что тогда требовалось от казенного директората — членство в правящей партии «Единая Россия».
Учитывая, что в предстоящие пять лет транзит власти является первоочередной задачей правящей «элиты», а также сомнительные экономические выгоды от реформы, можно предположить, что людоедское повышение пенсионного возраста и впрямь было сделано специально.
Если в 2022 или 2023 годах власть вдруг «прозреет» и снизит на 2−2,5 года возраст выхода на заслуженный возраст, да еще отправит непопулярное правительство Медведева в отставку, рейтинг президента, по идее, взлетит до небес. Тогда любой кандидат, предложенный Путиным, будет иметь высокие шансы на избрание. Самое главное, на фоне этих уступок затеряется идея пересмотра итогов приватизации и отмена «зарплатной реформы».
Во всяком случае, именно так видится ситуация с позиций сегодняшнего дня. Поэтому борьба с пенсионной реформой не должна затмить другие, не менее важные требования народа, в том числе права на долю национального богатства и на справедливую зарплату.
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».