В мире и, прежде всего, в Европе, нарастают недовольство и борьба против капиталистической глобализации, обрекающей все втянутые в неё народы в углубляющуюся нищету. В ходе этой борьбы, по мнению президента Академии геополитических проблем, генерал-полковника Леонида Ивашова, высказанному в ноябре прошлого года, в России неизбежно произойдёт революция.
Надо полагать, что эта перспектива кое-кого как в России, так и её рубежами очень сильно волнует и беспокоит. Наглядным свидетельством тому стала проведённая в Москве с 26 по 28 июня Международная научная конференция «Левая альтернатива в XX веке: драма идей и судьбы людей». Её организовал Российский государственный (!) архив социально-политической истории (РГАСПИ) при поддержке Федерального архивного агентства, Российского исторического общества и Фонда «История Отечества». Конференция действительно была многолюдной, в ней приняли участие посланцы 16 стран. На открытии конференции их приветствовал директор РГАСПИ А.К. Сорокин. Он, в частности, отметил, что сегодня настало время говорить об острых проблемах недавней истории языком науки, с опорой на документальные источники.
Похвальное пожелание, но вот было ли оно выполнено, этого, к сожалению, чётко сказать пока нельзя. Дело в том, что на конференцию был представлен 61 доклад, но не один из них полностью не был обнародован. Надо сказать, что такие казусы на подобных конференциях иногда случаются, когда их организаторы принимают решение опубликовать их несколько после самих событий отдельными брошюрами. Допускаю, что именно такой подход имел место и в этом случае, но бывает и такое, что при этом некоторые доклады, по какой-либо причине не устраивающие организаторов мероприятия, в последующие публикации не попадают. Впрочем, в данном случае такой исход не особенно и важен. Дело в том, что даже довольно скудная информация с прошедшей конференции даёт возможность определиться с её характером, то есть с тем, ради чего она и была проведена.
Так, например, руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов в своём выступлении отметил, что на протяжении большей части прошлого века Советский Союз был центром развития мирового коммунистического движения, а Москва являлась координатором революционной борьбы во всём мире и «законодателем идеологической моды» в деле интерпретации марксизма. В столице, как тогда говорили, «первого в мире государства рабочих и крестьян» (не только «говорили», но так оно и было – В.С.) совершались важнейшие события для истории «левой альтернативы» в международном масштабе. Принимались судьбоносные решения, проводились такие ключевые для коммунистического движения форумы, как, например, Первый и почти все последующие конгрессы Коминтерна. Не только коммунистические функционеры, но и многочисленные представители левой интеллигенции и социалистически ориентированной общественности во многих странах говорили о Москве как об идейном маяке для всего мира… Сегодня, в современной России, мы оцениваем всё это несколько по-иному. История распорядилась так, что в нашей стране свыше 70 лет реализовывался грандиозный социальный эксперимент, имевший всемирно-историческое значение».
Господин Артизов прибегнул к придуманной уже много лет назад формулировке о некоем «социальном эксперименте» коммунистов над Россией и её народами. Хотя на самом деле это был не эксперимент, а строительство новой жизни, без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Впрочем, надо отметить, что он внёс некоторые коррективы в устоявшееся умозаключение. «Без этого эксперимента мир был бы другим – и далеко не факт, что лучшим, более справедливым и дружелюбным к человеку. «Левая альтернатива» немало способствовала отходу капитализма от безжалостно-эксплуататорской стадии. Коммунистическое и рабочее движение побуждали его к постоянной «работе над ошибками», к внутренней трансформации».
С этим его выводом можно согласиться. Да, капиталистическая система была вынуждена идти на уступки рабочему классу своих стран, чтобы попридержать его борьбу за свои права. Но вот следующее утверждение господина Артизова требует критического восприятия. «Таким образом, - сказал он, - были преодолены многие наиболее одиозные проявления сословного, классового, расового неравенства в странах мира». Эти самые «одиозные проявления» на самом деле не были «преодолены», их просто несколько отодвинули в сторону, закамуфлировали. После развала Советского Союза их спокойно достали из каких-то запасников.
Вот результаты их функционирования. В США, богатейшей стране мира, ныне насчитывается 40 млн бедняков, то есть восьмая часть населения. Этот факт в апреле нынешнего года признал сенатор Берни Сандерс. В Великобритании 3,7 млн детей живут в условиях бедности. Такие данные в марте нынешнего года опубликовало министерство труда и пенсий Великобритании. Это на 200 тыс. детей больше, чем было зарегистрировано в 2018 году. В условиях бедности проживает треть населения Аргентины. Сегодня в России в условиях бедности и нищеты проживают более 20 млн. человек. В конце своего выступления господин Артизов заявил, что «невозможно не учитывать цену, которая была заплачена за проведение глобального эксперимента над народами России и СССР. Хозяйственно-экономические, культурные, а, главное, человеческие потери нашей страны и других государств – участников «левого проекта» многие оценивают как неприемлемые. Издержки развития, начавшееся цивилизационное торможение привели коммунистическую систему к краху, а Советский Союз – к геополитической катастрофе».
Как видим, с чего начал, тем и закончил, ссылкой на «глобальбный эксперимент». Да только вот при этом господин Артизов, как и многие его единомышленники, слишком торопятся похоронить коммунистическую систему. Закономерно его сегодня спросить: «А что, господин хороший, строят сегодня в Китае, Вьетнаме, на Кубе? Ась?»
А что же он имеет в виду под «цивилизационным торможением»? Судя по некоторым выступлениям, задержка с переходом на социал-демократические рельсы. То есть сосуществование мира социализма с перспективой строительства коммунизма с миром капитализма внутри страны.
Журналист «Российской газеты» Владимир Емельяненко процитировал выступление руководителя Фонда Розы Люксембург (ФРГ) Кристины Кайзер: «Сегодня альтернативы капитализму нет. Но монополизм его губит так же, как коммунизм погубили диктатура партии и тоталитаризм мысли. Мир опять стоит перед вызовами - роста миграции, социальных разрывов. Капитализму в одиночку они не под силу, а левой альтернативе тем более». В Интернете есть весьма интересное выступление постоянного секретаря Французской академии Элен Каррер д’Анкосс. Она убеждена в том, что «наша нынешняя задача – своим пониманием «закрыть» минувший трагический век». По её словам, «левые радикалы, строители коммунистической утопии, были гениальным поколением: все его утопии закончились катастрофой. Всё пошло не так, как эти гениальные люди предвидели… Сегодня у нас есть возможность ставить вопросы, ответов ещё нет».
Весьма ценное признание. Но если нет ответов, чего же тогда вы собирались? Признание на эту тему всё-таки проскочило в Интернете. «Как полагают участники конференции, через изучение эволюции социалистического движения, в том числе возврата к "критической солидарности" рабочих партий Европы, опыта Коминтерна, опыта индустриализации СССР или ликвидации безграмотности, которые остаются "белыми пятнами" истории, можно удержать мир от скатывания к новому радикализму».
Но почему такую конференцию надо было проводить именно в России? Ответ на этот вопрос более чем понятен. Власти европейских стран просто боятся России. Ведь наши народы жили при реальном социализме, пользовались его преимуществами по сравнению с капитализмом. И знают, что бороться надо за политическую власть. Именно она обеспечит неотчуждаемый характер всех завоеваний рабочего класса. Исходя из этого факта, можно понять, какую цель преследовали организаторы прошедшей конференции. Устроить ещё промывку мозгов россиянам, убедить в том, что возвращаться к коммунистическому строительству, дескать, не стоит, ибо капитализму нет альтернативы. Но вряд ли у них это получится!
Публицист Валентин Симонин, сайт ЦК КПРФ.