В.И. Ленин в работе «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» подчёркивал: «Без революционной теории не может быть и революционного движения», а «роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». В этом смысле политические сражения рабочего класса против буржуазии в определённой мере сравнимы с военными сражениями. Исход военного сражения решается на поле битвы тысячами и миллионами солдат. Но даже настроенные победить солдаты не одержат победы, если командиры не владеют искусством боя, современной теорией боя и не умеют творчески применить теорию в конкретных, меняющихся условиях боя. Осознав это в ходе боевых действий, солдаты перестанут верить в таких командиров, потеряют стойкость и решительность.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ необходимы не только для достижения политической власти и установления диктатуры пролетариата, но и для последующих этапов построения социализма и коммунизма. Однако сегодня особенно актуальны слова И.В. Сталина: «Без теории нам смерть!» Пренебрежение этой заповедью явилось одной из причин поражения мировой социалистической системы. Но Сталин имел в виду не любую теорию общества, а именно революционный марксизм-ленинизм, материалистическую диалектику.
После набитых в конце ХХ века шишек мы должны особенно твёрдо помнить: без материалистического понимания истории, без постоянно дорабатываемой теории смены капитализма социализмом мы обречены двигаться к преодолению реставрации капитализма, к коммунистической цели вслепую, на ощупь, эмпирически, способом проб и ошибок. Нам непозволительно уповать на помощь сверхъестественных сил, пренебрегать марксистским постулатом о том, что общественное сознание определяется общественным бытием.
Под воздействием марксизма-ленинизма, под руководством рабочих партий, опирающихся на это учение, грянула эпоха пролетарских революций. В ХХ веке одна из них стала победоносной — Великая Октябрьская социалистическая революция, которую совершил героический пролетариат России под руководством партии большевиков. Казалось бы, вот оно, осуществление извечного желания униженных и оскорблённых, угнетённых тысячелетней несправедливостью, мечты многих поколений философов и мыслителей. Хозяином своей судьбы стал победивший трудовой народ России. Всё началось, как и предвидели основатели марксизма: победа революции вызвала небывалый подъём энтузиазма трудящихся, им удалось в исторически сжатые сроки поднять Советский Союз до уровня передовых стран мира, осуществить индустриализацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства, провести культурную революцию, добиться огромных социальных завоеваний, победить в жесточайшей войне фашизм, освоить космос и атомную энергию… И всё это происходило в течение семи десятилетий. В 1991 году реальный социализм потерпел поражение, победила контрреволюция, вернувшая капиталистические порядки. Трудовой народ снова стал бесправным, потеряв все свои социальные завоевания: право на труд и достойное его вознаграждение, отдых, жилище, образование, здравоохранение. Партия, под руководством которой свершилась социалистическая революция, сдала власть практически без сопротивления.
Сегодня много говорят и пишут о причинах случившегося, справедливо указывая и на перерождение руководящего состава партии, и на прямое предательство, на ошибки в экономической политике. Всё это, безусловно, так. Но В.И. Ленин более ста лет назад учил нас, что за любым явлением всегда скрывается истинная причина происходящего — интерес, интерес личный, групповой или классовый. Ленин прямо говорил: «Надо уметь разглядеть интересы…» Поэтому перерождение, предатель-ство, ошибки в экономической политике нельзя исследовать без осмысления того, в каком состоянии находилось сознание советского человека.
Победа Великого Октября была обусловлена в значительной мере реализацией интереса абсолютного большинства трудящихся (рабочих и крестьян) к освобождению от гнёта и унижения со стороны царского режима. Но после революции сохранилось немало людей и со шкурными интересами: кто-то хотел стать хозяином лавки, мастерской, кто-то крепким «кулаком», а кто-то стремился примазаться к новой власти ради привилегий. Власть слишком часто привлекательна для тех, кто подчиняет каждый свой шаг собственному эгоизму. Будучи не отягчёнными моральными принципами, считая, что «цель оправдывает средства», такие люди используют всяческие обходные пути, карабкаясь по лестнице власти. Задача партии — поставить им надёжный заслон.
С другой стороны, коммунисты должны стремиться к реализации ленинских идей о характере власти, изложенных в его работе «Государство и революция». Исполнение властных функций должно быть сведено в ранг обычной профессии, не дарующей человеку во власти каких-либо материальных привилегий. Таково одно из условий воплощения в жизнь классической формулы марксизма-ленинизма: «Власть должна существовать для народа, а не народ для власти».
Пережитки прошлого оставались не только в сознании мелкобуржуазных элементов. Выходцы из рабочего класса, попавшие на руководящие посты, нередко политически и нравственно деформировались, обеспечивая себя различными льготами для «красивой жизни». Стала вновь подтверждаться народная мудрость: «Рыба гниёт с головы!»
Поэтому важнейшей задачей партии как в период борьбы за власть, так и после взятия власти является внесение социалистического сознания в массы. Поскольку больше всех заинтересован в социализме рабочий класс, то забота о его сознании должна стать приоритетной заботой Коммунистической партии. Мы должны не просто повторять, а повседневно внедрять в практику сталинский урок, особенно актуальный для нового периода нашей истории, когда появляются объективные возможности трансформировать протестное движение в классовую борьбу. В работе «К вопросам ленинизма» И.В. Сталин писал: «Новый период есть период открытых столкновений классов, период революционных выступлений пролетариата… Этот период ставит перед пролетариатом новые задачи о перестройке всей партийной работы на новый, революционный лад, о воспитании рабочих в духе революционной борьбы за власть, о подготовке и подтягивании резервов, о союзе с пролетариями соседних стран, об установлении прочных связей с освободительным движением колоний и зависимых стран и т.д. и т.п. Думать, что эти новые задачи могут быть разрешены силами… партий, воспитанных в мирных условиях парламентаризма, — значит обречь себя на безнадёжное отчаяние, на неминуемое поражение… Едва ли нужно доказывать, что пролетариат не мог примириться с таким положением.
Отсюда необходимость… партии боевой, партии революционной, достаточно смелой для того, чтобы повести пролетариев на борьбу за власть, достаточно опытной для того, чтобы разобраться в сложных условиях революционной обстановки, и достаточно гибкой для того, чтобы обойти все и всякие подводные камни на пути к цели.
Без такой партии нечего и думать о свержении империализма, о завоевании диктатуры пролетариата».
Вопрос о включении диктатуры пролетариата в программу действий КПРФ был поставлен Г.А. Зюгановым ещё в октябре 2014 года в докладе на пленуме ЦК КПРФ, посвящённом росту влияния партии в рабочей среде. Этот важнейший тезис был повторен в докладе Председателя ЦК КПРФ в марте 2015 года на пленуме Центрального Комитета партии, посвящённом подготовке к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Его актуальность растёт с каждым днём. Без готовности установить диктатуру пролетариата бессмысленно говорить о ликвидации диктатуры буржуазии. Если же партия не ставит задачи ликвидации всевластия капитала, не ведёт работу по подготовке его ликвидации, то она не вправе называться коммунистической.
По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».