Когда мы слышим фразу «Капитализм убивает», что представляется нашему мысленному взору? Наверное, голодающие африканские дети? А может быть, бедный человек, умирающий от отсутствия денег на дорогостоящую операцию? И каждый раз так велик соблазн сказать: нет, это, разумеется, ужасно, но со мной подобного не случится, верно? Ведь я молод, здоров, подаю большие надежды, и уж точно не закончу свои дни, прося подаяние на кусок хлеба и лекарства!
Однако на самом деле все обстоит несколько иначе. Капитализм не ограничивается уничтожением одного конкретного человека, и даже отдельной народности, или страны. Увы — горькая правда состоит в том, что в погоне за выгодой капиталистическая система уничтожает вообще все живое и даже наш общий дом — планету Земля. Выбора не остается — можно быть сколь угодно успешным и состоятельным человеком, но это не дает никаких гарантий от встречи со стихийным бедствием, истинная причина которого — варварское отношение к природе и стремление получить сверхприбыли. Капитализм может постучаться в дверь в виде вызванного климатическими изменениями урагана, наводнения, нового вируса или лесного пожара. Последнее на протяжении вот уже нескольких недель мы можем наблюдать прямо посреди «зеленых легких планеты» — сибирской тайги.
Вместо «зеленого моря» — море огня
Массовые пожары в таежных лесах начались в конце июля. Огонь распространялся очень быстро и в считанные дни охватил гигантские площади — по состоянию на 25 июля пламенем оказались охвачены 746 тыс. гектаров в Красноярском крае, 342 тыс. гектаров в Иркутской области и 506 тысяч гектаров в Республике Саха (Якутия). Несмотря на прикладываемые усилия, локализовать пожары не удалось, в результате чего по состоянию на 30 июля зафиксировано свыше 500 очагов возгорания, а общая площадь горящих территорий рискует превысить два с половиной миллиона гектаров.
Столь массовое возгорание привело к чудовищным выбросам вредных веществ в атмосферу — по данным ресурса windy.com некогда один из самых чистых регионов планеты в настоящий момент «чадит» сильнее промышленных районов Китая. Ощутить это на себе уже смогли жители оказавшихся рядом регионов — в конце прошлой недели густой смог накрыл Иркутск и Новосибирск, а на момент написания статьи дым успел дойти до Кемеровской области, Хакасии, Томской области, Татарстана и Алтайского края.
«Все хорошо, прекрасная маркиза!..»
Несмотря на огромные размеры возгорания, чудовищные выборы в атмосферу и задымление целых регионов, федеральные власти не спешили принимать меры. По всей видимости, кто-то очень не хотел признавать факт лесных пожаров в охваченной огнем Сибири — поэтому вместо новостных сводок с мест возгорания государственные СМИ предпочли транслировать новостной сюжет о погружении Президента на дно Финского залива для осмотра останков затонувшей в годы Второй мировой войны подводной лодки.
Требование фракции КПРФ в Государственной Думе немедленно ввести на территории охваченных пожаром регионов режим чрезвычайного положения также было оставлено без внимания — на предложение депутата-коммуниста Веры Ганзи спикер парламента Вячеслав Володин ответил решительным отказом и призвал не политизировать ситуацию, а также не пытаться снискать на теме сибирских пожаров «политических лавров». Коллегу по партии поддержал и лидер думских «единороссов» Сергей Неверов, который также заявил на предложение немедленно выехать в пылающую Сибирь, что всю ситуацию о борьбе с огненной стихией депутаты могут получить не покидая столицы — при помощи запросов. В результате, чрезвычайное положение в регионах все же было введено, но только в понедельник, 29 июля — по всей видимости, отрицать реальность и дальше скрывать очевидную всему миру экологическую катастрофу уже стало просто невозможно.
Так кто же поджег леса Сибири?
В настоящий момент экспертами озвучено сразу несколько возможных причин того, что сибирские пожары достигли столь ужасающих масштабов. Однако в основе практически всех так или иначе лежит финансовый вопрос. Так, выступая перед журналистами, губернатор Красноярского края Александр Усс назвал происходящее обычным природным явлением и отметил, что тушение пожаров кажется ему экономически нецелесообразным — слишком много денег налогоплательщиков уйдет на доставку пожарных и средств тушения в труднопроходимые зоны. Похожие слова можно найти и в приказе Минприроды РФ «Об утверждении правил тушения лесных пожаров», действующем с 2015 года. В данном документе появились понятия «зона контроля» или «зона мониторинга», на которых лесные пожары можно не тушить, если установлено, что огонь не представляет непосредственной угрозы для населенных пунктов и объектов экономики, а затраты на борьбу окажутся больше, чем потенциальный вред.
Как отмечает экспертное сообщество, именно этот приказ и привел к катастрофическому распространению огня. Называют и еще одну версию — огонь должен скрыть масштабные незаконные вырубки, происходившие на территории пылающих регионов — на счет пожара будут списаны миллиарды кубометров древесины, фактически украденной у государства.
В сложившейся ситуации мы можем смело утверждать, что истинная причина лесных пожаров в Сибири — капиталистическая система. Именно ее последствия — погоня за сверхприбылями, вмешательство экономических интересов в законодательство и тотальная коррупция — привели к тому, что сотни тысяч гектаров леса оказались охвачены огнем. Как всегда, желая заработать как можно больше, капиталисты пренебрегли такими «мелочами», как здоровье миллионов граждан, задыхающихся от смога, и тем невосполнимым вредом, который ежеминутно наносится уникальной сибирской природе и планете в целом.
Можно изменить законы, можно потушить пожар. Однако до тех пор, пока будет существовать капитализм, неизбежными будут и сопровождающие его катастрофы, вызванные погоней за наживой. До тех пор, пока существует капитализм, он ежедневно будет приходить к нам в виде лесных пожаров, новых теплоходов «Булгария», ТЦ «Зимняя Вишня», или очередных «нефтяных войн». Только покончив с капитализмом человечество получит шанс на будущее.
Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ.