Не прошло и месяца с начала катастрофических пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке, как наконец-то об этом заговорило отечественное федеральное правительство. Хотя если уж быть честным, то о первых масштабных пожарах было известно еще с весны этого года. Никакой реакции тогда со стороны чиновников правительства не последовало. Горит, мол, пусть горит, все не выгорит.
Местные власти регионов отбивались от возмущенных жителей, ссылаясь на приказ министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, подписанный в 2015 году, из которого следовало, что лесной пожар пожару рознь. Региональные комиссии по чрезвычайным ситуациям получили возможность не бороться с огнем, если он не угрожает поселениям, объектам экономики и если «прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред».
К концу июля Авиалесоохрана обнародовала данные, что огонь выжег 2,7 млн га леса. Дистанционный мониторинг ИСДМ-Рослесхоз показывал, что площадь пожаров составляет 3,4 млн га. А по данным обсерватории Земли НАСА, на территории России образовался дымовой «колпак», охватывающий свыше 4,5 млн квадратных километров. Это больше чем территория всей Индии. Дымовой шлейф от сибирских пожаров дошел до Волги. До Москвы остается совсем немного…
К тушению лесных пожаров в Сибири присоединился весь Рунет, правда, только онлайн. Хештег #Сибирь горит один из самых популярных в Инстаграме. Паникуют не только сибиряки, но и московские звезды. Вот певец Сергей Лазарев вопрошает в своем аккаунте: «Почему не введен режим ЧС в регионе? Спасите Сибирь! Мы вечно всем помогаем, вечно пытаемся быть крутыми и независимыми в глазах всего мира, но почему же мы не можем помочь сами себе?» Леонардо Ди Каприо в Инстаграме опубликовал данные о том, что эти пожары выпустили столько углекислого газа за месяц, сколько вся Швеция за год. В сетях начался флешмоб «Сибирь горит», к которому присоединились актеры и политики. С призывами спасти леса выступили певицы Монеточка и Полина Гагарина, комики Мартиросян и Харламов, актеры и блогеры. Все ищут и не могут найти ответ на самый банальный вопрос: почему федеральное правительство ничего не делает для спасения сибирской тайги? В общем хоре возмущений совершенно неожиданно прозвучал голос дочери пресс-секретаря президента Лизы Песковой: «По-моему, любому нормальному человеку ясно, что если горит, надо принять какие-нибудь меры, а не тратить время на бесполезные рассуждения и длительные согласования. А, ну да, в России же всего достаточно, половину и сжечь можно (специально для СМИ – это сарказм)».
31 июля, когда масштабы пожара приняли характер вселенской катастрофы, главы государств по всему миру забили тревогу и начали предлагать свою помощь, президент Путин поручил Министерству обороны принять участие в тушении сибирских пожаров. Десять самолетов Ил-76 и десять вертолетов с корзинами для воды направятся в Красноярский край. Премьер России Медведев решил зайти на тушение догорающей Сибири с другой стороны. Он поручил Генпрокуратуре и Следственному комитету проверку, а не намеренно ли поджигают лес в Сибири и на Дальнем Востоке. Как передает агентство «Интерфакс», по версии премьера, пожары могли быть устроены с целью скрыть незаконную заготовку древесины. Подсказываем, для проведения проверки достаточно изучить сообщения сибиряков в интернете. Там уже есть все, что может заинтересовать правоохранителей.
На мой взгляд, неотъемлемой составляющей такой проверки должно стать изучение действий и поведения региональных и муниципальных чиновников в период глобальных пожаров и наводнений. Интереснейшее получится расследование. Гарантирую.
Губернатор Красноярского края Александр Усс на заседании студенческого дискуссионного клуба «Диалог на равных» пытался доказать, что лесные пожары – это настолько полезное для природы явление, что тушить не стоит. Так и сказал: «Вот если у нас зимой в холодную погоду возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее». Круто завернул, не правда ли? По словам губернатора, лесные территории делятся на зоны контроля, где пожары «по определению не тушатся», и зоны охраны, которые оберегают от огня. К зонам контроля Усс относит северные территории региона, где пожары возникают регулярно из-за гроз. Такое, мол, бывало и 100, и 500 лет назад. Оказывается, он убежден, что «это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а где-то, возможно, даже и вредно». Губернатор построил даже такую гипотезу, что можно было бы забросить в зону контроля, где бушуют пожары, тысячи десантников для борьбы с огнем, но это подвергло бы их серьезному риску.
Пока губернатор философствовал, в крае сгорело более миллиона гектаров тайги.
Такое отношение к вверенной под управление территории сегодня считается если не нормой, то по крайней мере чем-то обыденным. Как и наплевательское отношение власти к людям. Тот же Усс буквально за месяц до своего эпического выступления по поводу пожаров инспектировал город Канск, пострадавший от паводка. Жительница Канска Наталья Заморозова спросила Усса, есть ли у властей план на случай, если единственную дорогу из города размоет, пояснив, что люди боятся оказаться отрезанными от внешнего мира. «Что вы хотите мне сказать? Права качнуть?» – отрезал глава региона.
Такой стиль отношений усваивают и другие новички из верхних эшелонов.
В Амурской области жители села Углового, которым приходится пережидать наводнение на сопке, попросили подослать им сигареты и печенье главу региона Василия Орлова. Ну тут уж он оттянулся: «Сигареты?.. Это кому там? Ну что так на сопке не сидеть, когда тебе всё подвозят? Еще алкоголь бы подвозили, разжег костер и отдыхай. Товарищи, давайте мы таких перегибов допускать не будем. Не от жадности, просто для того, чтобы не расслаблялись. Потому что в следующий раз, если мы, не дай бог, утонем, у нас на сопке полсела сидеть будет, ждать, когда им сигареты подвезут…» – заявил Орлов. И наставнически добавил: «Никаких там излишеств, пусть сидят и бросают курить».
На сопке возле села Углового жили на тот момент более 80 человек. Список необходимых им вещей и продуктов был озвучен на заседании комиссии по ЧС.
Передали ли пострадавшим печенье, до сих пор неизвестно.
Нормальному человеку совершенно невозможно понять, почему не войти в положение несчастных сидельцев на сопке. Они что, там по собственной воле загорают? Почему бы им не подбросить курева? Оно и водка холодными сырыми ночами не помешали бы. Для поднятия боевого духа.
За подобными колкостями через губу отчетливо вырисовывается отношение иных чиновников к простым людям. На фоне беднеющих с каждым днем россиян, – а тут особый случай, люди потеряли последнее – сказочно богатая жизнь отечественного чиновничества вызывает не просто злобу, а уже откровенную ненависть. Сострадание к людскому горю и бедам, судя по всему, у чиновников из «Единой России» признается слабостью, если не пороком.
Т. ЕВТУШЕНКО.
По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».