В последнее время в обществе замечено: официальная статистика и услужливая социология стали страдать избыточным украшательством, искажающей односторонностью и умолчанием. Тем больше ценности приобретают независимые исследования, честные, беспристрастные выводы. Именно это отличает публикации нашего уважаемого автора, советского инженера Вячеслава Барсукова – будь то анализ грабительских реформ ЖКХ или аморальный пенсионный передел. Сегодня он предлагает читателям универсальное изучение социальных отношений олигархического государства и угнетаемого труженика.
Публикуемые Росстатом данные о зарплатах работников вызывают недоумение и возмущение граждан ввиду их очевидного несоответствия реальности и явного стремления скрыть от граждан, в какую глубокую бедность опустили их в богатейшей стране либерал-реформаторы за 27 лет правления.
На просьбы граждан навести порядок в сфере зарплат, а именно – установить справедливую цену труда простого работника и устранить чудовищное расслоение работников по заработкам, руководители государства, включая президента РФ, неизменно отвечают, что они эти проблемы знают и считают необходимым… ужесточить порядок адресной помощи бедным, чтобы она доставалась тем, кто в ней действительно нуждается (?!) Почему государство либерал-реформаторов десятилетиями уклоняется от решения этих острейших проблем общества и явно не собирается их решать?
1. Экономика
Валовой внутренний продукт (ВВП) применяется в мире как обобщающий показатель состояния экономики страны; по доходам он распределяется между трудом, капиталом и государством (налогами) в соответствии с социально-экономическими приоритетами государства.
В процессе проводимых с 1992 г. «реформ» ВВП России, по данным ООН, к 1998 г. обрушился до 57,4% от уровня 1990 г., к 2007 г. он восстановился, а в 2017 г. составил уже 117,9% от уровня 1990 г. Показатели России наиболее корректно сравнивать с показателями стран «семерки» и Китая, как наиболее близких к России по масштабам экономик, территорий, населения, внешнеполитических задач. А это сравнение оказывается не в пользу России: за тот же период (1990–2017). ВВП стран «семерки» вырос до 158,3%, а Китая – в 12,2 раз от уровня 1990 г.
Но среди экономистов все более утверждается мнение о непригодности использования ВВП как обобщающего показателя состояния экономики. Вот и в данном случае возникает естественный вопрос: каким образом российские либерал-реформаторы, уничтожившие в процессе «реформ» важнейшие отрасли промышленного производства, разгромившие и обезлюдившие село, паразитирующие на распродаже национальных природных ресурсов и советского экономического наследия, смогли «сохранить лицо» и с помощью показателя ВВП продемонстрировать обществу и миру экономический прогресс по отношению к 1990 г.?
Разгадка курьеза состоит в том, что показатель ВВП кроме выпуска сектора производства учитывает также выпуск сектора услуг, основной продукцией которого являются доходы банкиров, биржевиков, риелторов, спекулянтов, ростовщиков и пр. Вот общеизвестный пример: компания «Сибнефть» была приобретена олигархом у государства за $100 млн, а затем продана ему же за $13 млрд; с огромного дохода от сделки уплачен налог и этот доход автоматически включается в сектор услуг ВВП страны. Другой пример: Люксембург поражает мир высочайшим уровнем жизни населения, хотя практически ничего не производит, кроме финансовых услуг (доля производства в ВВП 12%); но что будет в мире, если все страны последуют примеру благоденствующего Люксембурга и вместо производства займутся финансовыми операциями. Еще один интересный момент: согласно международному стандарту SNA-2008 в ВВП надлежит включать услуги по предоставлению в аренду жилья, предоставляемые собственником жилья самому себе, причем по рыночным ценам (это нужно для сопоставимости ВВП стран с различными величинами собственного и арендуемого жилья); а в некоторых странах с этого странного дохода даже берут налоги. С 2011 г. эти странные жилищные услуги граждан самим себе включаются также и в ВВП России, что сразу дало прибавку к ВВП в размере 8,5 трлн рублей.
Приравнивание продукции реального производства и доходов от финансовых и прочих услуг (по сути цифр, фиксируемых на бумажных и электронных носителях) привело к извращению цели и искажению действительной картины экономики.
Показатель «производство» более корректно характеризует состояние экономики. Если в Советской России в 1990 г. доля производства в ВВП составляла 53,8%, то в современной России она упала до 38,3%. По данным ООН в 2017 г. объем производства России составил 84,6% от уровня 1990 г., в странах «семерки» за период 1990–2017 гг. он вырос до 125,8%, а в Китае – в 10,1 раза. Но мощный рост услуг (в 1,6 раза) с лихвой закрыл в ВВП современной России брешь от падения производства.
Кроме того, за период «реформ» производство России утеряло качество, приобрело черты, характерные для экономически слаборазвитых стран и полуколоний: в структуре производства преобладает простейшая продукция, продукция отверточных производств и вывоз из страны сырья и полуфабрикатов, производство находится в зависимости от иностранных технологий, компонентов, комплектующих, инвестиций, важнейшие предприятия принадлежат нерезидентам и работают на их процветание.
2. Доля труда в ВВП
Целью социалистического государства СССР был народ-труженик, его благосостояние и безопасность.
За последние тридцать лет существования СССР (1960–1990)реальный средний заработок работника вырос в 3,1 раза. В 1990 г. в СССР 138,5 млн работников произвели валовой национальный продукт (ВНП) (ВНП фактически соответствовал ВВП, поскольку переток заработков и прибылей резидентов и нерезидентов через границу был мизерен) на сумму 1 000 млрд рублей. 65,2% ВНП (652,5 млрд руб.) составили доходы населения, в т.ч. 46,4% ВНП (464,3 млрд руб.) – заработная плата и 21,0% ВНП (210,4 млрд руб.) – выплаты из общественного фонда потребления (примерно пополам в денежной и натуральной форме).
По завершении трудовой деятельности граждане получали пенсионное обеспечение, которое было одной из рутинных конституционных функций государства. Выплата пенсий 60 млн пенсионеров и других социальных пособий гражданам производилась из бюджета госсоцстрахования, который формировался в государственном бюджете страны за счет социальных отчислений предприятий (62%) и государственных дотаций (38%), а сами пенсии назначались и выдавались гражданам комиссиями при местных органах власти. Каждый работник мог быстро посчитать свою пенсию, заглянув в расчетные листки по зарплате за последний год.
30 млрд рублей (3% ВНП) государство направляло на строительство социальных объектов (жилищ, школ, медучреждений и т.д.)
Целью государства либерал-реформаторов является благосостояние и безопасность правящей элиты, а население рассматривается как трудовой компонент процесса создания благ, затраты на который (зарплаты, пенсии, социальные услуги) согласно законам рынка подлежат постоянному сокращению. Изменение статуса работника, который из цели государства превратился в средство, инструмент достижения цели, привело к кардинальному изменению его материального положения.
В 2018 г. 71,726 млн работников страны создали ВВП в размере 103,876 трлн рублей и получили в качестве оплаты труда (компенсации) 35,181 трлн рублей (33,9% ВВП), из которых 26,7% ВВП (27,706 трлн руб.) составила заработная плата и 7,2% ВВП (7,475 трлн руб.) составили страховые социальные взносы, уплаченные работодателями в пользу работников. Обратим внимание на тревожную цифру: доля заработной платы в ВВП пореформенной России сократилась почти вдвое по сравнению с советским периодом.
В таблице представлено распределение ВВП между трудом, капиталом и государством в России, странах «семерки» и Китае.
Из таблицы следует, что доля зарплаты наемных работников в ВВП составила в России 0,267, в странах «семерки» – 0,415, в Китае – около 0,420. Это означает, что за выпуск ВВП на сумму 1 доллар США по паритету покупательной способности валют (далее USD) работники ОЭСР и Китая получают от собственника по 0,42 USD, а российские работники – по 0,27 USD, или 64,3% заработанного (в т.ч. простые работники, составляющие 70% занятых, – по 0,16 USD, или 37% заработанного).
Степень цивилизованности государства, как известно, определяется его отношением к малым и старым. С началом «реформ» (1992) пенсионное обеспечение в России прекратилось, заработанные гражданами пенсионные права были заменены нерегулярными подачками в размере, как правило, ниже прожиточного минимума пенсионера. С 2002 г. эти подачки трудовым пенсионерам были оформлены законом как пенсионная система (она в общих чертах действует доныне). При этом впервые в России был введен кастовый порядок пенсионного обеспечения:
а) трудовые пенсионеры (их численность на 01.01.2019 составляет 43,865 млн человек) получают пенсии в зависимости от выплаченных с их заработков страховых пенсионных взносов. Как отработанный трудовой материал и обуза общества, они отделены от государства; их пенсионным обслуживанием занимается Пенсионный фонд (107 000 чиновников с правами и привилегиями госслужащих, 2,5 тысячи шикарных офисов по всей стране), который содержится на средства пенсионеров. Расчет размера пенсии запутан до такой степени, что его может назвать только пенсионный чиновник;
б) лица, выполнявшие важные для государства функции по управлению и охране, получают привилегированное государственное обеспечение (их численность на 01.01.2019 составляет 2,975 млн человек). Они состоят на учете в силовых, прокурорско-судебных и других государственных структурах и получают пенсию от них за счет бюджета.
В последние годы государство принимает решительные меры по сокращению расходов на содержание трудовых пенсионеров:
а) с 2015 г. право на трудовую пенсию имеют только лица со стажем не менее 15 лет (ранее было 5 лет) и с заработка которых уплачены страховые пенсионные взносы не менее установленного размера. Эта мера отсекает от трудовой пенсии лиц, работающих в неформальном секторе, к которым по данным Росстата, относится каждый пятый занятый. Государство не защищает право граждан на труд, и чтоб выжить, многим приходится соглашаться с любыми условиями «хозяина» и работать без официального оформления. В старости им остается надеяться только на социальную пенсию по старости, которая выдается при наступлении возраста на 5 лет выше установленного пенсионного возраста в размере, который вдвое ниже порога бедности, установленного ООН (с 01.04.2019 – 5284 руб., или 179 USD);
б) с 2016 г. трудовые пенсии снижены на 10% (на 600 млрд руб. в год) и прекращена индексация пенсий работающим пенсионерам с целью выкраивания средств на поддержание банковского сектора и развитие спорта;
в) с 2019 г. пенсионный возраст для трудовых пенсионеров ступенчато увеличивается на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин). Когда цикл перехода на новый пенсионный возраст завершится:
– численность пенсионеров по старости снизится на 10,2 млн человек, или на 28% (в т.ч. мужчин на 37% и женщин на 24%);
– и без того едва сводящие концы пожилые люди «подарят» государству каждый примерно по миллиону рублей из заработанных пенсионных средств;
– 15% мужчин в возрасте 60–65 лет (0,61 млн) и 4% женщин в возрасте 55–60 лет (0,22 млн) вовсе не доживут до заработанной ими пенсии.
Государство либерал-реформаторов «с целью более эффективного и рационального использования бюджетных средств» на порядок снизило объемы строительства социальных объектов по сравнению с советским периодом и одновременно провело широкую ликвидацию социальных объектов из советского наследства. За 27 лет правления либерал-реформаторы ликвидировали 45% учреждений дошкольного воспитания, практически все дома пионеров, станции юных техников, детские и юношеские спортивные школы, пионерские лагеря, 40% школ, 59% больниц, 75% санаториев и домов отдыха. Система фельдшерско-акушерских пунктов на селе планомерно разрушена до такой степени, что государству либерал-реформаторов под давлением возмущенного населения приходится теперь заниматься ее восстановлением.
3. Распределение зарплаты
Однако оплату труда в России некорректно определять одной средней цифрой по всей стране по причине огромного расслоения занятых по заработкам.
Неравномерность распределения заработков в СССР, определяемая показателем Р90/Р10 (отношение наибольших заработков в девятом и первом децилях), составляла 3,40 (1986).
В СССР тарифные ставки и должностные оклады по всем отраслям экономики были установлены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 №1115. Так, инженеры производственного предприятия в зависимости от опыта получали оклад от 160 до 260 рублей, а директор в зависимости от категории предприятия – от 290 до 400 рублей. Соотношение окладов начинающего специалиста и директора предприятия находилось в пределах 1,8–2,5.
Заработки в средних школах были установлены приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 №94: учителя в зависимости от опыта работы получали оклад от 130 (стаж до 3 лет) до 170 (стаж более 18 лет) рублей, директора школ получали оклад в зависимости от численности учеников в пределах от 180 (до 100 учеников) до 260 (свыше 1600 учеников) рублей. Соотношение окладов начинающего учителя и директора школы находилось в пределах 1,4–2,0.
Средняя зарплата в СССР в 1990 г. составила 275 рублей. Самые высокие заработки в стране были у высококвалифицированных рабочих угольной (622–669 руб.), газонефтедобывающей (456–675 руб.) и металлургической (451–641 руб.) промышленности; считалось нормальным, что их заработки превышают оклады не только директоров, но и министров.
Минимальная зарплата в СССР была установлена в размере 70 рублей и введена постепенно по отраслям в течение 1973–1975 г.; тогда она составляла половину среднего заработка по стране. Ее размер был повышен только с ноября 1991 г., когда в результате горбачевской перестройки денежное обращение в стране было нарушено, и она стала составлять 1/10 среднего заработка
Неравномерность распределения заработков в странах ОЭСР аналогична таковой в СССР и последние тридцать лет практически не меняется. В 2017 г. она составила 3,39; наименьшие значения ее отмечены в Швеции (2,12) и Италии (2,25), а наибольшие – в США (5,07) и Израиле (4,86). Однако высокая неравномерность заработков в некоторых экономически развитых странах не вызывает раздражения в обществе ввиду значительности доходов простых работников. В 2018 г. в среднем по ОЭСР средний заработок составил 3463 USD (в т.ч. в США 5258 USD и в Израиле 3138 USD), что втрое выше средней зарплаты в целом по России.
Рассмотрим для примера, как решаются вопросы организации и распределения зарплаты в США. Там действует Базовая система оплаты труда служащих федеральной гражданской службы, предусматривающая 15 классов сложности труда работника, месячные оклады которых варьируются от $1587 до $8883 (2019). В пределах каждого класса сложности имеются 10 квалификационных ступеней, позволяющих повышать оплату специалиста до 23%. Учителя школ являются такими же государственными служащими, как работники полиции, армии, органов управления и обладают теми же льготами и привилегиями; согласно данным департамента труда правительства США в 2014 г. средняя зарплата учителя средней школы составила $4944, а директора школы – $7648 (в 1,5 раза выше).
В частном секторе экономики США оплата труда регулируется государством путем установления часового минимума оплаты. С 2009 г. он установлен в размере $7,25 (в 29 штатах он повышен в пределах до $13,25) и в 2018 г. составил 1/5 среднего часового заработка в стране ($35,42).
Установленный государствами стран ОЭСР минимальный часовой заработок в среднем составляет 7,3 USD; наибольший его размер отмечен в Австралии, Люксембурге и Франции (в пределах 11,1–12,1 USD).
Неравномерность распределения заработков в современной Россиипозволяют определить довольно точно данные очередного обследования распределения численности работников по размерам заработной платы, проведенного Росстатом в апреле 2019 г. Результаты обследования представлены на графике.
По горизонтальной оси графика представлены все работники страны, выстроенные в ряд в порядке роста заработков; положение каждого работника в ряду определяется в процентах от начала ряда.
По вертикальной оси указаны размеры заработков работников в количестве средних заработков по стране.
Для сравнения указана кривая распределения заработков в СССР и в странах ОЭСР. До работника с положением 70% кривые для СССР–ОЭСР и для России совпадают, а затем кривая для России начинает медленно отрываться вверх, а начиная с работника с положением 92% буквально взмывает ввысь. Менеджмент с молчаливого согласия государства забирает значительную часть заработка простых работников, в результате чего неравномерность распределения заработков в России взлетела до 6,64.
График показывает, что занятые в России по размерам заработков четко делятся на три группы. Ввиду значительного расслоения работников их заработки необходимо рассматривать отдельно по каждой группе, чтобы не уподобиться Росстату, который представляет обществу средние по стране цифры, которые не характеризуют ни одну из групп занятых, а потому лишены информативности и полезности и вызывают раздражение населения.
Рассмотрим эти три группы занятых, используя статистические данные 2018 г.
Первая группа – охватывает 70% работников с положением в ряду 1–70%, или 50,208 млн человек. На эту группу приходится 0,405 фонда официальной зарплаты страны, средний заработок в группе составил 18 601 рубль, или 692 USD (это 0,58 среднего заработка по стране, который составил 32 190 руб.).
Порог бедности ООН принимает по рекомендациям Всемирного банка; в 1980-х гг. банк определял его для жарких стран Африки и Азии в размере 1,25 USD, позднее он постепенно поднимал его до 2,15 USD, 4,30 USD и даже до 5,40 USD. Однако для суровых условий северных стран (в России только содержание очень скромного по мировым нормам жилья обходится по 3 USD на душу в день) ныне применяется порог бедности 10 USD. Исходя из этой нормы, средний работник первой группы может содержать на грани бедности семью в составе двух человек (включая самого работника). Но необходимо помнить, что в России свои заработки простые работники добывают как правило за счет значительных переработок на основной работе или занятости на нескольких ставках или работах.
Эту группу занятых эксперты определяют как бедные работающие, их заработок в 1,5 раза ниже, чем в самых нищих странах ЕС Болгарии и Румынии, втрое ниже, чем в Венгрии, Словакии, Латвии и Литве.
Вторая группа охватывает 22% занятых с положением в ряду 70–92%, или 15,780 млн человек. Они имеют более высокие заработки вследствие занятости в важных для государства секторах (банки, добыча, охрана государства) или проживания в богатых метрополиях. Они получают 0,306 фонда официальной зарплаты страны, их средняя зарплата составляет 44 711 руб. (1,39 средней по стране), или 1663 USD.
Третья группа охватывает 8% занятых с положением в ряду 92–100%, или 5,738 млн человек. Это лица, составляющие касту высшей бюрократии и менеджмента. Они получают 0,290 фонда официальной зарплаты страны, их средняя зарплата составляет 116 653 руб. (3,62 средней по стране), или 4430 USD. Курьезность ситуации состоит в том, что именно эти люди загубили экономику России, опустили в глубокую бедность народ, создали условия для вымирания населения, и за эти деяния они вознаградили себя высокими доходами и привилегиями.
Формально соотношение средних заработков работников первой, второй и третьей групп составляет 1 : 2,4 : 6,3, но это соотношение не отражает истинного отрыва доходов работников третьей группы от доходов остальных работников. Во-первых, с целью скрыть чудовищное расслоение работников по заработкам Госкомстат России с 2003 г. пересмотрел порядок учета заработков, исключив из них поступления нерегулярного характера (бонусы, приобретение за счет предприятия квартир, услуг отдыха и т.д.), что привело к снижению учитываемых заработков менеджмента в 2,2 раза. Во-вторых, высокое служебное положение открывает работникам третьей группы широкий доступ к множеству других источников доходов, включая криминальные (примеры – Сердюков, Улюкаев, Гайзер, Кузнецов, Захарченко и т.п.) В-третьих, для лиц третьей группы, как правило, основными поступлениями средств являются не заработки, а доходы от собственности (акции, дивиденды и другие операции с ценными бумагами); так, в 2016 г. по данным ФНС доходы от операций с ценными бумагами составили 7,2 млрд рублей, причем 2/3 их не облагались налогами как инвестиции (на них приобретались новые акции и доли в предприятиях).
На жалобы граждан на чудовищный раскол работников по заработкам президент РФ неизменно отвечает утверждением о том, что высший менеджмент России должен получать доходы на уровне высшего менеджмента передовых стран, но он по умолчанию отказывает в аналогичном праве остальным работникам, признавая таким образом неравенство прав граждан и клановый характер государства. Более того, государство способствует расколу общества по доходам: с 2001 г. в России введена плоская шкала налогов на персональные доходы с единым тарифом 13%, в то время как в странах мира действует многоступенчатая шкала налогов с максимальными тарифами 55% (Австрия), 52% (Нидерланды), 50% (Бельгия, Израиль, Словения), 48% (Португалия), 45% (Германия, Франция, Великобритания, Греция, Австралия, Япония) и т.д. Среди 36 стран ОЭСР плоская шкала налогов применяется только в четырех небольших странах: Чехии и Венгрии (по 15%), Эстонии (20%), Латвии (23%).
Государство десятки лет уклоняется от выполнения требований граждан по установлению справедливой оплаты труда простого работника и ликвидации чудовищного раскола занятых по заработкам, потому что эти факторы составляют основу «новой» экономической системы, потому что они являются теми принципами, теми «китами», на которых она стоит и при отсутствии которых она рухнет.
Либерал-реформаторы в процессе реформ много усилий потратили для формирования этих факторов, для обращения советского труженика в дешевый трудовой компонент процесса производства. Для этого были проведены: конфискация советских сбережений населения; «либерализация цен» и обрушение денежного обращения; сокращение эмиссии денег с целью блокирования экономики; ваучеризация и акционирование с целью передачи в частные руки наиболее доходных предприятий; уничтожение лучших предприятий для устранения конкурентов иностранному капиталу и создания условий для безработицы и обесценения труда; создание мощнейших внутренних силовых структур; развязывание рук бизнесу для ограбления работника (ликвидация государственных и профсоюзных мер защиты работника от произвола работодателя, высочайшие в мире проценты по кредитам, теневые зарплаты без пенсионных отчислений, отсутствие контроля за качеством продуктов питания и пр.). В процессе «реформ» уже к 1998 г. средняя зарплата упала до 32% от уровня 1990 г. (это уровень 1955 г.), но затем стала медленно подниматься и к 2018 г. достигла в целом по России 76,3% от уровня 1990 г. (это уровень 1987 г.).
Свидетельством глубокого неуважения населения и проведения по отношению к нему политики геноцида является устанавливаемая правящими либерал-реформаторами минимальная зарплата в России. В 1999–2000 гг. она составила 15 USD в месяц (0,09 USD в час) и была в 40 раз ниже средней минимальной зарплаты в странах ОЭСР. По нормам ООН на минимальную месячную зарплату российский работник мог прожить один день на грани бедности. Только к 2008 г. минимальная часовая зарплата была поднята до 1 USD, а с 01.01.2019 она установлена в размере 2,5 USD и остается ниже, чем в странах Латинской Америки и ряде стран Азии (Филиппины, Таиланд, Ирак и др.) и Африки (Алжир, Конго и др.)
Государство приняло решение с 2019 г. приравнивать минимальную зарплату к прожиточному минимуму трудоспособного человека во II квартале предыдущего года (с 01.01.2019 – 11 280 руб., или 420 USD), но прожиточный минимум устанавливается тем же государством в весьма ущербном виде; он не предусматривает обеспечение жильем, отдыхом, нормальным питанием, необходимыми образовательными, медицинскими, информационными и культурными услугами. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН утверждает, что цивилизованный прожиточный минимум должен составлять 25 000 рублей, а цивилизованный средний заработок 90 000 рублей, а совет Торгово-промышленной палаты РФ считает, что минимальная зарплата должна составлять 30 000 руб., а средняя – 65 000 руб. (ОТР, 10.06.2019, 03.07.2019). Именно рост благосостояния народа должен быть главной целью национальных проектов, а не частные «макроэкономические» задачи, от реализации которых народ не чувствует никакой пользы.
Простые работники России грабятся дважды.
Во-первых, их грабят менеджеры, которые забирают себе около трети их заработка. При переходе к цивилизованному порядку распределения заработков (Р90/Р10=3,4) средний заработок в третьей группе упадет вдвое (до 60 320 руб.), во второй группе упадет на 20% (до 34 930 руб.), зато в беднейшей первой группе возрастет в 1,5 раза (до 27 800 руб.).
Во-вторых, их грабят собственники предприятий, выплачивающие за труд менее 2/3 его действительной цены. При ведении цивилизованной цены труда все заработки возрастут на 56%, а фонд зарплаты страны возрастет на 15,5 трлн руб. за счет роста затрат собственников предприятий на труд до цивилизованных норм.
В результате этих двух мер средний заработок по стране в целом станет 50 055 руб., в т.ч.: а) в беднейшей первой группе работников возрастет в 2,32 раза (до 43 230 руб.) и 70% занятых и их семьи выйдут из затяжной тридцатилетней бедности; б) во второй группе возрастет в 1,25 раза (до 55 870 руб.); в) в третьей группе снизится на 19,6% (до 93 800 руб.). Соотношение заработков в первой, второй и третьей группах составит 1 : 1,3 : 2,2.
4. Росстат совершенствует статистику по зарплате
Статистический учет заработков наемных работников в странах проводится по официальным данным налоговых, трудовых или профсоюзных органов. Но в современной России фонд зарплаты наемных работников и его доля в ВВП, определяемые по данным официальных органов, так позорно низки, что Росстату пришлось ввести специфическую национальную добавку к заработкам работников, которую он назвал «оплата труда наемных работников и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами» (далее – скрытые доходы). Величину скрытых доходов Росстат назначает ежегодно самостоятельно в размере выявленной им разницы между фактическими расходами и официальными доходами населения (в 2018 г. она объявлена в размере 13,063 трлн руб., или 12,58% ВВП).
Однако квалифицировать скрытые доходы как зарплату рядовых работников нет никаких оснований. Росстат определил занятость в неформальном секторе в размере 20,1% занятых, или 14,581 млн человек (2018). Они работают на небольших предприятиях и у индивидуальных предпринимателей за мизерную подачку (около 10 000 руб.), а годовой фонд их т.н. зарплаты не превышает 2 трлн рублей, что очень далеко от заявленной Росстатом величины скрытых заработков.
В процессе проводимой Горбачевым М.С. «перестройки» скрытые доходы появились в СССР, но советское государство изучило их более серьезно. По данным Госкомстата СССР в 1990 г. их источником служили реализация самогона (35%), спекуляция дефицитными товарами (23%), обман покупателей (24%), хищения государственного имущества (6%), наркотики, проституция и контрабанда (5%), уход индивидуальных предпринимателей и кооператоров от налогообложения (4%), взятки должностным лицам от кооператоров (3%).
Вот такой же честный анализ скрытых доходов необходимо сделать и Росстату, ибо всем ясно, что не на зарплаты простых работников, а на доходы от теневого и криминального бизнеса приобретаются дворцы, яхты, самолеты, ценные бумаги, наполняются банковские счета. Тем не менее Росстат ежегодно упорно включает скрытые доходы в фонд зарплаты страны, и таким простым приемом в 2018 г. повысил в отчетности фонд зарплаты с 27,706 трлн руб. до 37,394 трлн руб. (рост на 35,0%), реальный средний заработок – с 32 190 руб. до 43 445 руб., а долю труда в ВВП – с реальных и мизерных 33,9% до цивилизованных 46,8%.
В отчетах для международных организаций Росстат помещает скрытые доходы в статью «Социальные страховые отчисления работодателей в пользу работников» (графа 4 таблицы), что совершенно неуместно, и потому автор перенес их в более подходящую для них статью «Валовая прибыль и валовой смешанный доход собственников» (графа 5 таблицы).
Категория «скрытые доходы» объясняет, каким образом мизерные средние заработки в регионах (так, в 2017 г. средний заработок в 16 регионах Центрального федерального округа, без Москвы и Московской области, составил 27 562 руб., в т.ч. для простых работников, составляющих 70% занятых, – 15 990 руб.) в результате их консолидации превращаются в солидный росстатовский средний заработок по стране (39 167 руб.).
Отнесение Росстатом 26% фонда зарплаты страны к скрытым доходам означает признание аналогичной доли ненаблюдаемой экономики, с которой не может или не желает покончить государство.
5. Вымирание населения
Динамика численности населения есть самый точный показатель степени доверия населения к государству, веры в его обещания и планы, она есть самая объективная оценка деятельности государства, выраженная народом. Одновременно она есть и показатель степени заботы государства о сохранении и приращении населения.
После Великой Отечественной войны народ твердо верил в быстрое восстановление, и в стране наблюдался беби-бум. Естественный прирост населения РСФСР достигал 1,958 млн (1958), но впоследствии стабилизировался: в 1970–1979 гг. он составил в среднем 0,788 млн человек в год, в 1980–1989 гг. – 0,795 млн человек в год. Подъем естественного прироста населения до 0,988–0,968 млн человек наблюдался в начале горбачевской перестройки в 1986–1987 гг., но вскоре население осознало разрушительный характер перестройки и произошел сокрушительный обвал естественного прироста до 0,104 млн человек (1991).
В процессе «реформ» правящие либерал-реформаторы проводили политику геноцида населения, что засвидетельствовано Государственной думой 15.05.1999. Естественный прирост населения сменился «естественным» вымиранием, которое достигло максимума 0,959–0,930 млн человек в 1999–2002 гг. После принятия майских указов президента РФ от 2012 г. «естественное» вымирание населения некоторое время было близко к нулю (2012–2016), но по мере провала решений указов доверие населения к власти стало падать, а вымирание расти: 0,136 млн в 2017 г., 225 млн в 2018 г.
При отсутствии «реформ» и нормальном эволюционном развитии России за период 1990–2018 гг. естественный прирост населения составил бы 23,1 млн человек, а численность населения на 01.01.2019 составила бы 171,1 млн человек. Но фактически численность населения составила 146,781 млн человек, а без учета присоединившихся Крыма и Севастополя (2,350 млн) и чистого миграционного прироста за период 1990–2018 гг. (7,044 млн) – всего 137,4 млн человек. Полные демографические потери населения России от «реформ», как от страшной войны, составили 33,7 млн человек, а по численности населения Россия отброшена назад на 40 лет, к началу 1979 г.
Утилитарное отношение государства к населению как производителю благ для правящей элиты привело к низкой цене труда, а дешевый труд лишает Россию стимулов к экономическому развитию и обрекает население на беспросветную бедность, стрессы, болезни, депрессию, утерю веры в будущее и как следствие – на вырождение и вымирание. Богатейшая страна с нищим населением не может иметь привлекательного международного имиджа, она вызывает у партнеров недоумение, настороженность, жалость или презрение.
Но вымирание населения России имеет одну зловещую особенность.
За период между переписями 1989 и 2010 гг. численность населения России снизилась на 4,165 млн человек, в т.ч. русских на 8,849 человек: с 119, 866 млн (это составляло 81,53% от общей численности населения России, равной 147,022 млн человек) до 111,017 млн человек (это оставляло 77,40% от общей численности населения, равной 143, 436 млн человек). Однако цифру по убыли русских надо удваивать, поскольку за 22 года между переписями 5,1 млн составил официальный чистый миграционный прирост русских и 3,1 млн скрытый миграционный прирост (в соответствии с предоставленным Конституцией РФ гражданам правом выбирать национальность при переписи многие, особенно украинцы и белорусы в смешанных семьях, назвались русскими; это подтверждается балансами миграции по национальностям).
Не так давно руководители государства рапортовали народу о своем великом успехе: в 2015 г. обнаружен естественный прирост населения аж на 32 038 человек. Но проследив распределение естественного прироста по регионам, обнаруживаем удручающую картину: прирост в регионах с преобладающим нерусским населением составил плюс 139 278 человек, а прирост в регионах с преобладающим русским населением – минус 107 240 человек. Разница этих двух цифр и дала прирост 32 038 человек в целом по стране.
Если в советский период численность русских каждые 10 лет стабильно росла на 6 млн человек, то при правлении либерал-реформаторов она за каждые 10 лет убывает до 8 млн человек. Это служит свидетельством продолжения проведения государственной политики геноцида русского народа, являющегося по сути единственной центростремительной силой страны, его единственной надежной скрепой.
6. Заключение
Итак, подведем итоги.
Целью социалистического государства СССР был народ-труженик, его благосостояние и безопасность. За последние тридцать лет существования СССР (1961–1990) производимый национальный доход вырос в 4,1 раза, реальный средний заработок – в 3,1 раза, численность населения – в 1,4 раза (с 212 млн до 290 млн).
Целью государства либерал-реформаторов является благосостояние и безопасность правящей элиты, а народу отводится место трудового компонента процесса производства благ, затраты на который подлежат постоянному сокращению. Правящая элита России занята личным обогащением и развлечениями, она не переживает за народ, не живет его проблемами, не связывает свою судьбу с судьбой народа, она видит в нем только источник благ, данный ей свыше. У нее нет ни интереса, ни профессионализма для решения высоких национальных задач. В России за последние 28 лет (1990–2018) производство сократилось до 84,6% (это уровень 1984 г.), официальная средняя заработная плата основной массы работников (70% занятых) – до 42% (это уровень 1967 г.), численность населения – до 92,5% (это уровень 1979 г.). Пореформенная Россия выпала из общемирового тренда социально-экономического развития и с каждым годом все более отстает по важнейшим показателям от остальных стран мира. По основным показателям современная Россия отброшена назад от текущего времени на 34–47 лет.
Для сравнения: за тот же период (1990–2018) в странах ОЭСРпроизводство выросло до 125,8%, заработки – до 134,5%, численность населения – до 122,5%. За тот же период в Китае производство выросло в 10,1 раза, заработки – в 13,5 раза, население – до 123,0%.
Приведение системы оплаты труда к цивилизованным нормам снизит напряженность в обществе, решит ряд социально-экономических проблем, остановит вымирание русского населения и движение страны к угасанию и распаду. Оно поднимет и авторитет России на международной арене, как страны более успешной и привлекательной. Причем для нормализации оплаты труда (в пределах, указанных выше) не требуется ни финансовых затрат, ни повышения производительности, достаточно лишь отказа правящей элиты от принципа приоритетности собственных интересов над интересами нации, от отношения к народу как к дешевому ресурсу для производства благ, от построенной либерал-реформаторами несправедливой модели общества.
По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».