RSS     Владивосток 22.11.2024 03:57       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


Кому и зачем нужны знания

Положение в этой сфере деятельности из года в год становится всё хуже, и наше правительство, по всей видимости, уже не знает, что делать, дабы его как-то исправить. Ввели новые стандарты, несколько раз преобразовывали министерства, занимающиеся вопросами образования, создавали новые учебники и изменяли программы, а воз и ныне там — ни одной проблемы так и не удалось решить.

ДЛЯ НАЧАЛА немного теории. Прежде чем что-то улучшать или исправлять, надо разобраться, как та или иная система действует в целом. Затем необходимо понять, какую роль в ней играют различные её элементы и как они между собой связаны и взаимодействуют, и только потом браться за дело. Иначе можно скорее навредить системе, чем что-то в ней исправить.

Не правда ли, всё просто? Но всегда ли мы используем научные теоретические наработки для решения наших насущных повседневных задач?

Согласно положениям теории, сущность любой системы (системы образования в том числе) определяется её целеполаганием. То есть структура и наполнение системы определяются той целью, для достижения которой она создаётся. Поэтому начинать надо с того, чтобы предельно ясно сформулировать цель, которую собираются достичь через нашу систему образования.

Цель должна содержать вполне определённую конкретику. Из неё должно быть понятно, кого, чему и как нужно учить. И цель эта формируется не просто исходя из субъективных желаний людей, которые непосредственно занимаются вопросами образования, а из объективных потребностей общества.

Образование изначально возникло как система передачи знаний от поколения к поколению, и главное содержание этих знаний составляют умения, обеспечивающие выживание человека в различных условиях окружающей среды. Таким образом, главная задача любого образования — это обеспечение производительной деятельности того общества, в котором эта система создаётся.

Поэтому система образования, прежде всего, должна соответствовать текущему уровню производства и перспективам его развития. Об этом фундаментальном положении теории у нас почему-то забывают сразу, как только начинается обсуждение проблем образования.

Далее. Из практической жизни для нас очевидным является тот факт, что разные категории людей получают различные виды образования. От чего зависит, кто какое образование будет получать?

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД может показаться, что это зависит лишь от желания самого человека. Но это далеко не так. Хотя, конечно же, желание нужно, иначе никто никого ничему научить не сможет, но одного желания мало. Нужны условия для того, чтобы тот или иной человек смог получить желаемое образование. Условия эти определяются опять-таки не самим человеком, а структурой того общества, в котором человек живёт и осуществляет свою деятельность. Мы живём в классовом обществе. Поэтому система образования, как и практически все остальные общественные институты, носит классовый характер. Условия и возможности получения образования для бедных и богатых существенно различаются.

Обеспеченные люди имеют больше шансов получить качественное и всестороннее образование, а значит, и за-нимать в производственной иерархии более высокое, а именно руководящее положение. Это в свою очередь позволяет им ещё в большей степени увеличивать своё благосостояние. Ну а тем, кто победнее, достаётся рутинный черновой труд. Конечно же, бывают и исключения, и кому-то из представителей низших слоёв общества удаётся получить приличное образование и «выйти в люди», однако исключения лишь подтверждают общее правило.

Но сказать открыто, что у нас в России, как и в любой другой капиталистической стране, возможность получения образования теперь будет напрямую зависеть от толщины кошелька обучаемого, чиновники пока не решаются.

В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ очень многого добились в плане устранения классовых различий. Особенно наглядно это проявлялось как раз в системе образования, где сын или дочь любой «кухарки» могли получить высшее образование и принимать участие в государственном управлении. В системе советского образования делалось всё, чтобы имущественные и социальные различия семей не имели принципиального значения в вопросах социального роста личности.

Теперь времена изменились. Созданную в советское время систему образования практически полностью уничтожили. Да по-другому и быть не могло. Ведь она была рассчитана на воспитание человека-созидателя, человека-творца. А нынешней системе нужен лишь «квалифицированный потребитель, пользующийся результатами творчества других». Говоря иначе, богатым отведена роль «творческой элиты», а остальные должны довольствоваться тем, чем эта элита посчитает нужным с ними поделиться.

Нынешней власти не нужны такие проекты, как разработанная под эгидой КПРФ программа действия «Образование для всех». Несмотря на то, что в её создании принимали участие видные учёные и специалисты в области образования, среди которых Ж.И. Алфёров, И.И. Мельников, О.Н. Смолин и многие другие, программа на протяжении нескольких лет упорно игнорируется правительством и министерствами. Это и не удивительно, так как принцип «Образование для всех» — это принцип советской системы образования. Сегодня образование всё более разделяется на «элитное» и «для всех прочих», ведь на таком разделении держится вся капиталистическая система производства. А как сказано выше, система образования не может не соответствовать тому способу производства, который она обеспечивает. Следовательно, то, что происходит сегодня с нашей системой образования, не случайность или прихоть чиновников. Всё это закономерно.

В западных странах система образования для богатых определяется большей персонализацией, индивидуальностью. Они могут выбирать, каким образом и какое именно образование получать. Это обеспечивается широкой сетью частных колледжей, университетов и других видов учебных заведений, в которых программы подбираются особым образом, а обучение проходит только на платной основе.

Глядя на этот опыт, многие российские граждане, особенно из обеспеченных семей, а под их влиянием и некоторые чиновники от образования пытаются настаивать на введении подобного рода обучения и у нас в обычных государственных школах. Заводят разговоры о возможности выбирать предметы и экзамены, требуют перевести всё обучение на кружковую (по интересам) основу, разделить гуманитарное и техническое образование и т.д. Они даже не задумываются, что все эти нововведения неприменимы для системы общественного образования, которая принципиально отличается от системы частного образования.

ОБЩЕСТВЕННОЕ (народное) образование в его современном понимании зародилось лишь с началом распространения капиталистических отношений, которые характеризовались активным вовлечением в процессы общественного производства всё большего числа людей. Расширение и усложнение производственных связей и производственной деятельности потребовали определённой базовой подготовки широких слоёв населения.

Образование для привилегированных слоёв общества никуда не делось. Но если в докапиталистическую эпоху оно было по преимуществу сословным, то теперь оно стало доступно всем, кто может за него заплатить.

Бедняки оплачивать полноценное образование не могут, поэтому деньги на нужды общественного образования берутся из налогов. Соответственно, никто и не спешит расходовать на эти цели слишком большие суммы. Поэтому образование народных масс всегда поддерживалось лишь на минимально необходимом уровне.

Хотя в России пока ещё нет такого чёткого разделения образования на частное и общественное, как в странах Запада, но постепенно всё к этому и идёт. И если процесс не остановить, дети простых тружеников будут почти полностью лишены доступа к средним и высшим ступеням образования.

Научные теории для того и создаются, чтобы можно было предвидеть развитие событий и своевременно принимать необходимые меры. Поэтому трудящийся, если он хочет сохранить за собой почётное положение в обществе, сохранить право на получение полноценного образования и других социальных преференций, должен выступать не столько за улучшение отдельных законов об образовании, сколько за смену производственных отношений на те, при которых ему отводится первостепенная роль.

Подводя итоги всему вышесказанному, отметим, что решить проблемы образования в отрыве от решения проблем экономического развития страны невозможно. Только смена приоритетов в пользу человека труда, только новая индустриализация страны могут вернуть образованию его истинное место в шкале человеческих ценностей.

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

30 Августа 2019

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design