Президент России Владимир Путин выдвинул задачу добиваться дальнейшего снижения ставок по ипотечным кредитам. «Нам нужно стремиться к тому, чтобы в целом снижать ставку по ипотеке», — заявил глава государства на встрече с представителями общественности Дальнего Востока. Однако как этого добиться, не нарушая объективных законов капиталистической экономики, пока не ясно.
ПРЕЗИДЕНТ УВЕРЕН, что с реализацией пилотного проекта с 2-процентной ипотекой для молодёжи на Дальнем Востоке «будет падать ставка по ипотеке в целом по стране, и в какой-то момент высокие процентные ставки могут просто перестать быть такими актуальными», цитирует Путина ТАСС. То, что процесс этот напоминает скорее гадание на кофейной гуще, признаёт сам глава государства, заявивший, что хотя к этой цели надо стремиться, «но это будет зависеть от состояния экономики в целом». «Наша цель — в целом по стране ипотеку снижать», — отметил президент.
Насколько реальны такие обещания? Россияне и без того сидят в кредитных долгах как в шелках, при том что реальные доходы населения продолжают падать шестой год подряд. Тем временем кредитный пузырь раздувается всё сильнее. Уже в скором времени банковская система России столкнётся с волной дефолтов по потребительским долгам и потребностью в массовой реструктуризации кредитов и кредитных карт. К такому выводу пришли эксперты бюро кредитных историй «Эквифакс». За последние два года россияне нахватали кредиты на 5,8 триллиона рублей. Долг граждан перед кредитными организациями подскочил в 1,5 раза, при том что реальные доходы населения в реальном выражении лишь снижаются. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года объём выдачи вырос на 13%, а по сравнению со вторым кварталом 2017 года — на 46%.
«Для начала отметим: ставки по ипотеке не подчиняются властным распоряжениям сверху, кто бы их ни объявлял. Это исключительно рыночный показатель, и зависит он от набора значимых факторов, основополагающим из которых выступает ключевая ставка Банка России. Можно до посинения «заклинать» ипотечные ставки, призывая их к понижению, и даже бить в бубен, но ниже ключевой ставки ЦБ ипотечные ставки не станут даже в теории. Если только относить сюда эксклюзивные случаи прямого субсидирования ипотеки, когда бюджет компенсирует банкам разницу в процентах, чтобы те не несли убытки. Но подобные программы в силу больших затрат для казны имеют лишь ограниченный характер. Те же провозглашённые Путиным «2% для молодёжи Дальнего Востока» относятся к программам, финансируемым за счёт государства, то есть всех нас, налогоплательщиков. При этом предполагается, что кредитоваться под такую ставку смогут лишь те, кто обзаводится жильём на «дальневосточном гектаре», который, насколько можно судить, оказался слабо востребован по причине значительной удалённости от городов и не всегда подходящих условий. На Дальневосточном форуме звучала цифра, согласно которой лишь 8,5 тысячи семей потенциально смогут прибегнуть к этой ипотечной услуге. Реальное число тех, кто захочет и сумеет воспользоваться данной льготной ипотекой, очевидно, окажется в разы меньше. Далеко не все могут позволить себе при нынешних уровнях доходов приобрести квартиру в кредит даже под 2% годовых, особенно среди молодых семей с детьми, где ситуация с доходами совсем не весёлая», — сказал «Правде» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
Единственной основой для снижения ипотечных ставок по стране могут стать исключительно следующие обстоятельства: дальнейшее понижение ключевой ставки ЦБ, заметный рост реальных располагаемых доходов населения и наконец куда более внушительные программы государственной помощи по сравнению с нынешними.
«Ставку Центробанк, скорее всего, в предстоящее время продолжит понемногу снижать, во всяком случае покуда тому благоприятствует динамика инфляционных показателей. Но, тем не менее, значительно он её снизить не в состоянии, поэтому воздействие на ипотечные ставки здесь будет лишь весьма ограниченное. При этом платёжеспособный спрос населения уже практически близок к иссяканию, и это будет негативно отражаться на объёмах ипотечного кредитования. Что касается программ господдержки ипотеки: всё бы хорошо, да вот денег на них нет. И если отдельные достаточно обеспеченные регионы, такие как Ямало-Ненецкий округ, могут позволить себе региональные программы субсидирования ипотеки, то в масштабах всей страны такую помощь оказать будет весьма затруднительно», — резюмировал Алексей Коренев.
По материалам публикаций на сайте газеты «ПРАВДА».