Почти год прошёл со времени отстранения Татьяны Васильевны Дорониной от должности художественного руководителя МХАТ им. М. Горького. «Правда» немало писала о тяжких последствиях этого. Но… всё остаётся по-прежнему!
УВЕРЯЛИ, что такие кадровые меры необходимы для развития театра и выхода его на новый, более современный и более качественный уровень, что зрителей несомненно ждёт радужная перспектива перемен к лучшему. А оказалось всё совсем иначе! Началось разрушение театра, превращение его из академического, репертуарного в прокатную площадку для антрепризы и некое подобие развлекательного заведения. Нас «обрадовали» премьерой по крайне низкохудожественной пьесе с нецензурной лексикой и близкими к ней словесными оборотами, которую к тому же новое руководство театра заявляет главной для себя.
Что же касается зрителей, то они теперь ведут свой отсчёт. С января 2019 года народная артистка СССР Т.В. Доронина перестала появляться на сцене, и многочисленные, воспитанные в лучших традициях друзья театра забили тревогу: куда пропала Татьяна Васильевна? Ведь ранее она каждый месяц играла главные роли в спектаклях, всегда проходивших при аншлагах, — «Васса Железнова» и «Старая актриса на роль жены Достоевского». И, несмотря на все рассуждения так называемых доброжелателей о её почтенном возрасте, делала это блестяще, при полной самоотдаче, находясь в прекрасной творческой и физической форме.
Назначенный её преемником на место худрука Э. Бояков присутствовал в зале на том последнем январском спектакле Татьяны Дорониной. Это была «Васса Железнова». После завершения действия Доронина ещё долго находилась на сцене: зрители не отпускали любимую актрису. Однако Бояков не счёл нужным хотя бы подарить ей цветы! И при этом он постоянно заверяет, что с Дорониной находится в непрерывном диалоге.
Не хочется повторяться, но вряд ли можно сказать, что результатом «творческого диалога» Дорониной и Боякова явились действия последнего, направленные на уничтожение театра, который 30 лет усердно строила Татьяна Васильевна Доронина.
Почему она больше не принимает участия в творческой жизни коллектива, который стал главным делом её жизни? Конечно, зрители не остались в стороне от этой ужасающей ситуации. Ведь очевиден факт того, что если за всё прошедшее время какого-либо рода диалог между Дорониной и Бояковым достигнут не был, то надеяться, что он будет достигнут в дальнейшей перспективе, не приходится.
Следует отметить, что МХАТ им. М. Горького — это не обычный, не заурядный театр. Он всегда отличался яркой патриотической позицией и сохранением самобытности русской культуры как основополагающего кода нации. Необычен он и в том, что имел постоянного зрителя, воспитанного этим театром и разделяющего его позицию. Именно этот многочисленный зритель и встал на защиту театра! Неоднократно направлялись коллективные письма в администрацию президента страны и лично В.В. Путину с просьбой вернуть должность художественного руководителя Т.В. Дорониной и остановить разрушение театра. Но все наши письма пересылались в министерство культуры РФ, а оттуда отвечали, что учредитель не вправе вмешиваться в деятельность театра, что произведённые перемены якобы никак не затрагивают творческой деятельности Т.В. Дорониной. Как оказалось, очень даже затронули! Теперь данный факт очевиден всем.
Много раз коллективно обращались мы и непосредственно в министерство культуры РФ, особенно в связи с премьерой низкопробного спектакля «Последний герой». В частности, с просьбой изменения возрастного ценза, заявленного в афише как «12+», и предоставления копии экспертного заключения о том, что на этот спектакль правомерно ставить такой возрастной ценз. Однако письма из министерства культуры пересылались в театр, откуда отвечали, вероятно, по поручению того же Э. Боякова, что спектакль «Последний герой» — о герое современности и способствует утверждению патриотической позиции, а ограничение возрастного ценза не входит в его (министерства) компетенцию.
Что ж, возможно, Бояков искренне считает, что спектакль по низкопробной пьесе с обнажёнными фигурами на сцене, героем которого оказывается отставной пьющий военный, подкладывающий в тоннель взрывчатку и убивающий двух ребят и девушку, действительно посвящён герою современности. Но почему бы чиновникам из министерства культуры не создать компетентную творческую комиссию для проверки того, что «наработал» Бояков за время своего руководства? Пора уже это сделать! «Правда» очень верно предложила такую меру в недавней своей публикации. Мы, зрители, целиком и полностью это поддерживаем.
А пока получается, что многочисленные зрители, проявляя свою гражданскую позицию, никак не могут помочь спасти любимый театр. К нашей тревоге и нашим предложениям власть абсолютно глуха. Возникает вопрос: а нужна ли истинная культура нынешнему руководству страны?
И тут же ещё вопрос: готова ли страна потерять Татьяну Доронину, народную артистку Советского Союза, великую труженицу и подвижницу, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством»? Этот вопрос тоже остаётся открытым.
По страницам газеты "Правда".